15 мин.

Евгений Шейнин: «Ионова испортила система»

Директор СДЮШОР «Зенит» Евгений Шейнин посетил студию «Радио Зенит» и в беседе с Федором Погореловым и слушателями рассказал о том, как сейчас обстоят дела у одной из лучших футбольных школ страны, в каком возрасте детям нужно начинать заниматься спортом, почему школа «Барселоны» лучшая в мире и сможет ли Канунников заменить Данни.

 

- Как вы оцениваете 2011 год для вашей школы? Были успехи и неудачи. Чего оказалось больше?

– Успехов было больше. Из шести кубков, которые проводились, СДЮШОР «Зенит» выиграла три. Команды, которые участвовали в первенстве северо-запада, вышли в финальный раунд. Не слишком удачно выступили в первенстве города, заняли вторые места. Убеждаюсь в том, что все выигрывать невозможно. 

- Раньше вашим главным конкурентом была школа «Смена». Теперь стало сложнее? «Локомотив» и «Коломяги» тоже стали сильнее?

– »Коломяги» выиграли первое место среди игроков 95-го года рождения. Обыграли «Смену», обыграли нас. Это хорошо. чем выше конкуренция, тем выше будут результаты. 

- Игроки каких возрастов одержали победы в кубке города?

– Победы одержали команды 97-го, 98-го и 99-го годов рождения. А вот 94-й, 95-й и 96-й годы остались за соперниками. Испытывали проблемы при пробитии пенальти. Один из финалов уступили в серии послематчевых ударов со счетом 16:17. 

- Специально тренируете исполнение пенальти?

– Конечно, тренируем. Проблемы лежат в области психологии. Если такие люди как Платини или Марадона били мимо, что уж говорить о мальчишках.

- (вопрос слушателя) Расскажите про полузащитника молодежного состава «Зенита» Алексея Евсеева.

– Мальчик очень хороший. У него была травма. Сейчас он восстанавливается, уверен, что он сможет помочь молодежному составу.

- Команду какого возраста вы считаете наиболее перспективной?

– Мне нравится команда 94-го года рождения. Многие ребята уже подписали контракты с молодежным составом нашего клуба. Очень хорошая команда 99-го года. Чуть слабее 95-й. Была большая текучка, в том числе и тренерская.

- Вы противник системы, при которой наставник тренирует определенный возраст только один год, а потом передает его другому специалисту?

– Не всегда угадаешь, какому специалисту какую команду доверить. На один возраст подходит несколько человек, а на другой нет никого. Учимся на ошибках. 

- Вы чувствуете изменение в возрасте профессии? Тренеры стали более молодыми, а в вашей школе работают опытные наставники.

– Мы всегда пытались взять футболистов, которые в свое время играли в «Зените». В нашей школе тренировали и чемпионы СССР 84-го года. Потом были проблемы с зарплатами, и тренеры к нам не шли. При хорошей работе зарплата тренеров возрастает. Сейчас дело идет хорошо, тренерам грех жаловаться на заработки. В прошлом году пришли новые специалисты, видно, что они стремятся работать, хотят добиваться результатов. С ними приятно сотрудничать. 

- Несколько молодых тренеров сразу – это не создает напряжения в коллективе?

– Конечно, сложности есть, но они естественны. У нас много открытых уроков, и наши тренеры во многом учатся сами. 

- Насколько я знаю, вы много дискутировали с Хенком Ван Стее. Он хочет, чтобы СДЮШОР «Зенит» вошла в состав Академии, вы же отстаиваете свою независимость.

– Я могу привести пример: помните, у нас были добровольные спортивные общества «Локомотив», «Водник» и другие? А потом стало одно общество – «Россия». А сейчас и вовсе не слышим ничего. Как бы с футболом этого не получилось. Соберем все в одну кучу, и не будет никакой конкуренции. Если бы у нас было 4-5 хороших школ с профессиональными тренерами, была бы борьба, было бы интересно. Вот футбольный клуб «Зенит» от одной академии питается, а тут бы им СДЮШОР «Зенит» в дубль еще добавил ребят – было бы гораздо лучше. 

