Четверо из Гладбаха
Гладбахская «Боруссия» - приятный и очень неожиданный подарок поклонникам Бундеслиги. Последние годы барахтающаяся у берегов аутсайда «Боруссия» в прошлом году еле спаслась, лишь в стыках пройдя «Бохум». Испытывая серьёзные проблемы в обороне гладбахцы получали междометийный результат посредством индивидуального мастерства. И выбрались за счёт него же.
Принявший в межсезонье клуб Люсьен Фавре навёл порядок довольно быстро. Поставил игру в обороне и упорядочил действия игроков внутри схемы. Сейчас в Гладбахе каждый чётко понимает что он должен делать. От разброда и ходульности не осталось и следа. Появилась система координат.
Известность фамилии Ройс уже не ограничена рамками Бундеслиги. Ещё вчера, когда он практически в одно лицо тащил «Боруссию», и не сочлось бы жестом неуважения выделить его единолично. Успех настоящего – совокупность. Вундеркинд и человек без нервов Тер Штеген, позиционно грамотные и осторожные Янтчке и Демс, Данте с его силовым отбором и великолепной дальней передачей, братья из ларца Нордтвейт и Нойштедтер, и конечно, тренер – его составляющие. С любителями распределять на проценты и пропорции, всё-таки, о «весе» Ройса спорить не стану.
Но поговорить хочу о четвёрке атакующих игроков команды и их футболе. В первую очередь потому, что играть им вместе осталось чуть больше трёх месяцев.
Хуан Аранго, Патрик Херрманн, Майк Ханке и Марко Ройс. У этих ребят, скажу я Вам – невербальное понимание друг друга, - телепатическое. Могут по-всякому. Широко или короткими пасам в минимум касаний. Умение комбинировать на скорости, мне кажется, дорого стоит – что-то «дортмундское» в этом есть. «Боруссия» страшна в контратаках и не будет ошибкой сказать, что к это их стихия. В подавляющем количестве игр, особенно с топ-командами Бундеслиги, гладбахцы сознательно выбирали второй номер; оборонялись числом и жалили соперника встречными выбросами (только 21% игрового времени они находятся на 1/3 поля соперника).
Спешу курить фимиам Майку Ханке. Во-первых, за возвращение в футбол – многие на него уже давно махнули рукой. Поговорка «с кем поведёшься, от того и наберёшься» в действии. Агитбригада, случается, продвигается к воротам соперника вопреки грамотной работе защиты. Очень сложно технически, чуть-ли не жонглируя мячом. Ладно Ройс, Аранго или Херманн. Ханке!
Во-вторых, Ханке проделывает огромную работу без мяча – освобождает зоны вытягивая за собой защитников и прессингует. Полезность, которую цифрами не всегда возможно измерить.
Люсьен Фавре расставляет своих парней по схеме 4-4-2. При этом пара нападающих, Ханке и Ройс номинально, очень часто оказываются на одном меридиане с крайними хавбеками. Майк Ханке, скидывая мячи головой и предлагая сыграть с собою в сквош как заправский нападающий-столб, у чужой штрафной не пасётся. Поэтому о глубине атаки с постоянными оттяжками Ханке и манерой игры Ройса говорить не приходится.
Достоинства Марко Ройса известны всем. Генератор, художник, мозг. Техническое оснащение позволяет реализовать любой экзерсис своего гибкого ума быстро и качественно. Ройс постоянно в движении, он сумашедше динамичен. Ареал действий ограничивает лишь разметка. Беспощаный удар, поставленный на столько, что прыжки голкиперов остаются формальностью. Макро великолепно чувствует ворота и умеет варьировать силу удара: «хочешь бильярдный, от штанги, или, может, сетку порвать?» Чаще, правда, он не отказывает себе в удовольствии пробить на силу.
Ройс в «Боруссии» без сомнения возмужал. Он постоянно демонстрирует уровень и сегодня в слащавости его упрекнуть нельзя. Сию сентенцию подтверждает следующий момент: Марко научился отдавать последние пасы с сидящим на шее противником. Дождаться, когда патрнёр окажется в наиболее выгодной позиции, и только тогда выложить ему мяч на блюдце; это называется вынянчить передачу. Соперник оттёрт корпусом или, по-регбийному, рукой.
Крайние полузащитники по самовыражению и стилю не похожи. Патрик Херрманн – ветерок; так называют лёгких и бегущих игроков в юношеских спорт-школах. Главный козырь Патрика – скорость. Что забавно – мяч его не отягчает при беге. Играя правого атакующего хава ( меняясь иногда с коллегой Арагно местами) Херрманн при развитии атаки с фланга противоположного, как положено по науке, смещается в штрафную, что бы встретиться с мячом. И данные его, помогают очутиться в наиболее неудобном для соперника месте. Защитники караулят Патрика на дальней штанге, а он как гриб вырастает на ближней. Херрманн отлично открывается и старается создавать большинство в локальном квадрате боевых действий. Дашь инжекторному полузащитнику пространство – сливай компот.
