Записки селекционера (продолжение) ПОВТОРЕНИЕ ЕЩЕ НЕ ПРОЙДЕННОГО
В своем блоге от 14 августа «Бардак какой-то» я высказывал осторожный оптимизм по поводу пробуждения от карантинной спячки. Тогда уже большинство команд начинали тренироваться, предполагалось проведение финальных этапов Первенства России хотя бы по двум возрастам. И, действительно, в сентябре стартовали чемпионаты в регионах, началось первенство Москвы, самый солидный по составу участников турнир, правда, в усеченном варианте, только в один круг. РФС назвал точные даты проведения финалов по 2005 и 2006 годам рождения: 15-25 октября в Изумрудном и 22 октября- 2 ноября в Крымске. Но, как говорил афористичный Виктор Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять». Пришла вторая волна короновируса (а заканчивалась ли первая?), и снова мы погружаемся в непонятную по времени паузу. Все детские турниры остановлены, продолжаются только игры ЮФЛ; финалы Первенств России окончательно отменены. Таким образом, 2020 год уже точно можно считать потерянным для детского футбола. Ни одного соревнования всероссийского масштаба для клубов, ни одного настоящего сбора и турнира для сборных юношеских команд. В удивительном положении оказались вновь назначенные тренеры юношеских сборных 2005 и 2006 годов рождения. Тренеры сборных есть, а самих сборных нет.
Селекционеры вообще оказались просто без работы. Те просмотры, которые проводились, в основном были «по волнам моей памяти», то есть по старым наработкам, по впечатлениям от турниров прошлого года. Плюс по проверенным рекомендациям. Да, удалось найти в регионах интересных ребят; многие из них получили шанс попробовать свои силы в топ-академиях. Но все же приток новичков, который обычно приходит осенью, в этом году не случился. Зато мы научились работать в новых реалиях; очень много узнали о тех требованиях, которые сегодня необходимо выполнять. Сейчас уже автоматом отвечаешь на вопрос о документах и справках, которые необходимы для приезда на просмотр.
- Допуск спортивного диспансера;
- Тесты на антитела(кровь);
-Тест на ковид (мазок)- не позднее 72 часов с момента сдачи анализа;
-Справку о санэпидемокружении со сроком давности не более 48 часов;
В разных академиях требуют все или не все справки из этого перечня. Думаю, что такое положение дел сохранится надолго, до лета следующего года точно. И если вы (родители, тренеры) предполагаете везти мальчика на просмотр, то этот перечень будет для вас не лишним.
Теперь под угрозой и финальные турниры Первенства России 2021 года. Мало того, не знаем, состоятся ли они. Но главное, кто будет на них играть, ведь первенства в регионах остановлены, а значит отбор на финальный этап пока не проведен. Есть минимальные шансы, что доиграют этот осенний отбор, но именно, минимальные.
Без объявления, но сейчас фактически в детском футболе карантин. Первым среагировал очень быстро и толково «Краснодар», еще в конце сентября наглухо закрывший интернат от внешних контактов. Тренеры приходили из дома и проводили тренировки бесконтактно, руководя командами в прямом смысле из-за забора. Все поля в академии огорожены, и тренеры находились на безопасной социальной дистанции. Хотя это, на мой взгляд, неправильный термин. Социальная дистанция, это дистанция между богатым и бедным, а в нашей ситуации, это просто санитарная дистанция, измеряемая в метрах. Правда это коснулось только детей до 15 лет; старшие пока еще играют в ЮФЛ-1 и ЮФЛ-2. Но это «Краснодар», который имеет возможность одеть каждого ребенка в защищенный космический скафандр, в других же детских академиях дети хоть и осторожно, но тренируются в привычных условиях, где контакты с внешним миром, увы, не исключены, потому что не все дети живут в интернате, многие приходят на тренировки из дома. Знаю, что в некоторых академиях есть заболевшие юные футболисты, причем разных возрастов. А в ЮФЛ-2, где играют 16-летние, вирус сразил целые команды, ушедшие в изоляцию. Академию им.Коноплева, СШОР «Зенит», «Ростов». Сейчас, в конце октября, вроде бы удалось вылечиться и команды возвращаются в турнир.