- Вечный вопрос, который приходит в каждую программу и с которой следовало бы начинать каждую передачу о молодежном футболе. С какого возраста стоит отдавать ребенка в футбол?

– Сейчас реально с 6 лет. До этого ребенок еще не совсем все понимает, да и то первое время мы занимаемся только подвижными играми. Но отбор все равно идет, то есть, это не просто набор ребят. Есть определенные упражнения и тесты, которые им надо выполнить, чтобы можно было понять, как человек вообще видит игру. 

- В 6 лет уже можно оценить понимание ребенком футбола?

– Если мальчику бросили мяч в ноги, а он понимает, что с ним делать и как дальше двигаться, то уже многое можно сказать. 

- А в таком возрасте можно уже предсказать физику, как парень изменится?

– В 6 лет еще вряд ли. С другой стороны, если парень быстрый, то скорость никуда не денется.

- Ольга нам пишет: «Барселона» и без конкуренции штампует игроков». Кстати, комментарий по делу. Действительно, кантера «Барсы» вряд ли как-то конкурирует с кантерой, например, «Эспаньола».

– Некоторое время назад мы ездили на семинар в Испанию. Нас пригласили на матч вторых юношеских команд, мы прошли на трибуны и были сильно удивлены, что эти самые трибуны полностью заполнились за каких-то десять минут. Какой-то болельщик случайно попал из одного лагеря фанатов в другой, так его там чуть не разорвали. Кроме этого, разминка юношеской команды перед матчем один в один похожа на разминку основы. После этого мы посетили игру на «Камп Ноу» и все это видели. У «Барселоны», действительно, отличная школа. Не знаю, что они конкретно делают с молодежью, не в курсе их методик. Мы присутствовали на розыгрыше одного турнира в Испании, в четверку которого вышла «Барса», а также «Реал» Мадрид, «Атлетико» Мадрид и шведская команда. Остальные места просто не разыгрывались, они никого не интересуют. Так вот, что делала «Барселона» со всеми своими соперниками – просто уму непостижимо. Мы думали, какой хороший нападающий у «Атлетико», он обязательно забьет, просто нереально, чтобы он не отличился. Но он просто мяча ни разу не получил.

- Я читал очень подробный репортаж из кантеры «Барселоны», и меня поразил один интересный момент: тотальная атмосфера аскезы. Дети едят, конечно, не хлеб и воду, но какую-то простую еду, там никто не ездит на дорогих машинах, у детей нет дорогих мобильных телефонов, везде висят портреты игроков, вышедших из этой школы. Все как-то очень скромненько.

– Ну, хорошо, что так. Значит, так воспитывают, говорят, что это не главное, что деньги сами придут, если будешь хорошо играть.

- Просто кажется, что это очень важный момент, который там закладывается в головы игрокам.

– Наверное, да. Но, опять же, скажу про менталитет и это очень сложный момент. То есть, у нас в стране, вокруг детей будет происходить одно, а в футбольной школе совсем другое? Или их нужно запереть и никуда не выпускать?

- Это идеальный вариант, мне кажется. Я почему вспомнил про эту аскетичность. Вот пример парня, который ходил в главных талантах петербургского футбола, сыграл один матч за сборную России, а сейчас уехал в Краснодар к Петреску. Алексей Ионов был главным героем всех скандальных событий 2011 года. На ваш взгляд, корни проблемы, они в чем?

– Алексей Ионов вырос в нашей школе и всегда был нормальным, приличным человеком.

- То есть, это его «Зенит» испортил?

– Скорее, система. Посмотрите, он в очень раннем возрасте выиграл Кубок УЕФА, Суперкубок Европы, получил  большие материальные награды. Все это пришло очень быстро. Другое дело, к чему это все привело. Понимаете, он всегда был положительным, и то, что такое с ним вдруг случилось, для меня странно. Хотя я слышал многое о том, что он где-то поступил не так, как надо. Мне трудно об этом говорить, потому что я не был внутри коллектива.

