«Качество безумия. Жизнь Марсело Бьелсы»: Очень серьезная рана в самый неподходящий момент
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АМЕРИКА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЕВРОПА
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЙОРКШИР
***
Три тренера, которые оспаривали два автоматических места за выход в АПЛ, были людьми из разных вселенных. Марсело Бьелса успел поучаствовать в двух Чемпионатах мира, он выиграл чемпионат Аргентины и заслужил похвалы от футбольного пантеона. До прибытия в «Норвич» единственной работой Даниэля Фарке с первой командой закончилась тем, что он прокатился на лошади по небольшому полю четвертого дивизиона Германии. Крис Уайлдер пришел в «Шеффилд Юнайтед» из футбольной пустыни — его первые две работы в управлении командами были в ныне несуществующей воскресной Лиге Мидоухолла, а затем в «Галифаксе», который был ликвидирован с долгами в £2 млн. Он выглядел как настоящий футбольный тренер: с морщинистым лицом, седыми волосами, он казался старше пятидесяти, а ведь именно такого возраста он и был начале сезона. «Шеффилд Юнайтед» отличался от «Лидса» и «Норвича» тем, что их председатель, главный тренер и капитан были выходцами из города, который они представляли. У них была общая связь. Только голос Уайлдера вызывал некоторое удивление. Он родился и провел большую часть своей жизни в Йоркшире и играл за «Шеффилд Юнайтед», но детство провел в Лондоне, что придавало его акценту то, что Уайлдер называл «раздражающим выговором».
«Шеффилд Юнайтед» плыл по течению в Лиге Один, когда Уайлдер сменил Найджела Адкинса, который, по словам полузащитника Пола Куттса, «не хотел никого расстраивать и в конечном итоге раздражал всех». Когда его спросили, как он справляется со стрессом, Адкинс процитировал стихотворение «Парень в зеркале», написанное в 1934 году американцем Дейлом Уимброу, о том, как он видит свое отражение в зеркале. Оно завершается строкой: «Твоя последняя награда — боль и слезы, если ты обманул человека в зеркале.» В мае 2016 года, после поражения со счетом 2:0 дома от «Сканторпа», гарантировавшего «Шеффилд Юнайтед» самое низкое место в таблице за последние тридцать четыре года, Адкинс обнаружил, что его наградой стал увольнение. Первым шагом Уайлдера было удаление всех мотивационных сообщений, которыми был увешан Брэмолл Лейн. Через двенадцать месяцев они вернулись на Чемпионшип.
Даниэль Фарке, который привел «Норвич» к титулу, мог считаться одним из самых левых назначений, когда-либо сделанных крупным футбольным клубом: человек, который едва играл в профессиональный футбол и чей единственный тренерский титул был в Вестфальской Оберлиге — пятом эшелоне немецкого футбола. Его дед, Франц, выиграл чемпионат Западной Германии с дортмундской «Боруссией» в 1953 году в качестве игрока, но Даниэль был гораздо менее одаренным в этом плане. Он был нападающим, который провел большую часть своей карьеры в низших лигах с «Падерборном» и «Липпштадтом». В 2009 году он стал главным тренером «Липпштадта», быстро продвинув их на два дивизиона наверх на четвертый футбольный уровень. «Это был маленький клуб», - вспоминал он. «Ты все должен был делать сам: вести переговоры с автобусной компанией, заключать контракты, общаться с прессой и проводить все тренировки.» После прощания с «Липпштадтом», проехав верхом на лошади по полю, Фарке был назначен руководить второй командой дортмундской «Боруссии». Затем летом 2017 года, в то время, когда немецкие тренеры оказывали влияние — Юрген Клопп в «Ливерпуле», Дэвид Вагнер, шафер на свадьбе Клоппа, в «Хаддерсфилде» — «Норвич» взял то, что у других оказалось дико успешной ставкой. Однако методы Фарке оказались ближе к Гвардиоле и Бьелсе, чем «хэви-метал-футбол» Юргена Клоппа.
На Кэрроу Роуд Фарке более чем вдвое сократил зарплатную ведомость, которая в 2017 году составляла £63 млн. Только «Ньюкасл», из клубов не высшего дивизиона Англии, когда-либо платил своим футболистам больше. Пять важных игроков — Джеймс Мэддисон, Алекс Притчард, Джош и Джейкоб Мерфи и Джонни Хаусон — были проданы за £58 млн. Их заменами были либо бесплатные трансферы, как Тим Крул, который был частью сборной Голландии, занявшей третье место на Чемпионате мира в Бразилии под руководством Луи ван Гала, и Теему Пукки, который закончил сезон с двадцатью девятью голами — либо они стоили лишь часть того, что было поднято на трансферном рынке.
