«Пахтакор», ван Гаал, Робиньо, Кройф, успех – большое интервью Шота Арвеладзе. Часть II
Вторая часть интервью «Узбекской кухни» с Шотой Арвеладзе
Вернёмся к «Пахтакору». Что вы раньше знали об узбекском футболе? Конечно, знал, что у нас была общая культура. Сам играл против «Пахтакора» на Кубке Содружества. Слышал про «Бунёдкор» времен Ривалдо и Сколари. Мой старший брат свой первый официальный гол забил «Навбахору» в матче советского чемпионата. Тогда за воротами сидели я, Арчил, наши дедушки. И тогда впервые на табло написали: «Арвеладзе».
Что вам пришлось изменить в команде в первую очередь после прихода в «Пахтакор»? Я сказал что без их желания ничего не получится Вы про футболистов? Да. Я им просто дал понять, что главную роль в клубе – играют они. Попытался до них донести, что «Пахтакор» - такой же великий клуб, как «Бавария» в Германии. Они должны знать, что играют в большой команде. Как это знают игроки «Ювентуса», «Боки Хуниорс», «Ривер Плейта». Я уважаю успехи «Манчестер Сити», но считаю, что их сосед «Манчестер Юнайтед» является великой командой. Хотя, в «Сити» играли грузины, я прекрасно знаком с Пепом и к нему хорошо отношусь. И раз так сложилось, что «Пахтакор» является великим клубом страны, это надо любить и ценить. В наших странах есть такая проблема, мы часто оглядываемся на других и хотим быть как они, восхищаемся ими. Надо своих любить.
Вот вы подтвердили факт того, что «Пахтакор» - это узбекская «Бавария». Положа руку на сердце, признайтесь, что уровень сопротивления в узбекском чемпионате, не такой уж и сильный? Тогда может то же сказать Клопп или та же «Бавария»? Они на 20 очков всех опередили. А ПСЖ? Ответьте мне В принципе, нет Вот и всё. Тут на самом деле и говорить нечего. Куда стремиться, если ли не ради победы? Моя команда ведь не должна специально проигрывать? ПСЖ можно выигрывать с таким отрывом, «Баварии» можно, «Ливерпулю» можно, а мне нельзя? Разве это минус? Это может быть минусом для чемпионата. Однако, команды конкуренты должны всегда себе задаваться вопросом. Как-то мотивировать себя. Вот «Боруссия» Дортмунд каждый год себе это говорит. И даже «Штутгарт», «Гамбург», которые вылетели, «Кёльн», который вот уже сто лет не становился чемпионом. А про других и говорить не стоит. «МЮ» девять лет не становился чемпионом, и в этом году также им не станет, «Тоттенхэм» тридцать пять лет не был им. Думаешь «Ньюкасл» и остальные не хотят чего-то добиться большого? Или они говорят: «Зачем нам стадион строить, мы же все равно не займем первое место»? Представь, что Мюллер или Руммениге сидят и говорят: «А давай, мы этот сезон не сыграем? Все равно все выиграли, зачем нам взносы платить еще».
С Вами работает интернациональная тренерская команда. Расскажите про неё. Ласло Ямбор. После того, как стало ясно, что я буду тренером, я сразу же ему позвонил. Он является тренером по физической подготовке. Он тренировал «Аякс», когда еще я там играл. Очень уважал его и между нами всегда были теплые отношения. Как тренер, он выиграл всё на клубном уровне и я обязан многому ему и Джерарду ван дер Лему, который тоже помогал ван Гаалу. Когда мы с ним впервые разговаривали на эту тему, я ему сказал, что если в моей команде будет Арчил или ещё кто-то, я наверно, каждый вечер буду заканчивать в спорах каких-то, нервничать. Мне нужен человек с опытом, который знает больше чем я. Мне нужен седой. Ласло мне говорит: «Шота, садись, успокойся и послушай. Научись слушать людей». И в этом же составе был Ибрагим Ийлмаз. Он мне помогал по вратарям. И мы уже десятый год работаем вместе. В ассистентах, у меня был Джеррард ван дер Лем, но у него возникли семейные проблемы. В моей команде были разные люди, среди прочих и Питер Хёйстра. Мы с Питером играли в «Рейнджерс», пускай и не в одно время. Друг друга знали. Созвонились, пообщались, и я рассказал, что есть такая возможность поработать вместе. Кстати, он пошёл на жертвы, ведь до этого, он часто работал главным тренером, а не ассистентом. И конечно же, местный специалист Жасур Абдураимов, который знаком с внутренней кухней, имеет хорошее представление об узбекском футболе, семья его всю жизнь играет в футбол. И брат, и отец великий (речь о Берадоре Абдураимове – Е.Р.), Андрей Шипилов мне помогал в первый год (ныне – Шипилов является тренером бекабадского «Металлурга» - Е.Р.). И конечно же, это технический, медицинский персоналы. Не могу их не отметить. Жафар Ирисметов, Собир Ходиев. Я никак не могу сказать, что тут было до этого непрофессионально. Но, я выразил мой взгляд. Есть такие нюансы, на которые я обращал внимание, но из-за командной работы всего клуба все идёт по плану.
