14 мин.

Он уехал на другой конец света, чтобы худшая сборная впервые победила. История тренера, о котором вы ничего не слышали

Пол Уотсон мечтал стать футболистом, но не смог пробиться ни в любимый «Бристоль Сити», ни в другие профессиональные клубы. Поэтому он решил тренировать команды, которых нельзя найти даже на дне рейтинга ФИФА.

Добро пожаловать на территорию, где вы вряд ли побываете – Понпеи. Один из четырех штатов Микронезии буквально находится в середине ничего – вокруг лишь океан, а ближайшие соседи – Филиппины и Австралия – в четырех тысячах километров. ФИФА считает, что 36 тысяч местных жителей настолько равнодушны к футболу, что остров можно считать «неактивным». Журналист Пол Уотсон и его друг режиссер Мэттью Конрад заинтересовались Понпеи из-за их удивительно не выдающихся футбольных достижений.

Все началось с Андорры. 21 ноября 2007 года Пол и Мэтью смотрели, как Англия проигрывает Хорватии и пролетает мимо Евро-2008. В конце матча комментатор грустно заметил, что шансы еще есть – для этого нужно, чтобы Андорра победила Россию. Страна с населением 84 тысячи человек и тремя победами в истории должна была помочь Англии пройти на Евро. Пол и Мэтью мечтали стать футболистами и им пришла в голову мысль: если они недостаточно хороши для сборной Англии, возможно, они могли бы помочь сборной Андорры?

«Это не из-за ужасной игры сборной Англии, – объясняет Пол Sports.ru. – Меня всегда привлекали неудачники и команды, о которых мы ничего не знаем. Наверное, это была реакция на то, как футбол менялся и уже не был похож на игру, которую я любил в детстве. Я искал что-то более чистое».

Пол и его семья болеют за «Бристоль Сити», но футбол менялся быстрее, чем сменялись поколения. Постепенно из состава исчезли обычные ребята, которые могли позволить себе похмелье по выходным. Вместо них на поле выходили звезды, но хотя бы те, кто жил в Бристоле. Со временем игроков начали видеть только по телевизору.

Все стало еще хуже с новым телевизионным контрактом, водопадом арабско-российских денег и приездом зарубежных звезд, которые пишут автобиографии в 20 лет. Годы шли, Пол с грустью следил за изменениями и вдруг понял, что он уже слишком старый для своей мечты – выйти на поле за «Бристоль Сити» и сборную Англии.

«Я был футболистом-неудачником! Играл правого защитника и добрался до самого низкого уровня полупрофессионального футбола, но даже тогда был недостаточно хорош, – рассказывает Пол. – Я работал в газете Football Italia и писал тексты об итальянском футболе на английском языке. Работа нравилась, но зарплата была не очень большой. Причем я не смотрел игры, потому что в то время их не показывали по английскому телевидению».

Быстрый рисерч показал, что в Андорре они карьеру не построят. В составе сборной, которая не выиграла ни одного матча в отборе на Евро и закончила турнир с разницей мячей -40, играли футболисты из профессиональных клубов. Непал, Белиз тоже были слишком сильными. Они опустились в нижнюю часть рейтинга ФИФА. На последней строчке в то время находилась сборная Монтсеррат, но за нее играл футболист «Стевенедж Боро» Тесфайе Брамбл из Второй лиги. Так Пол и Конрад выяснили, что не могут играть даже за самую худшую, по версии ФИФА, сборную мира.

Это их не смутило: в рейтинг не попадали другие сборные – слишком маленькие, удаленные, бедные, или политически неудобные. Там они нашли себе команду мечты – сборную, которая ни разу не выигрывала. Если они не пройдут в состав Понпеи, то точно не смогут сыграть ни за кого.

Экскурс в историю и современность Понпеи добавлял энтузиазма. Футбол там явно не был популярен, а 91% населения страдали ожирением, потому что питались вредной едой – ее импортировали из США. Но возникла и другая проблема – чтобы получить гражданство страны, им нужно было прожить на острове минимум пять лет или жениться на местной (этот план Пол не решился обсуждать со своей девушкой Лиззи).