Большую часть сезона вопрос состоял в том, кто из этих двух команд поднимется в АПЛ вместе с «Лидсом», который входил в первую двойку на протяжении 185 дней сезона. В феврале «Норвич» встречался с «Лидсом» на Элланд Роуд и уверенно обыграл их. Бьелса швырнул свою бутылку с водой на землю в редком публичном проявлении разочарования, хотя, если бы Крула удалили за то, что он сбил Тайлера Робертса за пределами своей штрафной площадки, результат мог бы быть другим. На определенном временном отрезке «Лидс» проигрывал в два мяча. Бьелса в перерыве произвел две замены, но после перерыва они играли еще хуже. Это было четвертое поражение Бьелсы в шести матчах, первый реальный признак того, что весной «Лидс» сойдет с рельсов. «Это то, что мы не можем игнорировать», - сказал он. «Мы не можем сказать, что выступление было удовлетворительным.» Он ухватился за статистику, которая должна была стать мантрой: сколько моментов требовалось «Лидсу», чтобы забить один гол.
«Лидс» больше не был лидером, их время на верхушке Чемпионшипа закончилось. Однако все еще оставался разрыв в три очка до «Шеффилд Юнайтед». В следующем месяце они сыграют с ними на Элланд Роуд. В декабре «Лидс» выиграл на Брэмолл Лейн впервые с апреля 1992 года, золотой весны, когда они стряхнули с себя «Манчестер Юнайтед» и стали чемпионами Англии. Это была счастливая победа: голкипер «Шеффилд Юнайтед» Дин Хендерсон выбил мяч прямо на Джека Кларка, который сделал результативный пас на Пабло Эрнандеса, который забивал уже в пустые ворота. Это была одна из немногих игр, которые «Лидс» играл под руководством Бьелсы, когда у них было меньше владения мячом, чем у соперников.
Даже Крис Уайлдер, которого часто раздражала реклама и заголовки газет, посвященных «Лидсу» и Бьелсе, не утверждал, что «Шеффилд Юнайтед» заслужил победу в ответном матче. «Лидс» доминировал, нанеся семнадцать ударов по воротам Хендерсона. Ни один из них не попал в цель. А вот выстрел Криса Бэшэма попал в сетку. После семидесяти одной минуты промозглого дня Билли Шарп и Лиам Купер противостояли друг другу за обладание мячом на половине поля «Лидса». Шарп выиграл его у капитана «Лидса» и отпасовал мяч на Бэшэма, который с края штрафной площади стряхнул его в ворота. Возможно, Бэшем считал, что ему повезло оказаться на поле. «Он хорошо сделал, что забил победный мяч», - сказал потом Уайлдер. «Потому что через двадцать пять минут матча он мог бы быть заменен. Он был абсолютно бесполезен.»
Пресс-центр на Элланд Роуд был устаревшим и едва пригодным для использования. Старая ложа для прессы, откуда можно было наблюдать за происходящим из-за стекла в чем-то похожем на кинозалы, была убрана, когда председателем стал Кен Бейтс, который счел, что этот наблюдательный пункт можно использовать с большей выгодой. Послематчевые пресс-конференции проводились в углу трибуны под названием Бар Говарда, который с его потрепанной деревянной мебелью выглядел как место для низкопробного свадебного приема. Говард Уилкинсон, любивший хорошее красное вино, вероятно, не стал бы задерживаться на Фостере и упаковках с Куэйверами в баре, носящем его имя. Бьелса заметил, что поражение не будет решающим — чего не было бы, если бы результаты «Лидса» тогда катастрофически не сошли на нет — но пока он говорил, по всему стадиону зазвучала пожарная тревога. Это было своего рода предзнаменование.
Игроки Бьелсы были возмущены звуками торжества, доносившимися из раздевалки гостей. По словам Патрика Бэмфорда «они праздновали победу так, как будто выиграли титул». Победа «Шеффилд Юнайтед» опустила «Лидс» на третье место, и когда в Йоркшире наступила ранняя весна, а нарциссы превратили поля и обочины в цвета Уиздена, «Норвич» вырвался наверх. Это стало прямой борьбой между двумя йоркширскими клубами. Северная дуэль.
