Болельщики «Фиорентины» ненавидят своего спортивного директора. Трансфер Кокорина – новый шанс Даниэле Праде
На прошлой неделе в твиттере «Фиорентины» появилось видео – 70-летний президент Рокко Коммиссо пасуется с нападающим Душаном Влаховичем. Болельщики оценили спортивную форму президента: «Сразу в основу!», «Наконец-то нашелся правый защитник», «Рокко сыграл бы лучше, чем 40% нынешней команды». Все это – уколы в адрес спортивного директора Даниэле Праде, которого тифозерия считает главным врагом. Президента фаны любят, тренеров считают жертвами обстоятельств, а в проблемах винят 53-летнего спортдира.
Главные претензии к Праде:
• провальные трансферы;
• отсутствие логики в выборе тренеров;
• продажа Федерико Кьезы в последний день трансферного окна на невыгодных для клуба условиях.
За год Праде подписал 15 футболистов за 80+ млн евро. Основными стали четверо, трое из них – свободные агенты
Сразу нужно отметить – претензии к Праде касаются только последних сезонов. У Даниэле хороший послужной список. Поработав в скромных клубах низших дивизионов, в начале нулевых он попал в «Рому» по протекции генерального директора Фабрицио Луккези. Вскоре Луккези сменил Франко Бальдини, а Праде стал его правой рукой. Бальдини покинул должность в 2004-м (но остался в качестве консультанта), Даниэле пошел на повышение и до 2011-го (пришли новые владельцы) с переменным успехом рулил трансферами. С одной стороны, пригласил Лучано Спаллетти, а с другой, подписал, например, забившего на футбол Адриано (экс-бомбардир «Интера» приехал в Рим с лишним весом и в депрессии и, сыграв 8 матчей, вернулся в Бразилию).
С 2012-го по 2016-й Даниэле уже работал в «Фиорентине» и оформил много качественных трансферов – при нем в команду пришли Хуан Куадрадо, Давид Писарро, Борха Валеро, Хоакин, Йосип Иличич, Джузеппе Росси, Мохамед Салах, Никола Калинич, Матиас Весино. Поэтому вопросы, которые волнуют болельщиков, звучат еще и так: «Куда делся старый Даниэле? Где его хватка?»
Праде вернулся летом 2019-го, когда братья Делла Валле продали клуб американскому миллиардеру Рокко Коммиссо. Новому владельцу в окружении нужен был человек, который хорошо знаком с местными порядками – отработав три года в «Удинезе», Праде снова переехал во Флоренцию и начал строить команду, которая, по словам Коммиссо, должна была быстро вернуться в элиту итальянского футбола. А заодно получил то, в чем отказали ему братья Делла Валле и что отчасти послужило причиной ухода в 2016-м – полную автономность.
Рокко Коммиссо признается – он только наблюдает за спортивной составляющей, а комплектацией состава и выбором тренеров занимается Праде. Слухи были громкие: Гонсало Игуиан, Даниэле Де Росси, Раджа Наингголан. «Фиорентина» интересовалась звездами, но первым трансфером стал Кевин-Принс Боатенг. Ганец уже давно нигде не блистал – полгода перед переходом в «Фиорентину» он провел в «Барселоне», но сыграл около 300 минут. У эксперта по рынку, бывшего спортдира «Эмполи» Пино Витале, сразу возникли вопросы: «Если «Фиорентина» собирается начать сезон с Боатенгом в центре нападения, это огромная ошибка».
Вскоре самый результативный нападающий команды Джованни Симеоне (8 голов в чемпионате-2018/19) был продан в «Кальяри» за 16 миллионов евро, а ему на замену из бразильского «Флуминенсе» приехал Педро, стоивший на пять миллионов дешевле аргентинца. За «Фиорентину» он сыграл 63 минуты, зимой вернулся на родину, в аренду во «Фламенго», забил два десятка голов и был выкуплен за 14 миллионов. История Педро – показательный пример работы Праде на рынке. Большинство игроков, которых он берет, просто не подходят «Фиорентине».
«Как можно было так ошибиться с Педро? – возмущался журналист La Repubblica Стефано Капеллини. – Мы живем в эру технологий и баз данных, можно узнать все про любого игрока. А они тратят миллионы на ветер!»
За Альфреда Дункана заплатили 17 миллионов евро «Сассуоло», но спустя год полузащитник уехал в аренду в «Кальяри». Поль Лирола был основным на протяжении полутора лет, однако не принес клубу денег – его продают «Марселю» за ту же сумму, что получил за испанца «Сассуоло». Кристиан Куаме стоил 11 миллионов евро, приехал в «Фиорентину» с порванными крестами и за год забил три гола. Боатенг ушел через полгода, а сейчас играет в Серии Б.
Среди удачных сделок – Софьян Амрабат из «Вероны», Эрик Пульгар из «Болоньи» (чилиец, правда, перестал проходить в основу при Пранделли) и свободные агенты-ветераны: Франк Рибери, Мартин Касерес, отчасти Джакомо Бонавентура.
Открытие зимнего трансферного окна болельщики «Фиорентины» встретили с пессимизмом и нескрываемой злостью. Команда идет недалеко от зоны вылета, но первого новичка – Александра Кокорина – оформляют только в конце месяца. И этой сделкой Праде, похоже, не изменил отношение к себе – вот некоторые комментарии из твиттера:
«Рокко, уволь этого идиота Праде. Ну какой Кокорин?»
«У меня нет слов. Праде – просто идиот».
«Очередной провал Праде. Какой позор! Праде нужно остановить, иначе он доведет нас до катастрофы».
«Мы действительно собираемся вылететь?»
«Сейчас «Фиорентине» нужны гарантии. А это – кот в мешке. Браво, руководство».
