Аварийный участок дороги
Российский гонщик Роман Русинов в в колонке для журнала Newsweek размышляет на тему промышленного шпионажа в «Формуле-1» и считает, что гонщикам «Макларена» снятие командных очков только на руку.
Небывалый скандал, разразившийся в «Формуле-1», стоил лидеру гонок – «Макларену» – двух Кубков конструкторов, репутации и $100 млн в придачу. Команду обвинили в воровстве информации у главного конкурента – «Феррари». Но болельщикам стало только интересней: Кубок конструкторов теперь достанется итальянцам, зато два пилота «Макларена» (лидеры в личном зачете чемпионата), не отягощенные обязательствами перед командой, смогут теперь красиво разыграть между собой титул. Или совсем уж невероятным образом проиграть его преследователям из той же «Феррари».
Я ожидал, что «Макларену» после всех этих разбирательств не поздоровится, но даже представить себе не мог, что наказание будет таким суровым. Это уникальный штраф для «Формулы-1».
При этом до последнего казалось, что все обойдется, пока глава «Макларена» не признал вину команды. Было объявлено, что он пошел с повинной после того, как сам впервые узнал, что творилось в команде за его спиной. А рассказал ему об этом якобы чемпион мира Фернандо Алонсо, пригрозивший предать всё гласности, если его не сделают первым пилотом и не задвинут на второй план ненавистного ему напарника по команде Льюиса Хэмилтона.
Я не думаю, что эта версия правдива: в «Макларене» прекрасно понимали, какие последствия повлечет за собой такое признание, и не стали бы реагировать на шантаж Алонсо. Значит, дело в чем-то другом. Понятно, что в этом признании «Макларена» есть и интерес «Феррари», ведь теперь она точно станет чемпионом в Кубке конструкторов.
Чем же были так ценны эти сведения, если «Макларен» решил ради них рискнуть репутацией и деньгами? На самом деле даже маленькая деталь, которая позволяет выиграть гонщику одну десятую секунду на круге, – это большая инженерная находка. Одно из сообщений, просочившихся в прессу, рассказывает о пружинке, которая поддерживает днище автомобиля. Сама по себе эта пружинка ничего не значит, и просто так приляпать ее к болиду, чтобы получить результат, невозможно. Здесь нужны чертежи и расчеты, которые показывают, действительно ли пружинка так полезна или она никак не сказывается на скорости.
Информация о том, как соперник проходит трассу и когда он будет делать остановки для дозаправки, гораздо важнее. Скажем, «Феррари» идет впереди, а «Макларен» догоняет. Мы знаем, что второй автомобиль по своим скоростным характеристикам превосходит первый, но совершить обгон на трассе очень непросто. Если вы знаете, что через несколько кругов соперник отправится в пит-стоп, то можете точно рассчитать, когда, получив свободную дорогу, вам нужно будет ускориться и выиграть несколько секунд. Это как раз то, что нужно для победы.
Не менее важна для успеха информация о телеметрии соперника, которая показывает все данные: прижимную силу, балансировку колес, скорость. Кстати, насчет скорости. Благодаря телеметрии, вы можете увидеть, на каком повороте машина едет быстрее, а где сбавляет скорость. После этого можно наложить свой график телеметрии на график соперника (если он у вас есть) и сразу понять, выиграете вы или нет. Если да, то ничего менять не надо, можно спокойно готовиться к гонке. Но если вы видите, что сильно проигрываете на каком-то отдельном участке, тогда нужно делать новые настройки.
С помощью того же сравнения телеметрии можно узнать, почему ваша машина едет хуже, чем автомобиль противника. Здесь вы сразу увидите сравнение оборотов двигателей, распределение веса в обоих болидах, работу их подвесок. Распределение веса среди этих показателей – одно из самых главных. Очень важно сделать так, чтобы машина правильно прижималась и держала дорогу – на быстрых поворотах только таким образом достигается преимущество. Если вы хотите, чтобы машина была более маневренной, тогда нужно эту прижимную силу убавить, и наоборот.
Все эти на первый взгляд мелочи стоят дорого. Разработка новой детали выходит команде куда дороже, нежели постройка каждого болида. Если из 100 предложенных механиками и прошедших испытания деталей будут работать хотя бы пять, то это уже – успех. В этой связи очень важно еще и не допускать ошибок, чтобы не возиться долго с ненужными деталями. Разработки «Феррари» могли помочь «Макларену» в оценке эффективности изобретений. Грубо говоря, это понимание – над чем стоит работать, а на что не стоит тратить драгоценное время.
Теперь, когда бороться за доброе имя «Макларена» Алонсо и Хэмилтону уже нет смысла, они схлестнутся друг с другом. Я даже допускаю, что партнеры по команде могут столкнуться на ближайшем «Гран-при» – они и неделю назад были близки к этому. Алонсо слишком долго терпел назойливого британца, поэтому просто обязан рискнуть. Борьба этих двух гонщиков должна сыграть на руку пилотам «Феррари»: Кубок конструкторов они уже выиграли, чемпионат уже почти проиграли, значит, можно сосредоточиться на локальных достижениях.
Что касается команды «Макларен», то для ее руководства этот сезон в принципе закончен. Теперь им нужно подготовить машину для зимней проверки, которая покажет, использовались ли разработки «Феррари» при подготовке болида или нет.
Во-вторых, Рон никогда не признавал вины МакЛарен как таковой. Рон признал, что некоторые сотрудники команды располагали информацией соперников.
Наконец, может ли кто-нибудь привести пример того, что МакЛарен хоть раз воспользовался информацией о стратегии Феррари и гонщик МакЛарен опереди гонщика Феррари на пит-стопе? В Австралии МакЛарен был в курсе тактики Феррари, помогло это им?
Ну и совсем уж надуманно звучат формулировки по поводу телеметрии и оборотов двигателя. Учитывая, что двигатели в этом году практически унифицированные...
Абсолютно согласен. Особенно насчёт пит-стопов. У нас почти ни в одной гонке не было борьбы колесо-в колесо с выигрышем на пит-стопе. Как правило, либо МакЛарен в одну калитку выигрывает, либо Феррари.
Или я чего-нить не понимаю, или как, но вроде бы для извилистой Монако машину настраивают на максимальную прижимную силу, а для прямиков Монцы наоборот, на минимальную?