14 мин.

ЦСКА много давил через левый фланг, но безрезультатно. У «Локо» лишь один удар из штрафной и победа 2:0

Разбор Дорского.

1. По сравнению с кубковым матчем против «Тамбова» Марко Николич сделал лишь одно изменение в составе: вместо травмированного Влада Игнатьева в старте вышел Даниил Куликов.  

В формации никаких неожиданностей не было: «Локомотив» вышел с уже привычным ромбом в центре поля и парой Франсуа Камано – Виталий Лисакович в атаке.

2. Состав ЦСКА был гораздо интереснее. Во-первых, Игорь Акинфеев и Игорь Дивеев слегли с коронавирусом, также в заявку не попал Алан Дзагоев, выходивший на Кубок против СКА с первых минут. 

Их Виктор Гончаренко заменил на Илью Помазуна (срочный отзыв из аренды в «Урале»), Виктора Васина и Константина Марадишвили. Четвертое изменение в старте – Саломон Рондон вместо Ильи Шкурина в атаке. 

Казалось, что перестановки не приведут к смене схемы ЦСКА: на сборах армейцы преимущественно играли по 4-2-3-1, а сдвоенный левый фланг с Георгием Щенниковым и Бахтиером Зайнутдиновым отработали в товарняке с «Картахеной» и кубковой игре со СКА. 

Но Гончаренко удивил, сыграв 4-3-3 с Ильзатом Ахметовым, Марадишвили и Зайнутдиновым в середине и отправив Николу Влашича на левый край. По сути, на сборах ЦСКА полноценно не использовал эту расстановку в товарняках – возможно, по ней сыграл один из составов во втором тайме двусторонки (клуб не транслировал его по тактическим соображениям), но тогда он действовал без чистых нападающих (Шкурин и Федор Чалов играли за другой состав).

Очевидно, тренер ЦСКА подстраивался именно под «Локомотив». Тут может быть две причины изменения схемы с другими позициями Зайнутдинова и Влашича: 1) желание насытить середину поля, где «Локо» мог получить численное преимущество, 2) желание часто оставлять Влашича 1-в-1 с Дмитрием Рыбчинским, который только осваивается в роли крайнего защитника.  

3. После 2:0 в пользу «Локо» к перерыву велик соблазн сказать, что команда Николича была намного сильнее соперника, но на самом деле стартовые 45 минут получились неоднозначными.

После быстрого гола Лисаковича уже на 6-й минуте «Локомотив» не сразу отдал мяч ЦСКА, однако преимущество во владении до 25-й минуты не говорило о серьезном давлении на оборону армейцев. После этого отрезка ЦСКА наладил контроль, рискуя получить контратаки (на сборах «Локо» был очень хорош в быстрых отрывах) – после одной из них Гжегож Крыховяк забил.

Первые 15 минут второго тайма – явное доминирование ЦСКА после замен и небольших перестроений, когда команда Гончаренко имела два отличных шанса. Правда, самый реальный момент армейцы имели уже после этого отрезка, когда их давление немного спало. Влашич не забил пенальти – и игра практически закончилась. 

4. Владение после гола Лисаковича до 25-й минуты должно удивлять (55,3% на 44,7% в пользу «Локо»), но оно не дает контекста. На самом деле «Локомотив» перекатывал мяч на своей половине и в середине поля, вообще не доходя до ворот Помазуна (1 неудачное касание в штрафной и 0 ударов с игры).

Во многом характер владения «Локомотива» был продиктован планом Гончаренко – ЦСКА отказался от давления на центральных защитников в момент, когда они были с мячом. 

Выглядело это так:

Рондон вообще не прессинговал Пабло и Чорлуку, перекрывая направление передач на опорника Мухина. Саломон не всегда успевал реагировать на резкие движения Мухина, но низом через Максима «Локо» не выходил на чужую половину – так что в итоге задумка сработала.

