Как футболистам стали платить зарплаты и что из этого вышло
Все мы слышали про тот самый контракт Месси. Заслуженный? А та история с зарплатой Озила в «Арсенале»? Футбол – это бабки, а большой футбол тем более. Нас уже давно не удивляют десятки и сотни миллионов, выкинутые в трансферное окно на средненького игрока. Спонсоры, права на трансляции, платные спортивные каналы, покупка футбольной атрибутики – money, money, money! Мы живем в эпоху капитализма и неудивительно, что наша любимая игра уже давно стала индустрией, которая приносит миллионы не только клубам, но и игрокам. В этой небольшой статье будет рассказано об истории, по сути, роста зарплат в английском футболе. О том, как игра простых работяг и любителей конца 19-го века превратилась в сверхдоходную профессию века 21-го. Первый фунт, первая тысяча, первый миллионный контракт…
Самое начало
Футбольная ассоциация Англии (далее ФА) была создана в 1863 году. В то время футбол не был профессиональным и на островах играли в свободное от работы время. В 1878 году каменщик Фергус Сутер играет в шотландской лиге на позиции крайнего защитника, его замечают, и игрок уходит в английский клуб «Дарвен». После перехода Фергус больше не работает по профессии, сославшись на то, что английский камень слишком тяжелый и от него болят руки. Это заявление подвергается критике, появляются подозрения в том, что игрок получает деньги за матчи.
Проходит два года и Сутер вместе с еще двумя соотечественниками переходит к заклятым врагам «Дарвена» -- в «Блэкберн Роверс». Слухи множатся – шотландцы в новой команде играют не бесплатно. 27 ноября 1880 года бывший и нынешний клубы Сутера играют между собой. «Дарвен», все еще оскорбленный уходом игрока, открыто заявляет прессе, что Фергусу платят за игры. Во втором тайме при счете 1-1 шотландец вступает в перепалку, завязывается драка, к которой присоединяются болельщики. Судья бежит с поля.
Вероятно, что Фергус Сутер был не первым игроком, которому начали платить за футбол и точно не единственным в то время, однако именно его история задокументирована и освещена. Но можно ли считать Фергуса Сутера первым профессиональным футболистом? Юридически…нет.
Игра профессионалов
Наступает 1882 год и функционеры ФА, видя, что в некоторых клубах платят жалование, официально закрепляют в правилах следующее: «Всякий игрок клуба, получающий от клуба вознаграждение в какой-бы то ни было форме или денежное возмещение, превышающее его личные расходы или средства, в связи с выходом на ту или иную игру, автоматически отстраняется в соревнованиях на Кубок, в любых соревнованиях под эгидой ФА и в международных турнирах. Клуб, нанявший такого игрока, автоматически исключается из Футбольной ассоциации».
Проходит два года и после матча Кубка Англии между командами «Престон» и «Аптон Парк» разгорается скандал: «Аптон» обвиняет Уильяма Саделла (администратора «Престона») в том, что футболисты его команды играют за деньги. Было известно, что Саделл привлекает лучших местных игроков тем, что не только платит им за футбол, но и обеспечивает работой. Саделл не препирается, сказав, что: «Платят все». «Престон» исключают из турнира.
В сезоне-1883/84 ФА находится на грани развала – ведущие клубы лиги объединяются и грозят своим уходом, футболисты не хотят играть бесплатно. Создается специальный комитет, который 20 июля 1885 года приходит к историческому и назревавшему решению: теперь клубам официально разрешается платить игрокам, а также вводится система регистрации – футболист заявляется и играет сезон только в одной команде. По окончании сезона игрок может переходить в другой клуб либо же остается в своем, но опять-таки заново регистрируется на следующий сезон. С этого момента футбол стал профессиональным. «Блэкберн Роверс» среди первых получает профессиональный статус и назначает своим лучшим игрокам Джо Лофтхаусу и Джеймсу Форресту еженедельное жалование в размере 1 фунта, что было сравнимо со средним заработком обычного английского пролетария. В 1890 году лучшие футболисты «Астон Виллы» и «Сандерленда» получают уже 5 фунтов в неделю.
Очередным поворотным моментом становится 1893 год, когда «Дерби Каунти» предлагает ФА ввести потолок зарплат в размере 4 фунтов в неделю. Большинство футболистов, которым и помимо футбола было чем заняться на заводах, не получает таких денег на поле, и вводимая инициатива совсем их не заботит, однако уже тогда топовые игроки зарабатывают по 10 фунтов в неделю, и возможный потолок зарплат существенно сокращал бы их доход. Конец 19-го века — это время борьбы рабочих за свои права и неудивительно, что эти топовые игроки в 1898 году создают первый профсоюз футболистов. Три года борьбы заканчиваются ничем, и в 1901 году ФА устанавливает потолок зарплат в 4 фунта в неделю. Профсоюз разваливается, и ведущие игроки в попытке обойти ограничение бегут в конкурирующую Южную футбольную лигу.