Он написал деловое письмо в Федерацию футбола Понпеи. Как ни странно – ему ответили через день. Это был Чарльз Мусана – он 15 лет занимался развитием футбола на острове, а через пару недель приезжал в Лондон. При встрече он поделился двумя новостями: плохая – играть за сборную без гражданства они не смогут. Хорошая – у Понпеи в общем-то и сборной тоже нет, поэтому вакансия тренера свободна.

Так в декабре 2007 года произошло два тренерских назначения. В Англию приехал Фабио Капелло, который выиграл все трофеи в мире, а в Понпеи из Англии отправился другой тренер, который никогда в жизни не тренировал. Все, что он мог предложить – энтузиазм и футбольную форму, которую ему пожертвовали несколько клубов Премьер-лиги.

***

Из Лондона в Дубаи, из Дубаи в Манилу, из Манилы в Гуам, из Гуама в Понпеи. Сорок пять часов в самолете Пол и Мэтью провели для того, чтобы найти тот старый футбол, который существует без медиа, знаменитостей и славы. Но оказалось, что в Понпеи и обычный футбол найти довольно сложно. На тренировки приходили по 10-12 человек, а те, кто приходили – не понимали, что от них хочет тренер. Пол бросил хорошо оплачиваемую работу, занял деньги у родителей своей девушки и очень быстро их тратил, по три недели ел одну пиццу, но игроки явно не были заинтересованы ни в нем, ни в его стараниях.

Видимо, проблема была в том, что они не считали спорт серьезным занятием, которое может принести успех. Главный спортивный герой Понпеи – это марафонец Элиас Родригез, он выступал на Олимпийских играх за Микронезию, финишировал на 81 месте, опередив 19 бегунов, потому что они выбыли из гонки. Но даже несмотря на последнее место он стал героем страны – в Понпеи часто можно встретить граффити с его изображением.

Все стало еще хуже, когда Пол дал несколько интервью о Понпеи, а журналисты вынесли в заголовок самую броскую фразу – о «худшей сборной мира». Когда интервью увидели игроки, многим это не понравилось. «Меня всегда очень волновал вопрос колониализма – ведь я англичанин в чужой стране, а у нас плохой послужной список! Проблема была в том, что нам нужно было привлечь внимание к команде, поэтому я давал интервью. А журналисты зацепились за яркую фразу про худшую команду, потому что они пытаются продавать свои тексты», – оправдывается Пол.

Но ему повезло – он нашел союзника. В команде был игрок по имени Дилшан Сенаратхгода, яркий лидер, хорошо говоривший по английски и умеющий объяснять, что значат национальные особенности. Например, со старшими в Понпеи нельзя разговаривать на повышенных тонах (тогда пришлось бы идти к семье и извиняться), все носят шорты ниже колена, несмотря на жару – Полу лучше сделать то же самое. А наладить отношения помогут не строгие тренировки, а тимбилдинг – пикник с алкоголем за городом.

После совместной вечеринки с пивом и каннабисом дела пошли куда лучше. Дистанция сократилась, игроки признали Пола, стали чаще приходить на тренировки (обычно на час позже) и заниматься каждый день. Несмотря на то, что средняя температура на острове – 30 градусов. И даже несмотря на то, что жара в Понпеи может за пять минут смениться ливнем, который будет идти весь день.

«Даже самые бестолковые футболисты в Англии знают, как должен выглядеть «нормальный» игрок. Они видели их по телевизору и повторяют то, что делают профессионалы – как плевать, как поднимать руки после того, как мяч ушел в аут от соперника или спорить с судьей. В Понпеи никто этого никогда не видел, поэтому они играли совсем по другому, как инопланетяне», – вспоминает Пол.

Тренировки помогали – футболисты играли все лучше и начинали выглядеть как команда. Но попытки выбраться из кокона с помощью официальных организаций ни к чему не приводили. Пол нашел 50-страничный отчет ФИФА, где в шапке было крупными буквами написано: «Для игры и для всего мира. Мы развиваем футбол во всех частях планеты». В отчете для Микронезии выделили ровно одну строчку: «нет потенциала к футбольному развитию».

