16 мин.

Хавьер Маскерано — «Во время матчей против «Манчестер Юнайтед» и «Эвертона» он был как скаузер»

«Ливерпуль» находился в Лондоне, готовясь к встрече с «Тоттенхэмом» на Уайт Харт Лейн, когда Рафа Бенитес отправился в шикарную квартиру на Кэнери-Уорф. Хавьер Маскерано открыл дверь и пригласил его войти.

«Предполагалось, что это будет быстрая тайная встреча, но Рафа пробыл там около двух с половиной часов», - рассказывает один из сотрудников штаба испанца.

«Это был типичный Рафа, абсолютно дотошный. Он точно указал как именно, по его мнению, Хавьер вписывается в «Ливерпуль». Он передвигал камешки по столу, чтобы показать ему, как все это будет работать с тактической точки зрения.»

«Поначалу Хавьер был очень шокирован тем, что Рафа хотел его заполучить, учитывая, что в то время ему не удавалось играть даже за «Вест Хэм», но он отчаянно хотел играть в футбол, и он был в базе данных Рафы с первых дней выступлений аргентинца за «Ривер Плейт». Это был настолько высокооцененный в Аргентине игрок, что он впервые сыграл за сборную своей страны еще до того, как дебютировал за «Ривер Плейт». Рафа был убежден, что он поможет вывести команду на новый уровень».

Заключение сделки было далеко не простым делом. Правила ФИФА гласили, что игрок не может играть более чем за два клуба в период с 1 июля одного года по 30 июня следующего, поэтому «Ливерпуль» должен был получить специальное разрешение от мирового руководящего органа, чтобы взять Маскерано, сначала на правах аренды, за плату в размере £1,6 млн.

Это было сделано незадолго до крайнего срока зимнего трансферного окна, но тогда также возникла сложная паутина по поводу третьей стороны, окружающей как Маскерано, так и его коллегу по сборной Аргентины Карлоса Тевеса, которые оба прибыли на Аптон Парк из «Коринтианса» прошлым летом при содействии агента Киа Джурабчиана.

Потребовалось еще три недели, чтобы трансфер Маскерано был санкционирован Премьер-лигой, а это означало, что только в конце февраля он запоздало дебютировал за «Ливерпуль» в матче против «Шеффилд Юнайтед», который закончился с разгромным счетом 4:0.

Последующее расследование Премьер-лиги, которое привело к тому, что «Вест Хэм» был оштрафован на £5,5 млн. за заключение контрактов с третьими лицами, показало, что права на Маскерано принадлежали двум офшорным компаниям — Mystere Ltd и Global Soccer Agencies Ltd.

Примечательно, что, учитывая, что он сыграл за сборную Аргентины каждую минуту в финальной части чемпионата мира 2006 года в Германии, тогдашний 22-летний игрок неоднократно упускался из виду боссом «Вест Хэма» Аланом Пардью, а затем и Аланом Кербишли, который занял место тренера команды незадолго до Рождества. С октября Маскерано провел всего семь минут в чемпионате, а на его место в центре поля обычно выходили Хайден Маллинс и Найджел Рео-Кокер.

Но не все в Мелвуде изначально были убеждены в Маскерано.

«Несколько игроков полностью удивили меня и заставили изменить свое решение по их поводу», - написал Джеррард в своей автобиографии. «Хавьер Маскерано сначала испытывал трудности, и его пасовая игра казалась очень неудачной, но ему просто нужен был период адаптации. Сначала я думал: "Я не уверен", но после пяти или шести игр он явно был очень хорош. Ему потребовалось время, чтобы проявить свои качества».

Рассказывает Джейми Каррагер: «Помню, я задавался вопросом, где же он будет играть, потому что в то время у нас уже было много полузащитников. Ему нужно было несколько игр, чтобы включиться, но было ясно, что Рафа просто обожает его. Слушая, как Рафа говорит о Маскерано, было ясно, что этот игрок сыграет большую роль в будущем команды».

Вскоре Энфилд также был им сражен. Через четыре месяца после того, как он стал изгоем в «Вест Хэме», Маскерано был в стартовом составе команды в финале Лиги чемпионов против «Милана» в Афинах. Вечер закончился поражением, но он, возможно, был лучшим игроком «Ливерпуля» в той игре. Он также сыграл важную роль в обоих матчах драматического полуфинального триумфа над «Челси», выигранного по пенальти.

