10 мин.

Большой выпуск Нобеля про «Спартак»: Газизов мог сменить Тедеско, Кокорина убедили за один разговор, а Зарема, кажется, увольняет спортивных директоров

На канале Нобеля Арустамяна вышло почти двухчасовое видео про «Спартак», в которое уместились беседы с Шамилем Газизовым, Александром Кокориным, бывшим селекционером команды Нариманом Акавовым и даже Остоном Уруновым – про ту самую фотографию

Газизов: пришел в «Спартак» после обещания Федуна не давать в обиду. Цель – титулы

• Трансфер Газизова случился быстро: несколько звонков, несколько встреч с Федуном – поговорили о футболе и о том, как Шамиль видит будущее «Спартака».

«Я увидел желание владельца двигаться в таком направлении. Мне это очень-очень импонировало. Он сказал ключевые слова – что не даст меня в обиду. Это было самое главное для меня, потому что Федун понимал, с чем мне придется столкнуться».

В «Спартаке» – жуткая текучка кадров. После назначения Газизова в клубе сменились: коммерческий директор, директор по безопасности, исполнительный директор и глава селекционного отдела. Шамиль объясняет: кто-то просто устал работать, кто-то не соответствовал должности – но текучку постараются закончить.

Самая часто меняющаяся должность – спортивный директор. За последние годы сменилось несколько глав спортивного отдела. Последнего – Наримана Акавова (формально он был главой селекционного отдела, но обсуждают его как спортивного директора) – уволили в ноябре 2020-го. Газизов считает, что дело в завышенных ожиданиях:

«Просто ожидают, что придет человек и сразу сделает все на раз-два-три. А это сложно. Должность расстрельная. На сегодняшний день должность спортивного директора занимаю я – как генеральный директор. Естественно, для меня проще взять какого-то человека и скинуть на него определенную ответственность. Но я шел в «Спартак», чтобы достичь результатов».

• Газизов говорит, что у него были полномочия сменить Тедеско, но он решил продолжить совместную работу. Хотя потом гендиректор упомянул, что просто поддержал решение Федуна. Сейчас с Тедеско ведут переговоры о новом контракте – Доменико попросил подождать до зимы. Газизов надеется, что Тедеско примет предложение клуба. 

• Фраза «бросить перчатку» – лишь намек представителям других команд, что надо относиться к соперникам с уважением.

«В моем понимании, когда ты бросаешь перчатку, а не бьешь по лицу и не даешь пощечину, это говорит о том, что ты видишь равного. Что уважаешь соперника.

Некоторые люди не очень корректно высказывались по отношению к «Спартаку». Я постарался задать тренд, что мы должны друг друга уважать. Мы должны показывать болельщику и всем действующим лицам в футболе, что нужно уважать соперника. Вот и все. Сегодня никто над этим не смеется? Значит, я был прав?»

• Цели работы Газизова в «Спартаке»: «Только титулы, больше ничего. Я пришел сюда только ради них. Для меня это возможность завоевать вместе со «Спартаком» трофеи и играть в Лиге чемпионов».

Кокорин: «Сочи» и итальянские клубы не дали конкретику, а Газизов убедил всего за один разговор

• «Зенит» даже не предлагал контракт, но были другие варианты в РПЛ.

Александр беседовал с Марко Николичем – нападающий говорит, что нашел язык с главным тренером «Локомотива», плюс там была Лига чемпионов. На совете директоров «Локо» кандидатуру Кокорина не одобрили – и Николич позвонил и извинился.

• Были контакты в Италии, но до конкретики дело не дошло, а Кокорину хотелось конкретного предложения. В «Роме» менялась власть – звали приехать и посмотреть клуб. Александр не полетел из-за коронавируса:

«Во-первых, я находился в Сочи, идет футбольный сезон. Я им написал: я отпрошусь на выходные, но вы мне все организуйте – не самолет (я бы сам организовал), а бумаги. Документы, что я там делаю. Я не могу написать в бумагах, что полетел в Европу познакомиться. И все – пропали».

• Другие итальянские клубы выходили на связь, обещали прислать условия – и пропадали. Александр упомянул «Наполи» и «Фиорентину».

• От «Сочи» долго не было никакого предложения по контракту – в итоге звонок Ротенберга поймал Кокорина уже на пути в Москву (где были запланированы переговоры со «Спартаком»). Ротенберг пожелал удачи. 

• Тогда появился Шамиль Газизов – вышел через друга Александра. И гендиректор «Спартака» в беседе предложил то, что искал Кокорин:

«Я просто устал от тех историй. Шамиль вовремя появился и сказал те вещи, которые я хотел услышать. Никто так не сделал – все ходили как-то вокруг да около. А он появился с конкретикой. Чем-то убедил. Мы с ним реально поговорили час, и он сказал: «Сань, я не буду тебя доставать – жду от тебя ответ». Условия обсуждали всего 2 минуты».

У Кокорина действительно есть пункт о выкупе для европейских команд – за относительно небольшую сумму. С «Ромой» уже были притирки, были и другие клубы.

«Летом я не делал финансовые запросы никому, – говорит Кокорин. – Не было предложений у меня на руках. Если бы «Рома» предложила миллион евро, то я бы поехал». 

• Газизов говорит, что причина трансфера проста – один из лучших российских игроков оказался на рынке. Такие возможности нельзя упускать. Это не только способ усилить «Спартак», но и ослабить соперников из «Зенита».

