«Зенит» плохо начал весну – но провал только в результатах. Семака подводит реализация
Дорский разбирается в неудачном рестарте петербуржцев.
После рестарта сезона «Зенит» вылетел из Кубка, проиграв «Арсеналу» (1:2), а затем сыграл вничью с «Ростовом» (2:2) и уступил «Рубину» (1:2) в РПЛ. Отрыв от ЦСКА сократился до двух очков, от «Спартака» – до четырех, от «Сочи» – до пяти, а от «Динамо» – до шести, так что нас ждет крутая развязка сезона.
В Петербурге действительно неспокойно. «Мы видим, что не пошел на пользу месяц подготовки. Команда не играет так, как это было у этих же игроков в начале декабря. Вспомните два матча – с «Динамо» и «Спартаком». Небо и земля – по движению и по всем футбольным компонентам. За это отвечает тренерский штаб и главный тренер.
Что касается игроков, тренер должен нам рассказать, кто не хочет тренироваться, а кто не может. Но ответственность несет тренер. Вот он и должен отвечать – Сергей Семак, главный ответственный. Все стрелы идут к этой фамилии, и никуда не деться», – говорит Геннадий Орлов.
Михаил Боярский вообще усомнился в третьем чемпионстве «Зенита» Семака: «Я не могу сказать, что он справляется. Я отношусь к нему с большим уважением, но в данном случае есть проблемы по существу. Как ни странно, но все претензии сейчас к Семаку. Не выиграли ни одного матча после перерыва, защита беспомощная. Если раньше у меня не было негативных мыслей о чемпионстве «Зенита», то теперь есть сомнения, что можем упустить его в конкурентной борьбе».
Возможно, вы удивитесь зачем в этом тексте нужны высказывания Орлова и Боярского. Нет, это не призыв обязательно прислушиваться к их аналитике (тут каждый решает для себя), это отражение мнения людей, которые обычно поддерживают «Зенит» и его главных тренеров до конца.
Орлов говорит о некачественной предсезонке – углубимся в эту теорию. Проблемы у «Зенита» начались еще до вылета в Дубай – Дзюба и Лунев заболели коронавирусом и долетели до ОАЭ только ко второму сбору.
Во многом из-за отсутствия Дзюбы Семак пробовал 4-3-3 – кажется, что она раскрывает лучшие качества Вендела, а также дает свободу Малкому (ну и Мостовому, но на левый фланг полузащиты/атаки у «Зенита» почти нет профильной альтернативы).
Кроме Дзюбы и Лунева, первый сбор почти полностью пропустили Ракицкий и Ерохин, а Караваев сыграл в товарняке только в последний день кампании. Это вряд ли влияло на структуру: Караваева еще в декабре успешно (во всяком случае – на чужой половине поля) заменил Сутормин, а Ракицкого подменял молодой левша Хотулев.
Казалось, после приезда Дзюбы Семак наконец-то сможет полноценно наиграть 4-4-2 ромб, которым «Зенит» разорвал «Спартак» в декабре. Барриос – опорник, Оздоев/Кузяев – чуть выше правее, Вендел – левее, Малком – под Дзюбой и Азмуном. В итоге Азмун сломался еще до того, как Дзюба доехал до Дубая – на втором сборе «Зенит» снова почти все матчи провел с одним нападающим.
«До этого мы очень-очень редко играли в одного нападающего, исходя из того, что они у нас в той или иной степени были. Сейчас ситуация другая – практически ни одного нападающего, которые были бы в форме, кроме Стаса Крапухина», – говорил Семак в начале второго сбора, когда Дзюба только начал тренироваться. По сути, тренер подтвердил, что не собирался разбивать пару Артема с Азмуном (учитывая результативность обоих в первой части сезона, это было бы странно).
В начале второго сбора травмировался Кузяев, а под конец подготовки проблем стало еще больше: куда-то пропал Дуглас Сантос, Малком вылетел с коленом (повезло, что обошлось без разрыва связок), а Дриусси получил мышечное повреждение, от которого не восстановился до сих пор.
Так появились сомнения в уместности 4-3-3, которые реально неплохо работали и превратили Вендела в главного адресата передач, самого бьющего и одного из самых результативных игроков «Зенита» (на сборах больше бразильца забили только Мостовой и Крапухин). В середине тройка Барриос – Оздоев – Вендел становилась безальтернативной, а на правый фланг атаки оставался лишь Сутормин, который не рассматривался в старт в атаку и последние два месяца провел в обороне.
Перед игрой с «Арсеналом» оказалось, что не может играть еще и Барриос – Вильмар свалился с коронавирусом. К возобновлению сезона «Зенит» подошел без трех основных наигранных вариантов:
– классические и любимые 4-4-2, которых не было на сборе, потому что Дзюба и Азмун вместе не провели ни минуты,
– 4-4-2 ромб, к которой Семак не раз обращался в 2020-м. Оптимальный вариант для сохранения пары нападающих и раскрытия Малкома (гораздо меньший оборонительный объем) и Вендела (в левом полуфланге может тащить мяч из глубины, чаще оказывается в зонах, пригодных для ударов),
– 4-3-3, из который выпала главная опора в центре поля (Барриос), а также не было правого нападающего нужного качества.