Такая вот неопределенность…
18 сентября было мое интервью на «Матч ТВ». Разговор был довольно безобидный, просто частное мнение об игре «Краснодара», о перспективах молодого тренера, о шансах для воспитанников академии. Но видимо «Краснодар» сегодня для многих очень сильный раздражитель. Клуб успел за 12 лет своего существования приобрести огромную армию поклонников, состоящих, мне кажется, не из оголтелых фанатов, а из ценителей хорошей игры. Скажем, людей со вкусом.
Одновременно, есть немалое число людей, для которых «Краснодар» не бык, а красная тряпка, на которую все время они бросаются. Думаю, многими двигает обычная зависть к неожиданным, по их мнению, успехам молодого клуба. Особенно на фоне жалкого существования некогда знаменитых клубов, фанатами которых они являются. Или, скажем, потери поступательного движения, отсутствия прогресса. Я уже не говорю об оголтелых фанатах самого колхозного клуба России, который под руководством выдающихся деятелей из краевой администрации достиг наивысшей точки падения. Хотелось сказать, достиг дна, но пока это не предел, снизу еще могут постучать…
И вот этот безобидный разговор с корреспондентом «Матч ТВ» вызвал достаточно бурную реакцию, причем из обоих лагерей.
Почему-то у многих вызывает сомнение фигура главного тренера Мурада Мусаева. Приведу несколько фрагментов интервью.
Вопрос корреспондента:
— Вы говорили, что Мусаев способен стать топ-тренером. До сих пор так думаете?
— Если брать умение учиться, получать знания, способность следовать игровой модели, нацеленной на атаку, то — да. Еще важная деталь, что даже под таким давлением он держит и развивает игровую модель: играть вперед, контроль мяча, высокий прессинг, никакой отбойной игры. Ведь мог бы в какой-то момент попросить игроков действовать чуть ниже, осторожнее, попроще, но он этого не делает.
Вот тут-то и посыпались комментарии, порой очень язвительные. Мол, видели мы эту атакующую модель в матчах против ПАОКа, «Ренна», в первом тайме против «Спартака». Вроде трудно возразить: да, «Краснодар» был не похож на самого себя, была осторожная выжидательная тактика, была отдана инициатива, привычная атакующая игра просматривалась лишь фрагментами. Не хочу долго это разбирать, сошлюсь на один пример. На финальный бой Олимпиады 1972 года советский боксер Вячеслав Лемешев вышел с травмированной, практически сломанной левой рукой, долго выжидал, сдерживая атаки соперника, и, выбрав момент, нанес один разящий нокаутирующий удар. Руку он доломал окончательно, но этот удар принес ему звание олимпийского чемпиона. Я видел этот выдающийся бой!
Вот игра «Краснодара» в этих матчах очень сильно напомнила мне победную тактику Лемешева. Во-первых, значимость результата в матчах с ПАОКом трудно переоценить, во-вторых, если у Лемешева была разбита в куски рука, то у команды Мусаева были в лазарете ведущие футболисты, без которых привычная атакующая игра просто невозможна. Лично мне удар Рамиреса в игре с «Ренном» напомнил тот сокрушающий удар Лемешева. Такими же были голы против ПАОКа. А против «Спартака» вышел состав, глядя на который, думаю, заливался слезами в своей ложе Галицкий. В запасе три полевых игрока: Мацукатов, Сабуа, Уткин. Страшное усиление! Но, кроме шуток, Сабуа вышел и забил. Эй, критиканы из великих клубов, кто из вас до этого слышал фамилию этого двадцатилетнего паренька? И во втором тайме «Краснодар» крепко прихватил «Спартак», и, если бы не ряд спорных ситуаций, результат матча мог быть иным. Но все же, исходя из имеющейся обоймы игроков, у «Краснодара» было мало шансов. Кто-то скажет, что в травмах футболистов есть вина главного тренера. Возможно. Думаю, ошибки в работе тренерского штаба и медицинской службы есть. И вина Мусаева может в том, что он во многом доверяет своим помощникам, поручая им отдельные участки работы. Это из-за уважения и доверия к ним, также из-за недостатка опыта. Сегодня в команде появился известный специалист по физподготовке из Англии Джон Филлипс. Посмотрим, может его работа развернет ситуацию с травмами игроков в положительную сторону.
