Четверо из Гладбаха
Гладбахская «Боруссия» - приятный и очень неожиданный подарок поклонникам Бундеслиги. Последние годы барахтающаяся у берегов аутсайда «Боруссия» в прошлом году еле спаслась, лишь в стыках пройдя «Бохум». Испытывая серьёзные проблемы в обороне гладбахцы получали междометийный результат посредством индивидуального мастерства. И выбрались за счёт него же.
Принявший в межсезонье клуб Люсьен Фавре навёл порядок довольно быстро. Поставил игру в обороне и упорядочил действия игроков внутри схемы. Сейчас в Гладбахе каждый чётко понимает что он должен делать. От разброда и ходульности не осталось и следа. Появилась система координат.
Известность фамилии Ройс уже не ограничена рамками Бундеслиги. Ещё вчера, когда он практически в одно лицо тащил «Боруссию», и не сочлось бы жестом неуважения выделить его единолично. Успех настоящего – совокупность. Вундеркинд и человек без нервов Тер Штеген, позиционно грамотные и осторожные Янтчке и Демс, Данте с его силовым отбором и великолепной дальней передачей, братья из ларца Нордтвейт и Нойштедтер, и конечно, тренер – его составляющие. С любителями распределять на проценты и пропорции, всё-таки, о «весе» Ройса спорить не стану.
Но поговорить хочу о четвёрке атакующих игроков команды и их футболе. В первую очередь потому, что играть им вместе осталось чуть больше трёх месяцев.
Хуан Аранго, Патрик Херрманн, Майк Ханке и Марко Ройс. У этих ребят, скажу я Вам – невербальное понимание друг друга, - телепатическое. Могут по-всякому. Широко или короткими пасам в минимум касаний. Умение комбинировать на скорости, мне кажется, дорого стоит – что-то «дортмундское» в этом есть. «Боруссия» страшна в контратаках и не будет ошибкой сказать, что к это их стихия. В подавляющем количестве игр, особенно с топ-командами Бундеслиги, гладбахцы сознательно выбирали второй номер; оборонялись числом и жалили соперника встречными выбросами (только 21% игрового времени они находятся на 1/3 поля соперника).
Спешу курить фимиам Майку Ханке. Во-первых, за возвращение в футбол – многие на него уже давно махнули рукой. Поговорка «с кем поведёшься, от того и наберёшься» в действии. Агитбригада, случается, продвигается к воротам соперника вопреки грамотной работе защиты. Очень сложно технически, чуть-ли не жонглируя мячом. Ладно Ройс, Аранго или Херманн. Ханке!
Во-вторых, Ханке проделывает огромную работу без мяча – освобождает зоны вытягивая за собой защитников и прессингует. Полезность, которую цифрами не всегда возможно измерить.

Люсьен Фавре расставляет своих парней по схеме 4-4-2. При этом пара нападающих, Ханке и Ройс номинально, очень часто оказываются на одном меридиане с крайними хавбеками. Майк Ханке, скидывая мячи головой и предлагая сыграть с собою в сквош как заправский нападающий-столб, у чужой штрафной не пасётся. Поэтому о глубине атаки с постоянными оттяжками Ханке и манерой игры Ройса говорить не приходится.
Достоинства Марко Ройса известны всем. Генератор, художник, мозг. Техническое оснащение позволяет реализовать любой экзерсис своего гибкого ума быстро и качественно. Ройс постоянно в движении, он сумашедше динамичен. Ареал действий ограничивает лишь разметка. Беспощаный удар, поставленный на столько, что прыжки голкиперов остаются формальностью. Макро великолепно чувствует ворота и умеет варьировать силу удара: «хочешь бильярдный, от штанги, или, может, сетку порвать?» Чаще, правда, он не отказывает себе в удовольствии пробить на силу.
Ройс в «Боруссии» без сомнения возмужал. Он постоянно демонстрирует уровень и сегодня в слащавости его упрекнуть нельзя. Сию сентенцию подтверждает следующий момент: Марко научился отдавать последние пасы с сидящим на шее противником. Дождаться, когда патрнёр окажется в наиболее выгодной позиции, и только тогда выложить ему мяч на блюдце; это называется вынянчить передачу. Соперник оттёрт корпусом или, по-регбийному, рукой.
