На Евро-88 полуфинал стал важнее схватки за «золото». Голландцы прошли сборную ФРГ и отомстили за 5-летнюю оккупацию
Чемпионат Европы 1988 года у большинства из нас ассоциируется с серебром сборной СССР и потрясающим голом Марко ван Бастена. Но голландцы дико обожают этот турнир до сих пор: они не только забрали долгожданное чемпионство, но и расквитались с принципиальным соперником в полуфинале. Тогда Нидерланды победили блестящую сборную ФРГ (2:1), а победный мяч на 89 минуте вонзил всё тот же ван Бастен. Кстати, именно Марко стал лучшим бомбардиром того турнира, наклепав в ворота соперников 5 голов в стольких же поединках.
Выход голландцев в финал был овеян какой-то абсолютно невероятной атмосферой внутри страны – болельщики не стихали всю ночь, радуясь не просто очередной спортивной виктории, а чему-то большему. Нидерланды были настолько опьянены успехом по одной простой, но веской причине: они наконец-то отомстили за немецкую оккупацию в годы Второй мировой.
Важность этому событию придавала ещё и спортивная составляющая. Дело в том, что голландцы очень часто встречались с футболистами из ФРГ, но крайне редко выигрывали. А в официальных матчах «оранжевые» могли довольствоваться только ничьёй. И вот в 1988 году, наконец, случился вынос принципиального оппонента, да ещё и в их родном Гамбурге – торжествам игроков и болельщиков не было никакого предела.
Перед сладким триумфом голландская сборная действительно терпела многочисленные фиаско. Чего только стоит разгромное поражение 1959 года в Кёльне – тогда «оранжевые» получили в свои ворота семь безответных мячей, и очередная попытка расквитаться за дела давно минувших дней закончилась катастрофой. Но ещё более обидной капитуляцией был проигрыш в финале чемпионата мира 1974 года – его жители страны ставят в один ряд с оккупацией и наводнением 1953-го.
Абсолютно каждый поединок со сборной ФРГ значил для голландцев нечто большее, чем просто футбольный матч. Игроки мечтали подарить своим болельщикам всеобщую радость и всё-таки сделали это. Пусть и через столь длительный срок, зато национальный праздник получился ещё более звонким и запоминающимся. Но чем же обусловлена такая извечная принципиальность в матчах и безграничный голландский восторг 1988 года?
Режим, установленный в 1940-м в Нидерландах, может показаться нам недостаточно жёстким. Оккупация была относительно мягкой, а в стране даже продолжали действовать политические партии (все, кроме коммунистической). Но «оранжевые» всё-таки подвергались репрессиям, а их Королева сбежала в Великобританию практически сразу после захвата страны.
Местные жители были дико напуганы и прямо перед оккупацией в Нидерландах наступил настоящий хаос. Люди слонялись по улицам, распуская слухи о том, что по всей стране отираются немцы, притворяясь священниками, учителями и почтальонами. Всё было конечно не так. Враги занимали лишь государственные границы, но голландцы уже тогда подверглись психологическому шоку – многие даже боялись выйти из дома, чтобы не попасть в лапы немецкого оккупанта.
Оккупация продолжалась вплоть до мая 1945 года, сопровождаясь репрессиями и имущественными конфискациями. Немцы прикарманивали себе буквально всё, что плохо лежало. Вывозились и трамвайные вагоны, и лошади, и даже велосипеды. Оккупанты либо забирали двухколёсных себе, либо отправляли на свалку – так было конфисковано свыше 100 тыс. велосипедов.
Всё это происходило 5 сентября 1944-го, когда в Нидерланды уже начинали входить союзные войска. Именно в тот день, который позже стал называться «безумным вторником», немцы просто обезумели. Хватали у мирных людей их имущество и, почуяв неладное, планировали бежать из страны. Но потом стало ясно, что до освобождения ещё далеко: дезертиров вернули, а вот велосипеды и всё остальное осталось во вражеском лагере.
Те события настолько отпечатались в памяти голландского народа, что почти стали преградой для брака королевы Беатрисы, выходившей замуж за немца Клауса фон Амсберга. Жители устроили демонстрации протеста по всей стране и требовали у жениха сначала вернуть им велосипеды и только уже потом думать о голландской жене. И это при том, что Клаус родился и вырос в немецкой колонии в Африке и лишь потом перебрался в Германию.
Именно поэтому противостояние Нидерландов и ФРГ всегда было накалено до предела, в том числе и на футбольных полях. После гола ван Бастена и той величайшей победы голландцы вышли на улицы и принялись подкидывать в воздух своих двухколёсных друзей. И каждый восклицал только одну-единственную фразу: «Ура! Мы вернули наши велосипеды!».
Почему у голландских детей большие уши? Потому , что их родители поднимали их за уши и говорили «Посмотри вон там живут чемпионы мира»