Please don’t take me home. Евро-2016
Почти неделю я провел во Франции. Ел много сыра, мало фотографировал (поэтому текста здесь будет больше, чем «комиксов») и, конечно, был на футболе. Там, на стадионе. Что же ещё меня могло занести на юг Франции, как не футбол? На самом деле могло. Меня давно звали в гости в город Бордо, и четвертьфинал чемпионата Европы оказался более чем отличным поводом наконец туда приехать.
Самый частый вопрос, который мне задавали после того, как я отправил в интернет первые фото с трибун, был во сколько мне это обошлось.
Несмотря на громкую афишу Германия – Италия, билетов на матч было в избытке. Не в кассе, конечно, а на улицах города. Номинал 85 евро (нижний ярус за воротами) отдавали за 150, 135 (угловые места) — за 200, а 195 (центральные места) — зависело уже от жадности продавца. Но дороже 500 евро не просил никто. Были ещё билеты и по 45 евро (верхний ярус за воротами), но в продаже с рук такой билет я видел только один раз, да и переплачивать за него более чем в два раза мне было очень жалко.
По улицам бродили профессиональные перекупщики с жалостливыми плакатами «Нужен билет» на четырех языках, которым болельщики обеих команд отдавали свои лишние квитки за номинал «плюс цену пива», после чего эти билеты прямиком отправлялись странным людям, зычно вещавшим «Тикет-тикет-тикет» на каждом углу в центре города и сбывавшим их в полтора раза дороже.
«Если тебе нужен билет, езжай сразу на стадион», — советует мне умудренный опытом немецкий болельщик, но я пока не тороплюсь, наблюдая за сумасшествием, которое устроили поклонники обеих команд вблизи фан-зоны.
Фан-зона располагается на площади Quinconces. Это такой своеобразный парк без деревьев, или, скорее, лужайка без травы в центре города. К тому моменту я провел в Бордо уже два дня, а мои кроссовки ещё долго носили пыль с гравия, которым усыпана эта площадь перед экраном.
Трансляции матчей из других городов не собирали здесь аншлага. Но небольшое количество невесть как оказавшихся тут фанатов из соответствующих стран устраивали прекрасные вечеринки. Вот, например, поляки против португальцев. Бело-красных было, может, человек сто. Да и не все из них были поляками. Французы, итальянцы, китайцы и прочие сочувствующие граждане других стран примкнули к небольшой группе в бело-красных майках просто потому, что среди них было очень весело.
— Ты летел с нами в самолете из Милана, — внезапно приветствует меня молодой итальянец в очереди за пивом, — за кого ты болеешь?
— За красивый футбол, — честно отвечаю я.
Не успел я развить свою мысль, как тот внезапно извлекает из кармана маркер-аквагрим и одним росчерком рисует мне на щеках бело-красные полосы.
— Нет, теперь ты болеешь за Польшу.
Через несколько минут мы с его друзьями распиваем пиво и распеваем «Polska! Biało-czerwoni!»
Люди вокруг пьяны, но порядочны, громко поют польские песни, освистывают каждый крупный план Роналду на экране, страшно расстраиваются после серии пенальти, но так же гордо и громко уходят во французскую ночь.
Вечером следующего дня в трамвай, который идёт от вокзала до фан-зоны, набиваются бельгийцы в странных ярких костюмах. Что они здесь забыли, когда их сборная играет в Лилле? Они поют сначала бельгийский гимн, потом Марсельезу, которую, конечно же, подхватывает весь трамвай. А потом начинают исполнять песни на заказ от слегка перепуганных французов. Но на фан-зоне, где показывают их матч с Уэльсом, бал правят как раз валлийцы. Их мало, но они громче всех конкурентов вместе взятых. Там я впервые слышу, пожалуй, лучшую песню-кричалку чемпионата, которую британцы всех цветов и флагов распевают во Франции уже третью неделю:
Don’t take me home Please don’t take me home I just don’t want to go to work I wanna stay here Drink all your beer Please don’t Please don’t take me home
Выпить «всё ваше пиво» во Франции очень проблематично. Во-первых, пиво на чемпионате так себе (прости, Карлсберг!), а во вторых оно стоит 8 евро за бокал. Или 7 евро, если бокал с символикой чемпионата у вас уже есть. Я привез домой три таких :)
В день матча Германии и Италии немцы обнаружили бар, в котором пиво наливали за 5. Всё, больше никто не идет на фан-зону. Теперь фан-зона в Бордо в другом месте!
