«Венеция» вернулась в Серию А спустя 19 лет. Это самый красивый клуб мира, по эстетике он конкурирует с топами
От редакции: вечером четверга «Венеция» по сумме двух матчей обыграла «Читтаделлу» (1:0, 1:1) и вернулась в Серию А. Прошлый подъем случился ровно 20 лет назад, клуб из необычного города в те времена тренировал Чезаре Пранделли. Но тогда «Венеция» быстро вернулась обратно, закончив сезон-2001/02 последней.
Мы поднимаем текст, опубликованный в апреле.
Венеция – это водные каналы, красивая архитектура и место вдохновения для Вивальди, Бродского, Байрона, Чайковского, Достоевского, Врубеля, Дягилева.
Футбол явно не первое, с чем ассоциируется Венеция. Его статус отражает скромный, но один из старейших в Италии стадион «Пьер Луиджи Пенцо», названный в честь итальянского майора-авиатора.
Арена спряталась от потока туристов и достопримечательностей в самой восточной точке города, куда не ведут указатели, а добраться можно только пешком или на лодке. Из-за этого «Пьер Луиджи Пенцо» критиковали еще век назад. «Стадион не отвечает потребностям. Жители провинции и периферии не могут туда легко и быстро добираться», – злились в газете Il Calcio Illustrato в 1932 году.
Похожая история с местной «Венецией». Команда существует давно, но тихо, в основном во втором дивизионе, лучшее достижение – победа в Кубке Италии в 1941-м. За последние 20 лет клуб пережил три банкротства.
Несмотря на все трудности, «Венеция» остается важной частью города и местной эстетики. Достаточно глянуть на эмблему: там со дня основания царит Лев святого Марка.
Крылатый лев – главный символ Венеции, его можно найти везде – от фасадов старинных зданий до площади Сан-Марко, над которой возвышается его скульптура.
В конце 90-х, когда «Венеция» выступала в Серии А, льва в клубных цветах нанесли даже на домашнюю футболку. В такой играл Рекоба в аренде из «Интера».
«Венеция» по эстетике готова тягаться с топами. Клуб переживает культурный ренессанс.
«Венеция» придумала программу культурного обмена. Первый участник – фотограф и экс-футболист из МЛС
В октябре «Венеция» запустила уникальный проект – VFC AiR. Что-то вроде международной программы культурного обмена. Клуб принимает у себя творческих людей, чтобы те изучили связь между городом и футболом. Правда, новость о проекте слабо выстрелила даже в пределах Италии. Историю в основном рассказали медиа, которые пишут о футбольной культуре.
Первым участником стал фотограф Итан Уайт. Он играл в МЛС за «Ди Си Юнайтед» и «Нью-Йорк Сити», но завязал с футболом ради фотографии. «Я не бросил футбол, я начал жить», – так Уайт описал завершение карьеры в 26 лет. Как фотограф он работал с adidas, Umbro, US Open и EA Sports, снимал на финале Лиги чемпионов-2019.
Итан должен прожить в Венеции девять месяцев (уже прошло шесть), исследовать ее и следить за клубом, чтобы через объектив рассказать о футбольной культуре и городе.
«Помимо попыток вернуть команду в Серию А, у новых владельцев (о них расскажем дальше – Sports.ru) есть миссия – сделать бренд «Венеции» максимально масштабным. Меня пригласили через призму своего опыта и команды поснимать футбол, культуру и образ жизни в Венеции. Я рассказываю историю их сезона и то, как открыл этот удивительный город», – объяснял Итан в интервью журналу Rabona.
Фотографии Уайта регулярно появляются в инстаграме «Венеции» и на сайте фотографа.
Итан фиксирует виды Венеции.
Повседневную жизнь местных жителей.
Футбольную жизнь улиц.
Архитектуру.
Новые стадионные реалии.
И, конечно, жизнь «Венеции».
«Венеция» покорила крутой формой. У них премиальный контракт с Nike
В августе, за несколько месяцев до программы культурного обмена, «Венеция» очаровала новой формой от Nike. Дизайнеры взяли клубные цвета, разместили их горизонтальными полосками, а на месте, где обычно лого спонсора, была просто надпись Venezia F.C. Получилось эстетично.
