14 мин.

11 лет «Интера» от требла до нового чемпионства: две смены владельцев, 12 тренеров и миллиард евро на трансферы

От Моуринью до Конте.

Летом 2016-го Эрик Тохир и Массимо Моратти продали 69% акций «Интера» китайской компании Suning Holdings Group. Новые владельцы заявили, что их цель – победа в Лиге Европы и Серии А. Слова они подкрепили серьезными тратами – «Интер» подписал полузащитника «Спортинга» Жоау Мариу за 40 миллионов евро и нападающего «Сантоса» Габигола за 29,5 млн. Оба вошли в пятерку самых дорогих приобретений клуба на тот момент. Дороже Мариу стоил только Кристиан Вьери (46,5 млн) в 1999-м.

14 мая 2017-го, в 36-м туре, «Интер» проиграл дома «Сассуоло» 1:2. Этот матч стал для команды восьмым подряд без побед (шесть «нерадзурри» проиграли) – серии хуже у «Интера» в XXI веке не было и не будет. Миланцы заняли седьмое место и не попали в еврокубки. Габигол сыграл в Серии А 113 минут, ни разу не выйдя в основе.

Девять из десяти самых дорогих трансферов за последние десять лет «Интер» оформил после прихода Suning. Четыре – после назначения Конте.

«Важно думать не только о следующем сезоне, – говорил тогда один из владельцев «Интера» Стивен Чжан. – Важно видеть, где будет клуб через два года, через пять, через десять».

Через четыре года «Интер» стал чемпионом Италии, прервав девятилетнее доминирование «Ювентуса». За 11 лет, прошедшие с момента последнего скудетто, «нерадзурри» пережили многое: две смены руководства, множество тренеров, падение в середину таблицы и взлет на первое место. Стивен Чжан – самый молодой президент в истории «Интера» и первый иностранный босс, чья команда выиграла Серию А. Появление зарубежных инвесторов не разрушило наследие легендарного Массимо Моратти, как боялись болельщики. Suning исполнили мечту экс-президента – «Интер» снова побеждает.

Уход Моратти (а сначала Моуринью) стал огромным ударом по стабильности «Интера». «Мы были как дети, которые остались без отца», – говорил Андреа Страмаччони

«После финала Лиги чемпионов в Мадриде Моуринью сказал мне, что уходит, – рассказывал Марко Матерацци журналу Undici. – «Черт, ты оставляешь меня с Бенитесом!» – сказал я тогда Жозе. С Рафой у меня были очень плохие отношения. Он заставил меня убрать фото с Моуринью и Липпи из моего шкафчика в раздевалке. Думал, что знает все, но на самом деле боялся собственной тени».

«Он врет. Все, что он говорит – ложь. В тот момент, когда Матерацци говорил с Моуринью, даже я не знал, что возглавлю «Интер», – пояснял Бенитес. – И фото… Ничего такого не было».

Даже если слова Матерацци – неправда, это только подчеркивает давление, с которым столкнулся Рафаэль Бенитес в «Интере». Испанец пришел на место тренера, который привел «нерадзурри» к треблу, и продержался в клубе всего пять месяцев. Его постоянно сравнивали с Жозе, и сравнение было не в пользу Рафы. «Он за полгода разрушил лучшую команду в Европе», – говорил сам Моуринью.

«Проблема Бенитеса на поверхности, – считает Амедео Карбони, помогавший испанцу в «Интере». – Он пришел после требла. Почти все игроки принимали участие в чемпионате мира. Мы практически не успели подготовиться к сезону. Согласовали с президентом трансферы Маскерано, Санчеса и еще одного полузащитника. Но Моратти почему-то передумал».

«Когда тебе обещают одно, а делают другое, – кризис неизбежен, – рассказывал Бенитес в интервью BBC. – У нас было 15 игроков старше 30 лет, некоторым – 36-38. А еще травмы. А еще проблемы в коллективе – например, ветераны не понимали, почему в основе должен играть 18-летний Коутиньо. Моратти проигнорировал все мои запросы. Они затеяли революцию, но только после того, как я ушел».

Бенитеса уволили в декабре 2010-го, после победы на клубном чемпионате мира. Рафа, общаясь с журналистами, сказал, что у президента есть три опции: купить ему трех-четырех игроков, продолжать сезон без планирования или расторгнуть контракт с тренером. Моратти выбрал третий вариант, сменивший Рафу Леонардо вытащил «Интер» с седьмого места на второе, но это была всего лишь иллюзия стабильности. Дальше ситуация только ухудшилась.