Урунов: деньги отправляет папе, одноклубники объяснили, что фотографии с пакетами Gucci лучше не выкладывать

• Главный хайлайт Урунова в «Спартаке» – та самая фотография с пакетами Gucci и Louis Vuitton. Сам Остон сказал, что фотография после ЦУМа вызвала неожиданную реакцию.

«Я выложил фотку для себя и не думал, что она вызовет такой ажиотаж. Мне потом позвонили старшие товарищи и сказали, что лучше ее удалить. Специально Шамиль Газизов по этому поводу не звонил, но потом, когда мы увиделись на тренировке, он подошел и сказал: «Отличная фотография». В шутку, конечно. Потом объяснил, что лучше такое не выкладывать».

• Остон признался, что его финансами управляет отец: с папой обсуждают, сколько денег нужно на бытовые расходы и на какие-то покупки – столько и оставляют.

• Газизов говорит, что на Урунова были и другие претенденты: ЦСКА и «Рубин». Если бы Шамиль не привез Остона в «Спартак», то потом были бы вопросы, почему не взял хорошо знакомого и талантливого футболиста. Эта сделка, по мнению Газизова, была самая тяжелая из всех в это трансферное окно.

Трансферы: Орье сорвался из-за семейных проблем, договориться с Мозесом помогла Грановская

• Критику за трансферную кампанию Газизов понимает, но не принимает. Главный недостаток – медленно велись дела, но повлиял коронавирус. В прямом общении игрока легче склонить к переходу.

• Вся трансферная кампания «Спартака» в это окно обошлась в 1,3 млн евро – из них 1 млн ушел на Урунова.

• Первым кандидатом на позицию правого защитника был бразилец Гуга: селекционный отдел при Цорне договорился с клубом и футболистом, но сменилось руководство – и новые селекционеры посчитали переход нецелесообразным и переключились на другие кандидатуры.

• Следующими кандидатурами были Хюсай из «Наполи» и Серж Орье из «Тоттенхэма». Албанца не отпустил Гаттузо, а у Орье случились семейные проблемы – и он решил не менять обстановку:

«С Орье мы договорились. Договорились, что переход обойдется примерно в 8,5 миллионов евро. На определенном этапе у Сержа в жизни произошли не очень хорошие моменты, связанные с его семьей. Он не смог бы перевезти сюда маму и семью. Он потерял брата и папу. Принял решение остаться в Англии и не делать никаких резких движений».

• По поводу Кенни Тете говорили с Мино Райолой, но сразу было понятно, что агент просто использует «Спартак», чтобы набить цену игроку.

«С самого начала было понятно, что Тете в «Спартаке» не будет. Это была история, раскрученная очень сильным агентом. Это был большой блеф. Когда мы поняли, что мы – лишь фишки в игре, то сразу вышли из переговоров».

Переход Мозеса – заслуга не Заремы, а нового селекционного отдела и Газизова. Шамиль сам обсуждал переход с Грановской:

«Грановской большое-большое спасибо. Она помогла нам убедить Мозеса. Мне кажется, что она помогла «Спартаку» – переход получился в пределах тех сумм, которые мы закладывали. Аренда стоит 300 тысяч евро. И выкуп за 5 млн, но необязательный».

Бывший глава селекционного отдела Нариман Акавов рассказал, что Мозес приехал с понижением зарплаты и в аренду, хотя искал постоянный трансфер.

• Поиски правого защитника затянулись из-за перестановок внутри «Спартака». Пока один селекционный отдел уходил, а другой формировался (это происходило уже по ходу чемпионата), работа велась, но не в полную силу. В итоге игрока на важную позицию подписали только к октябрю. Сейчас в клубе создается трансферный комитет – где будут обсуждать варианты усиления команды.

Зарема: присутствует на важных переговорах и, кажется, увольняет селекционеров в обход Газизова

• Положение Заремы в команде практически официальное. Газизов сказал, что она присутствовала на разговоре с Тедеско по поводу нового контракта: вместе с Шамилем и Федуном

• Генеральный директор «Спартака» считает, что Зарема – компетентный в футбольных вопросах человек: «Конечно, я с ней общаюсь. Она член семьи, и она человек, который довольно-таки неплохо разбирается в футболе, поэтому... У нее есть очень приличное знание, я тебе скажу. 

Я не знаю, откуда это. Она со многими людьми из футбола общается. Но то, что знания в футболе у нее приличные, – это бесспорно».

• Чаще всего рядом с фигурой Заремы всплывает имя итальянского агента Франко Камоцци. Он – муж подруги Заремы. Если скауты говорят, что с ним не знакомы, то Газизов утверждает, что беседовал с агентом по видеосвязи. 

«Можно я скажу так: я этого человека знаю, я с ним общался. И он мне импонирует – и на этом закончить. В этом году он не участвовал в сделках «Спартака».  

• Судя по всему, отставка Наримана Акавова с поста главы селекционного отдела – решение Заремы. Сам Акавов по поводу причины увольнения сказал: «Шерше ля фам» (ищите женщину).

Газизов дал более обтекаемую формулировку: «Нариман меня полностью устраивал, но решение акционеров было такое. Он, скажу так, слишком рьяно взялся за работу – и верил, что делает хорошее дело. То, что он не понравился – это «на вкус и цвет». Пока футбольный скаут не допустит определенное количество ошибок, он не станет топом. Мне кажется, что надо воспитывать свои кадры».