4 мин.

Скамейка молодых

Дмитрий Федоров в колонке журнала Newsweek – о самораскрытии юных футбольных талантов, лимите на легионеров, хоккейном рэкете и больших амбициях больших клубов.

На этой неделе начинается футбольный сезон в России. «Зенит» и «Спартак» встречаются в Кубке УЕФА соответственно с испанским «Вильярреалом» и французским «Марселем». Игра в феврале напоминает о подснежниках, пробивающихся из-под корки грязного льда. Те же природные процессы – только с месячным опережением графика. Политические процессы футбол обычно не дублирует, но иногда получается забавное взаимопроникновение. Наше государство сейчас ведет лютую битву с иностранной рабочей силой. Всячески законодательно ее ограничивает. Футбольные инстанции занялись этим еще раньше, но недавно столкнулись с неожиданным противодействием.

Лимит на легионеров становится жестче с каждым годом – освобождающееся пространство должно заполняться. И не ветеранами, естественно, а молодыми игроками. Вот и решили в регламент чемпионата России ввести правило, согласно которому в заявку на матч обязательно должны быть вписаны два игрока не старше 21 года. Но многие тренеры взбунтовались! Самое смешное, что протест озвучило Объединение отечественных тренеров, которое полтора года назад устроило завистливую обструкцию новому тренеру национальной сборной Гусу Хиддинку – исключительно по национальному признаку. Понаехали тут, дескать, разные деятели из-за границы и у нас, настоящих профессионалов, работу отнимают. И вот теперь эти профессионалы не захотели перетруждаться и заниматься молодыми игроками.

Действительно, с футболистом, которому не исполнился 21 год (если он, конечно, не большой талант), надо серьезно персонально работать, потому что он еще многого не умеет и не понимает. Он требует той же заботы, что и породистый щенок. И выяснилось, что мало кому хочется возиться. А не желаешь возиться – значит, у тебя не будет такой возможности варьировать состав, как у коллег, пожелавших уделить время подрастающему поколению. Главный тренер «Зенита» Дик Адвокат сказал, что это правило приведет к тому, что два молодых игрока будут полировать лавку запасных. Но ведь в силах самого голландца сделать так, чтобы они не отсиживались, а приносили пользу команде – скажем, выходя на замену. В прошлом чемпионском сезоне, кстати, молодые петербуржцы Максимов и Лебедев сыграли всего в семи матчах.

По случаю мне вспомнилась одна реклама на фестивале «Каннские львы». В ней снимался сам Адвокат. Сюжет такой. Мальчишка хочет получить автограф у знаменитого тренера, живущего в высотном доме чуть ли не на последнем этаже. Хитрый паренек забирается на крышу и забрасывает ему мяч на балкон, потом звонит в дверь, говорит, что играл на улице и случайно выбил мяч, можно ли его взять? Завязывается добрая беседа, Адвокат одобрительно похлопывает мальчишку по голове, расписывается и уже после того, как юный футболист уходит, смотрит с балкона вниз, становится серьезным, потому что понимает, каким нужно быть сильным, чтобы добить туда мяч. Таким образом рекламируется какая-то полезная детская еда. И вот возникает жуткий диссонанс между экранным образом доброго наставника и реальным человеком, отказывающимся развивать игроков, предпочитающим работать со сложившимися исполнителями.

Неохота заниматься этим и обладателю Кубка УЕФА главному тренеру ЦСКА Валерию Газзаеву. Он назвал новый пункт регламента абсурдным. А не кажется ли Валерию Георгиевичу абсурдным, что дубль ЦСКА в последние годы – либо чемпион, либо второй, но в основной команде, кроме Григорьева, никто пока не играет? А не абсурд, что у армейцев сейчас слева в защите пробуется турок Джанер? Но в то же самое время играющий на той же позиции Ренат Янбаев, воспитанник ЦСКА, перешел в «Локомотив» и дорос в новом клубе до сборной. Я понимаю, Газзаев не занимается раскрытием потенциала молодых, потому что и он, и президент Гинер – заложники больших амбиций клуба. Результат нужен здесь и сейчас, а не на перспективу. Впрочем, пришлому Хиддинку тоже требовался немедленный успех в отборочной кампании, что не помешало дать хороший импульс тому же Торбинскому. Как вам это нравится, блюстители национальной гордости и национальных интересов?

В российском хоккее, сколько себя помню, существовала квота для «масочников» – игроков не старше 20 лет. Благодаря ей Россия постоянно выигрывала юниорские и молодежные чемпионаты мира. В худшем случае довольствовались медалями. У Овечкина, Малкина и Ковальчука была неплохая свита. Если бы не она, то становление звезд проходило бы медленнее. Международные матчи, естественно, дают в разы больше, чем игры Суперлиги. Руководство федерации при Владиславе Третьяке занялось откровенным рэкетом, назначив гигантский налог на вратарей-легионеров. Выглядело это некрасиво, но зато сейчас регулярную практику в клубах имеет шесть молодых российских голкиперов. С учетом дефицитности амплуа в сборной вымогательство оборачивается благом.

В футболе недовольные тренеры все-таки упростили себе задачу. Насколько мне известно, на бюро исполкома РФС 11 февраля узаконят включение в основу не двух, а одного игрока не старше 21 года. Решили не натягивать удила.