«В основе футбола и покорения космоса – объединение». «Калуга» из ПФЛ сделала форму со звездами, небом и силуэтом Циолковского
История большой идеи.
21 мая «Калуга» из ПФЛ представила удивительную форму – на ней есть силуэт Константина Циолковского, звезды и фраза «Оторваться от земли». Клуб давно хотел сделать проект об ученом, который прожил в Калуге большую часть жизни.
Авторы идеи – Владимир Ярославцев и Виталий Голяков, они работают в медиаслужбе «Калуги». Ярославцев – бывший футболист, начинал в «Ладе», несколько лет играл в дубле «Крыльев Советов», а в 2018 году пришел в «Калугу», где и закончил карьеру прошлым летом. Теперь он развивает медиа клуба. Виталий почти всю жизнь провел в Москве, окончил Государственный университет управления по специальности спортивный менеджмент и уже три года работает в футболе.
Когда форма была почти готова, Владимир и Виталий обратились к Даниилу Чалову, игроку сербской «Инджии» и основателю творческого объединения «Ничего Обычного». Недавно мы уже говорили с Даниилом о супрематической форме для «Витебска», а теперь связались еще раз.
Ниже – полная история красивого проекта.
Слушаем Ярославцева и Голякова: «Мы маленький клуб, рекламодатели не видят выгоды. Хотим показать, что локальные клубы тоже могут добиваться успеха»
– Калуга – это колыбель космонавтики. Здесь творил Циолковский, поэтому основным элементом дизайна футболки стал его силуэт. Синий, голубой – это цвета клуба. И на их фоне – звездное небо. Прекрасно.
Это уже не первая необычная презентация. Перед началом сезона, когда команда закупила форму от Puma, мы сделали два ролика с хэштегом «пацаны с района». Хотели показать, что наши калужские футболисты – такие же обычные ребята, как и все остальные, живут на окраинах в разных районах города. Хотели призвать болельщиков поддержать местных ребят. Идея получила очень хороший отклик – порядка 30 тысяч просмотров в инстаграме, многие блогеры нас упоминали и говорили, что это круто.
Когда стали думать над новым проектом, сразу появилась мысль, что это может быть футбольная форма. Идея пришла достаточно просто. Мы хотели снять игрока «Калуги» на крыше нового дворца спорта, чтобы он там показывал какие-нибудь трюки. В итоге этим мы не ограничились и сделали серию видео на крышах значимых объектов города. Все это очень хорошо подошло под 60-летие полетов человека в космос и 650-летие Калуги. Две большие даты, которые в этом году отмечает город.
Когда проект развивался, мы искали фразу, которая идеально подойдет под его суть. Наш фотограф Юлия Тарасенко сняла футболиста на тренировке, и там игрок, скажем так, оторвался от земли. То есть подпрыгнул с мячом. И фраза пришла в голову: «Оторвался от земли». Так она и родилась. А потом мы начали понимать, что в ней заложен действительно глубокий смысл. Даниил Чалов придал этой идее еще большую глубину.
Мы понимали, что было бы здорово, если бы об этом заговорили не только на локальном уровне, но и в России. Сначала мы хотели сотрудничать с Bosco, потому что их завод находится в Калуге. Могла получиться действительно классная локальная история. Пытались, связывались, это все тянулось-тянулось-тянулось, и мы получили отказ.
Дизайн формы разрабатывала саратовская компания по нашим задумкам. Когда мы определились с тем, что у нас на форме будут Циолковский и звездное небо, мы уже примерно представляли дизайн футболки. Просто коряво нарисовали ее на листочке и отослали на производство. Там уже дизайнер все доработал.
По большей части нашими спонсорами являются крупные предприятия. В основном это государственные учреждения, гособоронзаказ, поэтому для них реклама не так важна. Они больше на благотворительных началах нас поддерживают. Мы стараемся искать и других партнеров. В основном это локальные бренды: пиццерия, барбершопы, магазины, бары и рестораны. За счет проекта с формой хотим привлечь внимание к клубу и выходить на частный бизнес с конкретными предложениями, чтобы они понимали , что взаимодействие может быть интересным.
