5 мин.

Селсо Баррос

 Селсо Корреа де Барросу 60 лет. Медик по образованию, он сделал впечатляющую карьеру: с 1998-го возглавляет региональное (штат Кариока) отделение корпорации Юнимед, а также был её президентом на территории всей Бразилии в течении двух сроков, с 2001-го по 2009-й год. Последние 14 лет - с того самого 1998-го года - он участвует в реконструкции Флуминенсе.

Слово "реконструкция" употреблено не случайно, ведь после славных времён середины 70-х - середины 80-х клуб постепенно деградировал. Были отдельные успехи, последним из которых на тот момент стала победа в чемпионате штата в 1995-м в финале над Фламенго со знаменитым голом Ренато Гаушу, но после настали очень тяжёлые времена. В 1996-м Флуминенсе должен был вылететь из Серии А, но из-за скандала с подкупом судей в Серию Б отправились Атлетико Паранаенсе и Коринтианс, а Триколор за счёт этого своё место в Серии А сохранил. Но неизбежное, учитывая бедственное состояние клуба, случилось на следующий год, а ещё через год, в 1998-м, Флуминенсе вылетел и вовсе в Серию С.

Тут-то и появился Селсо Баррос со своей помощью. Поначалу она не была значительной, но своя лепта в уверенную победу в Серии С была внесена. А затем Баррос сыграл куда более значительную роль. В 2000-м команда готовилась к выступлениям в Серии Б, но благодаря очередной неразберихе, что в те времена регулярно случались в бразильском футболе, Триколор получил возможность, учитывая успешную игру в чемпионате штата и Кубке Бразилии - хотя, если по делу, это не имеет никакого отношения к национальному первенству -, выступить сразу в Серии А. За короткий период требовалось укрепить команду для выступлений на качественно другом уровне, и это удалось блестяще! Флу занял третье место в чемпионате, и следующие два года тоже оставался на вершинах таблицы - снова третье, а потом четвёртое места.

Да и вообще, как несложно проследить, успешность Флуминенсе в новую эру стала зависеть от объёмов инвестиций Юнимед и её руководителя. Когда их объём велик - команда борется за самые высокие места, как только снижается - опускается в низы таблицы. Казалось бы, всё просто, но я слишком углубился в историю, хотя хотел разобрать суть. К чему сейчас и приступим.

Флуминенсе, хоть и входит в число 13-ти великих клубов Бразилии, не обладает огромной армией болельщиков, как Фламенго или Коринтианс, и по собственному финансовому могуществу значительно (примерно раза в три) уступает гигантам из Сан Паулу, а также имеет большие долги, одни из самых больших среди бразильских клубов - более 150 млн. долларов. Тем не менее, по составу вряд ли уступает вообще кому-нибудь из Серии А. И это всё не благодаря грамотному менеджменту или отличной школе подготовки игроков, а благодаря ему - таинственному Селсо Барросу. Многие его любят и уважают, побаиваются практически все и редко кто бросает ему вызов.

Несмотря на то, что рос он в семье менганов (фламенгистов; его отец был "красно-чёрным", брат и сестра также), сам стал триколором. Возможно, как сам вспоминает, под влиянием дяди. Добившись высокого положения в обществе, стал щедро помогать любимой футбольной команде, хотя придерживается баланса: с равным удовольствием говорит как об успехах на футбольном поле, так и о новых достижениях предприятия.

Инвестиции в клуб при этом являются действительно инвестициями, а не разбрасыванием денег в стиле российских олигархов или арабских шейхов. Иногда от сотрудничества выигрывает Флуминенсе, иногда - Юнимед. Это если брать в финансовом плане. На поле же благодаря приобретаемым Юнимед игрокам Флуминенсе выигрывает значительно.

Но есть и отрицательная сторона. Как и везде в Южной Америке, а также в Испании и Португалии, клуб вроде бы принадлежит болельщикам, платящим взносы, но поговаривают, что на практике в руках Селсона (прозвище инвестора, образованное от его имени) - 90% активов клуба. И если он решит прикрыть лавочку... Не то чтобы произойдёт полный обвал, но существенным он будет. Клуб наверняка скатится в аутсайдеры Серии А. Но Селсон, как триколор джи корасон (триколор по зову сердца), этого не сделает. Главное - не злить его, а дружить. Сотрудничать.

Поэтому когда в начале своего срока в начале 2011-го действующий президент клуба Питер Симсен решил сократить высокое влияние Барроса на дела клуба (естественное при таком положении вещей), он быстро понял, что это невозможно, ведь болельщики закидают его яйцами как за уход ведущих игроков, так и за неизбежно последующее за этим снижение результатов. Поэтому идея Симсена заглохла быстро, и уже к середине года стало ясно, что сотрудничество с Юнимед будет продолжено.

И правда, чем плохо? Флуминенсе перед этим сезоном сделал ряд хороших покупок, но когда было объявлено, что деньги на трансферы закончились, на арену вышел Баррос и купил Тиаго Невеса за 8 млн. евро, а также согласился выплачивать бОльшую часть его нехилой зарплаты. Видимо, в обмен на часть доходов от маркетинга игрока. То есть, как я и говорил, сделка несёт околонулевой финансовый эффект для Флуминенсе, но Тиаго Невес - на поле! И, если будет хорошо играть, поможет в борьбе за титулы. Селсо хочет Кубок Либертадорес, к которому команда уже была близка в 2008-м, и Клубный Мундиаль. Вторит ему и главный тренер Абел Брага, называя Либертадорес главной целью года. Кстати, тренеры и Баррос - тоже отдельная история. Зачастую именно он определяет, кто возглавит Триколор, хотя официально это отрицает.

Селсо Баррос известен тем, что всегда исполняет обязательства перед игроками - юнимедовскую часть зарплаты они всегда получают вовремя. В том числе за счёт этого у него со многими из них складываются тёплые отношения. А привёл он в команду за время спонсирования Флуминенсе ох как немало игроков! Ромарио, Эдмундо и Рожер. Петкович и Карлос Алберто. Конка, Уошингтон, Додо и Леандро Амарал. Фред, Деко и Эмерсон. Рафаэл Моура и Рафаэл Собис. Вагнер и Тиаго Невес. К переходу каждого из них он приложил руку, в большей или меньшей степени. Если Селсо Баррос хочет привести кого-то во Флуминенсе - будьте уверены, он это сделает.

Времена бывали разные, но в итоге даже те немногие критики, что были у него раньше, поменяли своё отношение как минимум на нейтральное, а для большинства болельщиков Триколора Баррос стал символом клуба. С ним фотографируются, будто с одним из ведущих игроков, про него сочиняют речёвки. Например, когда Жонас, нападающий Гремио в 2010-м году, один из лучших игроков того Бразилейрона, приехал на Ларанжейрас, болельщики кричали: "У Селсо вай че компрар" ("Селсо тебя купит", по аналогии со знаменитым "У Фреджи вай че пегар" - "Фред тебя подловит/ударит", в смысле - забьёт тебе гол). Торсида также создала баннер в его честь.