Сомнения насчет «Лидса» появились пару месяцев назад, когда снег размазал поля вокруг тренировочной базы в Торп Арч. Тактика Бьелсы изменила клуб, превратила его в силу, которой он не был в течение целого поколения, но было что-то еще в игре Бьелсы, что-то, что могло и все разрушить. По мере того как сезон «Лидса» приближался к своей кульминации, росли истории о том, как в «Атлетике Бильбао» и «Марселе» его команды падали, истощенные на последних фарлонгах. Страдальческий крик Андера Эрреры «Мы не можем двигаться, мы больше не можем бежать» - донесся от Сан-Мамеса до Элланд Роуд.
Бьелса знал этот аргумент, и когда его изложили ему в пресс-центре Лофтус Роуд после поражения со счетом 1:0 от «Куинз Парк Рейнджерс» в конце февраля, он позволил проявиться своему раздражению. «Ваш вопрос не имеет под собой никаких оснований», - сказал он журналисту Индепендент Джеку Питт-Бруку, который был поклонником его методов. «Ясно, что вы не знаете, о чем говорите, потому что если у этой команды и есть чего-то, чего ей не не хватает, так это энергии.» Как бы в доказательство этого, три дня спустя «Лидс» разгромил «Вест Бромвич Альбион» со счетом 4:0 на Элланд Роуд, а Пабло Эрнандес забил через шестнадцать секунд после начала матча. Затем они победили на выезде «Бристоль Сити» и «Рединг», не пропустив ни мяча. «Лидс» был вторым в Чемпионшипе. У них было семьдесят три очка и оставалось девять матчей до конца турнира. Они чувствовали вкус Премьер-лиги, они чувствовали ее запах. Эти девять игр принесли им всего десять очков.
Им нужно было больше. Окончательный счет Бьелсы в восемьдесят три очка был на двадцать три больше, чем «Лидс» завоевал в предыдущем сезоне, но этого было бы недостаточно, чтобы выиграть автоматическое повышение в любом году с 2013 года, когда «Халл» поднялся в АПЛ с семьюдесятью девятью. Поражение на Лофтус Роуд высветило еще одну причину, по которой проект Бьелсы провалился. «Лидс» приобрел привычку проигрывать как своим ближайшим соперникам, так и командам, которые почти не рассчитывали на победу. Победа «Куинз Парк Рейнджерс» со счетом 1:0 станет для них единственной в последних пятнадцати матчах Стива Маккларена в качестве тренера клуба. Они отправились в Бирмингем, который проиграл свои последние пять матчей и который, казалось, распадался перед лицом девятиочкового штрафа, наложенного Футбольной Лигой за безрассудные перерасходы в те дни, когда Джанфранко Дзола и Харри Реднапп управляли на Сент-Эндрюс. В Страстную пятницу на Элланд Роуд они столкнулись с «Уиганом», командой с худшим выездным рекордом в Футбольной Лиге, которая проигрывала в гол и играла вдесятером, а оставалось всего двадцать минут до конца матча. «Уиган» умудрился одержать победу со счетом 2:1. Понтус Янссон так описал этот опыт: «Это было совершенно разрушительно — быть впереди, иметь на одного игрока больше и все равно проиграть. Это была худшая игра в моей жизни.» Бьелса использовал больше поэзии, но его вердикт был таким же убийственным: «Очень серьезная рана в самый неподходящий момент.»
За долгие пасхальные выходные, ставшие Голгофой для «Лидс Юнайтед», рана станет смертельной. В Пасхальный понедельник в Брентфорде, где они не побеждали с 1950 года, «Лидс» был разобран, разрушен так, как это с ними почти никогда не происходило под руководством Бьелсы. В маленькой пресс-комнате на Гриффин Парке Бьелса признался, что его команда в течение длительного периода сезона «играла выше своих ограничений». Теперь эти ограничения были раскрыты. Тем, кто слушал, это казалось точным отражением краха. «Лидс» и близко не мог сравниться по таланту с «Марселем» или «Атлетиком» из Бильбао, а у них был более длинный сезон в куда более неопределенном дивизионе. Возможно, сюрприз состоял именно в том, что расплата так долго откладывалась.