Крайние полузащитники по самовыражению и стилю не похожи. Патрик Херрманн – ветерок; так называют лёгких и бегущих игроков в юношеских спорт-школах. Главный козырь Патрика – скорость. Что забавно – мяч его не отягчает при беге. Играя правого атакующего хава ( меняясь иногда с коллегой Арагно местами) Херрманн при развитии атаки с фланга противоположного, как положено по науке, смещается в штрафную, что бы встретиться с мячом. И данные его, помогают очутиться в наиболее неудобном для соперника месте. Защитники караулят Патрика на дальней штанге, а он как гриб вырастает на ближней. Херрманн отлично открывается и старается создавать большинство в локальном квадрате боевых действий. Дашь инжекторному полузащитнику пространство – сливай компот.

Патрик в прошлом сезоне отметился дублем в ворота «Байера» в эпических 3-6 ( один из голов, хлёстким ударом с линии штрафной был диво как хорош), однако в целом стабильный продукт выдать не получилось. При Фавре ситуация изменилась и быстроногий Херрманн держит планку. Поговаривают о сборной Германии. В свете травмы Гётце, Сэма и не убедительной игры Андре Шюррле, Херрманн имеет полное право попасть хотя бы в расширенный список. Но, боюсь, не всё так просто. Лёв опроверг упрёки в консерватизме, сделав ставку на Томаса Мюллера на чемпионате Мира в ЮАРе. Минул всего лишь цикл, а кажется Томас в сборной уже целую вечность. Он ключевой игрок и не так важно для Лёва играет-ли он сегодня в «Баварии» на сто процентов своих возможностей ( по мне так – нет). В национальной команде иные ориентиры – Клозе не играя толком за клуб возрождается здесь. Очень крепкая завязка и вклиниться в состав невероятно сложно, как бы не феерил Херрманн в «Гладбахе» на позиции правого атакующего хава. Так что от этого расширенного списка ощутимого толку не так много. Если только как аванс расценивать. Ментально почувствовать себя приближённым. И работать над собой безостановочно. В любом случае последим как оно сложится к началу лета.
Хуан Аранго, в отличии от Херрманна, считает, что быстрее мяча не будешь. Венесуэлец интеллектуал и в действиях своих более рационален. Предпочитает отдать пас, нежели тащить мяч ( ну, в сравнении с Херрманном, это ярко просматривается). Аранго очень опасен из глубины – передачу направит в любую точку или пробьёт с левой на убой. Плюс, конечно, стандарты.
В симбиозе эти четверо смотрятся очень интересно. Единое целое, где сложение различных качеств растворяет недостатки. Отсутствие ротации укрепляет связи и понимание. Атака – звезда, если так можно выразиться, из, отнюдь, не самых звёздных ингредиентов.
Мы уже знаем о уходе Ройса, связующего атакующего коллектива команды, в дортмундскую «Боруссию» и Романа Нойштедтера в «Шальке» на будущий сезон. Колоссальные потери на фоне фактического отсутствия скамейки запасных. Очень важно сохранить в первую очередь любыми способами Люсьена Фавре. Не хочется, что бы «Боруссию» постигла судьба берлинской «Герты» сезона 2009/10 годов. Аналогия так и напрашивается. С Фавре всяко легче; даже не стремясь найти Ройсу замену акценты реально перераспределить – мы же помним как «жеребцы» смотрелись и без Марко в домашней встречей с тёзками из Дотмунда.
А пока – они, четверо из Гладбаха, играют в футбол. Да как! Не теряйте время.











Баббель вот бросил «Герту» и она подсдулась. Очень досадно, что так произошло ...