В Узбекистане про «Пахтакор» говорят не только как о лидере, но и как о команде с нацеленной стратегией, развитии академии, привлечением бельгийских специалистов. О чем это говорит? Говорит о серьёзном намерении руководителей и тех, кто выделяет денежные средства для развития команды, тем самым они хотят получить фидбек. Тем самым, все имеют чёткое представление, как это нужно делать. Второе, это правильные поставленные вопросы перед командой, собой. Например, чего мы хотим вообще? Я вот не хочу, чтобы мы были похожи на команду «Бунедкор» времён Ривалдо. Я не хочу обвинять этот клуб и говорить, что у них было что-то не правильно. Это не так. То, что они сотворили историю, построили стадион, эти имена. Всё останется, есть и будет на всю жизнь. Но если бы они добавили фундаментальную сторону развития клуба, чтобы при любых финансовых возможностях, было бы еще лучше. Это не значит, что все должны получать какую-то огромную зарплату или наоборот, фиксированную маленькую. Вот до этого, вы задали вопрос: Почему европейские команды добиваются успеха с маленьким бюджетом. Они содержат клуб так, чтобы это не зависело от одного человека. Вот в таких, казалось бы, мелких вещах и существует фундаментальная разница. И если мы сможем этого добиться, это будет нашей победой. Это будет шаг в будущее. Это не временный проект. Он на длительный срок, эпоху. Нас не будет, кто-то другой будет продолжать это. Слышал, что у «Насафа» схожая стратегия, у «Локомотива» свои традиция, я надеюсь, что они не остановятся в развитии после не самого удачного сезона. Хоть у них сейчас какие-то вопросительные знаки, команда должна участвовать в споре за чемпионство. Это касается и «Навбахора», и «Коканда», который является родиной футбола (узбекского – Е.Р.), в «Машале» хорошая культура футбола, академия. В Мубареке много известных футболистов вышли.
Если в чемпионате у команды все гладко, то в Лиге Чемпионов все гораздо сложней, несмотря на четвертьфинал. Какие факторы могут помочь команде для успешной кампании? Стабильное участие, которое вырабатывает психологию победителей. Стабильное развитие академии и детского футбола. Вот посмотрите на Катар, выиграл Кубок Азии, недавно сыграл неплохо на Копа Америка. Если сравнить Катар и Узбекистан, то Катар только 20 лет назад открыл свою первую школу. И тогда, они знали, что делали, куда вкладывали деньги, и чего желали добиться. Мы же, до сих пор не знаем, что мы хотим завтра.
Самый сложный соперник в этом году? «Персеполис». Тогда нам многое помешало победить, вначале Жалола удалили (Машарипова – Е.Р.) Еще один момент, вроде не значимый, но он меня приятно поразил. Вживую я вас вижу уже в третий раз в жизни. Второй раз был совсем недавно, на вашей домашней игре Суперлиги. А первый раз был год назад, тогда «Локомотив» принимал на своём поле «Пахтакор». Мне довелось присутствовать на послематчевой пресс-конференции и меня удивило следующее: вы заходите в зал к журналистам и перед тем как сесть в кресло, оборачиваетесь к кому-то из своих сотрудников с примерно следующим вопросом: «А как там, в параллельных матчах? Кто вылетел? «Динамо» что-ли?». Казалось бы мелочь, но прежде я не замечал, чтобы зарубежный специалист интересовался тем, что происходит в чемпионате и других командах. До этого всегда казалось, что иностранный тренер приехал в Узбекистан заработать денег… И с каждым разом я наверно, старею? (смеётся). Когда в чайхане сидишь, и тебе приносят самсу, ты же спрашиваешь из чего она? Ведь хочется знать, что ты кушаешь. И в данном случае, мне действительно интересно знать. Кто вылетел с высшей лиги, кто поднялся и станет нашим соперником завтра. Я постоянно бываю на пресс-конференциях, и на них мне задают вопросы. Я же не буду сидеть как Микки Маус, не зная, что ответить. Я думаю, что это нормально, знать что происходит вокруг. Особенно, в нашей сфере. Даже когда я заболел коронавирусом, я всегда следил за тем, что происходит у соперников. Но, хотел быстрей вернуться в строй. Даже лежа в койке, говорил врачам: «Может вы ошиблись»?
Самый известный футболист, который мог оказаться в «Пахтакоре» при вас? Известный или интересный? Считайте, что это одно и тоже Был Робиньо, Арда Туран и Адебайор. Вот с ними мы проводили переговоры. Но к сожалению, подписание каждого такого футболиста, требует большие финансовые обязательства. И узбекский чемпионат, как мне кажется, пока не готов к таким звёздам. Ни один спонсор нам не даст экипировку за то, что у нас играет Робиньо. Ни телевидение нам за это не заплатит. На трибунах я не смогу продать столько билетов, чтобы окупить расходы. Мы как команда, имеем некие социальные проекты, часто помогаем детям. Однако, мы не благотворительный проект. Мы сделали ставку на точечное усиление легионерами, а также на покупку местных футболистов и выращивание своих воспитанников с академии.