В какой-то момент на балкон над баром посмотреть на безумие под окнами вышла молодая француженка и немедленно стала главной звездой дня. Немцы полчаса пели ей песни, а один молодой человек даже забрался на балкон, и попросил разрешения её поцеловать. Этот поцелуй праздновали внизу как обычно отмечают забитый мяч. Через несколько минут девушку одарили немецкой майкой, немецким шарфом и немецким флагом.
Вокруг фан-зоны огромное количество людей в зеленых жилетах. Поначалу кажется, что это полиция или жандармы, но полиция — вот она, повсюду, в черной броне и с автоматами. Оказалось, что «зеленые человечки» — это стюарды, задачей которых было, чтобы никто не попал под трамвай, медленно пробирающийся через толпы фанатов на центральных пешеходных улицах. Были ещё стюарды в белых рубашках, которые следили, чтобы вся эта пьяная толпа без эксцессов попала в транспорт, направляющийся в сторону стадиона.
«Супер-Дойчланд! Оле-Оле-Оле», — песня, сотрясавшая трамвай все 12 остановок. Из-за сложных геологических условий трамвай в Бордо построили вместо метро, и во время чемпионата это оказалось даже во благо. Новый стадион местного футбольного клуба возвели, как это часто бывает, очень далеко — в парке возле экспоцентра на окраине города, куда проложили новенькую трамвайную линию. В день матча трамваи уходили от фан-зоны с интервалом в одну минуту, но всё равно не очень понятно как все болельщики смогли добраться на матч.
До игры ещё час, но прямо на платформе конечной остановки билет на игру можно купить по цене всего на два-три пива дороже номинала. Так я попадаю на итальянский сектор.
100 евро — это самый дорогой поход на футбол в моей жизни. Стоило ли оно того? Да. Хотя, первый тайм и заставил в этом немного усомниться. Может быть, это был не самый крутой матч, который я видел в своей жизни, но противостояние двух самых сильных команд, двух самых крутых тренеров и двух лучших вратарей — это точно. И пусть результат полуфинала может поменять эту точку зрения, но на тот момент, казалось, что я стал свидетелем самой легендарной игры этого лета.
Немцев на трибунах было больше, немцы были более организованные, они громче пели и устроили красочный перфоманс во время исполнения гимнов. В итальянском секторе было много случайных людей, нейтральных болельщиков, да и немецких тоже хватало. Рядом со мной сидела местная девушка, которая тихо болела за Германию, и на всякий случай не проявляла лишних эмоций. По другую сторону итальянский ребенок, взгромоздившись ногами на сиденье невозмутимо доедал пиццу из огромной коробки, которую можно было купить прямо на стадионе. Позади меня настоящие брутальные тиффози, с разукрашенными красно-бело-зелеными лицами, страдают, радуются, поют, снова страдают, хватаются за сердца, а потом не будут скрывать слез после победного пенальти Хектора.
Когда смотришь такой матч с трибуны, занимательно наблюдать за тем, что нечасто показывают по телекартинке. Вот Мануэль Нойер не чурается стоять в центральном круге даже когда у него в соперниках Италия, а не какой-нибудь Гиблатар. Вот он же во время медицинской паузы подходит к боллбою, отбирает у него мяч и целую минуту стучит им о газон, чтобы напомнить перчаткам его очертания. Вот два тренера. Если тебе скучно наблюдать за перекатыванием мяча в центре поля, можно отвлечься на бурю эмоций на бровке.
