6 мин.

12 команд в РПЛ или отмена лимита на легионеров?

Практически синхронно российские футбольные чиновники и боссы ведущих европейских клубов заговорили о том, что после пандемии футбол должен быть только у богатых и успешных. В России есть планы сокращения РПЛ до 12 команд, а в Европе прорабатывается идея реформы еврокубков в интересах топ-клубов.

Про варианты реформы еврокубков говорить пока рано, по крайней мере пока ни одного проработанного нет. Однако идея Суперлиги Европы вновь ожила и теперь уже не от хорошей жизни. На фоне пандемийного снижения доходов УЕФА задумалась о том, чтобы взять за основу некоторые предложения топ-клубов, которые они и хотели воплотить в Суперлиге. Президент УЕФА Александер Чеферин готов предоставить им больше влияния на измененный турнир, а также планирует выработать новую систему распределения доходов, которая удовлетворяла бы ведущие клубы.

Про реформу еврокубков ничего более точного неизвестно, все на уровне предположений, но уже очевидно, что бедные клубы станут беднее, а многие интересные команды, живущие во многом на доходы от еврокубков просто прекратят свое существование. География футбола, таким образом, сузится, а мест, где игрок смог бы вырасти в суперзвезду станет меньше.

Однако пока рано говорить о реформе европейского футбола в связи с отсутствием внятных предложений, которые наверняка будут отличаться о того, что озвучивается сейчас.

В России же уже есть планы изменения внутреннего чемпионата как раз в духе предложений топовых европейских команд, которые хотят убрать маленьких. Вполне официально обсуждается идея сокращения РПЛ с 16 до 12 команд. Есть идея радикального сокращения, есть менее радикального, когда сильные 12 команд играют между собой, а слабая дюжина разыгрывает свой турнир за выживание, но суть от этого не меняется. Де-факто в России будет 12 команд, еще порядка трех или четырех на подмену, остальные же станут интересны только небольшим группам преданных болельщиков.

Есть весомые аргументы за, скажем, «Тамбов», который играет в Саранске, или же результаты российских команд в еврокубках. Но главное тут желание топовых клубов повысить количество топовых матчей, а, значит, и денег в бюджетах. Безусловно, это похвально, но футбол выполняет еще и социальную функцию. Если дети в Волгограде не будут видеть «Спартак», то будет ниже конкурс в футбольные школы. Зачем региону помогать той же «Уфе», если она будет играть в лучшем случае в «Арсеналом» из Тулы? В России настоящий футбол живет только в РПЛ и если и рассматривать какие-то варианты реформы, то не сокращения, а увеличения числа команд. Наверное, не сейчас, но, учитывая территорию России, количество населения, остальные варианты, извините за громкие слова, просто антинародны.

При сокращении числа команд РПЛ надо честно признать, что огромные деньги, потраченные на Чемпионат мира, просто прогуляли на Никольской улице Москвы и от них остались на память только красочные фотографии. Зачем было строить стадионы, если менее чем через пять лет не меньше, а больше российских болельщиков настоящий футбол будут смотреть только по телевизору?

Одна из главных проблем России – неравенство регионов. Буквально несколько регионов, главный из которых Москва, высасывают из остальной России деньги и людей. Многие ведущие российские экономисты во главе с деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном уверены, что так страна развиваться не может. Очевидно, что так не сможет развиваться и футбол. Ведь богатые клубы будут высасывать, как пылесосом, со всей России таланты еще из детских школ, при этом у них шансов заиграть на высоком уровне станет меньше, ибо основной состав это 11 человек, из которых еще может быть половина легионеров. Сама идея реформы раскрыла все лицемерие борьбы за лимит на легионеров ради благополучия национальной сборной. Сейчас у Станислава Черчесова выбор из 272 игроков (по 17 россиян в каждом клубе РПЛ), а будет из 204.

Что же касается еврокубков, то, конечно, это важная часть футбола, но почему ради того, чтобы четыре клуба иногда выходили в весеннюю стадию, существенно больше клубов должны прекратить свое существование или играли бы так, что лучше бы прекратили? Почему в стране с 85 регионами пять-шесть клубов из богатых субъектов РФ должны определять принципы развития футбола в стране?

Давайте вообще представим те 12 команд, которые будут играть в РПЛ. Четыре московских команды, «Зенит», «Краснодар», «Ростов», «Сочи», может быть «Рубин», ну три команды, так сказать, в ротацию. А теперь просто посмотрите на карту России…

Еще один важный аспект - больше клубов, у которых не будет денег, внимания болельщиков и телетрансляций, будут зарабатывать договорными матчами. То есть коррупции в футболе станет больше. Скандалы в ФНЛ и ПФЛ уже никого не удивляют. Если же коррупция заменит развитие, на футболе в стране в принципе можно будет ставить крест.

Что же делать?

Главная проблема российского футбола – его закрытость. Лимит на легионеров ограничивает приток иностранцев и автоматически высокими зарплатами для россиян лишает их мотивации играть заграницей. И как раз зарплаты россиян делают бюджеты неподъемными для многих потенциальных клубов РПЛ.

Сейчас уже не грех учиться у Хорватии. Мы уже проигрываем клубам из этой страны, да и их национальной сборной тоже. Игроки разбросаны по всему миру, и никто не говорит, что не из кого формировать национальную команду. Почему в России всея футбольная общественность следит за Алексеем Миранчуком и Александром Головиным, а отъезд в «Фиорентину» Александра Кокорина воспринимается, как сенсация?

Снизит же зарплаты россиян, даст им мотивацию играть заграницей и сделает бюджеты подъемными для большего количества клубов отмена лимита на легионеров. Его введение, как мы с вами поняли, было не созданием условий для сборной, а проявлением квасного патриотизма. Отмена лимита вполне покроет траты РФС на командировки главного тренера сборной в Европу для просмотра потенциальных кандидатов в команду.

Конечно, никакого «Тамбова», который играет в Саранске, в РПЛ не должно быть. Поэтому клубам нужен не только пряник в виде отмены лимита, но кнут в виде ужесточения требований к стадионам и создания условий для болельщиков. Это станет первым шагом к тому, чтобы научить клубы выходить на самоокупаемость. Кроме того, в Россию должны приходить не только иностранные футболисты и тренеры, но и менеджеры. РПЛ с РФС для начала могут просто привозить их в качестве консультантов и аудиторов.

И вернемся еще к еврокубкам. Общим местом стало сетование на то, что российские клубы не умеют играть два матча в неделю. Но что мешает не городить огород с 12 командами, а просто сделать календарь таким, чтобы система «осень-весна» не превращалась бы в систему «зима-зима»? Кто сейчас мешает играть по два матча в неделю уже сейчас? Пандемия, кстати, заставила и ничего, но только клубам в еврокубках это не помогло.

А вот что нуждается в реформе в первую очередь, так это система управления футболом. В России есть куча регионов, где нет профессиональных команд, но есть региональные федерации, которые получают деньги, а их функция заключается только в правильном голосовании в РФС. И вот это главная причина того, что богатые клубы из двух столиц диктуют условия всей остальной футбольной России.