- Вы, как человек, который видел Лешу с пеленок до вызова в сборную, верите, что Петреску сейчас надает ему по голове, и Леша, как он говорит в интервью, заткнет рты всем, кто его критиковал?

– Он всегда умел играть в футбол. У нас в команде 1990 года рождения играли два футболиста, которые были лидерами – Ионов и Полевиков. Последний был наголову сильнее. Получилось так, что Полевикова отдали в «Зенит-2», а Ионова в «Зенит». И Леша там развился до высокого уровня, а Полевикова мы не видим до сих пор. Хотя человек и в сборной своего возраста играл, и вообще все у него было хорошо.

- Сможет Леша вернуться на приличный уровень?

– Мне бы очень хотелось, чтобы он снова заиграл и понял, что самое главное – это футбол. И меньше слушал, что ему там говорят рядом.

- Хотел спросить вас о турнирах, которые прогремели в Петербурге в январе. Тем более, что, как я понимаю, на турнире Гранаткина сборная Петербурга была вашей командой.

– Да, в последний момент отказалась от участия сборная Китая, и РФС попросил федерацию футбола Санкт-Петербурга собрать команду. Мы попытались собрать всех лучших ребят 1994 года рождения, но, к сожалению, не получилось, потому что Академия «Зенита» отправила футболистов в отпуск, и из нее доступны были только три-четыре человека. Наших было десять, двое из «Локомотива», кто-то из «Коломяг». В общем, собрали по частям команду. Кстати, ребята из «Локомотива» проявили себя очень неплохо. Все легло на плечи этих игроков. Допустим, Ефимов – из Академии, хотя еще два года назад учился у нас. В итоге все прошло хорошо, все ребята выглядели неплохо. Правда, когда действительно надо было выиграть – в матче против Азербайджана – им этого сделать не удалось. Но остальные три игры выиграли и заняли пятое место. А вот у сборной России, как мне показалось, возникли определенные сложности в движении, передачах, понимании. Наши как-то легче это делали. Может быть, потому что они были более сыгранными. Сборные собираются не так часто, к тому же приезжают в разных составах. Команда Петербурга играла с удовольствием. К тому же, сказалось мастерство Владимира Казаченка. Это тренер, у которого футболисты четко понимают, что они делают и для чего. А это очень важно.

– Как раз хотел спросить про роль в этой команде Владимира Александровича, ведь он работал в режиме аврала.

– Да он в любом режиме может работать. Это человек, который всегда в порядке.

- Если говорить о тех ребятах, которые выступали на этом турнире, то, насколько я знаю, шестеро из них ушли на повышение.

– Да нет, больше. Елин в Академию «Зенита» попал. Шесть человек уехали в «Ростов». На турнире присутствовало большое количество селекционеров, на этих игроков также претендовал «Рубин». Но они всей этой бандой отправились в Ростов. Хотя, я думаю, что они и «Зениту» бы помогли. Система следующая: сначала мы должны, по рекомендации ван Стее, отдать футболистов в Академию, а он уже оттуда через месяц, полгода или еще какое-то время выдать их в дублирующий состав. Потому что, если игроки придут не из Академии, значит, голландец где-то не доработал.

  - Даже так?

– Уверен. Еще хочу сказать, что, если два года назад из нашей школы в команде было 15-20 человек, то сейчас один-два. Вот такая ситуация. А для чего это сделано, не понятно.

– А какие перспективы у тех шестерых, которые уехали в «Ростов»? Будут ли они в этом году играть за основу?

– За основу там будет играть Андрей Васильев, который выступал за дублирующий состав «Зенита», ему вообще не предложили продлить контракт. Он поехал на сборы с «Ростовом» и отыграл товарищеский турнир, тренерский штаб им доволен. Что касается этих футболистов, то Тунденков был в запасе на одной игре этого турнира, Чистяков тоже близок к основному составу. Я думаю, что по окончании этого сезона 2-3 игрока закрепятся в составе основы. По крайней мере, за основной состав дубля будут играть все.

