Fenway Sports Group: что дальше?
С момента своего появления в английском футболе Fenway Sports Group не испытывала особого энтузиазма по поводу идеи проведения такой мультиклубной стратегии, которая принесла пользу некоторым соперникам, с которыми они столкнутся в феврале.
В то время как «Ред Булл» стал одиннадцатикратным чемпионом Австрии, его немецкая команда вышла в полуфинал Лиги чемпионов прошлого сезона и сыграет с «Ливерпулем» в конце этого месяца в 1/8 финала.
В других местах присутствие City Football Group на каждом из континентов увеличило видимость ее центрального интереса к «Манчестеру», с чьей командой будет игра на Энфилде в эти выходные и которая вероятно, окажет большое влияние на завоевание титула Премьер-лиги в этом сезоне.
Задача, стоявшая как позади, так и впереди FSG в «Ливерпуле», когда-то была настолько сложной, что перспектива взять на себя больше ответственности угрожала отвлечению от преследований в их ключевой области.
Хотя источники, близкие к инвестиционной фирме из Массачусетса, предполагают, что с тех пор перспективы изменились, на этой неделе интернет-изданию Атлетик сообщили, что в настоящее время организация не видит, как какое-либо новое соглашение явно принесет пользу тому, что происходит на Энфилде.
Не было «ничего привлекательного» в том, чтобы владеть другим европейским клубом из-за усилий, связанных с удержанием «Ливерпуля» на вершине или, по крайней мере, рядом с ней.
Несмотря на то, что «Ливерпуль» выиграл крупные трофеи в 2019 и 2020 годах, считается, что потенциал клуба не был реализован ни в спортивном, ни в финансовом смысле.
Новая инвестиция в другом месте не близка, но в будущем не полностью исключена. В конечном счете, FSG остается компанией, ориентированной на рост, и владельцы «Ливерпуля» непредвзято относятся к этим возможностям.
В настоящее время они отталкиваются от картины, которая вокруг них меняется. Пандемия означает, что клубы по всей Европе испытывают нехватку наличных и доступны для покупок по сниженной цене, в этой же ситуации когда-то был и сам «Ливерпуль» после мирового финансового кризиса. Восемь лет назад продажа «Ред Сокс» была завершена после рецессии в Соединенных Штатах.
Выход Великобритании из ЕС вызвал корректировки правил. Есть несколько мотивов, лежащих в основе французских и бельгийских клубов «Труа» и «Ломмель», попавших под контроль CFG в течение четырех месяцев прошлым летом. Одна из них связана с тем, что английские команды не могут коллекционировать новые иностранные таланты так же легко, как раньше, в соответствии с новыми законами, но эта перспектива изменится, если влияние удержится в местах внутри Европейского Союза. Инсайдеры в FSG предполагают, однако, что вера в спортивного директора Майкла Эдвардса абсолютна, и они верят, что его суждения и навыки ведения переговоров «будут держать процесс на плаву.»
Тем не менее, это был особенно плохой год для футбольных клубов, таких как «Ливерпуль» и других крупных спортивных организаций, таких как «Ред Сокс», имеющих модели собственности, которые основывают свою экономику на реалиях прибылей и убытков.
Однако еще до пандемии и исчезновения доходов от матчей FSG надеялись получить где-то около $2 млрд., продав 25 процентов своей империи новому партнеру. Прежде всего, новый партнер должен был бы предложить стратегические выгоды, которые еще не были им доступны.
В прошлом месяце стало известно, что сделка с RedBall, которая, возможно, привела к превращению FSG из частной в публичную компанию, рухнула после того, как организация, возглавляемая Билли Бином, не получила необходимого ей дополнительного финансирования, не достигнув на три четверти от своей цели. RedBall ранее была создана как Специальная закупочная компания (СЗК) компанией RedBird, которая в прошлом году купила «Тулузу» и назначила туда Дэмиена Комолли, ранее работавшего в «Ливерпуле», спортивным директором.
Атлетик делает вывод, что любое соглашение с RedBall было близко к тому, чтобы зайти в тупик еще в октябре, главным образом из-за «отталкивания» от Главной Лиги Бейсбола вокруг вопроса о «раскрытии информации», что означает, что лига была обеспокоена объемом финансовой информации, которой должна была поделиться публичная компания.
Когда тот же источник сказал, что «ни у кого нет хорошей публичной истории, которую можно рассказать в данный момент», он имеет в виду тот факт, что сейчас не самое подходящее время раскрывать свои счета, рассказывая всем, сколько денег вы теряете, все еще выплачивая дивиденды акционерам. Джон У. Генри, несомненно, узнал из своих многолетних бесед с Джоэлом Глейзером из «Манчестер Юнайтед», что дивиденды на самом деле не являются чем-то серьезным, когда дела идут достаточно хорошо, но они будут выглядеть плохо во время пандемии.