Трибуна Коп распевала: «У нас лучшая полузащита в мире. У нас есть Хаби Алонсо, Момо Сиссоко, Джеррард и Маскерано!» Он также был удостоен чести собственной песни, когда болельщики скандировали его имя на мотив песни Seven Nation Army группы White Stripes.

«Когда Рафа оставил Хаби вне ответного матча полуфинала против «Челси» и выставил Хавьера вместе со Стиви, можно было подумать: "Вау, какой серьезный ход", - вспоминает Каррагер. «Хаби так много сделал для клуба. Это многое говорило о том, что Рафа думал о Хавьере. Думалось: "Главный тренер действительно верит в этого парня"

Влияние Маскерано на команду продолжало расти по мере того, как он давал полузащите «Ливерпуля» большее боевое преимущество и проявлял себя в роли сдерживающего полузащитника. Игровое время Сиссоко становилось все более ограниченным, а с приходом Лукаса Лейвы из «Гремио» конкуренция за места усилилась.

Левый защитник Йон-Арне Риисе рассказывает: «Хавьер действительно был идеальным партнером по команде. С точки зрения системы, в которой мы играли, и его положения в команде, он соответствовал всем требованиям.»

«Он все подчищал, останавливал контратаки противника и совершал так много подкатов. Можно было почувствовать напряжение и волнение в толпе, когда Хавьер шел в единоборство, а затем рев, когда он неизбежно отвоевывал мяч. Он блестяще справлялся с работой чистильщика».

«Я всегда чувствовал себя в безопасности, идя вперед с позиции левого защитника, зная, что там есть Хавьер, который прикроет меня, если что-то пойдет не так. Должно быть, он был худшим соперником, против которого можно было играть. Если он гнался за тобой, ты точно знал, что он тебя достанет. Он был умен, но и быстр.»

«Когда он приходил на тренировку, он был в своем пространстве. Он был спокоен, но тренировался так же, как и играл: полная самоотдача, полная сосредоточенность. Как только мы возвращались в раздевалку или в автобус после матчей, он становился совсем другим — улыбался и шутил. У него был такой хороший баланс между серьезностью и упорным трудом, когда это действительно имело значение, но также в подходящее время он вполне мог расслабиться. Настоящий профессионал и забавный парень».

Для «Ливерпуля» сохранить Маскерано было несложно, и в феврале 2008 года они выплатили £17 млн., необходимых для того, чтобы превратить его аренду в постоянное соглашение.

«Поначалу он плохо говорил по-английски, но ему помогло большое количество испаноговорящих в клубе», - вспоминает другой сотрудник Бенитеса.

«Хавьер был близок с Пепе Рейной и Фернандо Торресом. А еще и с Лукасом и Фабио Аурелио. Он также взял под свое крыло молодых игроков — Эмилиано Инсуа и Дани Пачеко. Хавьер был всецело поглощен футболом и семьей. Он обожал своих детей и жил неподалеку от Сефтон Парк. Когда Тевес переехал в «Манчестер Юнайтед» Хавьер много проводил времени с Карлосом и его семьей. Иногда они встречались в Спик Ритейл Парк.

«Для Хавьера так много значило играть за «Ливерпуль» и представлять людей на поле. Глядя на его игру, казалось, что у него есть мотоцикл на котором он передвигается по полю. Он обладал невероятной энергией.»

«Он очень интересовался историей клуба и хотел узнать о «Ливерпуле» все. Он бывал таким взвинченным. Во время матчей против «Манчестер Юнайтед» и «Эвертона» он играл так, как будто он скаузер. Перед играми в дерби он посылал местным сотрудникам клуба сообщения со словами: «Мы делаем это ради вас».

«Все любили Хавьера. Он был первоклассным парнем. Перед играми мы обычно подначивали его, держа на взводе. Если он злился, то тренировался и играл лучше. В животе у него разгорался огонь».

Временами он не мог контролировать эту агрессию. В марте 2008 года на Олд Траффорд он был удален еще до перерыва. Первоначально наказанный желтой карточкой за поздний подкат под Пола Скоулза, он получил вторую желтую за то, что побежал к судье Стиву Беннетту протестовать против желтой, которую тот показал Торресу. Маскерано пришел в ярость и не покидал поля, пока его не оттащили товарищи по команде и главный тренер.