Также мои оппоненты обрушились на Шапи, считая, что он уже закончил карьеру, едва начав. Да, у Сулейманова сейчас не лучший период, но многие забыли, что он достаточно тяжело переболел короновирусом и с трудом приходит в себя. Посмотрите, что сделал ковид с более опытными и мастеровитыми футболистами. До сих пор не обрели нужных кондиций Еременко и Бакаев. Да и в зарубежном футболе таких примеров немало. Думаю, полностью победив последствия вируса, также проанализировав свои ошибки, а они есть, в основном в области психологии, Сулейманов будет прогрессировать.
Еще вопрос корреспондента:
— Есть ощущение, что у «Краснодара» застой в игровом развитии. Согласны?
— Команда играет нестабильно, но застоя точно нет. Нестабильность связана в первую очередь с кадровыми проблемами и неровностью состава. Есть топовые Кабелла, Вандерсон, а есть те, кто не совсем соответствует уровню «Краснодара». Например, Кайо. Защитник, которого брали как опорника.
Вообще вся оборона, на мой взгляд, не отвечает поставленным задачам. Именно там основная проблема команды: Мартынович, мягко говоря, не молодеет, Кайо даже на уровне РПЛ смотрится весьма спорно, у Сорокина пока нет запаса в уровне мастерства. Даже число защитников недостаточное
Вот здесь я далее сказал, что перед групповым этапом в Лиге чемпионов «Краснодар» обязательно купит топового центрального защитника. Но этого не произошло. Непонятно, почему. Скорее всего, не нашли за нормальные деньги. Вместо игрока этой позиции клуб взял на флажке фланговых защитников Смольникова и Чернова, нападающих Маркова и Ионова. Зачем взял, понятно: невозможно ограниченным даже по количеству футболистов составом играть и в чемпионате, и в Кубке, и в Лиге чемпионов. Однако здесь есть большое опасение, что собрать их всех в команду просто не удастся. Тот же Марков и Ионов играют совсем в другой футбол, совсем не краснодарский. Даже старательный Чернов очень прямолинеен и не изобретателен. В матче против «Спартака» это было видно невооруженным глазом.
Ну, и самое главное, вокруг чего разгорелись споры. Это судьба воспитанников академии «Краснодара».
Вопрос корреспондента:
— Галицкий смирился, что 11 воспитанников — недосягаемая мечта?
— Это красивые слова, которым можно только аплодировать. Но не стоит воспринимать их примитивно, что обязательно 11 человек в старте должно быть. Все понимают, что это сказано в азарте или в качестве саморекламы. Это нормально — хвалиться воспитанием резерва. Статистика бесстрастно констатирует, что 12(сейчас уже 16) воспитанников академии «Краснодара» выходили на поле в матчах Премьер-лиги за главную команду. Это определенное достижение. Но все же это только цифры. Ни одна команда мира не сможет играть с 11 воспитанниками в старте, даже «Барселона» или «Атлетик» из Бильбао, в котором только одни баски, но не все они выросли в клубе.
То, что сейчас есть два незаменимых воспитанника в старте, уже хорошо. Еще Шапи, которого пока не сбрасываем со счетов… Что касается следующих годов — 2001-го, 2002-го, 2003-го, то там пока не просматривается тех, кто способен заиграть в «Краснодаре». Но подождем, у некоторых ребят потенциал есть.
Вот это и вызвало вопросы. Неужели за ярким дебютом в Премьер-лиге Сафонова, Уткина, Игнатьева и Сулейманова больше не последует открытий? А как же выходившие в 2020 году Адамов, Сергеев, Мацукатов, Кутовой, Черников, Воротников, Мартынов, Сперцян, Сабуа? Про мелькнувших ранее в основном составе своих воспитанников уже не говорим, все они или ушли, или находятся в аренде с последующим выкупом. Назовем их: Комличенко, Жигулев, Голубев.
Для тех задач, которые ставятся перед «Краснодаром», вряд ли кто из перечисленных футболистов прочно займет место в основном составе. В лучшем случае, выход на замену. А задача одна- трофеи! Которых пока еще не было. Три бронзы и выход в финал Кубка России- это не для Галицкого. Он хочет большего. Он жаден до побед. И это хорошо. Главное, чтобы не любой ценой. Нынешний выход в групповой турнир Лиги чемпионов- большое достижение. Точнее, первый шаг к большому достижению. А играть в еврокубках (читай, в Лиге чемпионов) он желает каждый год.