Влашич и Сигурдссон оказывались ближе к центральным защитникам «Локо», но тоже не шли в жесткий прессинг – они вступали в борьбу только после передач в края на Рыбчинского и Рыбуса. Визуально казалось, что Влашич чаще оказывается рядом с Чорлукой, чем Сигурдссон – с Пабло, но дело лишь в развитии атак «Локо», чаще начинавшихся через Пабло (17 передач на отрезке – больше всех в обеих командах, всего за тайм – 37, тоже больше всех). 

Характер контроля «Локомотива» передают цифры по третям, в которые были сделаны передачи. Раскладка «Локо» – 20 – 49 – 26, ЦСКА – 7 – 31 – 46. 

При этом ЦСКА тоже ничего не создал – только относительно опасный удар Рондона из-за штрафной после контратаки. Это тоже не вязалось с тем, как армейцы доставляли мяч к воротам Гильерме в этот отрезок. 6 из 9 передач с игры – кроссы, половину из которых выполнил Щенников.

5. После 25-й минуты ЦСКА наконец-то забрал мяч себе – в том числе за счет постоянных смещений Ахметова на одну линию с Васиным и Хердюром Магнуссоном при начале атаки. В первой половине тайма у армейцев, по сути, не было позиционной атаки, начавшейся от центральных защитников. Ослабление контроля «Локо» и более активная помощь Ахметова помогли это исправить.

Смещения Ахметова корректировали функции Жемалетдинова при позиционной обороне: если до 25-й минуты Рифат играл по Ильзату (хоть это и было очень редко из-за характера игры, в основном – при выносах Помазуна), то после нее в нескольких эпизодах атакующие игроки «Локомотива» не разобрались между собой. 

Когда Ахметов опускался, Влашич и особенно Сигурдссон уходили в полуфланги, Марадишвили поднимался ближе к чужой штрафной, а Марио Фернандес и Щенников занимали очень высокие позиции. Так ЦСКА мог получить пространство и в опорной зоне соперника и дать несколько секунд Фернандесу и Щенникову для подготовки подачи после перевода на край.  

Из расстановки в начале позиционной атаки и отказа «Локомотива» высоко встречать 3-в-3 ЦСКА точно мог выжать больше, но в нескольких моментах армейцев подвело плохое движение Зайнутдинова и Марадишвили (оставались перекрытыми Жемалетдиновым, который больше был ориентирован на мяч), в нескольких – точность передач Ахметова (например, запуск в голову Сигурдссона на 45-й минуте).

Эффективность ЦСКА в атаке свелась к игре 1-в-1 на левом фланге.

6.  В первом тайме у «Локомотива» чаще всего в отбор вступали Куликов (5), Жемалетдинов и Рыбчинский (по 3) – в случаях Даниила и Дмитрия это говорило не столько об их агрессивном стиле (хотя Куликов играл жестко), сколько о зоне, через которую давил ЦСКА. 

Карта обводок ЦСКА в первом тайме.

За 45 минут Щенников коснулся мяча 55 раз (Пабло – 42, ближайшие преследователи в ЦСКА – Влашич и Ахметов с 31) и даже трижды лез в обводку. Активный дриблинг Влашича ожидаем (5, 3 успешных обводки), причем большинство мячей Никола получал прямо у угла штрафной. 

Карта касаний Влашича в первом тайме.

В целом «Локомотив» справился – либо Рыбчинский успешно вступал в отбор, либо Куликов нарушал правила. В достаточно быстрых атаках Влашич всего дважды получал ситуацию 1-в-1: сначала Мухин подстраховал Куликова, а затем Чорлука – Рыбчинского.  

Еще была успешный прокид Влашичем в коридор между Рыбчинским и Куликовым – атака даже завершилась ударом Рондона из штрафной, но перед этим прошла еще пара фаз атаки, когда мячом владел Марадишвили. 

7. Второй гол «Локомотив» забил после фантастической контратаки – то, как Камано увидел подключение Крыховяка, диагональ, прием Гжегожа, подработка и удар доставили истинное наслаждение.  