Понпеи с помощью Пола решили все взять в свои руки. «Мы создали свою лигу, сами сделали себе поле, обошли весь остров и собрали несколько команд для чемпионата острова. Наш чемпионат тоже был тренировкой – так было проще понимать, кто подойдет в сборную», – вспоминает Пол.

Когда закончился первый чемпионат, Пол решил, что настало время сыграть матчи с командами из соседнего острова — Гуама. Но перелет туда стоил очень дорого, нужны были спонсоры. Он составил список компаний, которые могли быть заинтересованы в их финансировании – все отказали.

Пол и Мэттью начали экстренно решать, где найти спонсора. В это же время по телевизору показывали матч чемпионата мира 2010 года – Испания против Португалии. «Игра была ужасная, а на рекламном щите я увидел слоган ФИФА «Прикоснись к миру, строй светлое будущее». К моему горлу подступила желчь», – говорит Пол.

Они начали чувствовать себя глупо – кому с коммерческой точки зрения может быть интересна Микронезия? Какое дело adidas, Nike и даже Spam на то, как футбол развивается в Понпеи? Но Мэтт вспомнил, что основатель компании поскромнее – Coyne Airways – его друг, он может помочь. Мэттью за один телефонный звонок договорился о том, что Coyne Airways поддержат проект. Когда он положил трубку, по телевизору показывали Давида Вилью, он праздновал забитый гол.

Это был первый перелет и главное событие в жизни сборной Понпеи. Первый матч они играли против команды из второго дивизиона Гуама. Самый важный матч в истории Понпеи начался перед 50 зрителями. «Я пытался сказать им, чтобы они поверили в себя. Другая часть меня думала о том, что мы легко можем проиграть 0:30», – говорит Пол.

Они проиграли, но счет был намного достойнее – 2:3. «Игроки были опустошены. Для них это был конец света. Но мы играли хорошо, поэтому я понимал, что мы можем выиграть следующий матч». Вторая игра была тоже против команды второй лиги. Они просто собрались на товарищеский матч против ребят с соседнего острова, но Понпеи вышли на матч всей жизни. До конца оставалось 4 минуты, Понпеи легко вели 6:1, но Пол все равно нервничал. «Вместо того, чтобы радоваться, я просто сжимал кулаки и орал – «Выбивай, выбивай, выбивай!».

После первой в истории победы игроков дома встречали как чемпионов. Пол уехал в Англию, тренером команды стал его помощник Дилшан. Кажется, команда в хороших руках: с 2010 года Понпеи дважды выигрывала турнир, где участвуют все острова Микронезии.

Чемпионат Понпеи тоже продолжается, но Пол отмечает, что острову не хватает финансирования. Чтобы стать официальной сборной, четырем островам надо объединиться и заявляться на турниры как сборная Федеративных Штатов Микронезии. Но Яп, Чуук и Косрае находятся далеко друг от друга, а билеты очень дорогие. Пол считает, что эти проблемы могут и не разрешиться, но они уже многое поменяли. Например, один из игроков сказал, что наденет форму сборной на свадьбу, потому что это самая дорогая вещь в его жизни.

«Конфедерация футбола Океании просто не хочет тратить деньги, она говорит, что у них мало денег, а с далекими странами очень трудно работать, – объясняет Пол. – Обязанность ФИФА – помогать повсеместному росту футбола, это написано даже в их миссии. То, что есть нации, которые пытаются развивать спорт, а их игнорируют – это позор».

***

Пол вернулся в Англию без денег и работы. «После Понпеи мой долг был примерно 9 тысяч фунтов, но я смог отдать их через 5 лет после того, как вернулся. Я был рад, что попробовал, но много раз сомневался в своей затее».

Пола продолжали магнетизировать маленькие клубы. Через полгода ему пришло предложение от еще одной страны, которая не может похвастаться успехами в футболе. Это объяснимо: 30% населения Монголии ведет кочевой образ жизни, а температура зимой в Улан-Баторе может падать до минус 30 градусов.

