1 мин.

ЦСКА сам виноват: навесы в никуда, форварды не цеплялись, Эджуке слабо помогал сзади. А порадовал Баха

Разбор Ильи Васильева.

1. Прошлый матч ЦСКА с «Фейеноордом» оказался полной катастрофой: беззубая атака, 19 допущенных ударов (5 из штрафной, 4 – на подступах), 3 пропущенных гола и четвертое место в группе.

Перед важнейшей игрой осени у ЦСКА были вопросы по составу: решение по Марио принималось в день матча (так и не сыграл), у Дзагоева сомнительный тест, а Кучаев получил травму. 

В итоге сюрпризов в составе не было: классические 4-2-3-1, слева в защите Щенников, справа – Зайнутдинов, игравший там против «Сочи».

2. В чемпионате «Фейеноорд» не проигрывает уже 23 матча, но нельзя сказать, что команда идеально сыгранная: недавно в Эредивизи было несколько неоднозначных матчей + крупное поражение от «Вольфсберга» (1:4) и слабая игра с Загребом (0:0). В команде есть и потери: помимо Юстина Бейло, Лероя Фера и Роберта Боженика сломался Риджесиано Хапс.

Голландцы играли в классические 4-3-3, Хапса заменил Йоргенсен, а в центре защиты вышел Урош Спайич. 

3. Матч разделился на три этапа.

• Классное начало от ЦСКА: несколько хороших позиционных атак с последующим выходом на ударные позиции.• Ближе к 20-й минуте «Фейеноорд» сблизил игру, после чего ЦСКА стал больше ошибаться, атаки потеряли конструктив.• Из-за удаления у «Фейеноорда» второй тайм превратился в одну долгую и мучительную атаку ЦСКА (не помогли Шкурин и Гайч): голландцы прагматично перестроились, а у команды Гончаренко были проблемы с доставкой мяча в штрафную. 

4. ЦСКА начал резво: 5-1 по ударам в первые 15 минут, несколько заходов в штрафную, хорошее движение Влашича, атаку поддерживали практически все. «Фейеноорд» на настаивал на владении, поэтому почти все атаки были позиционными.

Поначалу ЦСКА старался давить по левому флангу. Главный прием – смещение Чалова или Влашича на угол штрафной или их нахождение в зонах между центральными защитниками. Срабатывало неплохо: Чалов и Влашич цеплялись за мяч, но Федор дважды плохо решил эпизод, а вот хорват действовал лучше.

Никола использовал движение Торнстра. Голландец следовал за ним на фланг, Кекчю и Димерс не всегда это считывали, поэтому Влашич отдавал пас в эту пустующую зону. Так ЦСКА создал самые опасные моменты в начале матча. 

6. Роль Кучаева в атаке выполнял Сигурдссон. Он действовал ближе к центру, не создавая ширину на фланге. Отчасти это даже удобно: Зайнутдинов – левоногий, под давлением ему удобнее искать варианты в центре поля. Бахтиер практически не упирался во фланг и подключался параллельно штрафной площади.

Изначально «Фейеноорд» терялся, когда ЦСКА перегружал центр. Продольный пас Бахе вынуждал «Фейеноорд» перестраиваться, а из-за большого скопления игроков ЦСКА слева смена позиций не всегда проходила корректно. Результат – Зайнутдинов один раз принял мяч в штрафной, нанес удар с 20 метров и разогнал пару атак переводами. 

7. Прессинг ЦСКА был классическим: 4-4-2, основная цель – загнать соперника на фланг и агрессивно отобрать мяч. В такие моменты важна роль вингеров – они помогают опорным полузащитникам, смещаясь в центр поля.

В определенный момент «Фейеноорд» понял, что с этим делать. Логично, что самый простой способ избавиться от активного прессинга на фланге – перевод мяча. Голландцы это неплохо исполняли и активно двигали мяч. Перелом случился на 18-й минуте, когда Эджуке оказался справа в защите и гости стали атаковать через его зону.