Скоростные отрывы – сильное качество «Локо» при любом счете, а после быстрого гола (пусть и не сразу) команда Николича получила для них еще больше возможностей. Как всегда, «Локомотив» старался выбегать в контратаки даже после стандартов у своих ворот – на этот раз быстрые вводы Гильерме рукой ни к чему не привели, потому что ЦСКА успешно гасил выпады еще до центральной линии (один отбор совершил даже Сигурдссон, а, например, отбор Фернандеса у Крыховяка привел к выходу Влашича один на один, пусть и офсайдному). 

До гола ЦСКА допустил три отрыва – это не совсем ничего, но при наличии Жемалетдинова, Камано, Лисаковича и подключениях Крыховяка их могло быть больше.

На 14-й минуте отрыв закончился фолом Марадишвили на Жемалетдинове у штрафной (и то Зайнутдинов с Щенниковым немного сбили темп атаки у центральной линии). На 30-й – несильным ударом Крыховяка из-за штрафной (в обоих случаях отмечаем Лисаковича – классная игра спиной к чужим воротам и удержание мяча). Контратаку на 37-й минуте привез Васин, но ЦСКА повезло – Жемалетдинов не вложил мяч Лисаковичу под удобную правую ногу. 

8. Финт Лисаковича, удар Крыховяка – топ, но в голах «Локомотива» нужно отметить и героя второго плана, Даниила Куликова.

При первом голе Куликов сначала отобрал мяч у Зайнутдинова, а затем открылся под пас Жемалетдинова и точно отдал на Лисаковича. «Здорово, что получилось отдать свой первый голевой пас в основе. Но на 90 процентов все сделал Виталий Лисакович, так что моя заслуга небольшая», – скромно заметил Куликов после игры.

Куликов поучаствовал и во втором голе «Локо»: именно он сыграл на опережение против Марадишвили при фланговой передаче ЦСКА в штрафную Гильерме и точно вынес мяч на Камано.

9. В перерыве Гончаренко сделал двойную замену – Кучаев и Эджуке вместо Щенникова и Сигурдссона. «Какие тут претензии, надо было просто усилить игру», – сказал Гончаренко после матча.  

Замены изменили схему ЦСКА: с 4-3-3 армейцы перешли на 4-2-3-1, в которых Зайнутдинов стал левым защитником, а Влашич получил привычную свободу, номинально расположившись под Рондоном. 

Теперь при начале позиционных атак «Локо» за Мухина отвечал Влашич, а Рондон выдвигался на Чорлуку или Пабло, когда мяч оказывался у них. 

 

10. Стартовые 15 минут второго тайма – главный отрезок ЦСКА в матче, когда армейцы заперли «Локомотив» на их половине.

7-0 по ударам (причем все команда Гончаренко нанесла из штрафной), 69,1% на 30,9% по владению, 10-3 по передачам в чужую штрафную, 14-0 по касаниям в ней – давление действительно было мощным. 

ЦСКА атаковал через фланги (например, на этом отрезке вообще пропал Марадишвили) – если слева шел и разгон атак из глубины через Зайнутдинова (и отчасти Ахметова), то справа Марио Фернандес подключался уже после перевода на чужой половине. 

11. Самым ярким игроком старта второго тайма стал Эджуке, ставший вторым по количеству касаний после Зайнутдинова. 

В отличие от Влашича в первом тайме, Эджуке получал мяч и в глубине, опускаясь ближе к центру поля. Это очень напомнило действия Хвичи в «Рубине» – прием без сопротивления (Куликов перестраивался после перевода атаки армейцами влево, Рыбчинский не выдергивался из оборонительной линии) и движение с мячом к штрафной, иногда даже к лицевой. 

За 15 минут Эджуке совершил 6 попыток обводки – больше, чем любой другой игрок за весь матч. Всего Чиди насобирал 13 попыток (7 успешные) – очевидно, что к концу игры Рыбчинский и Куликов очень устали. 

В итоге Рыбчинский и Куликов сделали 18 попыток отборов – невероятно много, больше половины от всего «Локомотива» (31) и почти столько же, сколько весь ЦСКА (20). 

