Лиллешолл — футбольный Хогвартс. Выпускники — Оуэн, Каррагер, Джо Коул и еще десяток игроков сборной Англии 90-х
А теперь там устраивают свадьбы.
В 1984 году Футбольная Ассоциация Англии придумала эксперимент — отправлять маленьких мальчиков в их собственную Школу колдовства и волшебства. Совершенствовать игру в футбол. Из двух тысяч юных футболистов были отобраны только шестнадцать 14-летних счастливчиков, которым была предоставлена возможность тренироваться в идеальных условиях у лучших тренеров страны. Этот проект шел вразрез с воспитанием талантов в собственных академиях, подвергался критике со стороны многих клубов, но в итоге дал сборной Англии 12 игроков.
Лиллешолл давно стал культовым местом для британского спорта. Здесь сборная Англии готовилась к победе на Чемпионате мира-1966
Поместье Лиллешолл огромно — 120 квадратных километров, за которым нелегко уследить. Большая резиденция баронов и герцогов, используемая для охоты, начала преображаться в XX веке, когда Герберт Форд, купивший землю, преобразил это место, создав прекрасные сады, парк развлечений и поле для гольфа, сделав себе и Лиллешоллу хорошую рекламу. После Второй мировой войны Форд продал землю правительству, которое активно искало точку для будущего Национального центра отдыха.
В 1951 году Елизавета II открыла в Лиллешолле спортивный центр. Сначала здесь резвились руководители спортивных объединений — для них на лето были открыты специальные школы. Тогда они решили тренировать в Лиллешолле свои национальные команды. Регбисты, гольфисты, игроки в крикет и, конечно, футболисты приезжали сюда на тренировочные сборы. Игроки «Челси», «Манчестер Сити» и «Шеффилд Уэнсдей» тренировались здесь перед финалом Кубка Англии против «Эвертона».
После 1966 года это место стало культовым. В конце концов, сэр Альф Рэмзи провел здесь 11 июньских дней, вдали от мировых проблем, с 27 игроками сборной Англии. Из-за режима тренера Джек Чарлтон называл его Гулагом. Однажды верные игроки команды попросили сэра Рэмзи отпустить их в Англиканскую церковь. Он сказал, что может пригласить местного надсмотрщика, который, как ни странно, был еще и проповедником. После этого, как позже вспоминал тренер в своей автобиографии, энтузиазм игроков по поводу религиозного культа резко иссяк.
Была также попытка Нобби Стайлза, Алана Болла и Джона Коннелли сбежать в местный бар через поле для гольфа. Их поймали и отчитали в присутствии Рэмзи. Несмотря на суровый режим тренера, поездка в Лиллешолл окупилась: сборная Англии выиграла Чемпионат мира в 1966 году.
Школа передового опыта была трудным испытанием для многих: Лэмпарда и Джеррарда не взяли, Смит продержался два месяца, Оуэн постоянно просился домой
В 1984 году совместная идея сэра Бобби Робсона и технического директора футбольной ассоциации сборной Англии Чарльза Хьюза была завершена — была открыта Школа передового опыта ФА. Идея дать специальное футбольное образование юным талантам за два года звучит неплохо — ведь предполагалось, что здесь будут преподавать лучшие тренеры со всей страны, чтобы из мальчишек сделать мировых звезд.
Джо Коул «многому научился» здесь, Джейми Каррагер «провел лучшие два года своей жизни», а Майкл Оуэн сказал, что многое отсюда почерпнул. Джермейн Дефо вообще забил пять голов в двух матчах на просмотре (но его все равно не взяли, а после разговора с Джо Коулом он перешел в «Вест Хэм»). Но Фрэнка Лэмпарда и Стивена Джеррарда туда не приняли — они провалили последний тест уже в Лиллешолле, и последний был отвергнут, его посчитали «слабым». Стиви Джи позже назвал школу «****** [глупым] Лиллешоллом», эта история мотивировала капитана «Ливерпуля» до самого конца его карьеры.
***
Прежде чем добраться до самого поместья, нужно еще проехать более двух километров после «Золотых ворот» (точная копия тех, что у Букингемского дворца). «Само здание-почти копия Хогвартса из Гарри Поттера», - говорит Дэнни Уэббер, выпускник «Ман Юнайтед», поступивший в школу в 1996 году. «Это довольно жуткое место, особенно когда пытаешься спать здесь первые две ночи. Здесь очень тихо, и ночью ничего не видно.» Похоже на дом с привидениями: скрипучие половицы, темные углы, витражи, статуи и картины, от которых хочется прокрасться в потайной ход. «Я думал, что попал в замок», - вспоминает Каррагер. Все это было так необычно для мальчиков из Лондона, Манчестера и Ливерпуля, что некоторым становилось не по себе.
