Трибуна
7 мин.

Почему вратари стали бегать в два раза больше? Кто пробежал больше всех в РПЛ? Новый пост тренера вратарей «Урала»

Всем привет, вы в блоге тренера вратарей «Урала» Андрея Шпилева. В прошлом посте вы узнали, насколько для вратаря полезно повторение коротких позитивных фраз, а теперь Шпилев рассказывает о причинах революции в пробеге вратарей.

Роль вратаря всегда была определена четко – единственной задачей было не дать мячу пересечь линию ворот (размером 7,32 на 2,44 метра, куда помещаются 358 мячей). Чисто футбольные навыки от вратаря практически не требовались – иногда даже свободные удары выполнялись полевыми игроками. До 1992-го вратарям даже разрешалось брать мяч в руки после передач партнеров – по большому счету, игра голкипера ограничивалась наблюдением.  

Легендарный Оливер Кан в автобиографии писал: «Действия на поле в ограниченном пространстве сравнимы с определенной нормой». Конечно, под ограниченным пространством Кан понимал пределы штрафной. Как только он оказывался за ее пределами, в нем возникала неопределенность, потому что он не мог управлять ситуацией с помощью обычных навыков. 

В последние годы вратарская позиция изменилась сильнее всех. Во-первых, вратари были вынуждены развивать навык передачи после запрета на игру руками после пасов партнеров. Во-вторых, отказ от позиции либеро и переход на оборону в линию привели к тому, что у вратарей появилась дополнительная задача – страховка при обостряющих передачах за линию обороны.  

Так у современного вратаря возникают обязанности, которые раньше были распределены между несколькими игроками. Отсюда естественен рост числа ошибок. К сожалению, смелость вратаря отмечают не всегда – например, при желании дотянуться до мяча при кроссе. В случае неудачи скорее прозвучит мысль, что раз уж голкипер вышел из ворот, должен перехватывать передачу.  

Из-за этого возрастает роль психологии. Какой вратарь захочет рисковать на выходе, чтобы потом получить критику, вместо того чтобы остаться на линии? А ведь вратарь мог бы предотвратить удар головой, коснувшись мяча кулаком или кончиками пальцев.

Теперь оставаться в стороне не получится. При возросшей интенсивности вратарю необходимо действовать несмотря на то, что существует риск неправильной оценки ситуации и результативной ошибки. Еще в молодежной команде «Урала» я требовал, чтобы вратари смелее выходили из ворот, проявляя присутствие в эпизоде, даже если это влечет большой риск. Чувство силы прострельной передачи, траектории полета и вращения мяча закладываются в юном возрасте, и мы работали и над решительностью.

Роль вратаря изменилась, а критика за ошибку в моменте, где голкипер проявил смелость – нет. По-прежнему вратари, оставшиеся на линии, найдут больше оправданий, чем те, кто решаются и, возможно, ошибаются. Игра современного вратаря – постоянная оценка ситуаций, в которых больше шансов на успех.

Дополнительная работа вратаря выражается в статистике и в части пробега. Раньше голкиперы пробегали два-три километра за матч, теперь цифры выросли в два раза. Из игрока, только защищавшего ворота, голкипер превратился в фигуру, доминирующую и в тридцати метрах от них. 

Несколько лет назад я получил данные по пробегу 60 вратарей АПЛ – в среднем набегали более пяти с половиной километров за матч, это почти половина пробега полевых футболистов. Правда, в отличие от них вратари почти три четверти расстояния покрывают с малой интенсивностью, лишь около ста метров они перемещались со скоростью в районе 20 километров в час. 

Почему вратари стали больше бегать?

Великий голландский тренер вратарей Франс Хук говорил: «Двигается мяч – двигается команда, двигается команда – двигается вратарь». 

В одном из предыдущих постов я рассказывал, что вратарь часто располагается на расстоянии двадцати-тридцати метров от ворот для обороны пространства за спинами защитников. Вратарь обязан четко распознавать игровую ситуацию, чтобы перехватывать мяч еще до возникновения опасности. Думаю, все помнят игру Мануэля Нойера на ЧМ-2014 – после нее немцы шутили «Только Франц сделал бы это лучше», вспоминая Беккенбауэра. 

Сегодня вратарю нужно не только больше бегать, но и часто спринтовать. Учитывая все новые задачи голкиперов, логично, что вратарь показывает более высокий пробег и более частые спринты, чем раньше.

Физическая активность – относительный критерий работы вратаря. Техническая и тактическая подготовки, руководство оборонительными действиями по-прежнему более важны для качественной игры голкипера. Конечно, общий пробег не проливет свет на общее число действий, потому что пробег – не решающий фактор в игре вратаря. 

Километраж сильно зависит от характера матча: если команда имеет преимущество, вратарь показывает меньшую активность, чем вратарь, находящийся под давлением. Несмотря на это, сравнение пробегов голкиперов из разных лиг очень интересно. 

Вратари-лидеры Бундеслиги по пробегу играли за аутсайдеров, но это не общее правило

До коронавируса у нас была возможность путешествовать, посещать заграничные семинары – на одном из них я получил данные по вратарям Бундеслиги в сезоне-2018/19. Различия между голкиперами были несущественны – в среднем они пробегали около пяти с половиной километров за матч.  

Вратарь «Нюрнберга» Фабиан Бредлов (сейчас играет за «Штутгарт») – лидер по пробегу среди вратарей Бундеслиги-2018/19 (6,9 километра), правда, он сыграл всего 13 матчей (фильтр – не меньше пяти игр). Вторым стал Ральф Фэрманн из «Шальке» (6,12), третьим – Михаэль Эссер за «Ганновера» (6,09).

В том сезоне «Нюрнберг», «Шальке» и «Ганновер» находились внизу таблицы – «Нюрнберг» и «Ганновер» в итоге вылетели во вторую Бундеслигу. Так что одно из возможных объяснений их высокого пробега – частая игра по давлением, но нельзя сказать, что вратари аутсайдеров всегда показывают более высокие цифры.

Например, Александр Нюбель, которые заменил Фэрманна в воротах «Шальке», в среднем за матч пробегал только 4,94 километра. Рон-Роберт Цилер, игравший за вылетевший «Штутгарт», показывал 5,28 километра – тоже ниже среднего по лиге. Средний показаатель Нойера в сезоне-2018/19 – 5,28.

Пробег – не индикатор класса вратаря

Самые низкие показатели по пробегу в Бундеслиге-2018/19 – у Руне Ярстейна из «Герты» (4,54) и Кевина Траппа из «Айнтрахта» (4,65). При этом, безусловно, оба были одними из лучших вратарей того сезона в Германии. 

InStat предоставил мне данные по этому сезону РПЛ – изучили только вратарей, сыгравших не менее пяти матчей. 

Пробег ничего не говорит об общем качестве вратаря, потому что обычно зависит от игровой системы, философии главного тренера и тренера вратарей.  

Статистика показывает, что лишь четверть действий вратарь выполняет руками. Из представителя ручного труда голкипер превратился в универсала. 

Измененная роль позволила мне сформировать собственную философию, в которой вратарь получил обозначение как «универсальный игрок».

Андрей Шпилев

Инстаграм Андрея Шпилева

Как Шпилев играл против «Амкала»

Для вратаря важна осанка и полезно повторение коротких позитивных фраз

Фото: ; /TEAM2 via www.imago-images.de/www.imago-images.de, imago sportfotodienst, via www.i/www.imago-images.de, Sportfoto Zink / DaMa, Li Ga/ZUMAPRESS.com, Jan Huebner/Scheiber