«Это тяжелое для всех время», - сказал источник. «Сейчас никто не будет разжигать. Но настоящий вопрос в том, где мы будем через год? Все новости сейчас в стиле — «это катастрофа». Нет болельщиков в течение года, огромные потери, будет ли сезон завершен? Если мы все еще будем говорить об этом через год, что ж, это действительно будет катастрофа. Но большинство людей так не думает. Осенью, когда, надеюсь, мы все будем вакцинированы, снова начнется игра в бейсбол и футбол. И тогда это просто вспышка для всей индустрии. Это то, на что делает ставку FSG, а они довольно умны.»
Джордан Гарднер, американский совладелец датского «Хельсингера», понимает, как работает мультиклубная операция, инвестировав также в «Дандолк» и «Суонси Сити». Он считает, что готовность FSG продать четверть организации была основана на давнем желании работать с фигурой, которую Генри пытался нанять для «Ред Сокс» почти двадцать лет назад, но получил отказ.
«Я считаю, что для FSG все это сводится к Билли Бину и не связано с какими-либо финансовыми трудностями или необходимостью привлечения капитала», - говорит он. «Генри и FSG были очарованы работой Манибола Бина в бейсболе и так долго гнались за ним. СЗК RedBall была идеальным способом установить с ним отношения. С финансовой точки зрения FSG является одним из крупнейших спортивных конгломератов в мире — Форбс оценил их в $6 млрд. — поэтому им, конечно, не нужны деньги СЗК.»
Генри и основатель и президент RedBird Джерри Кардинал — старые друзья, и Гарднер не одинок в том, что их переговоры приведут к партнерству. Шансы на то, что Бин будет вовлечен в краткосрочную перспективу, закончились после того, как он вернулся к работе в «Окленд Эй», но Гарднер считает, что вместо этого он взял бы на себя обязательства перед RedBall, если бы СЗК поднял необходимый уровень финансирования, чтобы присоединиться к FSG.
«Другой вопрос — правильное время», - говорит он. «Сейчас очень, очень трудно собрать $1,5 млрд. ради спортивных инвестиций. Например, Dyal Capital Partners пыталась привлечь $2 млрд. для миноритарных инвестиций в НБА, но и это тоже не увенчалось успехом.»
Когда «Манчестер Сити» купил Шейх Мансур, клуб ничем не отличался от «Эвертона», «Астон Виллы» или «Ньюкасл Юнайтед». «Сити» почти не продавал футболки за пределами Манчестера. В Абу-Даби это понимали. Они играли в догонялки. Установка флагов по всему миру имела много преимуществ. Последовала догматическая стратегия.
FSG, для сравнения, имеют более оппортунистическую репутацию. «Они представляют собой свободную коалицию из одиннадцати или около того семей», - говорит один источник, который предполагает, что Генри является крупнейшим акционером, но это не означает, что он самый богатый. Предположительно, у Тома Вернера больше денег. Другой источник задается вопросом, как FSG вообще принимают решения, учитывая количество вовлеченных людей. Кто-то, кто работал с ними над несколькими проектами, говорит, что часто кажется, что правая и левая руки организации не связаны. Иногда трудно сказать, кто здесь главный. Это может быть Генри, повернутый на бейсболе. Через неделю это может быть Вернер, который больше знает о футболе. И вдруг Майк Гордон берет верх. Неопределенность, связанная с тем, кто отвечает за то, что именно отражается в «Ливерпуле» Вернером, посещающим заседания Премьер-лиги в качестве председателя, в то время как Гордон контролирует повседневную работу, несмотря на отсутствие официальной должности.
Том Вернер позирует с Юргеном Клоппом, Джоном У Генри и Линдой Пиццути Генри в мае 2017 года (Фото: Джон Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)
Проект Big Picture, призванный революционизировать финансовый ландшафт английского футбола, всегда был детищем Генри — идея грохотала в его голове в течение пяти или около того лет, прежде чем он начал записывать свои мысли в письменном виде в 2017 году. С тех пор как прошлой осенью его содержание было раскрыто, вызвав много споров, Атлетик делает вывод, что он почти не общался с теми, кто помог ему создать его.
«Big Picture, конечно, не мертва», - настаивает источник, близкий к проекту. Генри был в ярости на Грега Кларка, тогда возглавлявшего Футбольную Ассоциацию, за то, что он дистанцировался от дискуссий, которые первоначально имели место, но он решил держать свои мысли при себе и с тех пор позволил разговору о своих планах идти своим чередом, несмотря на навалившуюся на него критику.
