В 2016-ом «Гранаду» спас бизнесмен Цзян Личжан. Он поднимал «Парму» до Серии А и стал первым китайским инвестором в НБА
История правильного китайского богача и его любимого детища
Продажа богатым азиатским инвесторам и акцент на восток стали обыденным делом в современном футболе. Уверено можно заявить, что за азиатским (и частично американским) рынком будущее – там числится огромная аудитория, которая приносит соответствующую прибыль и улучшает медийную составляющую клубного футбола.
Можно вспомнить проекты «Интера» и «Милана» или полупортугальский (на другую половину китайский) «Вулверхэмптон». Если ограничиться Испанией, то в голову сразу приходит случай «Эспаньола», который с покупкой У Лея сорвал медиакуш: «Теперь матчи «Эспаньола» в Китае смотрят лучше, чем матчи «Реала» и «Барселоны» – разница большая», – рассказывал президент Ла Лиги Тебас.
Второй подобный успешный случай взаимодействия с Азией в пределах Испании – Цзян Личжан.
Цзян уже в 34 года продал свое мегауспешное детище – Desports и обогатился. Он создал один из самых влиятельных спортивных каналов во всём Китае
Личжан появился на свете в городе Фуань на северо-востоке страны. Этот китайский городок никогда не выделялся на фоне остальных. Разве что, Фуань может симпатизировать любителям разностороннего и многогранного отдыха – с западной стороны его окружают холмы (там же находится гора Байюнь), а с восточной располагается река Байма. Только вот отдохнуть по-настоящему там уже точно не получится – власти делают акцент на промышленности, а не на туристической составляющей.
У населения Фуань нет большего выбора для развития. Есть три-четыре варианта будущего: ты можешь собирать и производить чай (пример - Тан Ян Куньфу Фуань); лепить и конструировать суда или электрическое оборудование; либо просто идти в другие сферы пищевой промышленности. Личжан покинул гиблый город при первой возможности.
Цзян рос в небогатой и обычной рабочей китайской семье. В юном возрасте мальчик уже работал – раздавал газеты на улице и собирал двухсезонный рис. В 2000-х годах Цзян в возрасте 19-ти лет отправился в Ухань, где начал своё профессиональное обучение в области журналистики. Отучившись четыре года на факультете, затем Личжан запускает свой долгий путь к господству на футбольном рынке в Китае.
В 2004 году Цзяну удается быстро найти инвесторов для своего спортивного холдинга Desports (задумка которого появилась ещё в студенческие годы). Деньги выделил китайский телевизионный гигант DDMC – один из главных и самых просматриваемых телевещателей на тот момент. В те годы компания захотела нарастить своё влияние и на спортивном рынке. Проект Личжана показался медиагиганту наиболее интересным и перспективным.
DDMC выделила огромную сумму (121 миллион долларов) и начала активную рекламную кампанию (приглашали Луиша Фигу). Начинающий китайский бизнесмен получил старт-ап на бурное развитие. Сначала Desports выкупили права на показ второго по силе дивизиона Китая, а в 2010 году заключили соглашение на показ элитной китайской лиги. С того момента и по сей день Desports является главным вещателем футбола в «рисовой» стране: уже на 2018/2019 они заключили аналогичное соглашение с УЕФА на показ еврокубков (400 млн.); а потом выкупили у ФИФА права на эксклюзивный показ ЧМ-2018 (сумма не разглашалась).
Последние достижения относятся к Цзяну лишь частично – в 2015 году он практически полностью продал Desports в мегахолдинг «Super Sports Media» (за 500 млн.). После этого Личжан занял должность одного из продюсеров, а позже решил начать свой самостоятельный путь в мир большого спорта.
