Испания не признает Косово и уже отказывалась поднимать косовский флаг. А теперь они в одной группе отбора ЧМ
Политика.
Когда говорят, что спорт вне политики, то очень часто забывают, что политика имеет прямое влияние на спорт – и на футбол в частности. Например, вы все видели ограничения по жеребьевке квалификации ЧМ-2022. А если нет, напомним, что в одну группу не могли попасть следующие пары команд:
Азербайджан и АрменияГибралтар и ИспанияКосово и Босния и ГерцеговинаКосово и РоссияКосово и СербияРоссия и Украина
И если с парами Армении-Азербайджана, Косово-Сербии и России-Украины все понятно, то у остальных свой подтекст: например, Испания считает Гибралтар частично незаконно оккупированным, из-за этого у испанцев сложные отношения с Великобританией. У Боснии и Герцеговины половина территории – Республика Сербская, где проживают этнические сербы, Россия не признает Косово и отказывается играть в непризнанной стране.
К слову, РФ и косоваров впервые развели в официальном турнире – после того, как женским сборным пришлось играть на нейтральных полях оба матча в квалификации чемпионата Европы, УЕФА решил не создавать проблем и разводить команды из России и Косова.
В квалификации ЧМ-2022 Косово сначала определили в группу к Сербии – но это был бы самый кровавый матчи в истории футбола. Поэтому Косово подвинули в группу к Испании, Швеции, Грузии и Греции. Три страны из четырех Косово не признают – и наиболее сложная ситуация с Испанией.
Уже сейчас испанские медиа предполагают, что, похоже, матчи придется играть на нейтральном поле. Хотя президент УЕФА Александер Чеферин обещал ужесточить правила в мае 2019-го: «Наша политика обязывает все другие команды соглашаться играть против национальных и клубных команд Косово в результате жеребьевки, будь то на их собственной территории или на территории Косова».
В федерации футбола Косова уверены, что право на их стороне. «Испания имеет право потребовать провести матч на нейтральной территории, когда речь будет идти об их домашней игре, – заявил генсек федерации Эролл Салиху. – Но мы как хозяева хотим провести его в Приштине. В группе три страны не признают нас, но мы видели в Лиге наций, что для Греции это не проблема».
Так вот, Испания одна из наиболее активных стран в плане непризнания независимости Косова. Испанцы с самого начала поддерживали позицию Сербии и выступали против независимости Косова. На это есть очевидные причины – Каталония. Испанцы не намерены признавать одностороннюю независимость спорного региона, потому что это может дать повод и без того беспокойной Каталонии (а ведь есть еще Страна Басков, которая только выглядит спокойно, но еще недавно фактически воевала с испанским правительством).
К слову, очевидные причины есть и у Грузии – в виде Абхазии и Южной Осетии, которые также в одностороннем порядке вышли из состава кавказской страны. Стоит грузинам признать Косово – и они таким образом обоснуют отделение своих регионов, чего они никак не могут допустить. Но с проблемом допуска спортсменов в Приштину проблем нет ни у грузин, ни у Греции.
А вот у Испании есть история – в феврале 2019-го УЕФА пришлось переносить матчи Евро U17 из-за того, что испанцы отказались поднимать флаг Косова и включать гимн частично признанного государство.
В итоге все встречи группы из четырех команд, в том числе испанцев с косовцами, прошли в швейцарском Ньоне, максимально нейтральном месте (правда, в Швейцарии албанцев и косовцев не меньше, чем в столице Косова). И это все на фоне того, что испанцы согласились с требованиями Международного олимпийского комитета за полгода до Евро в плане уважения прав косовских спортсменов.
Правда, к концу десятых годов позиция Испании начала смягчаться: потому что Сербия и Косово возобновили отношения, начали проводить встречи и даже какие-то переговоры. «Мы не будем святее папы римского», – улыбался министр иностранных дел Испании Хосеп Боррель в 2018-м, намекая на то, что если Сербия договорится с отделившимся регионом, то признать его будет намного проще.
Опять же, у Испании была возможность не согласиться на требования ФИФА и УЕФА и потребовать, чтобы их тоже добавили в список исключений – но они этого не сделали. Косово же нужно признание, чтобы попасть в ЕС – и даже матчи с одним из главных противников на его и своей территории уже станут шагом к нему.
В правительстве Испании считают, что предпосылок для отказа от матчей с Косово нет. Министр иностранных дел, Европейского Союза и сотрудничества Аранча Гонсалес выдвигает простую позицию: футбол и политика не имеют ничего общего. В ФИФА и УЕФА вступает федерация футбола, а не страна – иначе испанцы бы не смогли играть с Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией, потому что это тоже не независимые государства с точки зрения Испании. «Футбол и международное право – это два разных мира», – отмечала она.
Правда, чтобы Косово взяли в Евросоюз, потребуется признание как минимум еще четырех стран: Греции, Кипра, Словакии и Румынии. У каждого есть опасения насчет спорных регионов – где-то крупные диаспоры, где-то половина страны так же объявила независимость (привет Северному Кипру).
Понятно, что Чеферин и такой игре был бы рад, ведь это лишние деньги. Но на месте тех же испанцев можно было бы любителей выставляьь, например, чтобы подчеркнуть фарс.
Поистине нет ничего более ужасного чем национализм, религиозный фанатизм, патриотизм, фашизм, сталинизм, либерализм и прочие людоедские идеологии.