У цветов «Венеции» большая история. Изначально клуб взял красно-синие цвета, но на втором году существования – в 1908-м – переоделся в черно-зеленый. Со временем добавился и оранжевый – благодаря тому, что «Венеция» объединилась с клубом «Местре». Получается, «Милан» – россонери, «Интер» – нерадзурри, а «Венеция» – аранчианероверди (оранжево-черно-зеленые).
Белый гостевой комплект с воротником получился не менее прекрасным.
Интересно, что у «Венеции» премиальный контракт с Nike, как, например, у «Зенита», «Спартака» и «Вольфсбурга». При этом «Венеция» играет во втором дивизионе! Клубы из категории «Премиум» получают от Nike эксклюзивный дизайн формы и выплаты по лицензионному договору.
Иногда Nike делает для «Венеции» лимитированные футболки. В клубном фан-шопе сейчас продается майка с отсылкой к творчеству венецианского художника Каналетто.
Еще в онлайн-магазине «Венеции» есть стильное поло.
Кто делает клуб красивым?
«Венеция» всегда была не такой, как все. Но ярко выступать клуб начал после прихода американских инвесторов в 2015-м во главе с дерзким юристом Джо Такопиной – они подхватили «Венецию» у бывшего мэра Химок Юрия Кораблина.
В 2011-м Кораблин бесплатно приобрел права на клуб, оплатив только лицензию на участие в Серии D – 400 тысяч евро. При нем «Венеция» вышла из пятого дивизиона в третий, но все закончилось летом 2015-го. Русский хозяин задолжал игрокам и персоналу зарплату за четыре месяца и не выходил на связь. Футболисты написали открытое письмо, а бизнесмен через представителей отдал команду с шестимиллионным долгом в собственность города. Там запустили процедуру банкротства, создали новое акционерное общество и заявили его в четвертый дивизион. Подробнее о периоде Кораблина в «Венеции» писал Александр Головин в 2018 году.
После этого в клуб пришли американцы во главе с Джо Такопиной. Подкачанный юрист делился амбициозными планами о Серии А, новом стадионе на 25 тысяч и развитии футбола через туризм, но через несколько лет покинул проект.
В феврале 2020-го компания VFC Newco 2020 купила 100% акций «Венеции» (они вкладывались еще при Такопине, но в меньших масштабах), а Джо уехал поднимать «Катанию». Новым президентом стал бывший босс Нью-Йоркской фондовой биржи Дункан Нидерауэр. Он подтвердил, что планы «Венеции» не изменились – Серия А, новый стадион и развитие клуба.
Американцы много внимания уделяют бренду, благодаря чему «Венеция» стала привлекательнее. Креативную часть курирует нью-йоркское агентство Fly Nowhere. В случае с формой на сезон они курировали полный цикл: от фотосессии до продвижения нового комплекта в соцсетях.
Агентство курирует айдентику, штрифты и все, что связано с визуалом.
В феврале «Венеция» выпустила специальную форму к Венецианскому карнавалу. На номера сзади нанесли фигурки венецианских масок.
«Мы отвечаем за управление брендом, маркетинг, медиа, дизайн и партнерские отношения. Перед нами стоит задача конкурировать с клубами Серии А за пределами поля, привлекая новых болельщиков со всего мира, но с бюджетом Серии Б, – объясняет совладелец Fly Nowhere Тед Филипакос. – Мы не получаем денег от крупных ТВ-контрактов и матчей против «Юве» с «Интером». Но Венеция – священное место. Одно из самых знаковых и почитаемых в мире. У нас есть уникальная история, которую мы можем рассказать, независимо от того, играем мы в Серии А или третьем дивизионе».
Телеграм-канал о футбольной эстетике
Фото: norrisethanwhite.com; globallookpress.com/Michael Nitzschke; East News/MARCO SABADIN / AF, TIZIANA FABI
Большой респект за проделанную работу!