Цзян решил не вкладывать огромные деньги в готовый топ-клуб и искал проблемный актив. В июне 2017 китаец выкупил 60% акций итальянской «Пармы»; а в 2019 закупил 5% акций в баскетбольной команде «Миннесота». Таким образом, Цзян стал первым китайским инвестором в истории НБА: «Каждый день у меня встреча с большими мастерами своего дела. Мы продумываем планы, - говорил после покупки Личжан. – Я хочу сделать Миннесоту самым известным баскетбольным клубом в Китае. Моя цель – популяризация».
С «Пармой» китайский бизнесмен попрощался лишь в этом году – клуб выполнил цель по закреплению в элите. Цзян не разглядел дальнейших перспектив в развитии и из-за пандемии продал свою часть американцам из Krouse Group. Ещё один проект Личжана – «Чунцин Лифань» успешно функционирует и сейчас.
Однако главный и любимый клуб Личжана тем временем добивался больших успехов.
«Гранада» стала первой европейской покупкой Цзяна. Она была продана Личжану подчистую.
К 2016 году испанцы выживали исключительно как фарм-клуб: «Гранада» тогда являлась одной из частей футбольной империи Поццо (в его активе владение «Удинезе» и «Уотфордом»). Джампаоло – действительно культовая фигура для «граны»: он помог вытащить клуб из тяжелой долговой ямы и быстро осилить третий по силе испанский дивизион. Это произошло всего за семь лет его владения (выкупил в 2009).
Поццо не то что бы акцентировал своё внимание на «Гранаде», но помогал ей выживать и сделал частью своей экосистемы. Однако с получением финансирования всё было не настолько просто: испанцы брали средства из люксембургского банка, часть которого как раз принадлежала семье Джампаоло. Главная особенность: по документам получалось, что клуб получал кредиты, но фактически эти деньги были внесены именно владельцем и именно на безвозвратной основе.
В 2014 УЕФА стала вынюхивать махинации итальянской семьи. «Гранада» бросилась на глаза корпорации неслучайно – к тому времени клуб уже болтался в низине, но элитного испанского дивизиона. В тот год испанцы заработали свои первые серьезные деньги: выгодно продали Ясина Браими в «Порту» за 6,5 миллионов евро и бразильца Сикейру в «Атлетико» за десять. Это не могло не привлечь внимание чиновников.
В заявке клуба числилось всего два игрока из «Удинезе»: Иссак Саксесс и Абдул Вахид Сиссоко. Плюс в наличии находился и Джейсон Мурильо, которого Поццо позже продвинет в «Интер» благодаря своим связям по всей Италии. Связь между клубами, конечно, была, но всё было максимально чисто: в этом империя Поццо никогда не давала сбои. УЕФА проигнорировала ситуацию.
В 2015 в дело включилась уже ФИФА. Она начала тотальную чистку. Организация запретила так называемое «тройное партнерство» (когда тремя командами владеет один человек) и сильнее всего это ударило именно по малозначимой «Гранаде». По словам защиты Поццо в суде, тогдашний «общий фонд» всех команд составлял 95% денег, а отдельные их части функционировали лишь на 5% имеющих средств. То есть, клубы жили на общие деньги одного владельца, по отдельности практически не функционируя.
Джампаоло нёс серьезные финансовые потери: в сезоне 2014/2015 «Гранада» заработала 34,3 миллиона евро, а к концу кампании 2015/2016 остановилась на отметке только в 20,2 миллиона. Продажа испанского клуба была неминуема – верность «гране» могла погубить целую систему богатой итальянской мафии Поццо.
В этот момент и пришел Личжан. Поначалу Цзян поглядывал и вовсе на главный проект Поццо – «Удинезе». Интерес не рождался из пустого места, ведь Италия являлась и является одним из самых прибыльных футбольных рынков. Поццо не согласился. А «Уотфорд» оказался молодому бизнесмену не по карману (из-за раздутости лиги). Цзян начал активно рассматривать иные варианты и тут ему подвернулась «Гранада».
Так они и сошлись.
