Самый главный босс
Сборная Англии долго искала тренера с мировым именем, но в конце концов он сам не захотел с ней работать – Фабио Капелло покинул Лондон всего за четыре месяца до начала Евро-2012 из-за решения футбольной ассоциации отобрать у Джона Терри капитанскую повязку. Иван Калашников считает, что английские чиновники только что избавились от человека, который мог бы научить эту команду побеждать.
Каждый понедельник я стараюсь подхватить в соседнем супермаркете газету Non-League Paper – 32 полосы о том, что происходит в английском футболе ниже четвертого дивизиона. В газете пишут, как нападающий «Корби Таун» уехал принимать роды у жены прямо в перерыве матча, успев забить гол в первом тайме. Как 54-летний ведущий Sky Sports Крис Камара пошутил над одной из любительских команд в прямом эфире, а потом в качестве извинения сыграл за них один матч. Как один рефери был отстранен от судейства на два года за то, что ударил игрока, но так хотел вернуться в дело, что сумел провести три матча в другой лиге под вымышленным именем. В этой стране трудно найти человека, который не имел бы отношения к футболу – но это вовсе не значит, что с футболом тут все в порядке.
Главной проблемой Англии является английская сборная. Сами англичане уже написали не одну книгу о том, что возможности этой команды всегда были преувеличены, что в стране никогда не было достойной тренерской школы, что чисто географическая изоляция на пошла местному футболу на пользу – вспомните, как тут были потрясены турне московского «Динамо» в 1945-м, а затем шокированы визитом венгров на «Уэмбли» в 53-м. Однако слава изобретателей и участь главных потребителей футбола по-прежнему не дает нации возможности смириться с тем, что сборная Англии не является по-настоящему серьезной силой в международном футболе; в последние двадцать лет ей удалось доказать миру лишь одно – не стоит бояться, если в матче с Англией дело дойдет до послематчевых пенальти.
Поэтому сборной Англии был нужен человек, который умеет побеждать. К завидным исходным данным – самая богатая лига в мире, лучшая футбольная инфраструктура, сотни тысяч людей в бутсах – необходимо приставить голову, которая знает, что делать. После долгого и довольно утомительного перебора местных тренеров, а также ритуального назначения Свена-Йорана Эрикссона, английская футбольная ассоциация высмотрела эту голову на плечах Фабио Капелло, который семь раз выигрывал скудетто, дважды побеждал в чемпионате Испании и держал в руках кубок Лиги чемпионов. При этом по-настоящему привлекательным в резюме Капелло был удивительный сезон-2006/07 в «Реале», когда он ругался с мадридскими звездами, стоял у бровки на фоне тысяч белых платков, но все-таки выиграл чемпионство в последнем матче, выпустив на замену Антонио, простите, Рейеса.
Именно этого от него стоило ждать по ту сторону Ла-Манша – демонстрации умения добиваться своей цели, перешагивая через игроков, чиновников, прессу и болельщиков. Каким бы ни был промежуточный результат в отборочных играх (а он, кстати, был превосходным), рано или поздно сборная Англии попала бы в самую стрессовую для себя ситуацию, из которой она так и не научилась с достоинством выбираться, – на крупный турнир. Да, Капелло был немного обескуражен тем, как его команда расклеилась в Южной Африке, но совершенно точно хотел собрать ее и превратить во что-то работающее к Евро-2012. Он и за четыре года успел сделать многое: наконец-то решил проблему Лэмпарда-Джеррарда, выбрал надежного вратаря, научил забивать голы кого-то, кроме Уэйна Руни, добился лучшего процента побед в истории сборной Англии. Как и прежде, ему просто не надо было мешать.
Отставка Капелло – это история о том, как английская футбольная ассоциация, сделав шаг вперед, привычно попятилась на два назад. Отбирая капитанскую повязку у Джона Терри, FA решала совершенно не тот вопрос. Безусловно, футбольный кодекс отрицает любые проявления расизма, но главная обязанность ассоциации – заранее придумать, какое за него полагается наказание, а не выбирать наиболее подходящее задним числом. Довольно неплохо и быстро разобравшись с Луисом Суаресом (по крайней мере, с процедурной точки зрения), FA почему-то уступила «дело Терри» суду, а затем применила полумеру наказания, оставив игрока в сборной, но запретив ему быть капитаном – что, на минуточку, всегда было делом тренера. В сущности, конфликт ассоциации и Капелло сводится вот к чему: футбольным чиновникам захотелось выступить в роли совести нации, хотя им всего-то надо было защищать интересы одной команды. В том числе – интересы ее тренера.
Капелло трудно предъявить претензии морального толка: его желание оставить повязку на рукаве Терри ни в коем случае нельзя рассматривать как попытку встать на сторону расиста. Терри могли убрать из сборной, и Капелло был бы обязан это принять, но раз игрок остался в его распоряжении, то вопрос капитанства должен решать тренер – так же, как и вопрос выбора нападающего вместо дисквалифицированного Руни. Возможно, пассивность ассоциации в этом случае тоже повлияла на уход Капелло (в конце концов, Руни пожалел даже получивший от него по ногам Миодраг Джудович); в любом случае, итальянцу дали понять, что не только он знает, что лучше для сборной Англии. Но ведь его сюда звали ровно потому, что очень долго не могли сообразить сами.
Поступок Капелло также нельзя считать досрочным дезертирством: в нем, скорее, досада профессионала, которого позвали делать газету The Guardian, а он обнаружил, что работает в Daily Mail. У него нет чувства долга по отношению к английским болельщикам – чем, кстати, вполне может оправдать свою недостаточную компетентность следующий, наверняка английский тренер сборной. Он уходит, умывая руки и не слишком-то марая собственное резюме, оставляя Англию с теми футболистами и чиновниками, которые были здесь всегда – поэтому в данной ситуации, пожалуй, не жалко никого. Разве что Ховарда Брауна, английского двойника Капелло, который живет где-то в Кембриджшире, работает на фабрике, а во время Евро-2012 рассчитывал немного подзаработать, изображая Фабио. Теперь ему останется разве что перечитывать статью про себя в Non-League Paper.
В Англии, видно чай с молок особенный, коли понять не могут. Что слово Негр- и настоящий расизм вещи разные. Хотя, у нас порой словосочетание «Я русский» приравнивается к нацизму. Я не понимаю, почему те кто ратуют за равенство прав, забывают о равенстве обязанностей? почему если англичанен - поссыт в фонтан, любой вызовет городскую стражу, что правильно. Но не имеет право указать на подобно выходцу из африки? Сразу-расизм.
(Терри сочувствую всей душой. Он хоть и туп как любой англ, но страдать из-за негров в своей стране для белого человека совершенно несправедливо).