Было две детали. Во-первых, нигериец слабо помогал в центре поля. Да, он смещался, но часто терял игроков. Из-за этого инициатива перешла к «Фейеноорду». Кучаев в таких ситуациях забирал игрока в центре и не отпускал его до конца эпизода. 

Другая деталь: Эджуке не сразу бежал назад в контратаках, чем сильно повысил нагрузку на Зайнутдинова. Самое неприятное, что это не особенность его высокой позиции, из-за чего такие провалы могут быть системными – Эджуке просто поздно решал вернуться и ускорялся, когда голландцы проходили финальную треть поля. Если бы он принимал решения быстрее, многие переходы ЦСКА бы пресек.  

Результат такой игры Эджуке: с 18-й по 30-ю минуты «Фейеноорд» провел 11 атак, 10 из них прошли через центр и левый фланг. 

Один из двух главных моментов голландцев возник из-за недисциплинированности Эджуке: он сопроводил своего игрока до штрафной, а затем отпустил и позволил пробить из убойной позиции.

7. В начале матча ЦСКА неплохо атаковал за счет преодоления прессинга голландцев: гости встречали высоко, а свободное движение Влашича, Сигурдссона и Чалова способствовало заполнению удобных для ЦСКА зон. 

Ближе к концу тайма «Фейеноорд» отказался от активного давления, что сбило игру хозяев и сделало контроль стерильным. Еще тройка полузащитников стала более дисциплинированной. Торнстра больше не выбрасывался на фланг за Чаловым и Влашичем, а Кекчю и Димерс страховали вход в штрафную в зависимости от нахождения мяча. 

Перестройка голландцев лишила ЦСКА системного давления и отодвинула игру от ворот «Фейеноорда»: с 30-й минуты моменты гостей были гораздо опаснее.

8. Игра ЦСКА в большинстве – тоска. Замены Гончаренко игру не усилили: по ударам 14:0, но ничего опасного ЦСКА не создал. Виной всему – грамотные перестроения «Фейеноорда».

Весь второй тайм голландцы действовали по схеме 5-3-1. Латералем стал Линссен, а в центр нападения перешел Бергейс. Исключение – с 71-ю по 80-е минуты, тогда команда Адвоката играла 4-4-1, но правый вингер все равно опускался глубоко, когда в атаку включался Зайнутдинов.

Гончаренко тоже судорожно искал варианты: сначала в пару к Чалову выпустил Шкурина, а затем перешел на игру с двумя столбами, выпустив Гайча. После замены Щенникова и выхода Ахметова левым защитником стал Зайнутдинов, правым – Марадишвили, а затем он поменялся позицией с Бистровичем.

9. Три центральных защитника голландцев – принципиальный момент. В свой самый сильный отрезок ЦСКА отправлял Влашича, Чалова и Сигурдссона/Эджуке примерно в одну точку, перегружая центральную зону. Лишившись одного игрока, «Фейеноорд» мог поспособствовать розыгрышу лишнего, однако переход на трех защитников захлопнул лазейку в центре. За остаток матча ЦСКА так и не придумал, что с этим делать.

Другой принципиальный момент – роли латералей. Гертрюйда и Линссен успешно перекрывали диагонали на армейских крайних защитников.

Работало это примерно так: Щенникова (затем Зайнутдинова) активно персоналил Линссен (с 70-й минуты – Бергейс). Гертрюйда действовал в штрафной, поэтому часто наш игрок там был свободен.  

Отчасти это триггер к переводам: как только ЦСКА готовил диагональ направо, «Фейеноорд» перестраивался: Гертрюйда мгновенно выдвигался на край, Кекчю контролировал пространство между флангом и центром, а Торнстра страховал на линии штрафной. 

10. Доведение игроков на подачу и борьба в штрафной у ЦСКА – достаточно грустная история. Главная проблема – излишнее желание перегрузить центр.

Эджуке и Сигурдссон постоянно двигались параллельно штрафной площади, из-за чего их легко передавали друг другу защитники и опорники. Отказавшись от профильных вингеров, Гончаренко лишил себя главного – численного преимущества на флангах. Щенников, Зайнутдинов, Марадишвили и Бистрович часто оказывались один в один с защитниками, но их навыков дриблинга не хватало, чтобы создавать моменты.