«Я спросил судью, что происходит. Я не ругался и не конфронтировал с ним», - настаивал он. Но ФА обвинила его в неподобающем поведении, и его дисквалификация была увеличена с одной игры до трех. Их подавление игроков, демонстрирующих несогласие с судьями длилось недолго.

Еще одна продолжительная серия в Лиге чемпионов закончилась поражением от «Челси» в полуфинале в апреле 2008 года, когда «Ливерпуль» занял четвертое место в Премьер-лиге.

Хавьер Маскерано, «Ливерпуль», судья Мартин Аткинсон

Маскерано никогда не стеснялся отстаивать свою правоту перед судьей матча (Фото: Пол Эллис/AFP через Getty Images)

Это было в сезоне 2008/09 годов, когда Маскерано, возможно, показывал свой лучший футбол за клуб. Его дуэт в центре полузащиты с Алонсо позволил Джеррарду блистать в более атакующей роли. За весь сезон команда Бенитеса проиграла всего два раза в чемпионате, но ряд домашних ничьих против скромных соперников оказались дорогостоящими, и «Манчестер Юнайтед» занял первое место, оторвавшись на четыре очка.

«Партнерство Хавьера с Хаби было невероятным», - говорит Риисе. «Хавьер делал всю грязную работу, а рядом с ним был мастер паса. Трудно было бы найти много более лучших пар центральных полузащитников, чем эта.»

«Болельщики хотят 100% самоотдачи. Они прощают тебе плохие пасы и ошибки, но чего они не могут простить, так это того, что игроки не отдают всего себя за футболку. Хавьера так любили, потому что было видно, как много значит для него игра за «Ливерпуль». Он никогда не прекращал бегать, никогда не бросал даже безнадежное единоборство. Он все оставлял на поле».

Пепе Рейна писал в своей автобиографии: «Игра Хаби Алонсо и Хавьера Маскерано в центре полузащиты была для нас очень важна. Это было отличное партнерство, возможно, лучшая пара полузащитников, с которой мне когда-либо довелось играть на клубном уровне. Они дали команде такой баланс и позволили контролировать игру. В Премьер-лиге не было такой хорошей пары. В том сезоне, когда мы финишировали вторыми, они были просто невероятны».

Каррагер добавляет: «На самом деле это было трио полузащитников, и этот баланс был почти идеальным. В нем было все, что только можно пожелать. Кто-то, чтобы разбивать игру соперника, кто-то с большим диапазоном передач, а еще кто-то, кто выходит вперед с большим количеством голов и результативных передач. В роли сдерживающего полузащитника Хавьер был не хуже своих партнеров по полузащите».

«Отчаянно жаль, что они не играли вместе дольше. Эта полузащита должна была выигрывать трофеи. Как команда, мы были бы более успешны, если бы эти трое держались вместе, но Хаби ушел в 2009 году, а через 12 месяцев после этого ушел и Хавьер».

В ноябре 2008 года новый тренер сборной Аргентины Диего Марадона поставил Мелвуд в тупик, когда посетил тренировочный комплекс клуба, чтобы провести переговоры с Маскерано и попросить его стать его капитаном сборной. Культовая фигура описала Маскерано как «игрока-монстра, предназначенного для великих дел».

«Это было безумие. Все игроки, персонал и их семьи стояли в очереди из офиса Рафы, вниз по лестнице и в приемную, чтобы сфотографироваться с Диего», - говорит один из сотрудников.

«Хавьер обожал Диего, и честь стать капитаном своей сборной значила для него очень много. Он сидел и рассказывал истории о том, как играл с Лионелем Месси и как его тренировал Диего.»

«Он стал лучшим другом Месси. Несколько лет спустя он милостиво отошел в сторону, и Месси стал капитаном сборной Аргентины. Хавьер объяснил ему, что для нации важно, чтобы он был капитаном. Никакой язвительности. Хавьер никогда не нуждался в аплодисментах».

Рассказы тех, кто работал с ним в то время, говорят о менталитете Маскерано.

Когда «Ливерпуль» на Энфилде лихо обыграл «Реал Мадрид» со счетом 4:0 в 1/8 финала Лиги чемпионов в марте 2009 года, Маскерано кипел от злости, что Икер Касильяс перевел через перекладину его эффектный дальний удар с лета.