Джан Пьеро Гасперини дали пять матчей. Он ушел, затаив обиду, а Моратти обвинил будущего тренера «Аталанты» в проваленном сезоне («Интер» стал шестым). «Весь этот кошмар – вина Гасперини, – сказал президент. – Он все разрушил, лишил команду уверенности, постоянно жаловался. Кошмар».

Гасперини, как и Бенитес, заявил, что руководство не подписало тех игроков, которых он просил. При сменившем его Клаудио Раньери «Интер» выдал убедительный отрезок, выиграв семь раз за восемь туров, но зимой клуб продал Тиаго Мотту и Коутиньо – по словам Раньери, это нарушило баланс и повлияло на результаты. «После череды успехов в клубе подумали, что мы можем стать чемпионами – это определило мою судьбу», – говорил Клаудио. Его уволили в марте, после двух побед в 13 матчах. 35-летний Андреа Страмаччони, работавший с молодежной командой, стал последним выбором Массимо Моратти перед продажей «Интера».

«Мне позвонил директор клуба Аузилио, – рассказывал Страмаччони в интервью Tuttosport. – Cказал, что президент хочет встретиться: «Андре, у него сегодня странные идеи. Но что бы он ни сказал тебе – не соглашайся». Думаю, Пьеро хорошо ко мне относился. «Интер» был пороховой бочкой, на которой сгорели много тренеров. Но как я мог отказаться? Я бы возненавидел себя».

«Помню, как подошел в раздевалке и попытался открыть дверь, – вспоминал Страмаччони первую встречу с командой. – Но она не хотела открываться. Я старался, прилагал усилия – ничего. Проходящий мимо работник клуба сказал, что дверь сдвигается вбок. Я наконец-то попал внутрь. Посмотрел в глаза звездам, которых раньше видел на наклейках – Снейдеру, Милито, Дзанетти, Камбьяссо. Догадывался, о чем они думают: «Неужели мы так плохи, что заслужили такого тренера?»

Но у Страмаччони получилось. Из оставшихся девяти матчей чемпионата «Интер» выиграл пять, включая волевую победу в миланском дерби 4:2. «У меня наладились великолепные отношения с командой и с президентом, – вспоминал Андреа. – Моратти всегда приезжал перед домашними матчами на базу, после ужина мы общались в офисе. Я объяснял ему наши задумки. Перед дерби с «Миланом» он видел на тренировке розыгрыш штрафного, после которого мы забили первый гол. При 2:2 я выпустил Паццини, а не защитника. Моратти позвонил ночью, чтобы похвалить. Он говорил, что ему нравится моя свежесть. Заверял, что будет моим щитом, поможет решить любую проблему. Он всегда был рядом».

Первый круг чемпионата-2012/13 «Интер» закончил на втором месте. «А потом все сломалось, – говорит Страмаччони. – Самуэль, Милито, Станкович, Паласио – ключевые игроки получили тяжелые травмы. Снейдер поругался с руководством, его выставили на трансфер. Я поругался с Кассано. Но главное – Моратти решил продать «Интер». Именно он доверил мне команду. Мы уже планировали следующий сезон – играли бы 4-3-3 с Милито, Обамеянгом и Папу Гомесом в атаке. Но с циклом Моратти закончился и мой цикл. Новый директор – Фассоне – хотел своего тренера».

По словам Страмаччони, уход Моратти стал землетрясением. «Все в клубе были его сыновьями, а теперь остались без отца, – говорил Андреа. – Моратти был секретом побед «Интера». Без него все стало иначе».

Эрик Тохир обещал победу в Лиге чемпионов за три года, но сдался, когда появилась возможность заработать

«Я мог бы cпокойно продолжать, – комментировал Моратти продажу 70% акций «Интера». – Гасить долги не проблема. Проблема – в прибыли. Меня волнует будущее клуба. Он должен развиваться, а это предполагает выход за пределы Италии. Появление акционера из Азии – важный шаг, который откроет многие двери. «Интер» станет намного популярнее в мире, чем его сделал требл».