Как долго пришлось уговаривать Дердийока? Полтора месяца мы с ним общались. Считаю, что в переговорах помогло то, что мы участвуем в Лиге Чемпионов. Культура, язык, религия схожа с тем, что была в Турции.
Суперлига Узбекистана. Что ей не хватает для идеала? Нужно отметить, что каждый год моего нахождения в Узбекистане, в чемпионате что-то менялось. К сожалению, не всё, что могло бы. Но изменения есть. ТВ-трансляции, которых не было. Научились ставить матчи в нужное время, согласно с климатическими особенностями. Помню, раньше, мы могли начать свой матч в «чиллю» («Чилля» - самое жаркое время года в Узбекистане. Преимущественно – июль месяц, когда средняя температура по стране достигает отметки в +45 градусов по Цельсию). И это было ужасно. На трибуне мог ребёнок смотреть футбол и упасть. С ним могло что-либо случиться. Но и проблем хватает еще. С освещением, организационными моментами, полей хороших пока не хватает в стране. В Узбекистане многие говорят, что мы футбольная страна, и обожаем футбол не хуже других. И я не могу вам сказать, что вы не любите регби, гольф, кёрлинг. Но как сделать лучше? Большой вопрос.
Вы смотрите матчи сборной Узбекистана? Конечно, смотрю. Как вам она? Я недоволен. Почему это? То, что меня не приглашают (смеется).
Так после отставки Эктора Купера ведь ходили слухи, что вас зовут стать главным тренером? Так на поле не вызывают. Я бы сыграл (улыбается).
Как быть хорошим грузинским футболистом и не поддаться прелестям грузинской кухни? Когда ты считаешь себя профессионалом, ты этого контролируешь, ведь уровень жира не должен превышать определённую отметку. Вот когда я пришел в «Пахтакор» у некоторых футболистов были проблемы с лишним весом. Я сам до сих пор слежу за собой. Я никогда не запрещаю футболисту кушать плов, другое дело, сколько он его ест? Может ли он через четыре ложки остановиться или нет? Если ты этого не соблюдаешь, тогда ты физкультурник, а не футболист. И тоже самое в Грузии, Италии, итальянская кухня тоже богата. Пицца, моццарелла, тирамису. Между прочим, самые лучшие профессионалы, кого я встречал – итальянцы.
Было ли когда нибудь вам за что-то стыдно? И если было, за что? Я верующий человек. И перед Богом, мне бывает стыдно. Когда мне было 14-15 лет (задумался)… у меня были самые лучшие дедушка и бабушка. Наверно, каждый считает своих родных самыми лучшими. И родители у меня очень хорошие люди. Однажды отец нас позвал к себе и сказал: «Не трогайте чужие деньги и чужую женщину. Что касаемо остального – живите в удовольствие. Вы мужики. Где-то будете драться, вступать в конфликты. В жизни наступят такие моменты, что ты упадёшь в дерьмо. И если это произошло, то ты выбросишь туфли, постираешь штаны. Но ты должен быть честным перед Богом, близкими, самим собой». Каждый в чём-то ошибается. И я благодарен своим родителям, братьям за всё.
Самые запоминающиеся слова, которые говорили вам родители? Из детства я вспомню следующий случай. Часто бывало, когда нас с братом ругала мама. И мы стоим, смотрим вниз в пол. Отец приходит с работы, мама ему начинает говорить про то, что мы натворили. Потом на нас смотрит и закричит: «А ну в комнату!». В ту же секунду, он начинал моргать глазами, давая знать, что мы бы тихо сидели в комнате, чтобы мама не ругала. Мы всегда ждали этот момент, понимая, что как минимум с отцом у нас все в порядке (улыбается).
Если бы вы написали письмо самому себе 20-ти летнему, то какие слова там были бы? Меньше разговаривай – больше слушай.
Традиционный вопрос «Узбекской кухни». Вам даётся 10 минут выпить чашку кофе с любой личностью, то кто бы это был? (Задумался) Наверно, это был бы Царь Давид Агмашенебели. Который, построил великую Грузию. Я бы у него спросил, как ему удалось создать такую страну. Есть одна легенда, по которой Бог создавал землю, а в самом конце к нему пришли грузины и после всех просят у него. Бог им говорит: «Вы что такие пьяные ко мне пришли? Вы в своем уме?», они отвечают: «Мы же за твое здоровье пили». И Бог в ответ отдал им небольшой кусок земли, который стал Грузией.
Фото: pakhtakor.uz ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ В БЛОГЕ: «Пахтакор», ван Гаал, Робиньо, Кройф, секрет успеха Шоты Арвеладзе. Часть I
Цирк уехал – клоуны остались. В Узбекистане избили арбитра толпой болельщиков. Чтоо?
Дрим-тим по-узбекски. «Пахтакор», как самый прогрессивный клуб Центральной Азии #прямосейчас