Эджуке тоже оказался в неудобной ситуации: центр плотно закрыт, свободного места, чтобы разогнаться, нет. В результате за весь второй тайм у ЦСКА три удачные обводки с продвижением: из них две – удачный дриблинг Эджуке именно с флангов (1 опасный удар + классный вход в штрафную). 

С навесами тоже беда: из 15 лишь 3 закончились неопасными ударами, остальное – в никуда. Шкурин и Гайч в этом отношении провели нулевой матч – ни одного качественного приема в штрафной, удачных скидок под удар или розыгрыш.

Перегруз центра сыграл плохую шутку с качеством дальних ударов и навесов: если в первом тайме Влашич классно отдавал на свободное пространство, то теперь почти все игроки «Фейеноорда» сгруппировались на входе в штрафную. Результат: почти все голландцы заблокировали.

11. Интересная черта «Фейеноорда» – он не отказался от давления после контрвыпадов. Голландцы давили по 4-4-1, в основном делая это по флангам: форвард и вингер прессинговали, а один из центральных полузащитников им помогал.

В этом был шанс ЦСКА – возможность поймать на переходной фазе. Однако основная проблема – долгая подготовка к переводу. 

Например, в этой ситуации Акинфеев перевел мяч не на свободный левый фланг, а направо, где собралось несколько соперников. Зайнутдинов тоже не сделал перевод, а игроки в центре себя не предложили – для этого был вынужден отскочить Влашич. Итог – за несколько секунд голландцы перекрыли все зоны сзади, а мяч оказался слева только через 15 секунд после касания Акинфеева.

12. Другая черта, погубившая ЦСКА – брак в простых ситуациях. Особенно в этом был заметен Чалов.

У ЦСКА было несколько неплохих возможностей для розыгрышей, но подводили плохо исполненные пасы или неочевидные и затянутые решения. Например, Чалов выходил 2-в-1 с Сигурдссоном, но промедлил с передачей и пробил с острого угла.

Федор классно находит свободное место, умело стягивает на себя защитников за пределами штрафной, но в четверг он этим не воспользовался. У него было три классных возможности во втором тайме, но один раз он зарядил во вратаря и дважды не подстроился под эпизод. Это напрямую повлияло на результат – лучше шансов у ЦСКА не было.

13. Главное положительное впечатление оставил Бахтиер Зайнутдинов. Во-первых, он в очередной раз показал свою универсальность, сыграв слева и справа в защите. Во-вторых, был очень надежен.

В период с 18-й по 30-ю минуты получил сумасшедшую нагрузку – почти все атаки «Фейеноорда» шли через его фланг, а Эджуке помогал слабо. Атаки были разнообразными: попытки дриблинга, забросы, позиционное нападение. Баху практически не обыгрывали (где надо, он фолил), в этот период он снял практически весь верх и совершил 5 из 9 овладеваний мячом. Грамотная игра Зайнутдинова – одна из главных причин, почему «Фейеноорд» не конвертировал преимущество в голевые моменты.

14. В десяти последних матчах еврокубков у ЦСКА только одна победа (в ничего не решавшей игре с «Эспаньолом»), это уже шестая ничья – Гончаренко называет турнир заколдованным.

ЦСКА остался на последнем месте и правда может не выйти из группы, продолжив челлендж команд из РПЛ – вылететь из еврокубков, чтобы весной снова отчаянно за них бороться. Это удивительно, учитывая, что в последнее время лидер РПЛ показывает самый стильный и визуально приятный футбол.

У наших клубов в Европе гонка: кто хуже? ЦСКА не выиграл и остался последним, хотя тайм был в большинстве

«Наш сукин сын, его надо оберегать». ЦСКА весьма своеобразно защищает Чалова после атаки Черчесова

Мой твиттер о футбольной тактике

Фото: REUTERS/Pavel Golovkin