В Герту просто пришел очень плохой тренер, вот и все. Не в Баббеле дело. Можно было послебаббелевскую команду спокойно вести в первой десятке даже, но Скиббе такой Скиббе)
Но, по-моему, Фавру лучше не вешать ярлык «контратактика». В последних встречах особенно следил за развитием его позиционных атак. Выглядят они разнообразно и сбалансированно, никто из игроков не вылетает в атаку «впереди команды», наедине с собственными финтами никто не остается. Другое дело, что позиционность Фавра направлена как бы сразу на результат, без каталонского игровизма, отсюда и 21 процент. Кстати, а у Дортмунда он намного выше?
У «Дортмунда» второй процент в лиге (29%), лучше только у «Баварии» и «Вольфсбурга» ( по 31%). К тому же, «Боруссия М» лидер по зависаниям на своей 1/3 поля (32% игрового времени).
Нет,я не в коем случае не вешаю ярлык и не отрицаю наличие позиционок как таковых. Говорю о том, что гладбахцы наиболее хороши и эффективны в быстрых встречных атаках. Это получается у них лучше всего.
Вообще, позиционная атака в моём понимании подразумевает приличное количество народу вблизи штрафной соперника. Игроки располагаются условно в две линии - первая обеспечивает глубину, вторая - давление. Обязательно обеспечивается ширина. Мяч вдумчиво и не обязательно быстро ходит внутри этой абордажной схемы в поисках лучшего адресата.
Для команды Фавре такое явление не очень частое. Крайние защитники воистину олскульны. Опорники с явным креном в разрушительную сторону ( Нойштедтер лишь иногда позволяет себе поддержать вышеупомянутую атакующую четвёрку). Однако не качества игроков здесь ставятся во главу угла, мне кажется есть установка. Как бы существует невидимая ватерлиния, которую пересекать без повода не рекомендуется. Опорники могут отдать первый пас, но не уходят выше и не предлагают второй темп на постоянной основе.
Очень часто приходится видеть на чужой трети поля Ройса, Ханке, Аранго и Херрманна. Есть впечатление, что Фавре этого достаточно. Именно в этом баланс команды : чуть сместишь акценты ( дашь свободу, например, крайним защитникам) - всё рухнет. Поэтому Фавре выбирает блицкриг.
Да, типичный фавровский Гладбах - это «четверка», летящая в контратаку. При этом Фавр, видя, что желающих посидеть в обороне против него, прибавляется, усиливает контроль мяча в каждом матче. Это жизненная необходимость Гладбаха с некоторых пор. Это было видно отчетливо по последней игре с Шальке - очень академичный розыгрыш, хотя дальний пас на Ханке, на Ройса, на Херрмана вправо тоже имел бы логику, будь тренер менее амбициозным. Мне кажется, стремление быть на «одной трети соперника» у Фавра не меньше, чем у Клоппа, но нет того индивидуального класса.
Но уверен, что нет ограничительной установки для Нойштедтера и Нордтвейта. Парадоксально, но в Рубине для плеймерюжных Натхо и Нобоа она есть, а в Гладбахе для упрощенных Ноя и Нора ее нет. Сам видел, как Нойштедтер по ходу сезона обретал уверенность, лез в штрафную с неудачной обводкой, и ничего страшного - командное моделирование, которое вы принимаете за телепатию, страховало. Я Нойштедтеру хлопал. В последних двух матчах лучшим игроком команды ИМХО был Нордтвейт... Эти ребята свободны, но они не регуляторы темпа, не те мозги, которые регулируют темп, которые, видя свободного партнера, все равно задерживают мяч для обеспечения того самого зависания, о котором вы пишете. Более того, Ройс тоже не регулятор, а игрок в первую очередь прорыва.
Рискну предположить, что, отдав Шальке Нойштедтера, попросить бы у Дортмунда Гюндогана (думаю, это реально), процент зависания увеличился бы, и Гюндоган-Нордтвейт была бы связкой более взаимодополняющей.
Та же история и с крайними защитниками, только Янчке и Дэмс совсем уж ребята простые. Хотя по поводу Янчке хочу ошибиться.
В этом году я видел 85 процентов игр Гладбаха:)