Они закончат программу лиги в Ипсвиче. Результат был более или менее неуместным. Победа «Дерби» со счетом 3:1 над «Вест Бромом» гарантировала «Лидсу» третье место, каким бы ни был результат на Портман Роуд. Однако результат был ужасен. Отказавшись от Мика Маккарти в поисках более привлекательного футбола под руководством более молодого тренера, «Ипсвич» вылетел из Чемпионшипа, а ведь в тот момент до конца сезона оставалось еще почти два месяца. Их долг приближался к £100 млн. Они с декабря не обыгрывали никого за пределами зоны вылета и не забивали три гола дома в течение семнадцати месяцев. «Лидс» гарантировал, что обе этих статистических данности будут исполнены, и сумел не забить свой третий подряд удар с одиннадцати метров. Они казались измученным, разлагающимся месивом. Анализ Бьелсы не задерживался только на усталости. Он пришел к выводу, что «Лидс» не получил автоматического повышения не потому, что устал, а потому, что не воспользовался своим шансом.
По его собственным безжалостным подсчетам, «Лидс» создал по меньшей мере на сотню голевых моментов больше, чем два клуба, которые автоматически вышли в АПЛ, «Норвич» и «Шеффилд Юнайтед». Из шестерки лучших команд Чемпионшипа только «Дерби» забил меньше семидесяти трех голов «Лидса». «Норвич» забил на двадцать больше. И «Лидс», и «Шеффилд Юнайтед» испытывали болезненный, глубоко укоренившийся страх перед плей-офф. Вдвоем они десять раз участвовали в этой лотерее в конце сезона и ни разу не получали повышения. В расписании была некоторая симметрия. В последних восьми матчах они сыграют с «Миллуоллом», «Бирмингемом», «Престоном» и «Ипсвичем». Однако в этом случае будет разница в расписании матчей. «Лидс» был большим клубом, Бьелса был большой историей, и для Скай Телевижн они были более сильной привлекательностью — больше половины из сорока шести матчей «Лидса» будут показаны в прямом эфире. Обычно они играли после «Шеффилд Юнайтед».
Когда весной 1996 года между «Манчестер Юнайтед» и «Ньюкаслом» развернулась одна из великих гонок за титул, произошло нечто подобное. «Ньюкасл» был более свежей, более сексуальной командой с более харизматичным главным тренером в лице Кевина Кигана. Их почти всегда выбирали для телевизионного освещения, как правило, играя после «Манчестер Юнайтед», который во главе с Эриком Кантоной одерживал серию побед со счетом 1:0 и, как правило, в субботу. В воскресенье днем и в понедельник вечером «Ньюкасл», из которых только Дэвид Бэтти выигрывал чемпионский титул, был поражен нервеной дрожью.
Нечто подобное могло произойти и с «Лидсом». Возможно, не случайно, что лучшая игра «Лидса» в этих последних восьми матчах пришлась на «Шеффилд Уэнсдей» сразу после того, как «Шеффилд Юнайтед» сорвал домашнюю игру с «Миллуоллом». На Брэмолл Лейн «Шеффилд Юнайтед» опережал «Миллуолл», забив один единственный гол, который позволял им на два очка опередить «Лидс». А потом все резко вышло из-под контроля. Два самых ценных актива «Шеффилд Юнайтед», Бэшем и Шарп, ушли с поля из-за травм подколенных сухожилий. Третий, Джон Иган, был удален за игру рукой на линии ворот. Бен Маршалл не забил последующий за этим нарушением удар с пенальти, а затем, на девяносто пятой минуте, «Миллуолл» сравнял счет. Новость разнеслась по Элланд Роуд. Это был их шанс.
Они прекрасно им воспользовались. Счет был зафиксирован сухую победу со счетом 1:0, но разница по игре была гораздо шире. Гол забил Джек Харрисон, молодой вингер, который провел четыре года, играя в Соединенных Штатах, прежде чем его подписал «Манчестер Сити». Объясняя свое решение отдать его в аренду для игры за Марсело Бьелсу, Пеп Гвардиола сказал, что то, что ждет Харрисона в «Лидсе», «будет непросто, но будет хорошо». Празднование, когда Харрисон забил гол, было настолько интенсивным, что один из болельщиков сломал лодыжку.
«Шеффилд Уэнсдей» был одним из восьми разных клубов, которые Стив Брюс привозил на Элланд Роуд, и он не мог припомнить, чтобы кто-то из них превосходил его так, как в этот раз. Темп, движение и интенсивность игры росли вместе с шумом толпы. Шарфы ритмично раскачивались в воздухе; эффект был похож на оркестр, достигающий крещендо. Дирижер стоял, заложив руки за спину, казалось, отрешенный от всего этого. «О Марсело Бьелсе много писали, о том, какой он такой, какой он сякой», - сказал Брюс впоследствии.