Сразу после Первой мировой войны ФА повышает потолок зарплат до 10 фунтов в неделю, что уже в два раза превышает среднюю зарплату английского работяги и очевидно, что многим игрокам стало выгоднее не корпеть на заводе, а полностью сконцентрироваться на профессиональной карьере. Последующие годы проходят в постоянной борьбе между ФА и вновь образованным профсоюзом. Чиновники постепенно снижают недельную ставку до 9, а потом и до 8 фунтов. Ну а затем…еще одна война.
Рост зарплат футболистов в Англии начинается в 1951 году. Игра уже давно стала общенациональной и привлекает все большее количество людей на трибунах. В 1951 году ФА устанавливает потолок в 14 фунтов в неделю, через два года в 15, чуть позже в 17, а в 1958 году в 20. В январе 1961 года Джимми Хилл – игрок «Фулхэма» и председатель Ассоциации профессиональных футболистов, объединившись со многими игроками лиги, добивается отмены потолка зарплат, и его партнер по клубу капитан национальной команды Джонни Хэйнс получает космические 100 фунтов, когда средняя недельная зарплата взрослого англичанина в тот год составляет 15 фунтов. Именно с этих ста фунтов и начнется взрывной рост зарплат в английском футболе.
Дальше только больше
В конце 1960-х тысячный рубеж был преодолен Джорджем Бэстом, который был не только одним из лучших игроков своего поколения, но и стал, возможно, первым «медийным футболистом» со всеми «необходимыми» атрибутами, а именно с частой сменой машин, вечеринок, женщин. С тех пор футбол – не просто спорт, а во многом и светская профессия, где звездные игроки получают бОльшие контракты, в том числе рекламные.
Вместе с зарплатами росли и суммы трансферов. В 1979 году сильнейший клуб Европы «Ноттингем Форест» ставит абсолютный рекорд и впервые в истории футбола выкладывает 1 миллион фунтов за нападающего Тревора Фрэнсиса, а его одноклубник Питер Шилтон (рекордсмен сборной Англии по количеству матчей) выходит на уровень зарплаты в 1.200 фунтов. Проходит 13 лет и еженедельный доход футболистов становится пятизначным – полузащитник «Ливерпуля» Джон Барнс берет высоту в 10.000 в первом сезоне только что образованной Английской Премьер-лиги. В 1995 году «Арсенал» подписывает «Нелетучего голландца» Денниса Бергкампа на ставку в 25.000 фунтов. Игроки и тренеры поражены цифрой, левый защитник сборной Англии Стюарт Пирс говорит, что это «Деньги на ветер». В том же году в силу вступает «правило Босмана», по сути революция трансферного рынка. Теперь игрок с истекшим контрактом может переходить в другой клуб бесплатно. До введения этого правила клубы конечно же отпускали игроков с истекшими контрактами в другие команды бесплатно, но это не было обязательным, и к тому же клуб в течение двух с половиной лет оставлял за собой право на компенсацию за игрока. «Правило Босмана» дало, как и игрокам, так и клубам возможность договариваться о более «жирных» контрактах, так как клубам не нужно было выплачивать за таких игроков трансферные суммы, которые теперь можно было потратить на заманчивую зарплату, а игроки, в свою очередь, могли уже и просить побольше для себя.
Проходит пять лет и Рой Кин добивается у боссов «Манчестер Юнайтеда» зарплаты в 50.000 тысяч фунтов в неделю. Сумма, видимо, настолько большая для них, что руководство в письме болельщикам именно щедрым контрактом капитана оправдывает повышение цен на билеты. Рой Кин позже потребует извинений. Проходит год, и планка легендарного ирландца удваивается. Скандальный, а главное, свободный переход игрока «Тоттенхэма» Сола Кэмпбелла в лондонский «Арсенал» позволяет игроку выбить 100.000 фунтов в неделю. «Правило Босмана» в действии.
В течение следующих десяти лет вокруг АПЛ крутятся все большие суммы. Контракты на трансляции, спонсорские деньги, увеличение цен на билеты – всё это взвинчивает и раздувает не только трансферные суммы, но и зарплатные ведомости. В 2009 году Карлос Тевес переходит из «Манчестер Юнайтеда» в «Манчестер Сити». Аргентинцу платят 286.000 фунтов в неделю, что в сумме дает более 1 миллиона в месяц. Еще одна психологическая отметка преодолена. С тех пор и бОльшими суммами никого не удивишь. Алексис Санчес, Фернандо Торрес, Уэйн Руни, Кевин Де Брёйне, Давид де Хеа – все эти игроки зарабатывали (а де Хеа зарабатывает сейчас) по триста и более тысяч фунтов в неделю, но всех их перещеголял гольфист Гарет Бейл, которому удалось совсем недавно выбить себе 600.000 фунтов – сумма, разделенная между «Реалом» и «Тоттенхэмом».
За шестьдесят лет прошедших с отмены потолка зарплат в английском футболе, они увеличились в тысячи раз. Конечно, заработок игроков из статьи — это лишь частные случаи – не каждый футболист из АПЛ зарабатывает столько. Но стоит признать, что даже у самого серого игрока есть возможность выторговать себе контракт побольше. Справедливы ли такие суммы? Дискуссионный вопрос, но спрос всегда рождает предложение. Если есть те, кто готовы платить, то всегда будут те, кто готовы продавать свой труд. А о цене договорятся.
Повышение цен! Как это не странно..