«У него серьезное и правильное планирование будущего. Сегодня мы можем говорить о настоящем побратимстве двух городов, стран. Один из них является объектом Всемирного наследия, а другой имеет 30 миллионов жителей, что означает, что он имеет значительное туристическое влияние», - радовался тогдашний мэр города Франсиско Куэнка.
Главное, что Личжан сразу начал делать с «Гранадой» - полностью перекраивать систему изнутри. От этого процесса серьезно страдала экономическая составляющая (прибыль падала на 55%), но взамен команда получала 100% владение собой и своими финансами. Цзян вкладывал много собственных денег, но поставил себе цель отбить эти затраты за счёт правильной работы с молодежью.
«Цель проекта Цзяна - приобрести различные клубы на международном уровне, следуя примеру таких организаций, как City Group, семья Поццо или Red Bull, максимально используя возможности управления, знания и игроков» - высказывался генеральный директор Серджи Виета.
Проект китайца никогда не был и не будет про свойственные соотечественникам большие траты. Крупный приток футболистов случился лишь в единственный, первый, сезон Личжана. «Гранада» функционирует и функционировала за счёт аренд игроков других команд. В этом владелец и видел главную проблему с самого начала:
«Наличие хорошей академии является основой для любого профессионального клуба, особенно когда речь заходит о достижении и поддержании долгосрочного успеха. Рост нашей молодежной системы и выпуск новых местных и талантливых игроков являются фундаментальными аспектами для нашего клуба. Мы хотим совершить значительный скачок и изменить текущую ситуацию», - говорил в интервью Личжан.
Уже к сезону 18/19 команда встала на ноги. После приглашения нынешнего наставника Диего Мартинеса пошли в гору и результаты на поле: второе место в Сегунде стало для «Гранады» определяющим фактором – владелец увидел настоящие перспективы светлого будущего (чего не было в случае «Пармы»). Соответственно, он продолжал активно вкладывать деньги и перекраивать клуб.
Могло быть иначе: в дебютном сезоне Цзяна «Гранада» развалилась и заняла последнее место. Ещё обиднее становилось с пониманием того, что на тренерском мостике провалился легендарный Тони Адамс. Англичанин являлся главной надеждой Личжана. Вокруг него китаец желал строить систему. Однако семь поражений из семи матчей данных Адамсу доказали его непригодность.
Но как это всегда и бывает, после громкого провала всё пошло как по маслу.
Клуб бешено прогрессирует. За три года дорос до плей-офф Лиги Европы
За два сезона «Гранада» добилась феноменальных для себя успехов – запрыгивала на первое место в таблице Примеры; попадала в окончательную зону еврокубков впервые в своей истории и успешно дебютировала в Лиге Европы.
У «граны» полно интересных личностей: Луис Суарес (колумбиец); Роберто Сольдадо; Анхель Эррера; Хорхе Молина; Кенеди; Максим Гоналон. Особенно хочется выделить троих:
Руи Силва – португальский голкипер. Он уже вызывается в сборную Португалии, а в сезоне 18/19 был признан лучшим вратарём Сегунды (пропуская меньше гола за игру). В Примере Руи тоже в полном порядке – он основной и играет весьма надёжно. Здесь - качественный текст про него.
Дарвин Мачис. Венесуэльский вингер. Быстрый, выносливый и напористый игрок. Дебютировал за «Гранаду» в далёком 2012 году. В прошлом сезоне набрал 15 баллов по системе «гол+пас» и стал лучшим футболистом «граны» в прорывной кампании.
Диего Мартинес – молодой испанский наставник. Вот его история – ознакомьтесь при желании. Важное уточнение: ему всего 39 лет и он один из самых молодых наставников Ла Лиги.
«Гранада» продолжает самостоятельно творить свою же историю: вышла из непростой группы с «ПАОК» и играла наравне с голландским «ПСВ». «Грана» оказалась готова и к игре на два фронта – место в верхней части турнирной таблицы Ла Лиги подтверждает этот тезис.
Следующая цель Цзяна – достойная игра против «Наполи» в 1/16 ЛЕ.