В этом смысле предсезонка «Зенита» действительно вышла бесполезной. По физике ответ мы получим позже, но есть подозрение, что тут тоже не все удалось (мягко говоря) из-за того, что почти половина состава пропустила определенный отрезок подготовки.
Можно ли спихнуть травмы на штаб Семака (в первую очередь на итальянских тренеров по физподготовке Карминати и Сканавино, а также реабилитологов Бурову и Наварро)? Дзюба, Лунев и Барриос переболели коронавирусом, Азмун и Ерохин получили повреждения в единоборствах во время контрольных матчей, Малком – тоже во время игры (но здесь прямого контакта с соперником не было). Мышечные проблемы были у трех игроков – Ракицкого, Кузяева и Дриусси. Вряд ли этого достаточно для серьезных обвинений.
Разобрались, что предсезонка вышла бесполезной. Почему «Зенит» вылетел из Кубка и не может выиграть в РПЛ?
Кубковый матч с «Арсеналом» – отдельная история.
Караваев и Сутормин вместе вышли в старте справа впервые в официальном матче (очевидно, это хотя бы как-то наигрывалось, потому что о неучастии Малкома и Барриоса Семак знал заранее), Кузяев номинально располагался под Дзюбой, но в центре у «Зенита» часто было хаотичное движение: на фланг сваливался даже Оздоев, а Вендел оказывался гораздо ниже Магомеда и Далера.
Еще больше напрягал запас «Зенита»: Кержаков (не попал в старт по личным причинам), Одоевский, Чистяков, Круговой, Сазонов, Чибисов, Хотулев, Левин, Шамкин, Ерохин, Крапухин, Погорелов (не Федор). Шесть игроков – с нулем матчей за основу «Зенита», Крапухин – с 14 минутами, Шамкин – с 128 (все – в нерешающие моменты или в нерешающих матчах).
С «Арсеналом» «Зенит» был плох и предсказуем. Еще в перерыве при счете 1:2 было понятно, что петербуржцы будут оказывать давление на ворота Тулы за счет навесов, под которые выйдут Круговой (хорошая подача), Крапухин и Ерохин (лучшие из запасных по выбору позиции в штрафной и реакции на кроссы).
Так и случилось – за матч «Зенит» пульнул 30 навесов. Они ни к чему не привели – например, после 60-й минуты команда Семака нанесла лишь 1 удар (Ерохин акцентированно не попал по мячу).
«Зенит» точно не заслужил прохода в четвертьфинал Кубка, но из-за кадровых потерь после игры с «Арсеналом» к Семаку был только один глобальный вопрос. Верит ли тренер «Зенита» в то, что при таких проблемах с травмированными и больными команда может быть разнообразнее, хитрее и грамотнее при заполнении зон в позиционных атаках? Матч с «Тулой» – далеко не первый кадрово проблемный за время работы Семака в «Зените», там почти всегда петербуржцы скатывались на очень простую игру, даже в сравнении с обычным стилем. Поэтому, вероятно, ответ отрицательный.
Матчи с «Ростовом» и «Рубином» – совсем другое. Азмун и Дзюба наконец-то смогли вместе выйти в старте, но системы были разными: с «Ростовом» ромб с Венделом в роли десятки, 4-4-2 с «Рубином». При этом в Казани 4-4-2 тоже сложно назвать классическими: Вендел и Кузяев, номинально располагавшись на флангах, почти всегда уходили в середину при позиционных атаках.
Это доставляло «Рубину» много проблем: Хвича не всегда доигрывал за Караваевым, а Макаров разрывался между перекрытием направления передач от Ракицкого в полуфланг на Вендела и в край на Дугласа (из этого родились несколько кроссов Сантоса в первом тайме).
«Достаточно обидные мячи, которые залетают после рикошетов, ошибки – все это немножко портит впечатление от игры. Но в самом матче было много хороших моментов, должны были побеждать», – сказал Семак после «Ростова».
После «Рубина» была похожая риторика: «Это продолжение предыдущего с «Ростовом», когда создавали очень много, но и в одной, и во второй игре не смогли победить, к большому сожалению. Хотя моментов много. Имели подавляющее преимущество, но этого недостаточно для победы. Такое бывает».
Голы «Ростова» все помнят (Соу сделал дубль, хотя его единственный акцентированный удар за матч не стал результативным) – важнее то, показал ли «Зенит» что-то в атаке.
