Нейробиология, интуиция и спорт. Как мы принимаем решения
В 2008 году нейробиолог Джон-Дилан Хейнс провел серию экспериментов в Центре вычислительной нейробиологии им. Бернштейна в Берлине. Цель исследования – выяснить немного больше о механизмах свободы выбора человека. С помощью МРТ-сканирований, группа ученых отслеживала реакции нейронных сетей и пыталась выяснить, что именно происходит в мозге непосредственно перед принятием решения. В ходе эксперимента участников помещали в аппарат магнитно-резонансной томографии, выдавая каждому два пульта с кнопкой.
Всё, что требовалось от испытуемых, – нажимать кнопку, которую захотят, в момент, когда они захотят это сделать. Единственное, о чем попросили участников, – запомнить тот самый момент, когда они приняли решение. Результаты поразили ученых: по данным со снимков, решение, принятое участником, было известно еще за десять секунд до того, как сам испытуемый делал выбор и нажимал кнопку. Мозг «знал», что он собирается делать, до того, как участники осознавали свое собственное решение. Проводимые ранее исследования показывали, что по активности мозга можно предсказать намерения человека. Но никто и никогда ранее не мог продемонстрировать, что решение, принятое в будущем, можно предсказать.
Эксперимент наводит на размышления: действительно ли необходимо осознавать решение, чтобы сделать выбор? Исходя из результатов эксперимента, может показаться, что это вовсе не обязательно. Наши будущие действия предопределены, и нет необходимости осознавать их. Каким-то образом подсознание заранее принимает решение, и мы можем лишь реагировать на последствия и размышлять, почему поступили именно так. Однако в эксперименте Хейнса есть одно очевидное ограничение: участники делали выбор всего из двух вариантов. И вдобавок, не было никаких временных рамок для принятия решения.
Однако нейронные цепи работают по тому же принципу и в ситуациях, когда приходится выбирать из целого множества действия. Например, во время игры в футбол. С момента пробуждения и до самого отхода ко сну мы постоянно делаем выбор. И каждое решение активирует целый ряд систем, оценивающих варианты, которые выстраивают и анализируют возможные сценарии и, наконец, принимают решения. В некоторых случаях, когда в запасе достаточно времени, подключается рациональная часть нашего мозга. И мы начинаем строить долгосрочные прогнозы о последствиях сделанного выбора.
Но случается так, что решение требуется незамедлительно. В таких случаях важную роль играют эмоции. Однако наше эмоциональное решение зависит от множества факторов. К примеру, от контекста или правил, действующих в данном пространстве. Допустим, вы на игровом поле, ведете мяч, а впереди два противника. Даже при таких условиях, вам в голову не придет мысль взять мяч в руки и выбежать со стадиона.
Означает ли это, что чем дольше мы обдумываем решение, тем лучше будет результат? Вовсе не обязательно. Разум не всегда мудрее эмоций. В своей книге «Как мы принимаем решения» автор Джона Лерер объясняет это на примере эксперимента, проведенного голландским социальным психологом Апом Дейкстерхёйсом.
В ходе исследования участники должны были оценить ряд автомобилей и выбрать из них лучший. Для этого им была предоставлена объективная качественная характеристика по каждой модели. Участников поделили на две группы. Первой группе предложили изучить информацию и дали 4 минуты, чтобы спокойно оценить варианты и принять решение. Второй группе, сразу после ознакомления с характеристиками, дали новое задание, не оставив времени на размышления, а затем спросили, какой вариант они предпочтут. В результате, среди участников первой группы правильный выбор сделали лишь 25%. Какие же результаты показала вторая группа? 60% участников, доверившихся своей интуиции, выбрали правильный автомобиль.
Это, несомненно, отличная новость для спортсменов, которые вынуждены принимать решения за считанные миллисекунды. Обвод, пас или удар по воротам могут, в конечном итоге, сыграть решающую роль в исходе матча. И, кажется, когда дело доходит до принятия решений, эта менее сознательная часть нашего мозга справляется довольно хорошо. Возвращаясь к первоначальной мысли статьи, напомним: осознание принятого решения приходит уже после того, как оно сделано. Но, конечно же, наш мозг необходимо приучать, сознательно или бессознательно, всегда выбирать наилучший вариант из доступных.
Таким образом, мы делаем вывод о важности обучения и стратегии. Возвращаясь к примеру с футбольным матчем, где игроку не нужно прилагать сознательных усилий, чтобы найти в голове соответствующую информацию. Она уже должна быть там, чтобы мозг мог просто суметь найти к ней доступ и воспроизвести соответствующие действия. У человека, никогда не игравшего в футбол, не будет необходимых знаний о технике этого вида спорта или о том, как играет его команда. Когда же мы тренируемся и накапливаем релевантный опыт, наш мозг образует новые нейронные связи, которые позволят получить доступ к необходимым данным за считанные миллисекунды. «Противник слева, что делать? Обводка справа. Команда рассредоточилась по другой части поля, не подав сигнала. Значит, меняем стратегию». Любой спортсмен скажет, что спорт, как вождение автомобиля: мозг еще не успел подумать, а тело уже действует на автопилоте. И делает всё правильно, даже несмотря на множество вариантов.
Аналогичными заключениями делится и профессиональный игрок в покер Майкл Бингер. По словам Майкла, он смог стать чемпионом только тогда, когда перестал зацикливаться на подсчете карт и просчитывать возможности и, вместо этого, попробовал довериться своими менее рациональными эмоциями и интуиции. Возможные комбинации соперников, еще не разыгранные карты – попытки удержать в голове весь этот массив информации могут привести к полному ступору от переизбытка данных. Что, в свою очередь, приведет к ступору и невозможности сделать выбор, или же выбору не самого оптимального варианта.
Именно накопленный опыт отличает выбор наугад от «интуитивных» действии профессионала. Будь то тысячи карточных партий, как у Бингера, или сотни футбольных матчей. Когда мозг натренирован на определенную деятельность, вы полагаетесь уже не на чистый случай, а на нейронные цепи, которые примут верное решение раньше, чем вы успеете это осознать. Интуиция, основанная на знаниях и опыте, это не слепое полагание «на авось», а четкое знание, что мы действуем верно, даже если еще не осознаем это.
Подготовлено командой Barça Innovation Hub