Индонезийский бизнесмен Эрик Тохир заплатил 250 миллионов евро за то, чтобы стать мажоритарным акционером «Интера». «В 2016-м финал Лиги чемпионов пройдет в Милане. Было бы здорово выиграть его», – заявил новый президент. Но чемпионат-2014/15 «нерадзурри» закончили на восьмом месте и даже не попали в еврокубки. А летом 2016-го Тохир продал большую часть своих акций.

Вместо Страмаччони пришел Вальтер Мадзарри, который привел «Наполи» ко второму месту в чемпионате-2012/13. Под его руководством «Интер» стал пятым, а в ноябре 2014-го Мадзарри уволили – команда шла на девятом месте. Роберто Манчини, обладатель трех скудетто с «Интером» и чемпион Англии с «Ман Сити», не исправил ситуацию – «нерадзурри» стали восьмыми. В следующем сезоне «Интер» поднялся на четвертую строчку, и Манчини с оптимизмом рассуждал о перспективах команды, но Тохир разочаровался в проекте – у «Интера» снова сменились владельцы.

Мадзарри говорил, что стал жертвой: «Я заплатил за экзотическую смену руководства. Если вы что-то меняете, то нужно делать все хорошо. Если приглашаете тренера, то доверьте ему проект и верьте в его работу. Это закон футбола – если его не соблюдать, ничего не выйдет. Руководство «Интера» не защитило меня, команда свалилась на пятое место. Но это и был уровень того «Интера». Думаю, со временем все стало ясно».

У экс-защитника «Интера» Ивана Кордобы совсем другое мнение: «Мадзарри классно работал с «Реджиной» и «Наполи», но «Интер» оказался для него слишком большим клубом».

Роберто Манчини соответствовал амбициям клуба, но сам решил уйти. «В «Интере» царил хаос. С этим невозможно было справиться. Слишком много людей принимали решения, – рассказывал он. – Жаль, что все так сложилось. Команда готова была побеждать. Но внутри клуба не было основы, чтобы прогрессировать. Я говорил, меня не слушали. У меня есть гордость, я не мог работать в такой обстановке».

«Почему я продал «Интер»? Поступило хорошее предложение, – объяснил свое решение Тохир. – Я защищал свои инвестиции. Когда я пришел, то обещал построить стадион и реорганизовать менеджмент. Задача со стадионом оказалась невыполнимой (ничего не получается и у нынешних владельцев, городские власти не разрешают строительство – Sports.ru), а это было крайне важно для бизнеса – посмотрите на «Ювентус», они могут позволить себе подписать Роналду. Но я уверен, что у Suning амбициозные цели. Бизнес есть бизнес».

Китайские владельцы – символ правильных решений. Спаллетти подготовил основу, Маротта и Конте довели «Интер» до скудетто

Первый сезон «Интера» при китайских владельцах стал кошмаром. «Клуб был осиным гнездом. Думаю, ни один тренер не преуспел бы в нем, – говорил пришедший вместо Манчини Франк Де Бур. – Я хотел поменять все, привить команде новый менталитет, она ведь давно ничего не выигрывала. Но это был гнилой коллектив, а избавиться от некоторых футболистов мне не позволили. Работать с командой было невозможно –– они меня не слушали, не хотели работать. А еще разговоры с агентами отнимали 50% времени, у них было огромное влияние».

Де Бур был недоволен игроками, игроки – Де Буром. По словам Фелипе Мело, голландец «творил херню» – с ним невозможно было поговорить, потому что он не знал ни слова по-итальянски. Габигол назвал де Бура лицемером, который боялся говорить с ним один на один. То же самое говорил Жоффре Кондогбиа: «В понедельник он жал тебе руку, а во вторник – игнорировал».

Де Бур продержался в «Интере» три месяца – победил «Ювентус», но проиграл семь из 14 матчей. Стефано Пиоли остался на полгода – начал с семи побед подряд, а уходил после семи туров без выигрышей. «Я провалился в «Интере»? Нельзя судить тренера по шести месяцам работы, – считает Пиоли. – Наш спад не был неожиданностью – мы слишком много сил вложили в серию побед, и это сказалось».

За 11 лет «Интер» потратил на новичков 1,2 млрд евро, 686 млн – после прихода Suning. При китайцах клуб ни разу не заработал на трансферах – «Интер» всегда тратит больше, чем выручает на продажах.