Патрик в прошлом сезоне отметился дублем в ворота «Байера» в эпических 3-6 ( один из голов, хлёстким ударом с линии штрафной был диво как хорош), однако в целом стабильный продукт выдать не получилось. При Фавре ситуация изменилась и быстроногий Херрманн держит планку. Поговаривают о сборной Германии. В свете травмы Гётце, Сэма и не убедительной игры Андре Шюррле, Херрманн имеет полное право попасть хотя бы в расширенный список. Но, боюсь, не всё так просто. Лёв опроверг упрёки в консерватизме, сделав ставку на Томаса Мюллера на чемпионате Мира в ЮАРе. Минул всего лишь цикл, а кажется Томас в сборной уже целую вечность. Он ключевой игрок и не так важно для Лёва играет-ли он сегодня в «Баварии» на сто процентов своих возможностей ( по мне так – нет). В национальной команде иные ориентиры – Клозе не играя толком за клуб возрождается здесь. Очень крепкая завязка и вклиниться в состав невероятно сложно, как бы не феерил Херрманн в «Гладбахе» на позиции правого атакующего хава. Так что от этого расширенного списка ощутимого толку не так много. Если только как аванс расценивать. Ментально почувствовать себя приближённым. И работать над собой безостановочно. В любом случае последим как оно сложится к началу лета.
Хуан Аранго, в отличии от Херрманна, считает, что быстрее мяча не будешь. Венесуэлец интеллектуал и в действиях своих более рационален. Предпочитает отдать пас, нежели тащить мяч ( ну, в сравнении с Херрманном, это ярко просматривается). Аранго очень опасен из глубины – передачу направит в любую точку или пробьёт с левой на убой. Плюс, конечно, стандарты.
В симбиозе эти четверо смотрятся очень интересно. Единое целое, где сложение различных качеств растворяет недостатки. Отсутствие ротации укрепляет связи и понимание. Атака – звезда, если так можно выразиться, из, отнюдь, не самых звёздных ингредиентов.
Мы уже знаем о уходе Ройса, связующего атакующего коллектива команды, в дортмундскую «Боруссию» и Романа Нойштедтера в «Шальке» на будущий сезон. Колоссальные потери на фоне фактического отсутствия скамейки запасных. Очень важно сохранить в первую очередь любыми способами Люсьена Фавре. Не хочется, что бы «Боруссию» постигла судьба берлинской «Герты» сезона 2009/10 годов. Аналогия так и напрашивается. С Фавре всяко легче; даже не стремясь найти Ройсу замену акценты реально перераспределить – мы же помним как «жеребцы» смотрелись и без Марко в домашней встречей с тёзками из Дотмунда.
А пока – они, четверо из Гладбаха, играют в футбол. Да как! Не теряйте время.
Но, по-моему, Фавру лучше не вешать ярлык «контратактика». В последних встречах особенно следил за развитием его позиционных атак. Выглядят они разнообразно и сбалансированно, никто из игроков не вылетает в атаку «впереди команды», наедине с собственными финтами никто не остается. Другое дело, что позиционность Фавра направлена как бы сразу на результат, без каталонского игровизма, отсюда и 21 процент. Кстати, а у Дортмунда он намного выше?
Мне пример с «Лацио» первой части прошлого сезона напрашивается. Опорники Брокки и Ледесма, по своему функционалу и возможностям, умеют играть выше и поддерживать атаки. Но ряд игр они играли в чрезвычайно тайтовом стиле. Доводили мяч до любого из трио атаки, Маури, Саратэ или Эрнанеса ( Флоккари к розыгрышам мяча подключался позже, он не опускался к центральной линии) и дёргали ручник. Ничем кроме наказа от тренера я это объяснить не могу. Сознательный шаг Рейи, как мне кажется ...
Сила Ройса, по-моему, в его чувстве стиля. Он блестяще понимает, что такое «готовить атаку». У него очень много рутинных простых передач, которые отдаст не каждый и на которые не каждый обратит внимание, но за счет этих промежуточных пасов Ройса Боруссия держит контратакующий темп, она не рвет его. И после подобных акций Ройс мгновенно переключается на поиск позиции, как правило, получает пространство и тут уже на полную включается его генетика:)
«Дортмунд» и «Бавария», безусловно, ткут позиционки. Есть и второй темп, и ширина - мы можем говорить о наличии позиционных атак и привязывать сюда проценты.
Что касается «Вольфсбурга», то 31% присутствия на трети соперника возможно объяснить следующим. «Волки», по моим наблюдениям, играют высокую защиту -во-первых. Во-вторых, команда играет сегодня в фехтовальном стиле в активнейшими сдвоенными флангами. Вот именно до такой степени они часто захаживают в чужие владения. Это не длительные присутствия, как при позиционных атаках, а частые и многократные набеги.
Ссылку пришлю сейчас по почте
Согласитесь, что контроль мяча и позиционная атака это разные понятия, хоть второе и вытекает из первого. Контроль может быть чисто номинальным, контроль ради контроля. Мол, пока мяч у нас - нам не забьют. Катай в центре - и делов. Позиционная атака - это оккупация. С обороняющимеся командами «Гладбах», в моём понимании, мяч контролирует в безопасной близости от ворот. Ищет способы активации своих креативных игроков, а уж затем начинается круговерть и энтропия.
Мы сходимся в том, что креативные возможности опорников оставляют желать лучшего. А не стыкуемся в, как я предполагаю, наличии искуственной установки от тренера, которая обязует не заплывать за буйки. Давайте останемся каждый при своём; при возможности прослежу за этим ( при том, что я периодические походы Нойштедтера не отрицаю - о чём ниже и написал).
Я думаю, Ройс в 6 из 10 случаев пойдёт в инстинктивную обводку и попрёт вперёд, разбрасывая защитников. В остальных четырёх - отдаст пас ; начнёт комбинацию и определит откуда ей лучше начаться. Так сегодня случается - у Ройса есть три классных партнёра, которые выводят его в прорыв. В прошлом сезоне, когда «Гладбах» хромал и кашлял, Марко часто опускался за мячом ниже опорников и пытался начинать атаку. В нём есть организаторская жилка, но сегодня уже глупо будет использовать его в дали от нападения.