- Насколько, на ваш взгляд, Балахнин тот тренер, который может выписать молодому игроку путевку в жизнь?

– Я не очень хорошо его знаю лично, но разговаривал с Юрием Белоусовым, он им очень доволен. Ну, а как будет дальше, мне трудно говорить.

– Вот смешная смс про то, что Ионову нужно сначала делать дело, а потом бросать громкие слова, не место ему в сборной. Ну, давайте мы все-таки Леше кредит доверия выпишем, мало ли он нас удивит уже где-нибудь к маю. Кубок Содружества также отгремел в январе. Сборная Писарева для многих неожиданно выиграла этот турнир. Насколько, на ваш взгляд, команда, которая у спартаковской легенды появилась, состоятельна?

– Во-первых, это команда, которая имеет очень мало поражений. Во-вторых, сам тренер. В нем видно лидерство, он знает, как дальше действовать, каким должен быть тренер национальной команды. Мы много с ним разговаривали о тренерах юношеской команды. У нас же получилось как? Аленичев стал тренером команды 1993 года рождения. Но он же до этого не тренировал ни одной команды! Как он может взять сборную и что-то им еще объяснять. Дали к нему Костылева. Но ему уже 70, и возникли большие сложности. В результате он уже не работает, а наша команда никуда не попала. «Смена» заняла первое место в чемпионате России, мы заняли третье место в чемпионате России – и никого из этих двух команд не было. Чудес же не бывает.

- Опыт Аленичева в сборной закончился трагически. Там больше было конфликтов с бедным интеллигентнейшим Бертом ван Лингеном.

  – Кстати, Писарев его предупреждал, что работать надо именно в такой системе, а не так, как он.

– Поговорим о взаимодействии с молодежкой. Вот вы упомянули, что кому-то не предложили контракт, кто-то ушел. Насколько, на ваш взгляд, органична ситуация, когда Зайцев и Канунников, последние, по сути, осколки воспитанников СДЮШОР «Зенит» в молодежной команде 1991 года рождения.

– Я считаю, что по городу 1991 год рождения – сильнейший на этот период. Восемь человек попадает в «Зенит», становятся чемпионами России среди дублирующих составов. Это же здорово! После этого идет 92-й год. Там не такая сильная команда, нет стольких хороших игроков. Ну, что-то выбираем: Мурихин был хороший, Бочаров, наши Петров с Васильевым. Но кроме них, по сути, никого не было. И получается, что мы этих хороших, которые уже близки к основе, отдаем в различные клубы. Нам бы дотянуть их до конца. Вот двадцать один год, мы уже можем раздавать. У нас Канунников – единственный, кто вернулся из аренды в «Зенит». И то потому что мы никого не купили. Дальше 1993 год слабенький, 1994 – сильнее. После 94-го можно уже что-то творить. Если собрать их всех, того же Елина, Корташева, Чистякова, Маркова, Ефимова, Евсеева и остальную компанию и подтянуть их до конца, можно сделать хорошую команду. В 1995 году есть несколько ребят хороших, вот их бы тоже подтянуть. И тогда все будет в порядке. Но опять же, смотреть, что будет в 1996-м. Там есть один парень – Рамиль Шейдаев – который считается одним из лучших футболистов России. Но мы ахнуть не успели, как к нему домой уже приехал один агент, второй. Мы, говорят, от ван Стее, и вам надо играть только у него, потому что иначе вы в футбол играть не будете. Это же неправильно.

- Насколько необходимо Петербургу создание клуба во втором дивизионе?

– Было хорошее начинание, когда существовала «Смена-Зенит» – приличная команда. Не знаю, почему ее закрыли. Хорошо, если бы была команда в первом дивизионе. Также необходим шквал детских и юношеских команд. Без фундамента дом не построишь. Все равно надо делать все на какой-то основе, а основа – это школы, их должно быть много. Дальше – пара команд второго дивизиона, одна – первого, и потом уже премьер-лига. Когда все это будет выстроено, а руководить этим будет Федерация футбола Петербурга, тогда все будет серьезно.

