5 мин.

«Майами» нанял дрессированных собак, чтобы находить коронавирус у болельщиков. Это метод спасет индустрию

Безопасное возвращение зрителей на спортивные соревнования – главный вызов для спортивной индустрии сегодня. В самом начале эпидемии спортивные мероприятия обвиняли в том, что они вызвали взрывной рост заболевших. В качестве одного из главных источников заболеваемости в Италии, например, назывался поединок «Аталанты» и «Валенсии» в Лиге Чемпионов. Матч прошел со зрителями на «Сан-Сиро», и после него количество заразившихся коронавирусом резко подпрыгнуло как не только в Ломбардии, но и в Испании, куда , предположительно, вернулось много зараженных фанатов «Валенсии».

Несмотря на спорность этих утверждений, остается сухой факт – проводить спортивные события с полными трибунами рискованно, а вопрос того, как сделать посещение матчей безопасным, важен для спортивной индустрии. Инновационный подход в этом вопросе предложил «Майами Хит». Клуб заявил, что задействует обученных собак для того, чтобы выявлять людей с признаками коронавируса, тем самым решить проблему пустых трибун. Идея использования собак кажется странной, но у нее есть научное обоснование. 

Обоняние – главный источник информации для собак. У них 300 миллионов рецепторов, а обоняние в 50-60 раз острее человеческого. Считается, что при инфекциях в организме человека происходит процесс распада, который приводит к выделению молекул запаха, которые называются летучими органическими соединениями (ЛОС). Затем эти летучие органические соединения попадают в воздух, где запах улавливается обученной собакой.

Известно о двух исследованиях, в которых раскрывается умение собаками выявлять Covid-19. В первом восьмерых собак обучили обнаруживать Covid-19 в респираторных секретах госпитализированных пациентов по сравнению с неинфицированными пациентами. Собаки смогли обнаружить 94% положительных проб. Во втором уже французские ученые проверяли способность собак выявлять ковид через пот. Точность обнаружения колебалась от 76% до 100%. Результат поразительный, потому что традиционные тесты с мазком из носа дают такую же точность. Собак для обнаружения признаков ковида используют уже в нескольких международных аэропортах, например, в Чили, Эмиратах и Финляндии. Там пассажиры протирают шею специальными повязками, которые после этого обнюхивают собаки. Теоретически, обученные собаки способны решать проблему обнаружения ковида в местах, где скапливаются большое количество людей, проходящих через одну точку. Таких как спортивные арены.

Первые эксперимент с применением обученных на выявление коронавируса собак прошел в конце января в домашнем поединке «Майами» против «Клипперс». На матче присутствовали 1500 зрителей и это первый случай с прошлого марта, когда держателям абонементов позволили присутствовать на трибунах.  

Процесс выглядит просто. Болельщики выстраиваются в очередь за пределами арены в масках и с соблюдением социальной дистанции. Их проводят по очереди в зону досмотра, где собака ненадолго обнюхивает каждого из них. Если собака продолжает двигаться, то ничего не обнаружено. Если собака садится, это сигнал потенциального носителя вируса, и этого человека просят покинуть арену незамедлительно, а стоимость билетов компенсируют.

«Майами» много лет пользовалась услугами собак для обнаружения взрывчатых веществ и запрещенных предметов, но для выявления ковида решили их задействовать только в конце января. Вице-президент клуба по бизнес-стратегии Мэтью Джафариан объясняет это желанием клуба продолжать оказывать услуги клиентам, то есть болельщикам. При этом местные правила и протоколы NBA, при всей строгости, не дают полноценной безопасности, а руководители «Майами» хотят быть впереди в этом вопросе и готовы выходить за рамки установленных правил. 

И тут на сцене появился Арон Штейерман и компания SNIFF, название которой можно перевести как «нюх». Она стала первой, которая научила собак чувствовать запах людей напрямую, а не только собирать образцы. Сравнивая результаты их собственной методологии со стандартным тестированием ПЦР, цифры получались сопоставимыми: точность около 92%.По их методологии, время на обучения собаки выявлению ковида может отличаться, в зависимости от опыта и натренированности, но даже для неопытного пса достаточно восьми недель на то, чтобы обучиться выйти на работу » в поля». Компания SNIFF стала подрядчиком «Майами» услуги по работе обученных выявлению коронавируса псов на «Американ Эйрлайнс Арене».

Дополнительные виды тестирования доступны на месте, если фанат решит использовать их, например, при аллергии на собак или в случае фобии Помимо проверки на входах, клуб использует и другие способы сделать нахождение на арене безопасным. На арене применяются только безналичные платежи, повсюду размещены дозаторы дезинфицирующего средства, добавлена система фильтрации воздуха.

По всем разумным меркам эксперимент «Майами» можно считать удачным, а вечер с участием фанатов прошел спокойно и безопасно. «С оперативной точки зрения это было действительно успешно, – говорит Джафарян. Не было никаких инцидентов, никаких сигналов от собак, и хотя Хит проиграли пятую игру подряд, остальное прошло, как по маслу»

Пока применение собак для выявления коронавируса используют только в «Майами», но другие клубы уже внимательно исследуют эту возможность. Парадоксально, но чтобы эксперимент получился полноценно рабочим, нужно, чтобы собаки не пустили на арену зрителей, чьи тесты потом окажутся положительными. В таком случае, их применение не только оправдает себя, но и позволит признать этот кейс полноценно рабочим. И тогда этот опыт можно будет применить не только на другие клубы НБА, но и на весь мировой спорт. А за ним по цепочке может пойти и вся индустрия развлечений, так или иначе зависящая от зрителей – концерты, выставки, конференции.

и даже не только на спортивные арены, а на всю индустрию развлечений.  

Со школы нам запомнилась легенда о том, как гуси спасли Рим. Вероятно, настал тот день, когда собаки спасают мировой спорт. Как минимум, от пустующих трибун.