Успешными стали всего 7 (4 – во втором тайме), но ЦСКА почти ничего не выжал из дриблинга Влашича и Эджуке. С Чиди все было классически: после обыгрыша первого соперника он почти всегда лез на второго (до 60-й минуты так не сделал лишь в одном случае). Дальше у Эджуке либо отбирали мяч, либо блокировали удар. 

12. Давление ЦСКА было сильным, но с игры оно вообще не привело к опасности (в том числе из-за того, что Эджуке обыгрывал всех по кругу).  Самый реальный шанс, не считая пенальти, армейцы получили после розыгрыша штрафного и пары удачных отсоков – в итоге Васин бил без сопротивления (Пабло явно не ожидал скидки и врывания Виктора в свободное пространство), а Кучаев без него добивал. В обоих случаях блестяще сыграл Гильерме.

 13. Еще один шанс вернуться в игру ЦСКА упустил, не реализовав пенальти. «Нам стоит над этим задуматься. Наверное, больше очков было бы у нас и в предыдущих чемпионатах, если бы мы их лучше реализовывали», – рассказал Гончаренко.  В прошлом сезоне армейцы не реализовали 4 пенальти из 7 (у «Краснодара» было 4 из 8, оба худшие показатели в лиге), в этом промах Влашича стал первым.

При этом Влашич смазал второй пенальти из последних трех – еще он не попал по воротам в игре с «Динамо» в прошлом сезоне. Правда, тогда хорват бил в левый нижний от себя угол.  Между промахами был гол «Уралу» в декабре 2020-го – Никола попал в правый верхний от себя угол.

14. После матча Гончаренко не выглядел сильно расстроенным: «Мы достаточно неплохо играли, особенно, наверное, это касается второго тайма. «Локомотив» мало что создал в атаке, за исключением двух моментов, из которых мы получили два гола. Причем второй – удар с дистанции, это сложно назвать моментом». Тренер дал довольно здравую оценку голу Крыховяка, но нужно помнить, что поляк умеет так заряжать (например, гол «Уралу» в прошлом сезоне), поэтому случайным этот гол нельзя назвать.

 При этом «Локо» нанес всего 5 ударов, а из штрафной – вообще лишь 1 (гол Лисаковича). Явных моментов у ЦСКА было даже больше (два – в одном эпизоде после штрафного плюс пенальти), но и момент самого явного доминирования ни к чему не привел. «Локомотив» вряд ли наиграл на победу в два мяча, а отсутствие контригры после перерыва реально расстроило. При этом команда Николича сдержала зону, на которую ЦСКА давил сильнее всего (во втором тайме – не без помощи самих армейцев).  Альтернативные варианты тоже не сработали – например, почти со всеми навесами, в том числе со стандартов, справился Чорлука. 

Локомотив – ЦСКА

2:0 (2:0, 0:0)

Дата проведения 27 февраля, 19.00,

«стадион Локомотив»

превью матча

текстовый онлайн

статистика

Голы:

1:0 –

6

Лисакович

,

2:0 –

41

Крыховяк

.

Локомотив

Гильерме

,

Рыбчинский

(

Живоглядов

, 85),

Чорлука

,

Пабло

,

Рыбус

,

Мухин

,

Куликов

(

Магкеев

, 86),

Крыховяк

,

Жемалетдинов

(

Баринов

, 90),

Камано

,

Лисакович

(

Эдер

, 69).

ЦСКА

Помазун

,

Фернандес

,

Васин

,

Магнуссон

,

Щенников

(

Эджуке

, 46),

Марадишвили

(

Тикнизян

, 86),

Ахметов

,

Сигурдссон

(

Кучаев

, 46),

Зайнутдинов

,

Влашич

,

Рондон

(

Чалов

, 66). Предупреждение:

Рыбус

(90).

телеграм-канал/твиттер Дорского

Казалось, лучший гол выходных забил Лисакович. Но через полчаса его затмил Крыховяк – безумный удар в ближнюю девятку с полулета 🚀

Фото: РИА Новости/Павел Бедняков; РПЛ/Константин Рыбин