После седьмого места Suning решили инвестировать не только в игроков (в дебютном сезоне на новичков потратили 160 миллионов евро), но и в тренера. Лучано Спаллетти подписал контракт на четыре миллиона евро в год (больше в Италии тогда получал только Массимилиано Аллегри), и по окончании сезона Стивен Чжан рыдал, празднуя попадание «Интера» в Лигу чемпионов – первое с 2011 года.

На презентации Спаллетти рассказал историю: «Моя хорошая знакомая узнала, что я перехожу в «Интер», и воскликнула: «Хреново тебе!». Но мне кажется, ничего плохого в этом нет. Я докажу, что «Интер» может побеждать». 

Почти доказал: «Интер» Спаллетти дважды финишировал четвертым, но для клуба четвертое место в тот момент было аналогом скудетто. Параллельно с прогрессом на поле новые владельцы усиливали финансовые позиции клуба – прибыль от рекламы выросла в три раза. Приглашение Беппе Маротты, бывшего директора «Ювентуса», говорило об амбициях даже больше, чем победы команды. Маротту позвали, чтобы с умом тратить большие деньги и отобрать у «Юве» чемпионский титул.

При Suning доходы от рекламы выросли в среднем в 2,4 раза, а доходы в целом – в 1,7 раза. Источник: statista.com

«Интер» начал меняться с приходом Спаллетти», – уверен Самир Ханданович. Лучано вернул команде уверенность в себе, приблизил «нерадзурри» к лидерам Серии А, создал фундамент, на который клуб опирался на пути к скудетто. Оставалось избавиться от портящего атмосферу в раздевалке лучшего бомбардира команды, пригласить тренера, бравшего три скудетто, на самый выгодный контракт в истории итальянского футбола, подписать нападающего, с которым этот тренер давно мечтал работать. А спустя год, после второго места и поражения в финале Лиги Европы, пообещать тренеру удовлетворить все его требования – лишь бы стать чемпионами. Вылет из Лиги чемпионов ранил «Интер», но не убил – сделанные выводы помогли выйти на первое место в чемпионате и больше не отдать лидерство.

Ромелу Лукаку за два сезона вышел на второе место в списке бомбардиров «Интера» последних 11 лет. Мауро Икарди забил в два раза больше, чем бельгиец, но провел в «Интере» шесть сезонов.

«Маротта много выиграл. Если «Интер» позвал его сразу же после ухода из «Ювентуса», это означает, что у руководства очень серьезные намерения. Давайте начистоту: за небольшими исключениями в Серии А уже восемь лет нет борьбы за первое место. «Интер» хочет изменить ситуацию. То, как они действуют, демонстрирует желание бороться за чемпионство, – говорил Антонио Конте в первом интервью после назначения. – Меня убедил не только Маротта. Я поговорил с президентом Чжаном, и меня поразила его решительность. У Пьеро Аузилио тоже есть четкие идеи, в каком направлении двигаться. «Интер» – амбициозный клуб, в котором все придерживаются одного курса».

Cтатистика Конте во главе «Интера» точно такая же, как у Моуринью: 62% побед, 2,1 очка за матч. «У этого «Интера» есть все, чтобы начать цикл и преуспеть в Лиге чемпионов», – считает Моратти. 

***

Зимой пошли слухи, что Suning может продать «Интер». Для клуба, который болезненно пережил две смены владельцев за шесть лет, это могло бы стать катастрофой, но президент Чжан опроверг фэйковую информацию. Теперь, после победы в чемпионате, сомнений нет – Suning остается.

Проект продолжается – китайцы готовы инвестировать (пусть и с ограничениями в условиях пандемии) и привлекать новых спонсоров, а задача Маротты, Аузилио и Конте – сделать это чемпионство не конечным пунктом, а точкой отсчета. «Антонио сказал, что наша победа в Серии А  – произведение искусства, я с ним согласен. – говорит Маротта. – Но уже пора мечтать о следующем скудетто».

Чемпионский «Интер»-2009/10. Где они сейчас?

🔵⚫️ Фаны «Интера» захватили площадь Дуомо. Чемпионская радость победила антиковидные ограничения

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos/Getty Images, Claudio Villa, Emilio Andreoli, Pier Marco Tacca – Inter/Inter via Getty Images; globallookpress.com/imago sportfotodienst; REUTERS/Alessandro Garofalo