Такие проекты непросто делать, потому что мы достаточно маленький клуб по меркам российского футбола. Ты должен сделать что-то по-настоящему масштабное, чтобы о тебе написали или обратили внимание. Тяжело еще и в том плане, что потенциальные рекламодатели не очень активно хотят участвовать в таких историях, потому что не видят для себя выгоды.
Надеемся, сейчас покажем, что локальные клубы тоже умеют добиваться успеха, что спонсоры тоже должны ими интересоваться. Нам не нужны огромные контракты, мы не Премьер-лига. Но на нашу продуктивность влияют даже небольшие суммы.
Дальше у нас есть идея сделать форму по мотивам 650-летия Калуги. На ней будут достопримечательности города, какие-то силуэты. Она, скорее всего, будет белой, потому что мы получили много негатива с производства из-за голубого, это очень тяжелый цвет для печати.
В «Калуге» хотят заинтересовать людей космосом и подтолкнуть к походу в музей
– Футбол и космос, конечно, связаны. Если говорить конкретно о нашем проекте, то Циолковский, космос, Калуга, футбол – это четыре составляющих, и они идеально переплелись. Циолковский же говорил, что сначала идет мысль, а потом она материализуется. Так происходит и в футболе. Мысли главного тренера, мысли футболистов на поле материализуются во что-то большее – в победы, в достижения, в результаты. Космос достаточно многогранен, обширен, как и футбол, как и интерес к нему.
Футбол не ограничивается одной площадкой. Это не просто прямоугольник, у которого есть границы в виде белых полос. За пределами этого прямоугольника есть трибуны, болельщики, которые приходят из домов, едут из других городов и даже из других стран. У Циолковского в конспекте «Причина Космоса» были такие мысли: если у вселенной есть границы, то что за этими границами?
Вчера мы встречались с космонавтом. Он сказал, что это отличный проект, потому что он дает возможность донести до людей историю страны, Калуги, Циолковского. Возможно, кого-то это вдохновит, потому что не все знают, что Циолковский не родился в Калуге, но прожил здесь всю сознательную жизнь. Через такие проекты можно предлагать людям чуть глубже познакомиться с историей нашей страны. Возможно, кто-то заинтересуется космосом, сходит в музей.
Теперь слово Чалову: он загорелся идеей и помог сделать проект более масштабным
– Я с этой формой познакомился 9 апреля, когда мне позвонил Вова Ярославцев. Он рассказал, что есть идея – разработали форму и хотели бы посвятить ее Циолковскому и 60-летию полетов в космос. Дизайн был практически таким же, как сейчас. Поменялись детали, но по смыслу он остался прежним – Циолковский, силуэт, звезды и фраза «Оторваться от земли». Он спросил, можем ли мы как-то помочь рассказать о проекте.
Когда мне только сбросили фотографию, я понял, что эта история не просто про форму, наполнение может быть куда больше, и сказал: «Ребята, дайте мне несколько часов подумать». Они хотели запускать все 18 апреля, к первой игре после возобновления чемпионата. Я предложил отложить на полтора месяца, подготовиться и сделать все немного масштабнее, потому что это история не просто про футболку с изображением, а про культурное наследие в целом и соединение с ним футбола. Это резонирующие темы для меня.
По целям это похоже на то, что недавно происходило с «Витебском», но здесь – совсем другое наполнение, еще масштабнее. Космос же бесконечен. Пацаны сказали: «Давай так. Если ты готов масштабировать, то сделаем это 21 мая».
Создать айдентику, провести мероприятия и подготовить анимацию помогла компания Optimum Nutrition. Ролик сделала девочка-аниматор по нашему сценарию.
Музыка была специально написана под этот проект. Это такие детали, которых, казалось бы, не видно, но нам было интересно презентовать форму не просто через видео, снятое на стадионе. Хотелось сделать мультик с музыкой, с настроением. Через такие маленькие шаги и меняется отношение к футболу, его начинают воспринимать как культурную платформу.