«Он был буквально выпотрошен», - смеется один из бывших помощников Бенитеса. «Удар по дуге с 27 метров летел прямо в верхний угол, но Касильяс совершил невероятный сейв. Хавьер был так подавлен. Он продолжал говорить об этом еще в течение несколько дней».

За «Ливерпуль» Маскерано забил лишь два гола в 139 матчах — один против «Рединга» перед трибуной Коп, другой — на выезде против «Унири» в Лиге Европа.

Другие вспоминают, на что он шел, чтобы всем показать свое присутствие, утверждая свою власть в различных обстоятельствах.

«Бывали времена, когда он хромал всю неделю, и тебе говорили об этом в пятницу: «У Хавьера настоящие проблемы, у него нет никаких шансов на выход в матче в выходные», но потом наступала суббота, и он был непреклонен в том, что он готов играть, и он все равно будет как ракета в каждом подкате», - вспоминает один из сотрудников.

«Я вспоминаю о международных перерывах, когда он выходил из самолета в 7 утра в пятницу после 15-часового перелета и сразу же шел на тренировку. Можно было подумать: "В субботу ничего не получится", но он всегда отвечал: "Мистер, я готов". Именно так он называл Рафу.»

Хавьер Маскерано, «Ливерпуль», Лига Европа

Маскерано празднует редкий гол за «Ливерпуль» в ворота «Унири» в Лиге Европа в феврале 2010 года (Фото: Джон Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

Он не был новичком в искусстве заморочить голову. Он выучил слова уничижительной песни, которую пел Коп, чтобы настроить Джона Терри против себя и суметь завести капитана «Челси», когда они терлись плечами во время одной игры.

Когда летом 2009 года позвонила «Барселона», у Маскерано голова пошла кругом. Но поскольку Алонсо твердо решил добиться перехода в «Реал» за £30 млн., Бенитес просто не мог позволить себе потерять их обоих.

«Ты знал, что у тебя большие проблемы, когда за одним из южноамериканских парней приходила либо «Барселона», либо «Реал»», - говорит Каррагер.

«В тот год, когда ушел Хаби, я не думаю, что Рафа был слишком опечален его уходом, но он отчаянно не хотел терять Маскерано, и это было проблемой. Эта ситуация оставила у Маскерано много неприятных ощущений. В конце концов он остался еще на один сезон, но уже никогда не был прежним игроком. Его уход всегда казался неизбежным».

По мере того как раздорное и обремененное долгами владение клубом Томом Хиксом и Джорджем Джиллеттом брало свое, в течение сезона 2009/10 годов «Ливерпуль» накренился до кризисной точки. Они вылетели из Лиги чемпионов на групповом этапе, а «Рединг», который сводил концы с концами в Чемпионшипе обыграл их в третьем раунде Кубка Англии. Они дохромали до седьмого места в концовке сезона в Премьер-лиге. Маскерано получил еще две красные карточки в матчах против «Манчестер Юнайтед» и «Портсмута».

«Отдав должное Хавьеру, после первоначального разочарования от того, что он не получил желаемого перехода, он полностью погрузился в работу и отдал всего себя на 100%. Это был плохой сезон, но Хавьер все еще был одним из наших лучших игроков», - говорит член тренерского штаба Бенитеса.

«В ноябре мы выиграли на Гудисоне со счетом 2:0, и первый гол был забит ударом Хавьера, который сильно скрикошетил от Джозефа Йобо. Он прислал мне сообщение, написав: «Этот гол был для тебя». Он был так рад, что внес большой вклад в матч против «Эвертона». Он пробежал весь Гудисон, чтобы отпраздновать победу перед дальней трибуной. Я должен был сообщить ему новость, что гол был записан как автогол».

К концу правления Бенитеса в начале июня Маскерано был убежден, что он тоже уйдет. У него было соглашение с управляющим директором «Ливерпуля» Кристианом Перслоу о том, что он может присоединиться к «Барселоне», если будет достигнута запрашиваемая цена.

«Затем клуб попытался отступить», - рассказывает источник, близкий к Маскерано. «Хавьер очень расстроился и рассердился на Перслоу. Обещания не выполнялись. То, как все закончилось, было неправильно. Люди слышали лишь одну сторону в этой ситуации».