- Я был на нескольких матчах «Смены-Зенита» и остался не удовлетворен футбольным содержимым.

– По результату они, может быть, сыграли не очень хорошо. Но одним пацанам выиграть сложно. Какими хорошими они бы ни были, должны быть люди, которые уже поиграли. В свое время, когда Борис Раппопорт работал у нас с мужской командой, за нее играли Казаченок, Голубев и Золин. Это три человека, вокруг которых мы объединяли всех ребят. Они могли поруководить и на поле, и в раздевалке, и люди росли. Помню, как-то бежит наш игрок, а рядом – Казаченок. Он обыграл одного, второго, пора отдавать, а он обыграл вратаря и забил. Казаченок взял его на руки, понес к центру поля и говорит: «Вот не забил бы – я б тебя убил».

- При переходе от 17 к 20 годам многие ребята, которые чуть позже созревают, заканчивают с футболом. Это главная проблема сейчас?

– Не все в 17 лет могут заиграть в хороший большой футбол. У нас в школе есть команда игроков до 21 года, мы в ней усиленно тренируем ребят. Сейчас в Петербурге проходит турнир среди команд второго дивизиона, и наша команда там тоже участвует, причем мы даем играть ребятам, которые не попали в команды мастеров. Например, в позапрошлом году после этого турнира у нас забрали в другие команды восемь человек.

– (вопрос слушателя) Как вы оцениваете игру вратаря Академии «Зенита» Антона Цветкова? Будет ли у нас вратарь уровня Малафеева?

– Мне Цветков очень понравился. Он очень грамотно сыграл за сборную Петербурга, и теперь на него обратили внимание тренеры российской сборной. Хороший парень, но будет ли он Малафеевым – неизвестно. Помню, у нас в школе был Белоусов – они с Малафеевым боролись наравне, но Слава победил. Своим, может быть, отношением доказал, что он лучше.

- Недавно вы были в гостях у Андрея Аршавина в Лондоне.

– Андрей учился не в нашей школе, но так получилось, что мы с ним подружились. Сходили с друзьями на игру «Арсенала», тот матч Андрей отыграл здорово. Я разговаривал с ним, он сказал, что настроение у него великолепное, Венгер в него верит и просит, чтобы он никуда не уходил, а желание играть у него есть. Спады бывают у каждого человека. Длительным спад у него быть не может, потому что он игрок высочайшего класса.

- То есть, Андрей хочет остаться в «Арсенале», и вы считаете, что это правильно?

– Я не могу за него что-то говорить, тем более что конкретных вопросов я ему не задавал. Но он может вернуться и в «Зенит», он не исключает такого варианта. Все зависит от того, насколько его захочет взять «Зенит».

- Был ли у вас опыт, когда нужно было выходить на поле в минус 10 градусов?

– «Зенит» однажды играл в Донецке. Тогда привезли из аэропорта машины, которые разгоняют лед, они испортили все поле. А потом мы играли в Днепропетровске, там люди вообще надели шипы с насечками. Хотел бы посоветовать, может в качестве шутки, следующее. В свое время, когда мы играли в морозы, тренер нам говорил: «Вы на разминку выходите в бутсах на голую ногу. Ноги должны замерзнуть, потом в раздевалке снимете бутсы, вам по икрам постучат, например, палкой, ноги отойдут и после этого в течение матча не замерзнут». И это на самом деле помогало.

- Максим Канунников сказал, что готов заменить Данни. Вы видите проблему в отсутствии Дании? Или это шанс для кого-то из других игроков?

– Шанс, конечно, будет, ведь если нет человека, надо его заменить. Но потеря, конечно, большая. Данни – созидатель, через него идут все комбинации, он заводит, он получает мяч, отдает и тут же открывается. Без него тяжело. Но в игре с «Бенфикой» главным должно быть желание выиграть на своем поле. Конечно, всем будет холодно, но в Португалии таких морозов не бывает, так что им будет тяжелее. А что касается Максима Канунникова, он – приятный парень, жизнерадостный. Думаю, что его участие в игре, если оно возможно, должно дать результат.