«Чем больше читаешь о Циолковском, тем чаще думаешь: «Ну что за чувак! Как такое возможно?»
– У меня вся семья связана с авиацией, с Московским авиационным институтом, где мы провели презентацию проекта. Прадедушки, дедушки, бабушки, родители познакомились там. То есть фамилию Циолковского я не впервые слышал. И я сам еще учился в МАИ, закончил 5-й факультет («Инженерная экономика и гуманитарные науки» – Sports.ru). Успел это сделать, прежде чем окончательно улететь из Москвы в ФНЛ.
Мне всегда интересно искать точки соприкосновения, а в данном случае есть еще и личный бэкграунд. В процессе работы над проектом ты смотришь, читаешь. Едешь куда-нибудь на выезд в Сербии, слушаешь книжку про Циолковского. Чем сильнее в это погружаешься, тем чаще думаешь: «Ну что за чувак! Как такое возможно?»
Удивительно, как сильно переплетаются некоторые его мысли с тем, что происходит сейчас. Чувак реально опережал свое время. У нас же сейчас такой момент, когда мы все пытаемся находить какие-то истины. Это во всем так, и в футболе в том числе. Все модернизируется, мы пытаемся найти ответы, просто кликнув в Safari. Циолковский как раз брал и модернизировал все.
Было понятно, с кем можно взаимодействовать. Это или Музей космонавтики, или главный аэрокосмический ВУЗ страны, или космонавты, или люди из мира спорта. Понятно, что здесь могли собраться все, потому что футбол объединяет разных людей. Условно, ректор МАИ ходит на матчи ЦСКА. Вот оно соединение. Или тренер сборной России – просто космос. Тоже хорошее соединение.
Чалов уверен, что подобные проекты можно сделать в любом городе
– Если брать Витебск и Калугу, это очень масштабные истории. Почему темы, которые мы затрагиваем, резонируют? Если говорить откровенно, то супрематизм, Эль Лисицкий и Малевич – чуть больше, чем футбольный клуб «Витебск». Циолковский – фигура мирового, даже космического масштаба. Футбольный клуб в данном случае – просто платформа, с помощью которой все эти истории можно реализовать.
В каждом городе есть свои особенности, культурное наследие. Везде что-то происходило. Хотелось бы, чтобы такие истории становились индикатором для людей. Футбольные клубы появляются в очень разных городах, у этих мест есть история. На пустом месте клубы не возникают.
Я верю, что такие проекты, как с «Витебском» и «Калугой», будут мотивировать сотрудников клубов доставать это и привлекать внимание. Например, у «Витебска» есть определенные дивиденды. Я не лезу в дела руководства, но вижу, что улучшилась работа в соцсетях, появилась форма от Macron.
А когда такие моменты [с формой] происходят, и они становятся чуть больше, чем локальной историей, это выходит за рамки города, о нем начинают говорить за его пределами. Я уверен, что везде можно такое сделать. Ну, практически везде. Как раз вот эта индивидуальность, это право на ошибку – вот что интересно. Необязательно отдавать простой пас, если можно сделать что-то необычное. Что-то такое, что Циолковский делал. Его считали сумасшедшим, ведь он говорил о запуске ракет в космос, когда еще самолетов не было. Но сейчас мир живет по его рисункам. Вот так это и работает, наверное. В этом и смысл.
Когда приезжаешь в Калугу, садишься в такси и начинаешь разговаривать с водителем про футбол, он говорит: «Да что там этот футбол? Эта команда никому не нужна. Вот раньше, в Советское время, на Центральном стадионе… А сейчас – кому она нужна?» Этому таксисту будет сложно вернуть себя назад и опять начать верить в футбол. Мы с вами еще можем – за счет каких-то действий. А для молодых ребят, которые сейчас в школах смотрят мультики про футбол и Циолковского, это будет нормой. Это работа, которую делают не потому, что в руководстве сказали выпустить контент. Такая история может действительно повлиять на кого-то и воспитать внутреннее понимание, вкус.
Когда начинаешь создавать новые истории в рамках футбола, нужно заходить с большими темами, чтобы это срезонировало. Гораздо больше людей следят за спортом, чем за наукой.
