5 мин.

Андрей Кириленко: «Через три года могу закончить карьеру»

Самая яркая российская спортивная победа уходящего года случилась не на синтетическом газоне «Лужников» – футболисты потом чуть сами все не испортили, – а на паркете баскетбольного зала Мадрида. Сборная России сенсационно выиграла чемпионат Европы по баскетболу – притом что шансов имела немногим больше, чем сборная футбольная. В интервью Никите Загдаю (специально для Newsweek) Кириленко с радостью вспоминал о прошедшем Евробаскете, описал ситуацию в «Юте Джаз» и даже заглянул на три года в будущее.

- Андрей, по сути все 12 игроков сборной России провели неудачный клубный сезон. Ты был на вторых ролях в «Юте», Джей Ар Холден в ЦСКА жаловался на жесткие рамки, а остальные и вовсе были глухими запасными. Но вот потом вы неожиданно стали чемпионами Европы. Получается, что ваша победа – насмешка всему мировому баскетболу с их звездами?

- Нет. Это лишь очередное доказательство: порядок бьет класс. Тренер Дэвид Блатт каждого смог правильно использовать. Всех расставил по местам. Плюс сыгранность, плюс молодость и желание доказать всем, что мы действительно можем. Не было спадов и провалов. Оставалось только все сделать правильно. Ну и, конечно, везение. Здесь чуть-чуть, там чуть-чуть – и получили золото чемпионата Европы.

- Ну и команда у вас, говорят, была невероятно дружна.

- Более того, не только те 12, что поехали на чемпионат Европы, но и все те, кто был только в числе кандидатов. Я регулярно созваниваюсь как минимум с шестью ребятами из сборной. Мы все приезжаем в национальную команду кайфовать. Для такой атмосферы необязательно вместе ходить в рестораны или, скажем, в гости друг к другу. Хотя многие так и делают.

- В 2005-м на чемпионате Европы про вас легенды ходили – как вы всей командой играли после тренировок в компьютерные игры.

- Если честно, то не все. Это мы с Витей Хряпой подсадили команду на игрушки. Представляешь, даже тридцатилетние Захар Пашутин и Петя Самойленко, второй раз в жизни сев за компьютер, подсели! А остальная команда если и не играла, то ходила от одного геймера до другого и болела. Мы с Хряпой и сейчас постоянно онлайн. С нами Тим Данкан играет и еще несколько звезд НБА.

- Теперь дружная команда сумела выиграть чемпионат, а ты сам получил звание лучшего игрока.

- Без золота Евробаскета эта награда ничего не стоит. Только в комплекте с общей победой.

- Ну, все-таки она, наверное, улучшила и лично твое положение в «Юте»?

- Абсолютно точно – нет! Турнир сборных уже давно стал самостоятельным и никак не влияющим на клубную карьеру соревнованием. Выиграл чемпионат Европы – молодец. Проиграл? Ничего страшного. Для России это большое событие. Для меня большое событие. Для всех ребят – это грандиозный успех. Но прямой связи с карьерой в клубном баскетболе нет.

- Но ведь именно после Евробаскета ты открыто просил руководство «Юты» обменять тебя в другой клуб или больше задействовать в атаке. Это было смелое выступление – и вроде как ты добился своего. Правда, все равно твоя роль в «Юте» значительно меньше, чем в сборной России…

- Конечно, я несильно доволен происходящим, но если сравнивать с прошлым сезоном – я стал более востребован. Больше играю, больше бросаю, чаще владею мячом. Да и сам теперь немножко по-другому отношусь к происходящему. Как к работе. Но и главный тренер «Юты» Джерри Слоун стал больше мне доверять. Хотя по-прежнему я не являюсь основным оружием команды. Я все еще считаю, что мог бы приносить больше пользы.

- Выходит, то, что ты пошел на конфликт, принесло свои плоды?

- Да не было конфликта как такового. Просто я высказал свое видение ситуации, руководство клуба – свое. Что-то кардинально менять не стали. Просто пошли друг другу на уступки. Не по всем пунктам, но все же.

- У тебя в голосе чувствуется какая-то усталость. Ну и сама эта фраза «отношусь как к работе» немного депрессивна. Ты перестал получать удовольствие от баскетбола в НБА?

- Я стараюсь получать удовольствие от жизни прежде всего. Много времени провожу с детьми, с женой. Двое счастливых детей, прекрасная супруга – в этом и есть счастье. От этого я получаю удовольствие. А баскетбол – это лишь работа. За которую я получаю большие деньги. Мой контракт рассчитан еще на три года, и сейчас я думаю, что не стану его продлевать, и подумываю о завершении карьеры.

- Завершение карьеры?!

- Я не собираюсь завтра уходить из баскетбола. Просто на данный момент готов к этому. Если бы эти три года закончились прямо сейчас – думаю, что завершил бы. Но загадывать не стану. Все может измениться.

- Сейчас тебе 26, неужели в 29 – в самый расцвет карьеры – ты будешь готов закончить с делом всей жизни?

- Не хочется уходить ветераном, который доигрывает. Да и здоровье беречь надо. Не хочется уйти старым и больным.

- Хорошо сказать перед уходом – я, мол, всего добился. Ты ведь выиграл далеко не все. Вообще в твоем послужном списке есть событие, которое можно поставить рядом с победой на Евробаскете?

- Нет. Это самая большая и самая важная победа. Тем более с любимой моей командой. Следом идет попадание на матч All Stars НБА. Американцы признали во мне звезду в своей лиге. Это почетно.

- А ты сам стал в Америке своим?

- После семи лет проживания здесь – да, конечно. Я выучил все нюансы. Наслаждаюсь спокойной жизнью в Солт-Лейк-Сити. Мой старший сын ходит в американскую школу. У жены свой магазин одежды. В городе меня любят.

- Дом купил…

- Дом – это не показатель. Во Франции этим летом тоже купил дом. Дом мой – в России. Во Франции – отдых. А в США – работа. Если честно, то мы хотели этот дом арендовать. Но он нам так понравился, что мы его купили. А Солт-Лейк-Сити – это просто идеальный город для хорошей дружной семьи.

- Андрей, ты самый высокооплачиваемый российский спортсмен. Это то, к чему ты стремился, идя в баскетбольную секцию?

- Честно? Нет. Я занимался баскетболом в детстве, потому что любил его. Работой баскетбол стал, наверное, только последние пять-шесть лет. Но теперь я могу не только заниматься любимым делом, зарабатывать большие деньги, но и открыть фонд «Кириленко – детям». Мой фонд уже помог многим школам и больницам. Причем я предпочитаю помогать конкретной школе, нежели всем сразу. Не распыляться, а шаг за шагом работать над счастьем каждого. А ботинки за $5000? Ну должен же я был попробовать, что это такое. А то все говорят, говорят...

Никита ЗАГДАЙ