Генри, по-видимому, в конце концов одержал небольшую победу. Те, кто говорит от его имени, непреклонны в том, что случившееся в октябре не было частью преднамеренного плана, и с тех пор утверждают, что утечка информации сделала его больше похожим на заговор, а не на документ, предназначенный для достижения консенсуса. Так и не было ясно, как этот процесс будет работать с точки зрения первоначального замысла, но чиновники внутри FSG считают, что Big Picture был «ускорен», потому что в течение 72 часов Премьер-лига объявила о стратегическом обзоре, результаты которого, как ожидается, будут обнародованы на собрании акционеров в конце марта 2021 года.
Хотя в настоящее время в Футбольной Лиге существует скептицизм в отношении того, что обзор будет достаточно прогрессивным, чтобы обеспечить будущее своих членов, создатели Big Picture признают, что пандемия не позволит всем английским клубам гораздо дольше жить в «отрицании» стоящих перед ними проблем.
Учитывая, что владельцы «Ливерпуля» с тех пор были связаны с планами создания новой европейской Суперлиги и снова решили держать свой совет, возможно, им выгодно, чтобы все думали, что они выступают за него, если это означает, что Big Picture внезапно начнет казаться более благоприятным вариантом.
Если бы Big Picture стала реальностью в ее нынешнем виде, FSG и, в конечном счете, «Ливерпуль» получили бы огромную выгоду из-за того, как перераспределяются телевизионные деньги.
Люди, работавшие над покупкой клуба в 2010 году, говорят, что эта идея изначально не входила в число их соображений. Во время самых ранних бесед приоритеты FSG выглядели так: вырвать клуб из лап Тома Хикса и Джорджа Джиллетта, решить проблему стадиона, потому что она так долго задерживалась, и в конечном итоге создать культуру, которая приведет к улучшению результатов на поле.
«Любое представление о том, что это каким-либо образом планировалось в течение десяти лет или что это все стояло на кону десять лет назад, откровенно наивно», - говорит один источник, который ценит, что FSG тем не менее будет знать все о преимуществах владения собственным кабельным каналом — New England Sports Network, «который генерирует огромное количество денег для тех игр, которые централизованно не продаются через МЛБ. Они работают в своей собственной сети, и это постоянный и чрезвычайно прибыльный поток доходов. Футбольный его эквивалент — если бы клубные каналы «Юнайтед» или «Ливерпуля» (MUTV и LFCTV) показывали бы трансляции игр.»
Самая большая проблема перед Big Picture — это одно фундаментальное различие, которое разделяет английский футбол и почти весь американский спорт.
В настоящее время клуб, имеющий всего один сезон опыта работы в Премьер-лиге, имеет такое же право голоса, как и тот, который участвует в соревнованиях с момента ее основания в 1992 году. Угроза вылета означает, что клубы, находящиеся в самом низу лиги, вряд ли уменьшат свои права, когда дело дойдет до голосования по самым важным вопросам. «Если бы угроза вылета была снята, разговор довольно быстро изменился бы», - говорит другой источник, работавший с FSG и другими европейскими клубами с американскими владельцами. «Я бы оценил, что это был бы идеальный следующий шаг для многих из них, но неамериканцы, которые инвестировали в футбол с самого рождения, сопротивляются таким изменениям, поэтому аргумент является жестким.»
Возможно, слишком упрощенно предполагать, что FSG приняла общекорпоративный подход к своим интересам, потому что доходы сокращаются раз в столетие, но, как говорит один инсайдер в финансовой индустрии, «материал соответственно сокращается в каждом реальном бизнесе.»
Сэм Кеннеди — президент и генеральный директор «Бостон Ред Сокс», и в прошлом месяце он признался, что в этом году они не собираются идти «ва-банк», чтобы попытаться выиграть Мировую серию.
Иан Эйр, тогдашний главный исполнительный директор, Линда Пиццути Генри, Джон У. Генри, Юрген Клопп, Том Вернер и Майк Гордон в сентябре 2016 года (Фото: Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)
Хотя Кеннеди настаивал на том, что обоснование этой стратегии связано с некоторыми историческими ошибками, связанными с прибыльными контрактами, выданными почти-ненужным-теперь игрокам, которые тем не менее выполнили то, что от них требовалось в краткосрочной перспективе, влияние пустого Фенуэй Парк в обозримом будущем, безусловно, нельзя игнорировать.
В тот же период беседы между Формби и Бруклином были регулярными, когда Юрген Клопп и Майк Гордон обсуждали кризис травм, который, вероятно, сорвал защиту титула «Ливерпуля».
Хотя Клопп хотел заполучить защитника, он понимал, что «Ливерпуль» не может тратить много денег, если таковые вообще есть, потому что пандемия, как ожидается, принесет более £100 млн. упущенной выгоды.