Когда я ехал из Калуги, то думал о том, насколько все это еще в зародыше находится. А там я увидел глаза людей, которые готовы к переменам. Даже не к переменам, а к восприятию. Тут не нужны перемены, тут нужно просто показать, что можно вот так. И все. И нужно поддержать ребят, которые это делают. Хотелось бы, чтобы наше творческое объединение «Ничего Обычного» в будущем стало платформой для реализации таких проектов. Для того, чтобы футбол становился и культурным пластом.
Чалов говорит, что в такие проекты вовлекают не деньги, а люди, которые горят
– На днях мы с маскотом от спонсора приехали в калужский дом-музей Циолковского. Сначала встретили охранника, который сказал: «Так, а что это тут снимать? Не надо снимать. У нас что здесь, цирк какой-то?» Я ответил: «Ну да, мы понимаем. Может, у вас здесь есть кто-то из руководства?» Он сказал: «Да, идите. Если они разрешат, то снимайте». И мы пришли к руководству, а там сидят такие милые тетечки. И мы начали им рассказывать: «Вот, мы делаем проект о Циолковском, у нас приехала кукла, делегация». Они такие: «О, да? Ничего себе! Мы гостей любим. А это, кстати, директор музея – правнучка Циолковского». Я пытался найти кого-то из его родственников, но встретил вот так вот случайно.
Она провела нам экскурсию, причем у нас было 10-15 минут до матча. Но она на это нам сказала: «Ничего страшного. Когда президент приезжал, у меня вообще шесть минут было».
Рабочий кабинет дома-музея Константина Циолковского в Калуге
Люди – вот что объединяет. Вовлекают в такие проекты не деньги, а люди, которые горят. Такие вот теточки, которые руководят маленькими музеями, и для которых там каждый уголочек ценен. Это прямо вдохновляет.
Вывод: Циолковский – топ
– Меня очень вдохновили сразу несколько мыслей Циолковского. Мне кажется, весь проект про соединение футбола с космосом заключается в одной его цитате: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль». И я думаю, что в футбольной карьере все работает именно так. В любой карьере. Это центральная мысль. Сначала ты начинаешь верить, потом подкрепляешь это знаниями, а потом действуешь. Простые мысли, но они работают. Из того, что меня прямо вдохновило, – его последнее произведение «Космическая философия». Там все очень понятно.
Я думаю о такой его мысли: мы все – материя, атомы, которые перерождаются постоянно. Финал в том, каждый из нас стремится к радости. А все остальное фигня. Вот мысль: ничего в жизни не важно, важно радоваться. Это меня вдохновляет. В чем главное соединение с футболом? Ведь в футболе самое главное – это радость, а все остальное – это процесс.
Когда смотришь на звезды, ты радуешься. Когда смотришь какой-то хороший футбол или побеждаешь, тоже радуешься. В этом венец футбола: ты можешь полгода страдать, но, победив один раз, тебе хочется продолжать. В основе покорения космоса и игры в футбол лежит объединение и стремление к хорошему. И космос все объединяет, и футбол все объединяет. Каждый для себя все найдет сам.
Просто можно сказать одно: Циолковский – топ.
Фото: vk.com/fckaluga; arran.ru; Юлия Тарасенко; Владимир Смит; commons.wikimedia.org; РИА Новости/Сергей Пятаков
И что самое обидное, ведь в любом мало-мальски приличном городе можно найти что-то своё, чем можно гордиться и что можно рекламировать и продвигать, но, увы, на это забивают, причём на всех уровнях.
12, 4, 19, 61
P.S. Музей в Калуге шикарный.
Идея класс, Циолковский - гений!
Развивайте мерч, в музее или возле стадиона, что бы туристы могли побывать в городе, и те, кто болеет футболом могли купить футболку местной команды на память и привезти домой.
Я например, стараюсь найти джерси местной команды, там где бываю, по работе или на отдыхе. Привозил из Туниса из Агадира, а побывав в Волгограде - не смог найти ничего, увы.