До удаления Осипенко самые острые моменты «Зенита» тоже были связаны с Максимом: в первом тайме он не разобрался с Песьяковым после заброса, а после перерыва проиграл верховую борьбу Азмуну и дал пробить из вратарской (спас Песьяков). В большинстве у «Зенита» было два явных момента – Песьяков снова тащил после ударов Дзюбы и Кузяева.
Против «Рубина» «Зенит» был намного острее соперника уже в равных составах, но в Казани лучше удался первый тайм. Азмун мог оформлять хет-трик: два попадания в штангу и промах по пустым воротам после прострела Оздоева. У «Рубина» за всю игру был один момент, сравнимый по опасности – Ловрен вынес мяч после то ли удара, то ли прострела Самошникова на 24-й минуте (привет Кузяеву).
Конечно, голы Соу и Макарова – катастрофа (да и положение руки Кузяева – неслучайный пенальти), но в обоих матчах «Зенит» по моментам мог забирать шесть очков.
Это делает «Зенит» полным антиподом «Локомотиву». Команда Николича одержала две победы, ни разу не пропустила, и это без Миранчука, Зе Луиша, Влада Игнатьева – вроде бы все отлично. При этом за два весенних тура «Локо» занимает последнее место по ударам из штрафной (напомню, что в этой же лиге играет «Тамбов»), передачам в радиусе 20 метров от чужих ворот без учета навесов (а «Тамбов» все еще играет), но с отрывом первое – по точности ударов.
Это не значит, что дальше «Зенит» начнет всех громить, а «Локо» – проигрывать. Это лишь показывает, что на такой короткой дистанции везение («Зенит») и исполнительское мастерство (голы Лисаковича, Крыховяка и Смолова) имеют очень большое влияние на результат.
Достаточное количество моментов для двух побед у «Зенита» не означает и перехода на более привлекательный стиль. Короткие передачи, таскания мяча Венделом, смена позиций в атаке (особенно часто – при Дриусси в роли центрального нападающего) остались в Дубае. Контекст матча с Тулой мы уже разобрали, а с «Рубином» влияние на качество и характер игры точно оказало поле (кажется, именно оно в большей степени сдержало Хвичу, а не оборона «Зенита»).
Большой вопрос к Семаку – стандарты от Ракицкого. В матче с «Арсеналом» Ярослав подавал, потому что на поле не было Дугласа, Малкома и Дриусси – трех основных исполнителей по сезону. При этом Ракицкий уже подавал угловые в «Зените» (домашний матч с «Фенербахче» в феврале 2019-го), а в «Шахтере» при Паулу Фонсеке вообще был их штатным исполнителем. Итог того периода – одна голевая передача, случившаяся в первом же матче после того, как Фонсека доверился Ракицкому.
С «Ростовом» и «Рубином» Дуглас играл, а к качеству его стандартов уже второй сезон почти нет вопросов (правда, голевые пока только после подач со штрафных, 4).
«Такое бывает, передачи идут. Сегодня забили уже второй мяч после передачи Ракицкого. Иногда лучше получается у Дугласа, иногда у Ракицкого. Мы смотрим на тренировках, принимаем решение, кто будет исполнять стандарты», – сказал Семак после «Рубина».
Возможно, на тренировках у Дугласа действительно не идут подачи, но ссылка на второй гол после стандарта Ракицкого кажется преувеличением. Первая – в матче с «Арсеналом», когда и голевая не была прямой, и гол Кузяева до сих пор не выглядит бесспорным.
Ракицкий из-за повреждения может не сыграть с «Ахматом» в субботу – если Ярослав не сыграет, стандарты должны вернуться к Дугласу.
«Зениту» обязательно нужно побеждать, но просто не будет: семиматчевая серия «Ахмата» без побед не должна смущать. На этом отрезке команда Талалаева по игре явно уступила лишь «Сочи» и ЦСКА и достаточно мало допускала (четвертое место по качеству моментов у своих ворот).
«Ахмат» – одна из наиболее агрессивных команд лиги, они хорошо умеют прессинговать – по этому показателю это один из лидеров в нашем чемпионате. И не только по этому – по многим характеристикам команда смотрится очень хорошо», – сказал Семак.
Будет интересно.
Телеграм-канал/твиттер Дорского
Пора выбрать нового тренера «Спартака». Карпин, Виллаш-Боаш, Калешин – кого зовем в Тушино?
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов
Особенно "шляпа" со своим Тосно, ага
Что значит "открещиваются"? Тосно к Зениту никакого отношения не имел, они даже не всегда в СПб играли. Когда товарищ разгуливает в шарфе другого клуба-он глор.
"Распяли Тосно"
Ага, распяли. А кто сейчас "распял" Тамбов? Разницы между этими клубами ВООБЩЕ никакой, только Тосно успели дверью хлопнуть перед отправлением в небесную лигу.
"чтобы другим понятней было"
Ну всё. Кабзда тебе, ФК Ленинградец грёбанный!
Хоспади, шиза ромбоголовых прогрессирует