В еврокубках количество игравших воспитанников академии поскромнее. Впереди та же яркая четверка: Сафонов, Уткин, Игнатьев, Сулейманов, попробовавших себя и в Лиге Европы, и в квалификации, и уже основном турнире Лиги чемпионов. Кроме них в Лиге Европы считанное число минут провели Голубев, Жигулев и Агеев. Это пока все.
Про Кубок России можно не писать, не такой значимый турнир. Не случайно, там играло побольше воспитанников академии, даже тех, кто сегодня уже потерял статус перспективного для «Краснодара». Например, Гогличидзе, Татаев, Агеев, Ланин, Марченко. Правда один парень там мелькнул, но потом решил строить свою карьеру не в этом клубе, где в него не верили. Работал, пахал в ФНЛ, потом в скромненьком клубе ПЛ, а сейчас в «Динамо» и в сборной России. Это Даниил Фомин.
А кто на подходе? Неужели в командах академии 2001-2003 годов рождения нет тех, кто способен ворваться в состав главной команды, как это сделала «великолепная четверка» С-У-И-С? Понятно, кто здесь зашифрован.
В этих возрастах есть очень интересные ребята, но сделать ставку на них я бы не рискнул. Пока они крепнут в играх ФНЛ и ПФЛ, обкатываются в молодежном первенстве, даже в матчах ЮФЛ. Но авансы раздавать рано.
И часто звучит один вопрос: «Если академия не дает такого постоянного пополнения в главную команду, то значит она работает плохо?» Ответ на этот вопрос легкий и одновременно сложный.
Да, для тех задач, которые ставит перед собой «Краснодар», нужны сумасшедшие таланты, чтобы заиграть в основе команды. А талант и хорошо обученный игрок- разные вещи. Академия может выпустить всесторонне подготовленного футболиста, но без таланта, искры божьей, он не заиграет в большой команде. Вот в этом и проблема.
Академия «Краснодара» будет выпускать хороших игроков, спрос на которых будет постоянным в других клубах ПЛ, точно в клубах ФНЛ. Времена, когда за счет выпускников академии первых 5-6 лет можно было «поднять средний уровень второго дивизиона», как выражался один клубный деятель, уже ушли. Скоро, очень скоро в каждом клубе ПЛ, во многих клубах ФНЛ, в зарубежных командах будет полно выпускников академии «Краснодара». В конце концов это все-таки станет бизнесом, нормальным честным бизнесом.
А в основном составе будут играть топовые легионеры, лучшие российские игроки и самые суперталантливые воспитанники академии. Пусть их будет только 1-2-3 в составе. Это тоже очень хорошо.
Я знаю трех-четырех суперталантов из академии, которым сегодня еще нет и 15 лет. Но не скажу. Потом буду гордиться, что приложил руку к их появлению в «Краснодаре».
Через час игра с «Челси». Всех лучших в «Краснодаре» точно не будет. Кто-то только из-за этого не даст команде ни одного шанса.
Но, черт побери, эти шансы есть.
...были
Однако смена позиций очень часто идет на пользу игроку. Он приобретает новые навыки, новый опыт. Поиграв крайним защитником, он по другому будет оценивать и игру нападающих.. Не обязательно, что Сергей заиграет именно крайним защитником. В этом возрасте можно ставить эксперименты.
Кроме Умникова еще есть пара-тройка суперталантов. Не будем афишировать...
Профессиональная карьера футболиста здесь не главное. Много селекционеров в детских академиях играли просто на любительском уровне.
К сожалению, я не могу все подробно рассказывать в рамках переписки. В моем блоге, в статьях 2018 года, есть описание требований к селекционеру, небольшой материал по теории: методы просмотра футболистов, критерии оценки, модельные характеристики и т.д Если вам поможет, буду рад.
В своем видео про детский футбол я процитировал ваши слова: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/moedrugoemnenie/2848052.html
Подскажите, пожалуйста, на будущее - ударение в вашей фамилии на первое или второе о?