Мусаев в «Краснодаре»: сначала разнообразие стиля и две бронзы, итог – тотальная потерянность
Дорский фиксирует эпоху тренера и не понимает, куда движется клуб.
В начале марта гендиректор «Краснодара» Владимир Хашиг рассказал, что Мурад Мусаев не будет уволен, даже если проиграет оставшиеся девять матчей в сезоне. После домашних 0:5 от «Ахмата» тренер все-таки покинул клуб – это именно отставка, а не увольнение, так что формальности соблюдены.
Мусаев возглавил «Краснодар» ровно три года назад – 2 апреля 2018-го. Тогда Сергей Галицкий объяснял назначение ориентированностью на клубную академию:
«Мы настроены очень сильно на свою академию. Клуб возглавит в следующем сезоне Мурад Мусаев. За шесть оставшихся игр он почувствует ритм. Он 12 лет уже тренирует, из них 6 лет тренирует в системе «Краснодара».
Глубоко убежден, что мы должны доверять российским тренерам. С ним долгое время общался, долго о нем разговаривали с тренером академии. Мы надеемся, что все игроки из нашей команды 99 года, с которой он работал, всей бандой ворвутся в основной состав.
Я не хочу там Тухелей и прочих иностранцев. Это наши ребята. В нашем клубе они всегда сделают больше, чем наемники, которые приехали сюда за зарплатой. Вот на таких ребятах будет строиться наш клуб».
В 2021-м проект «Краснодара» как клуба собственных воспитанников кажется проваленным, но дело точно не только в Мусаеве. Галицкий давно не выступает в спортивных медиа – мы вообще не понимаем, о чем он думает, как видит развитие клуба.
Легендарная фраза про 11 воспитанников была сказана в интервью Юрию Дудю еще в декабре 2012-го – вероятно, тогда Галицкий не осознавал всех трудностей (в первую очередь – агентских и финансовых), с которыми ему придется столкнуться при внедрении в состав юных игроков. Может, сейчас Галицкий считает свою мечту утопией – признание в этом было бы нормально (и сняло с клуба минимум один повод для шуток), но мы можем лишь догадываться о мыслях президента.
Только догадки и по части детальных оценок трех лет Мусаева в главной команде, но глобально это точно не провал. Две бронзы (до этого – лишь одна при Олеге Кононове), дебют в Лиге чемпионов и третье место в группе, выход в 1/8 Лиги Европы в сезоне-2018/19 (повторение клубного рекорда), зарубы с «Севильей», «Байером» и «Валенсией».
Андреас Гранквист рассказывал о тактических изменениях «Краснодара» уже через четыре дня после прихода Мусаева – можно считать дежурной похвалой новому тренеру, но команда действительно менялась. Спустя месяц после назначения Мусаев говорил о желании разнообразить игру, чаще атакуя через фланги – в сезоне-2018/19 «Краснодар» стал пятым по числу навесов, хотя при Кононове и Игоре Шалимове по этому показателю не поднимался выше тринадцатого места (при Шалимове вообще был последним).
«Краснодар» превратился в команду, едва ли не чаще всех играющей за спину в РПЛ – помогали забросы Газинского и Перейры, а также открывания Ари и Игнатьева. Сезон-2018/19 – лучший в карьере Газинского (8 голевых передач), а дальнейшее развитие остановили только серьезные проблемы с плечом.
Почти идеальное распределение ролей между Каборе, Газинским и Перейрой, успешный поиск лучшей позиции для Вандерсона, самый результативный сезон в карьере Классона, превращение Шапи в главного запасного лиги – это все было при Мусаеве.
Тогда же мы называли Мусаева самым гибким тренером в истории «Краснодара», восхищаясь тем, что с ним команда научилась отдавать мяч сопернику (самые яркие примеры – битвы с «Байером» и домашний матч с ЦСКА весной 2019-го, фактически принесший бронзу и первое попадание в квалификацию Лиги чемпионов).
Чуть позже в интервью Sports.ru Мусаев немного корректировал эту версию: «Краснодар» не хотел отдавать мяч и играть вторым номером, но «Байер» заставил нас так сделать. Для меня важно, что мы оказались готовы к этим условиям – нельзя сказать, что «Байер» сильно превзошел нас по моментам. Мы очень много работали над вариантом, когда обороняемся и переходим в быструю атаку. Также много работали над зонами, которые нужно закрывать, потому что у «Байера», кроме трех нападающих, в атаку постоянно добегают Хавертц и Брандт.