Первое время ребятам было очень тяжело вдали от дома. Если у молодого человека был плохой день (например, у него была плохая тренировка или его отчитали старшие), то ему казалось, что замок превратился пусть и в роскошную, но темницу. Алан Смит продержался там всего два месяца, а Майкл Оуэн часто плакал и просил отпустить его домой. «Он впервые оказался так далеко от дома», - говорил отец будущей легенды Чемпионата мира 1998 года. «Он несколько раз звонил домой, и я говорил ему: «Хорошо, я сейчас выйду и заеду за тобой». Но через 10 минут он перезванивал и говорил: «Не волнуйся, я лучше останусь.»
Все не ограничивалось футболом. Вот расписание школы Передового опыта:
Понедельник: утро — школа, день — тренировка;
Вторник: утро — тренировка, день — школа;
Среда: утром и днем — школа, вечером — тренировка или игра;
Четверг: весь день — школа;
Пятница: утро — школа, день — тренировка;
Суббота: поездка на игры топ-клубов (чаще — на игры клубов региона Мидлендс, то есть Бирмингема, Лестера, Стока, Ковентри, Ноттингем Фореста и других)
Воскресенье: игра, но если повезет, то можно и поехать на выходные в Телфорд.
Для некоторых обучение стало шоковой терапией. Кроме того, мальчики не учились непосредственно в Лиллешолле, а ездили на автобусе в школу, которая располагалась в местной деревне. «Мы застилали кровати в 6:45, к 7:30 должны были быть на завтраке, а к 7:45 бежать к автобусу», - вспоминает Уэббер. Особенно страдал Джо Коул. Ему было тяжелее всего просыпаться так рано, и для мальчика из Восточного Лондона это было похоже на то, как если бы его отправили учиться в другую вселенную.
Вспоминает Барри Фишер, учитель из той деревенской школы: «Ходить в школу пять раз в неделю для некоторых было настоящим испытанием. Больше всего страдали мальчишки из больших городов, потому что там они учились только утром, а потом весь день играли в футбол. Домашние задания были им чужды. Хотя были и исключения. Мой друг сказал мне, что Сол Кэмпбелл брал дополнительные уроки математики, оставаясь в классе на время обеда.»
В Лиллешолле учили самостоятельности. Мальчики сами заботились о своих бутсах, мячах и форме, чистили душевые. В школе они должны были появляться в форме, хотя в своих городах они ходили в чем хотели. На лиллешолльских мальчиков в школе другие ученики смотрели недружелюбно. «Все смотрели на нас с завистью», - вспоминает Оуэн. «Конечно, мы забирали себе самых красивых девушек, потому что были молодыми футболистами, которые играли за сборную Англии. И у нас были проблемы с местной шпаной, мы дрались с ними раз или два… Помню, на нас набросилась большая группа с бейсбольными битами, и нам пришлось бежать. Дошло до того, что они пришли к нам прямо в Лиллешолл.»
Но если мальчишки из Лиллешолла распускали руки, их за это наказывали — не возили на игру. Все для того, чтобы образование было полезным.
Как и во всех школах, была дедовщина, но в очень легкой форме. Лиллешолл был двухлетней школой, поэтому существовало разделение на первый и второй курсы. «В 14 лет ты приходишь весь такой на взводе, но есть ребята, которые учатся на втором курсе и считают себя старше», - говорит Уэббер. «и если ты заходишь слишком далеко в общении с ними, то тебя приглашают на разборки в комнату 208. Ты думаешь: что они со мной сделают? Но на самом деле тебе придется сделать несколько приседаний, и ты выйдешь оттуда с высоко поднятой головой. На втором курсе мы и сами таким баловались. Ребята с первого курса были неженками, так что нам с Леоном Бриттоном (будущей легендой «Суонси»), Джермейном Дефо и Леоном Найтом было легко!». В общежитиях Лиллешолла было время для веселья. «У нас были отличные вечеринки», - хвастается Оуэн. Также у поколения девяностых были игровые приставки и даже Интернет (правда, по модему — надо было занимать телефонную линию). Еще одна игра — проникновение в зал для гимнастики. Ходили слухи, что будущие футболисты даже воровали нижнее белье у гимнасток.