Во время чемпионата мира в Южной Африке Маскерано не отвечал на звонки нового главного тренера Роя Ходжсона. Когда Хавьер вернулся в Мелвуд на предсезонную подготовку, его будущее оставалось неясным. Бенитес хотел взять его в миланский «Интер», но эти надежды были разбиты, потому что команда из Серии А не могла повторить предложение «Барселоны» в £22 млн.

Когда Маскерано играл против «Арсенала» в первый уик-энд сезона Премьер-лиги сезона 2010/11 годов, ему устроили стоячие овации, когда под конец матча он был заменен. Он верил, что это его прощание с Энфилдом. Для него было важно «выйти в переднюю дверь».

Но сага все еще тянулась, и в то время как Перслоу спускал сделку на тормозах, разгневанный Маскерано решил взять дело в свои руки и бойкотировал матч Премьер-лиги с «Манчестер Сити» на Этихаде.

В день игры чиновник клуба дал ряду журналистов неофициальный брифинг, заявив, что Маскерано отказывается играть. Затем Ходжсон раскритиковал его после поражения со счетом 3:0 за то, что он создал «эгоистичную ситуацию». На следующей неделе ему разрешили переехать в «Барселону».

«Послушай, я никогда не участвовал в трансферной саге, поэтому не знаю, на что это похоже. За кулисами всегда что-то да происходит», - говорит Каррагер.

«Я знаю, что Хавьер сказал, что сожалеет о своем решении не играть против «Сити». Игроки делали такие вещи, чтобы протолкнуть свой переход в «Ливерпуль», так что нельзя по-настоящему жаловаться, когда находишься на другой стороне конфликта».

«Маскерано на каком-то этапе всегда собирался уйти. Я уверен, что он хотел бы, чтобы все в «Ливерпуле»для него закончилось по-другому, но то, что произошло ближе к концу, не умаляет той услуги, которую он оказал клубу».

После того как он помог «Барселоне» разгромить «Манчестер Юнайтед» в финале Лиги чемпионов 2011 года на Уэмбли, Маскерано заявил: «Я знаю, что болельщики «Ливерпуля» после моего ухода немного грустили по поводу меня, так что это и для них тоже».

Сначала он помалкивал о своем уходе с Энфилда, но в конце концов в 2014 году открыто об этом заговорил.

«Тогда я не хотел ничего говорить из-за моего уважения к «Ливерпулю»», - сказал он. «Я не хотел ничего говорить о клубе, который так хорошо со мной обращался, поэтому я держал рот на замке. Может быть, это было ошибкой, потому что это позволяло другим людям говорить обо мне плохие вещи.»

«Когда я вернулся в «Ливерпуль» на предсезонную подготовку, у меня было много встреч с руководством, и они много чего обещали мне, но никогда не держались своего слова. Не было так, что я проснулся однажды и отказался играть. До «Сити» мы играли против «Арсенала», и я отдал всего себя, потому что был одет в футболку «Ливерпуля». Зачем мне было это делать и рисковать получить травму, когда я знаю, что «Барселона» близка к тому, чтобы подписать меня, а потом отказываться играть в следующем матче?»

«Мы говорили о завершении трансфера в течение 20 дней, потому что клуб тоже хотел, чтобы это произошло, но потом они начали усложнять мне жизнь. Мне было очень грустно покидать «Ливерпуль» таким образом, потому что мое нахождение в клубе было одним из лучших моментов в моей жизни.»

«Люди относились ко мне очень хорошо, и я никогда не хотел бы их подвести. Я хотел уйти по-другому, но они не дали мне такой возможности. Эта ситуация оставила во мне плохие чувства».

Переосмысленный уже в качестве центрального защитника, он провел семь с половиной сезонов на Ноу Камп, выиграв два Еврокубка и пять титулов Ла Лиги. Побывав в Китае и вернувшись на родину, он в ноябре 2020 года объявил о завершении карьеры.

По сей день он остается близок к Бенитесу, и привязанность к Маскерано среди стольких фанатов «Ливерпуля» не ослабевает.

Один из сотрудников Бенитеса в «Ливерпуле» добавляет: «Хавьер часто говорил: "Я не лучший игрок на этом поле, но у меня самые большие яйца". Я думаю, что это очень хорошо его характеризовало».

(Фото обложки: Getty Images; дизайн: Сэм Ричардсон)

Источник

***

Подписывайтесь на мой телеграм-канал