С ЦСКА мы тоже не планировали встречать так низко – планировали это делать в средней части поля. Забив быстрый гол, мы стали играть метров на 20 ниже, чем договаривались».
Понятность тренерской идеи – хорошо, но на самом деле не так важно, планировал ли «Краснодар» отдавать мяч – главное, что он отлично был готов действовать без него.
Последние два года «Краснодар» мучился с травмами – кажется, хотя бы на пару недель вылетали почти все. «В целом не могу отыскать закономерность, позволяющую как-то влиять на снижение травматичности. Всегда в таких случаях первые вопросы адресуем себе. Анализировали, думали, сопоставляли – связи с тренировочным процессом не нашли. Кроме той, что у нас небольшая обойма и лидеры серьезно нагружены. Действенным средством против этого могла бы стать ротация», – объяснял Мусаев в октябре 2020-го.
Возможно, внутри клуба (в том числе сам Мусаев) все-таки считали по-другому – через несколько недель после высказывания тренера в «Краснодар» приехал Джон Филлипс, ранее отвечавший за здоровье игроков «Саутгемптона», «КПР» и «Мальме».
В итоге вторая половина 2019-го и 2020-й – вероятно, самые серые полтора года «Краснодара» с момента прихода Кононова, то есть после обретения узнаваемого стиля. Нынешний стиль «Краснодара» – вообще большой вопрос: до Мусаева команда не играла так много за спину (не совсем вписывалось в короткие передачи на третьего), ушла жесткая привязка к позициям, которая была при Шалимове (например, у Кабелла – полная свобода), в Лиге чемпионов краснодарцы ни в одном из двенадцати таймов не владели мячом больше соперника.
Даже с неяркой игрой «Краснодар» дал результат на длинной (бронза в прошлом сезоне) и короткой (третье место в группе ЛЧ) дистанциях, но весной 2021-го все развалилось.
Глупейшие привозы в домашнем матче с загребским «Динамо», удаление Смольникова при 1:0 и тотальном доминировании в игре с «Уралом», удаление Кайо при 1:0 с «Динамо» – очень многое «Краснодар» привозил себе сам.
Мусаев стал публично критиковать Кайо, а на мой вопрос о самоотдаче игроков после «Ахмата» ответил прямо: «Вообще ею не удовлетворен. Это одна из главных причин того, что сегодня мы получили».
Расставание «Краснодара» и Мусаева не кажется ошибочным или поспешным решением, но его точно недостаточно для возвращения в борьбу за Лигу чемпионов в следующем сезоне.
Центр обороны «Краснодара» явно не соответствует еврокубкам – Кайо действительно постоянно результативно ошибается, но Мартынович и Сорокин тоже совершают убийственные ошибки (просто не такие яркие из-за стиля).
При этом абсолютно нет уверенности, что даже если «Краснодар» решит поменять всех троих, станет лучше – последние три года трансферная политика клуба совсем непонятна.
В «Санта-Кларе» Кайо не только не провел ни одного полного сезона в старте, но и совершенно не показывал наличия паса, которое так нужно опорнику «Краснодара».
В «Зволле» Намли провел лучший отрезок на позиции восьмерки, когда тащил мяч вперед через ведение. Мусаев рассказывал, что знал об этом, но рассматривает Юнеса десяткой (и игрок соглашался, что ему в этой роли удобно). В итоге Намли не сыграл ни одного официального матча на позиции десятки (этот вопрос – не только к руководству, но и к Мусаеву).
Среди новичков с лета 2018-го в стиль «Краснодара» (к которому мы привыкли, но сейчас его скорее нет) вписывался только Ольссон, но у Криса возникли большие проблемы с адаптацией. В итоге он провел один адекватный месяц осенью 2019-го, в целом качественные вторые полгода 2020-го, но этой весной вернулся к ужасному состоянию, в котором опребывал во время первых матчей за «Краснодар».
Куда движется «Краснодар», какие ценности у клуба в 2021-м (атакующий футбол – слишком общее определение, не раскрывающее практически ничего) совсем непонятно.
Нашему футболу будет лучше, если «Краснодар» быстрее найдет себя.
Телеграм-канал/твиттер Дорского
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив, Андрей Шрамко, Роман Кручинин; fcdynamo.ru
это наивно, даже глупо
Если местами в Европе сегодня тренерская школа на 2 головы выше нашей - иностранец с переводчиком даст больше, чем "наши ребята".
УРОВЕНЬ решает, во всем