В конечном счете «Ливерпуль» подписал не одного защитника, а двух из-за кризиса, который поначалу стал хуже, а потом ситуация с ним улучшилась. Учитывая, что «Саутгемптон» заплатил £500 тыс. за аренду Такуми Минамино, стоимость Бена Дэвиса и Озана Кабака до конца сезона составят чуть меньше £1 млн. Это было не то окно, которое «Ливерпуль» показывал ранее, и не тот «мастер-класс», который, как некоторые утверждают, был произведен с учетом обстоятельств. Это была обнадеживающая реакция на ряд ужасных результатов, совпавших с углубляющимся кризисом травм.
Хотя FSG всегда подчеркивала, что «Ред Сокс» и «Ливерпуль» рассматриваются как отдельные организации с разными потребностями в разное время из-за разных проблем, когда дело доходит до умов людей, которые принимают самые важные решения, существует изрядное количество пересечений.
Билли Хоган, например, теперь является главным исполнительным директором «Ливерпуля», сменив Питера Мура прошлым летом, и его сотрудничество с управляющим подразделением FSG началось примерно в то же время, что и у Кеннеди, став первым нанятым сотрудником, когда Генри, Вернер и Гордон решили «попытаться найти способы получения дохода за пределами только бейсбольной команды», как выразился Хоган в 2019 году.
В то время как Мур был главным, обязанности генерального директора были скорее публичными, чем стратегическими, но Хоган имеет опыт работы в области финансов, помогая увеличить доходы, разделяя свое время между офисами в Ливерпуле и Лондоне.
«Очень прискорбно для «Ливерпуля», что клуб достиг точки максимальных возможностей именно в тот момент, когда функциональность и приоритеты мира изменились», - говорит один отраслевой эксперт, который считает, что опыт Хогана будет необходим больше, чем когда-либо, когда болельщики снова будут допущены на Энфилд, что позволит клубу не только увеличить свой доход от матчей, но и увеличить свои коммерческие доходы, которые потекут от наблюдения за тем, как команда играет в важных матчах на переполненном стадионе.
«Ливерпуль» поднялся на два места в таблице Deloitte Money League, обогнав «Пари Сен-Жермен» и «Челси» в 2019/20 годах. Это был первый раз, когда клуб оказался в первой пятерке с 2001/02 годов. Тем не менее их доходы снизились на восемь процентов по сравнению с предыдущим годом.
Победа в Премьер-лиге, Суперкубке Европы и Клубном Чемпионате Мира помогла увеличить их доходы от вещания до второго места в таблице, уступая только «Барселоне», но этот поток доходов все еще был ниже по сравнению с предыдущим годом почти на четверть — хотя эти цифры несколько обманчивы, потому что сезон Премьер-лиги закончился в июле, и вместо этого игры этого месяца будут показаны в отчетах следующего года.
Несмотря на это, кампания Лиги чемпионов «Ливерпуля» действительно закончилась до первой самоизоляции, так что все эти деньги находятся на счетах, в отличие от прочих. И эта последняя домашняя игра в 1/8 финала мадридского «Атлетико» проходила на глазах у болельщиков, в отличие, например, от игры «Сити».
В то время как доходы от матчей упали за сезон на 13 процентов, и эта цифра будет намного хуже в этом году, доходы от матчей составляют всего 15 процентов от общего дохода клуба. Для сравнения, этот показатель составляет 9% в «Манчестер Сити», 13% в «Челси», 17% в «Юнайтед», 23% в «Арсенале» и колоссальные 24% у «Шпор».
Если рассматривать общее падение доходов «Ливерпуля» на восемь процентов, то все доходы топ-20 упали на 12 процентов, и это указывает на то, что клуб пока не страдает в финансовом плане так сильно, как некоторые его конкуренты.
По мнению британской финансовой аналитической фирмы Vysyble, гораздо более глубокие финансовые проблемы «Реала» и особенно «Барселоны» должны стать причиной некоторого разговора между высокопоставленными фигурами FSG и потенциально заставить их задуматься о своей собственной стратегии, которая опирается на куплю/продажу игроков как внутри клуба, так и вне его, чтобы понять свою модель прибылей и убытков.
В общем, FSG с «Ливерпулем» смогли получить реальную прибыль только по одной большой причине: продать таких игроков, как Луис Суарес и Филиппе Коутиньо, в «Барселону» и реинвестировать эти деньги на таланты, которые, по их мнению, подтолкнут команду вперед, прежде чем цикл начнется снова.
Учитывая умопомрачительные убытки «Барселоны», о которых сообщалось только за последние две недели, кажется невозможным, что они смогут платить огромные гонорары игрокам и, следовательно, выступать в качестве места назначения для таких звезд, как Мохамед Салах, и выступать в качестве генератора доходов для клубов с бизнес-моделями, такими как «Ливерпуль».
(Фото: Getty Images/Дизайн: Сэм Ричардсон)