«Когда я получил письмо от Энки Бацумбера, мне понравилась его идея. Он хотел создать клуб, который бы боролся с коррупцией, широко распространенной в монгольском футболе, и помогал росту молодых талантов в Монголии, чего не делали другие клубы. В итоге мы создали новую команду. В то время в лиге было много договорных матчей, а болельщики просто не хотели смотреть монгольский футбол», – говорит Пол.

 

Пол рассказывает, что монгольская лига местным не интересна – там есть фан-клуб «Манчестер Юнайтед», «Челси» и «Реала», но капитан сборной Монголии может пройти по улице и никто его не узнает. Они захотели создать такой клуб, за который можно будет болеть. Естественно, играть там будут местные футболисты. 

В Монголии Полу было чуть сложнее – ни один игрок не знал английского языка, поэтому Пол решил учить монгольский. Когда он пытался дать установку на монгольском, один из игроков сказал ему: «Ваш монгольский не ужасный, но звучит так, как будто моя собака вдруг заговорила со мной». После этого он попросил себе переводчика.

Они вместе выбрали название – «Баянгол», придумали форму, логотип и нашли спонсора. Деньги привлечь было непросто: спонсор к ним пришел только потому, что был связан с местной телевизионной компанией, которая снимала реалити-шоу про новую команду. Его нельзя посмотреть онлайн, но Пол уверен, что это к лучшему.

Со временем этот клуб превратился в комьюнити людей, которые хотят помочь развиваться молодым игрокам. Тренера они нашли в твиттере – Шадаб Ифтихар помогал Роберто Мартинесу со скаутингом в «Уигане» и «Эвертоне» и у него была нужная лицензия. Он оказался идеальным кандидатом для клуба, который хочет искать и развивать молодых игроков.

Закрепиться в высшем дивизионе так и не получилось. Даже несмотря на то, что у был спонсор и пожертвования от фанатов со всего мира – в Монгольской высшей лиге нужно мыслить себя как бизнес-проект, иначе играть там не получится. «Баянгол» же занимался тем, что помогал футболистам из Африки, которых подставные агенты привозили в Монголию и заставляли играть за копейки, а еще отправляли перспективных игроков на просмотры в зарубежные клубы.

«Этот клуб был больше, чем просто футбол, – говорит Пол. – Жаль, что у нас не получилось, но для того, чтобы выжить и соперничать там, нужно пожертвовать идеалами и развиваться как бизнес».

***

Пол продолжает помогать командам, которым нет места в той версии футбола, которую он так не любит. Обычно они находятся там же, где он нашел свою команду мечты – вне рейтингов и топ-турниров.

Пол был волонтером на альтернативном чемпионате мира – CONIFA. В 2018 году он помог провести турнир в Лондоне. Победителем стала сборная Закарпатья, которая по пенальти обыграла Северный Кипр. На том же турнире можно было насладиться играми сборных Лапландии, Сомалиленда, Тибета и Сборной Графства Ницца.

«Это был отличный турнир, и мне особенно понравилось помогать таким командам, как Матабелеленд (провинция в Зимбабве — sports.ru), и Тувалу (государство в Полинезии – sports.ru). После этого я ушел из организации, так как не был согласен с направлением, в котором она развивается», – объясняет Пол.

Теперь он занимается проектом Uncharted Football, куда входят Понпеи, Кирибати, Ниуэ и Маршалловы острова. После пандемии Пол планирует отправить приглашения и другим странам. Энтузиасты со всего мира будут помогать тем, кому внешняя помощь от официальных организаций не поступает. Еще один проект Пола – это Kitmas, он снова о помощи людям, о которых часто забывают: организация собирает на Рождество пожертвования и раздает футбольные формы детям из бедных семей.

«Этот год был тяжелым для многих, но если подарить детям футбольные формы к празднику – им станет лучше, а многие родители почувствуют себя легче, – объясняет Пол. – Все футбольные фанаты помнят, каково это – надеть первую форму любимого клуба. Ведь форма – это не просто символ, а шанс стать частью чего-то большего».

Фото: twitter.com/paul_c_watson; wbur.org; facebook.com/BayangolFC; East News/AFP PHOTO / CARL DE SOUZA, Coleman Rayner; globallookpress.com/Michael Runkel/imageBROKER.com