Трибуна
5 мин.

Наклейки Panini – бизнес на 750 млн евро. Захватили футбол, а теперь договорились с UFC (выбили главного конкурента)

От редакции: мы в блоге о спортивном бизнесе, потому что тут сегодня говорят об увлечении, которое наверняка хотя бы по касательной задело каждого – про наклейки и журналы с ними. Гигант этого рынка компания Panini выходит покорять новую территорию – единоборства!

Для всех любителей футбола, которые выросли в 90-е, альбомы и наклейки Panini стали чем-то особым. Футбольные эмоции и страсть к коллекционированию превратили скромное семейное дело в глобальный бизнес, годовой оборот которого оценивается в сотни миллионов долларов.

После войны братья Джузеппе и Бенито Панини торговали прессой в палатках в Модене. Со временем газетный бизнес братьев разросся до того, что они стали крупными по местным меркам дистрибьюторами прессы, однако основу для мировой славы братьев помог заложить случай. Одна фирма в соседнем Милане не могла реализовать уже напечатанную партию наклеек, а Панини выкупили ее, расфасовали по пакетам и перепродали.

Этот случай открыл братьям глаза на «голубой океан» бизнеса, и уже через год они стали выпускать собственную коллекцию стикеров и альбомов со спортсменами. Основу для этой идеи братья подсмотрели в США, где уже тогда бешеной популярностью пользовались бейсбольные карточки, а за некоторые редкие экземпляры коллекционеры отваливали безумные деньги.

Однако итальянцы добавили в этот процесс необходимый элемент, который современные маркетологи могли бы назвать модным словом «геймификация». Сам факт, что покупатель наклеек не знает, что именно будет внутри, добавляет в процесс потребления чувство азарта, что сделало Panini не только продавцом кусков картона с изображениями, а полноценным поставщиком ярких эмоций для спортивных болельщиков. Наклейки братья распространяли через собственные киоски с прессой, предлагая их тем, кто приобретал спортивные газеты и журналы.

Добавив новый элемент в уже старую забаву, Panini стали стремительно завоевывать симпатии итальянской спортивной аудитории, которая следила за Серией А – особенно это нравилось детям. Первый альбом для наклеек братья рисовали самостоятельно, а на обложке красовался форвард «Милана» Нильс Лидхольм. Продажа 15 миллионов карточек в первый же год сделала Джезеппе и Бенито миллионерами.

Многомиллионные продажи в Италии позволили семейному бизнесу стремительно расти и задумываться о выходе на мировой рынок, первым шагом к которому стал чемпионат мира в Мексике в 1970-м. Перед турниром компания договорилась с ФИФА о том, что Panini будет выпускать официальные альбомы и наклейки. Продукция Panini впервые выходила не только на итальянском языке и продавалась за границей.

Грандиозный успех наклеек на турнире предопределил судьбу Panini. С тех пор официальные альбомы к мировым первенствам выпускаются фирмой с севера Италии, а с каждым годом портфолио официальных соглашений только увеличивается.К чемпионату мира стали добавляться и континентальные турниры (чемпионат Европы, Копа Америка и другие), а с 80-х к футболу стали добавляться и другие виды спорта (хоккей и баскетбол, американский футбол). Так, в США на рынке карточек НБА Panini – абсолютный монополист.

В футболе достигнуть монополии итальянцам не удалось: права на выпуск наклеек английской Премьер-лиги и Бундеслиги в руках главного конкурента – фирмы Topps. Потеря АПЛ стала полноценной драмой с закрученным сюжетом. Два бывших сотрудника Panini – Питер Данк (главный редактор) и Келвин Гарднер (директор по продажам) создали собственную компанию, которую назвали Merlin. В 1994-м Merlin получили лицензию на выпуск карточек АПЛ, а через год Данк и Гарднер продали фирму американской компании Topps. С тех пор итальянцы из Panini и американцы из Topps – злейшие враги.

Кстати, на днях Panini удалось щелкнуть по носу конкурента. Компания Panini America – представительство компании в США – заключила эксклюзивное соглашение с Дэйной Уайтом и UFC: Panini теперь официальный партнер промоушена. Стороны уже ударили по рукам, а соглашение вступит в силу в апреле. В качестве официального производителя карточек Panini заменят именно Topps. Сумма и остальные детали сделки пока не раскрываются, но речь идет о долгосрочном контракте, сумма которого исчисляется десятками миллионов долларов. 

Постепенно Panini начали выпускать наклейки не только на спортивную тематику, значительную долю бизнеса компании занимает сотрудничество с Disney, а также выпуск комиксов, журналов, детских книг и других видов печатной продукции. Например, Panini выпускают популярную серию комиксов о Неймаре, а у компании работает отдельное представительство в Бразилии. Хотя штаб-квартира компании по-прежнему расположена в Модене.

Со временем наклейки Panini стали обрастать легендами. Часто коллекционеры обвиняют фирму в том, что та искусственно занижает количество некоторых наклеек, чтобы повысить продажи, хотя неоднократно было доказано, что наклейки с футболистами печатаются в равных объемах.

Тем не менее в прессу все равно попадают истории о том, что, например, бывший нападающий «Арсенала» и сборной Коста-Рики Хоэль Кэмпбелл купил 100 пакетиков наклеек и не нашел себя. А вот Марио Балотелли не пожалел времени и денег на то, чтобы обклеить страницы сборной Италии исключительно собственным изображением. Подобный эгоцентризм обошелся нападающему в 1500 фунтов.

Несмотря на наличие других направлений, фирма ассоциируется с футболом, а международные турниры каждые два года обеспечивают скачок доходов. Даже в цифровую эпоху Panini уверенно стоит на ногах, продавая наклейки в 125 странах силами 1000 сотрудников, а доход компании приблизительно составляет 750 миллионов евро. Но главное даже не это, а то, что пока мы читали эту статью, сотни болельщиков по всему миру с нетерпением открывали заветные пакетики с наклейками

Еще больше классных историй про спорт и бизнес ищет в нашем канале «Спортивный бизнес»

Фото: it.m.wikipedia.org; thesun.co.uk; publico.pt; off.net.mk; nachrichten.at