«Праде понятия не имеет, как искать игроков. Он берет только тех, кого предлагают друзья. Выгоните его уже наконец-то».
По информации Calcio e Finanza, в 2019-м «Фиорентина» заплатила агентам почти 9 млн евро, это пятый показатель в Серии А после «Юве», «Интера», «Ромы» и «Милана». Например, трансферу Кокорина (кроме Манчини) способствовал Давиде Липпи (информация Fiorentina.it), сын Марчелло – он же помог Праде подписать Рибери, Лиролу, Касереса и Борху Валеро.
Праде продал Кьезу в последний день трансферного окна. «Фиорентина» получила три миллиона евро, остальную сумму – со временем
Фаны «фиалок» обругали Федерико Кьезу за переход в «Ювентус», но Праде досталось не меньше. Если продаешь ключевого игрока, то сделай это так, чтобы его уход оказал минимальное влияние на команду: в начале лета, за хорошие деньги, найдя замену. Даниэле сделал все наоборот.
Кьеза ушел в последний день трансферного окна. «Ювентус» заплатил «Фиорентине» три миллиона евро за аренду – еще семь клуб получит летом 2021-го, после чего «Юве» выкупит Федерико за 50 миллионов евро. И даже три миллиона Праде не потратил на нового игрока – Хосе Кальехон пришел свободным агентом.
Спортивный директор заявил, что подписание испанца было просьбой тренера команды Беппе Якини. Но правый вингер Кальехон у Беппе сыграл в старте всего два раза, оба – в нападении в схеме 3-5-2. Кьезу Якини использовал справа, по всей бровке. «Фиорентина» лишилась ключевого игрока, с которым начала сезон – дыру в составе эффективно закрыть не удалось.
У Праде нет стратегии развития команды. За полтора года сменились три тренера с абсолютно разными философиями
С тренерами у Даниэле в последнее время получается не лучше, чем с игроками. Амбиции Коммиссо – это «Фиорентина» в Европе и Лиге чемпионов. Реальность – место во второй половине таблицы и даже борьба за выживание.
Коммиссо хотел сменить тренера сразу, летом 2019-го – начать с чистого листа. Праде убедил босса оставить Винченцо Монтеллу и выгнал его в декабре, когда «Фиорентина» шла на 15-м месте. Задачу обезопасить клуб от вылета поручили Беппе Якини – не философу-эстету, каким был Монтелла, а скромному ремесленнику, чьи команды никогда не поднимались в первую десятку. Якини увольняли из «Сассуоло», объясняя это тем, что игра команды недостаточно красива, выгоняли из «Кьево», «Палермо», «Удинезе», «Эмполи», он вылетал с «Брешией» и «Сиеной». 10-е место с «Фиорентиной» стало самым большим успехом в карьере Беппе, и Праде по какой-то причине посчитал, что этого достаточно для того, чтобы он остался.
С Якини попрощались в ноябре, после двух побед в семи матчах. Коммиссо вполне искренне назвал его хорошим человеком, но хорошим тренером – скорее из вежливости. Якини – хороший тренер, но для скромных задач. А в «Фиорентине» по-прежнему уверены, что место команды – не среди аутсайдеров.
Замену Якини, такое впечатление, Праде выбрал наугад. Назначение Чезаре Пранделли – шаг в неизвестность. Его имя ассоциируется с Лигой чемпионов (Чезаре работал в клубе с 2005-го по 2010-й, с ним «Фиорентина» дважды становилась четвертой и играла в плей-офф ЛЧ), великим Лукой Тони, топовым Альберто Джилардино, капитаном Риккардо Монтоливо. Но после ухода из сборной Италии в далеком 2012-м Чезаре стал тренером, который чаще проигрывает, чем побеждает. Выбор Пранделли – неубедительные попытка сыграть на ностальгии болельщиков, которую они не оценили.
***
За комментарием мы обратились к Джанкарло Ринальди, автору книги «20 великих итальянских матчей», колумнисту портала Fooball-Italia и болельщику «Фиорентины».
«Все во Флоренции болеют за «Фиорентину», живут футболом. В городе нет другого клуба, поэтому любовь, страсть, давление по отношению к «Фиорентине» – беспрецендентные даже для Италии.
Фаны считают, что их обманули. Постоянные обещания, и ничего дельного. Они надеялись, что смена руководства повлияет на трансферную стратегию, но этого не произошло. Болельщики рады подписанию Рибери и возвращению Борхи Валеро, но в целом работа на рынке – сумбурная и очень посредственная.
Тифози разочарованы тем, что у других клубов – «Аталанты», «Сассуоло», «Вероны» – намного более четкое видение своего будущего. Праде слишком часто промахивается с трансферами. Даже в лучшие времена терпение не было характерной чертой болельщиков «Фиорентины», а, учитывая ситуацию в таблице, оно давно лопнуло»», – рассказал Ринальди.
Летом 2019-го Праде шутил: «Если все пойдет хорошо – это моя заслуга. Если средне – разделим ответственность. Если провалимся – виноват Бароне (СEO клуба – Sports.ru)». У болельщиков на этот счет совсем другое мнение.
«Фиорентина» – шанс всей жизни для Кокорина. Я даже не могу поверить, что это случилось
Фото: Gettyimages.ru/Giuseppe Bellini, Claudio Villa, Gabriele Maltinti
Шанс для чего? Подтвердить свою некомпетентность?
- Честно признаться, спортивный директор из вас так себе...
1. С тюремного колл-центра РФ поступает звонок в офис "фиалок".
2. Даниэле сообщает номер карты, CVV и цифры из SMS от банка.
3. Праде запускает мульку с хорошими отзывами о товаре от Капелло и Манчини