Но когда вы посмотрите на эту команду, вы увидите, что он сделал. Трансформация — с подобными игроками — из того, где они были двенадцать месяцев назад, замечательна. Мы обнаружили, с какой интенсивностью они играли, испытывая трудности. То, как эти болельщики напоминают мне о том, что было двадцать лет назад. Хотелось, чтобы они поднялись в АПЛ с теми четырьмя играми, которые у них остались.
Брюс был бы поражен, узнав, что «Лидс» не сможет выиграть ни одного из этих матчей.
По мере того как сезон угасал, поддержка Бьелсы была непоколебимой. Скаковая лошадь по имени Бьелса выиграла Шеффилдские Стачки Новичков на Донкастерском ипподроме. Как раз перед тем, что он назвал «очень серьезной раной» поражения от «Уигана», над Элланд Роуд пролетел самолет, таща за собой баннер, гласивший: «Бьелса — Бог».
Одним из худших поражений в апреле было поражение от «Бирмингема» со счетом 1:0. Это было плоская, приземленная игра. Со стадионом, расположенным среди разлагающейся легкой промышленности, которая не изменилась со времен британского Лейланда, проигрыш на Сент-Эндрюсе не поощряет фантазию. В поезде, возвращавшемся с Бирмингем Нью-Стрит, вагон первого класса был полон болельщиков «Лидса». На одном столе громоздились банки пива и бутылка Сансерра. Разговор был громким, смех — еще громче. Говорившие согласились, что по своей сути эта команда «Лидса» была обыкновенной. Разговор перешел к составлению команды из лучших игроков, которые они видели своими глазами, и, учитывая, что большинству из них было под сорок, они видели ужасно много. Найджел Мартин будет играть в воротах, и все единодушно согласились, что Гэри Спид и Гордон Стракан, чье имя привлекло куплет про «Рыжего волшебника», будут играть в центре поля. Было также достигнуто соглашение о том, кто будет управлять этой фантастической командой «Лидса». Они были слишком молоды, чтобы помнить триумфы Дона Реви, но они были не слишком молоды для Говарда Уилкинсона, который привел «Лидс» к титулу через два года после их выхода в высший дивизион. Они могли бы выбрать и Дэвида О'Лири, который вместе с «Лидсом» был в одной игре от финала Лиги Чемпионов. Вместо этого они выбрали человека, который наблюдал за этим ужасным поражением. Они выбрали Марсело Бьелсу.
Тренеры редко становятся предметом песен. За двадцать семь лет, проведенных им на Олд Траффорд, трудно припомнить что-нибудь запоминающееся, что распевали или кричали о сэре Алексе Фергюсоне. То же самое можно сказать о Билле Шенкли или Арсене Венгере. В 1996 году группа болельщиков «Сандерленда» адаптировала песню The Monkees «Daydream Believer» в песню об их тренере под названием «Cheer Up Peter Reid». «Сандерленд» тогда был на пути к продвижению в Премьер-лигу, и, как и в случае с «Лидсом» при Бьелсе, там царило настроение пробуждения. Песня заняла сорок первое место в чартах. Незадолго до Рождества 2018 года Марсело Бьелса стал темой песни, которая должна была занять пятое место в чартах iTunes. Она была основана на «Богемской рапсодии» группы Queen и называлась «Рапсодия Бьелсы». Ее первая строчка — «Открой глаза, посмотри в небо, мы — «Лидс» - пришла к Микки П. Керру в семь утра. Керр — это копна черных волос и бороды, который смешивает работу учителя начальной школы с музыкальной комедией. В тот год он вышел в финал британского конкурса Got Talent (прим.пер.: серия телепрограмм «... ищет таланты»), который с пятнадцатимиллионной аудиторией принес ему поразительную известность. За пару километров пути до паба его остановило с полдюжины машин. «Как только конкурс закончился, все это прекратилось вместе с ним», - сказал он в баре на краю Раундхей Парк.