Когда Бонуччи идет к одинадцатиметровой отметке сравнивать счет, половина стадиона достает телефоны. И я тоже. Я нейтральный болельщик на этом матче, мне можно.
В следующие несколько мгновений над итальянским сектором настоящий душ из безалкогольного пива и полнейшее безумие, о котором мне до сих пор напоминают пару синяков на плечах.
Когда через какой-то час судья указал, в каких воротах будет проводиться послематчевая лотерея, итальянские болельщики взвыли от восторга. Эта сторона стадиона увидела одну из самых безумных серий пенальти в истории футбола с самых лучших для этого мест.
Это была эпическая битва промахов и соревнование двух лучших вратарей мира. «Ма-а-а-нуэль Но-о-ойер», — поют немцы всем стадионом. «Джи-джи! Джи-Джи!», — не унимаются итальянцы. Джиджи стоит, отвернувшись, и не смотрит на удары своих соотечественников. Но после нескольких подвигов решающий удар Джиджи пропускает самым обидным образом.
Джиджи сделал всё, что смог, Джиджи после матча будет тяжело идти к своим болельщикам и жестами просить прощения, а тифози всё равно устроят ему овацию стоя. Это не его поражение.
Зрители медленно расходятся, вблизи стадиона на удивление тихо. Никто не устраивает послематчевые празднования, всех больше заботит вопрос, как уехать отсюда. Очередь на трамвай в город растянулась на сотни метров и полчаса. Трамваи в эту ночь будут ходить до утра. Бордо облегченно попрощается с чемпионатом, а я — с Бордо.
На следующий день была Тулуза, где в местной фан-зоне давали Францию и Исландию. Французы очень любят свою команду. Несмотря на то, что трехцветные играют в далеком Париже, все узкие улочки центра Тулузы заполнены людьми в синих майках и французскими флагами разных фасонов. Желающих посмотреть матч не дома и не в баре оказалось настолько много, что полиция даже в какой-то момент объявила, что фан-зона переполнена, но потом передумала и впустила всех желающих за несколько мгновений до гимна, успев даже проверить содержимое рюкзаков и карманов.
— No polska, no party, — мрачно шутил я, поразившись насколько спокойно и тихо созерцали матч сине-белое море французов, которое резко оживлялось только во время забитых голов. Честно, в тесной минской фан-зоне в Парке Победы атмосфера намного круче :)
«Don’t take me home! Please don’t take me home», — напевал я под нос целую неделю, и, конечно, накаркал. В четверг я планировал успеть на футбол в Молодечно, но у профсоюза французских авиадиспетчеров было другое мнение на этот счет.
Билет на самолет из Каркассона в Брюссель стоил 24 евро, но в тот день никто никуда не полетел. Застрять в лангедокской глуши ещё на одни сутки, на последние деньги купить билет на следующий поезд до Парижа и в ожидании отъезда ещё долго бродить по виноградникам, пить вино и есть сыр с видом на огромный средневековый замок...
Мама, я не могу больше сыр.
В Париже предстоит ждать самолета, билет на который авиакомпания подарила взамен. Кстати, вы когда-нибудь встречали человека, который пьёт кофе на Монмартре с видом на базилику Сакре-Кёр и страшно переживает, что он оказался в Париже вместо Молодечно?
Так вот, этот человек — я :)
В тулузской фан-зоне на стенде одного из спонсоров мне подарили маркер-аквагрим для рисования французского флага на щеках. Несколько дней спустя перед просмотром полуфинала встречаю друга:
— Ты за кого сегодня болеешь?
— Не знаю, за красивый футбол наверное.
— Нет! Сегодня ты болеешь за Францию.
Я тоже за красивый футбол, но не пропадать же хорошему сувениру. Это было в прохладном любимом вечернем Минске, в фан-зоне в Парке Победы.
Пиво за один евро, как я по тебе скучал!
Текст был впервые опубликован на Tribuna.com 9 июля 2016 года.