Школа, конечно, давала огромный жизненный опыт, но что же непосредственно по поводу футбола?
Ребятам очень повезло с соперниками: к ним приезжали тренироваться ведущие английские команды, в том числе и сборная. Этот бесценный опыт был передан им в возрасте 14-16 лет, после чего выпускников футбольного Хогвартса активно брали в молодежные команды. Но как они тренировались в самом Лиллешолле?
Некоторые выпускники говорили, что обучение в Лиллешолле было гораздо более современным, чем обучение в клубе. Другие были недовольны тем, что из них делали игроков-пахарей, которые бегают весь день и сражаются до самого конца. Такова была философия английского футбола.
Эту философию активно поддерживал создатель Школы передового опыта Чарльз Хьюз. Он был поклонником перспективной игры, которую перенял у аналитика Чарльза Рипа. Рип придумал систему специфических зон, из которых игроки чаще всего имеют шанс забить гол — позиции максимальной возможности (ПМВ). Он был уверен, что необходимо максимум в три передачи грузить мяч на эти участки поля.
Хьюз был фанатом такого футбола и старался привить его молодым игрокам. Тренеры не давали нам играть по-другому. По словам Джейми Каррагера, Джо Коул однажды на тренировке сделал финт Кройффа. Ему тут же сделали выговор: «Мы не делаем здесь такую ерунду, парень!».
Однако футбол менялся: низкая игра, владение мячом и короткий пас становились все более эффективными. Джон Картрайт, технический директор Лиллешолла в конце 80-х, утверждал, что хочет поставить позиционный и проактивный футбол. В конце концов из-за разногласий с Хьюзом он ушел.
Потом выяснилось, что далеко не всем клубам нравится идея Футбольной ассоциации Англии посылать лучших игроков в Лиллешолл. Джейми Каррагер, который называл Лиллешолл идеальным местом для молодых профессионалов, оказался в сложной ситуации. На него давил «Ливерпуль», который боялся, что Школа передового опыта испортит лучшего, как считал клуб, 14-летнего игрока страны. Энди Коул, который учился там в 1986 году, также скептически относился к Школе. «Кто-то думает, что станет звездой раньше времени. Со мной был вьетнамский парень из «Тоттенхэма». Тогда можно было сказать, что он будет чем-то меньшим, чем безупречный игрок. Что же произошло с ним в конце концов? Ничего», - ответил нападающий.
В 1997 году технический директор Футбольной ассоциации Англии Говард Уилкинсон опубликовал Хартию качества. В ней он призвал пересмотреть всю систему подготовки юных футболистов и описал изменения, которые необходимо внести для повышения результативности молодежных команд. Главными из них — полный контроль клубов над собственными академиями, начиная с команд, возраст которых составляет восемь лет и старше. Документ был принят, ознаменовав начало конца Школы передового опыта Лиллешолла.
Курс-1999 — последний в истории Школы передового опыта. Это были ребята 1982 года рождения, самые известные — Бриттон и Дефо. В общей сложности Школа выпустила 234 игрока. Более 40 процентов выпускников играли в Премьер-лиге. 12 из них попали в национальную сборную:
Майкл Оуэн — 89 матчей
Сол Кэмпбелл — 73 игры
Джермейн Дефо — 57 матчей
Джо Коул — 56 игр
Джейми Каррагер — 38 матчей
Уэс Браун — 23 игры
Ник Бармби — 23 матча
Скотт Паркер — 18 матчей
Энди Коул — 15 матчей
Иан Уокер — 4 матча
Леон Осман — 2 матча
Майкл Болл – 1 игра
В разных источниках также указаны Гарет Барри (53 матча) и Фрэнсис Джефферс (1 матч), но официальной информации о том, учились ли они в Школе передового опыта, нет.
***
Сейчас в Лиллешолле по-прежнему находится спортивный центр, но капитализм заставил нас искать другие решения. Теперь это национальный учебный центр, где можно проводить конференции и даже устроить свадьбу. Стоимость базового пакета услуг составляет 3 тысячи фунтов.
За 15 лет футбольный Хогвартс выпустил немало больших звезд, среди которых есть даже обладатель Золотого мяча (Оуэн). Но в 14 лет не все были готовы по настоянию Футбольной ассоциации проходить самые тяжелые тренировки вдали от дома. Лиллешолл считался слишком элитарным развлечением для английского футбола.
Но идея была романтичной.
Фото: Gettyimages.ru/Боб Томас; commons.wikimedia.org/Джэк Барбер; Press Association; footballprogrammecentre.co.uk.