Проблема с тем, что ты идешь на шоу «Британия ищет таланты» в качестве комика заключается в том, что ты можешь использовать этот материал только один раз, и ты используешь свой лучший материал, чтобы попасть в финал. Для финала у меня было выступление, которое, как мне кажется, могло бы помочь мне его выиграть. Проблема была в том, что в нем были тексты песен Bee Gees, и мне сказали, что мы не можем использовать их по соображениям авторского права. Мне предложили написать еще одну песню, которая называется «Я не высокомерен, я просто лучше всех». Это хорошая песня, которую ты играешь, если уже завоевал толпу, но тебе не удастся это сделать, если ты споешь ее в самом начале своего выступления. Она была просто неуместна и все прошло просто ужасно. В конце выступления я еще и упал. Очень похоже на выступление «Лидс Юнайтед». В годы моего становления «Лидс» был лучшей командой в стране. Мне было лет десять или одиннадцать, когда они выиграли титул в 1992 году. Моя команда была лучшей в лиге. Тогда, на рубеже веков, это была молодая, захватывающая команда, играющая в Европе и бросающая вызов «Манчестер Юнайтед». Потом ковер был сдернут, и мы отправились из Лиги чемпионов в cтарый-добрый Третий дивизион, а в команде играли никому не известные игроки. И так было в течение пятнадцати лет. Я сделал подкаст как раз перед приходом Бьелсы. Нашим главным тренером был Пол Хекингботтом, мы финишировали тринадцатыми. Мы не видели, куда направляемся. Потом приходит Бьелса, и все меняется. Люди говорят о нас так, как не говорили уже много лет. Мы так долго не выходили на первый план, что возвращение в Премьер-лигу стало для нас тем же, чем победа для болельщиков «Ливерпуля». Мне сказали, что Бьелса — фанат группы Queen. Адам Поуп, комментатор Би-Би-Си Радио Лидс, спросил его об этом, равно как и Фил Хэй из Йоркшир Ивнинг Пост. Он сказал, что слышал ее и ему понравилось. Это определило мою жизнь.
Керр написал еще одну песню о Бьелсе, названную «Человек-ведро», основанную на его склонности смотреть игры с перевернутого куска пластика — в «Марселе» это был холодильник для напитков. Это была переработка песни «Rocket Man» Элтона Джона. Оригинал был выпущен в 1972 году, в том же году, когда Лес Рид и Барри Мейсон написали «Marching on Together» (прим.пер.: с англ. Шагая вместе), который стал боевым гимном клуба. «Шагая вместе» был необычным. В отличие от «You Will Never Walk Alone», «I'm Forever Blowing Bubbles» и «Blue Moon» (прим.пер: гимны «Ливерпуля», «Вест Хэма» и «Манчестер Сити»), она была написана специально для клуба, который должен был ее спеть. Как и «Unchained Melody» в исполнении Righteous Brothers, это был би-сайд (прим.пер.: песня, не попавшая на основной альбом), затмевавший песню, которую она должна была поддерживать, которая в своем случае была песней, написанной для финала Кубка Англии 1972 года под оригинальным названием «Лидс Юнайтед». «Человек-ведро» был высококлассной продукцией, записанной на студии Нэйв в Падси. Его текст, вероятно, был лучше, чем «Рапсодия Бьельсы» — «Не думай, что пройдет много-много времени, прежде чем мы выиграем повышение, не уходи в отставку. Вы не тот человек, за которого вас принимают дома — Эль Локо, нет.» Однако, песня не продавалась также хорошо. «Она просто провалилась», - сказал Керр.
«Рапсодия Бьелсы» попала в чарты, потому что она вышла, когда «Лидс» буквально летал по полю. «Человек-ведро» вышла в свет, когда сезон начал затихать, и никому, казалось, уже не было интересно. Я не виню Бьелсу за то, что «Лидс» не выиграл повышение. Если бы «Ливерпуль» не выиграл Лигу Чемпионов в прошлом сезоне, его болельщики все равно сочли бы это чем-то особенным — поехать на Энфилд, увидеть, как их команда разгромила соперника и в итоге набрала девяносто семь очков. Я чувствовал то же самое по отношению к «Лидсу». Я никогда не сталкивался с такой атмосферой, как на Элланд Роуд в прошлом сезоне. У Бьелсы есть высокомерие, чувство, что ему не нужно делать эти большие трансферы, что ему не нужно адаптировать свой стиль. Он идет против течения. Он волевой и упрямый. В нем есть что-то шекспировское. Он романтик, трагический романтик, тот, кто должен победить, но не побеждает. И «Лидс» такой же. Они хорошо друг другу подходят.
с ув clubs@sports.ru