7 мин.

Ни в забой ногой

Две победы на старте группового этапа не уберегли донецкий «Шахтер» от вылета из Лиги чемпионов. Запланированное торжество превратилось в соревнование на самое печальное лицо. Newsweek анализирует капиталовложения Рината Ахметова, цитирует Мирчу Луческу и Хенка фон Стея и разбирает новый логотип горняков на цвета и символы.

На прошлой неделе донецкий «Шахтер» драматично вылетел из Лиги чемпионов, проиграв дома португальской «Бенфике». В клубе, видимо, совсем не были готовы к такому результату: на следующий день после матча были запланированы грандиозные мероприятия – презентация нового брэнда клуба. Румынскому тренеру (планировалось, что триумфатору, а вышло – антигерою) Мирче Луческу в ходе торжеств в донецком драмтеатре даже вручили орден от президента Украины Виктора Ющенко «За заслуги». Луческу было неловко. Он взял в одну руку орден, в другую – подаренный по такому случаю букет цветов и подошел к микрофону. «Хочу извиниться перед болельщиками», – оценил свои заслуги тренер и ушел со сцены.

«Шахтер» – абсолютный рекордсмен среди клубов Восточной Европы по потраченным деньгам. Владелец команды, крупнейший украинский олигарх Ринат Ахметов, не жалеет средств на исполнение своей мечты – сделать свою собственность лучшей в регионе.

До сих пор клуб лидировал только в антирейтинге, составленном по шкале затраты/эффективность. За сотни миллионов, потраченных только за последние 5–6 лет, Ахметов получил лишь несколько званий чемпиона Украины и кубков страны. Только в этом году игроков купили на $75 млн, правда, и продав на $70 млн. Команда, казалось, становится всё сильнее, но каждый раз все надежды рушатся в последний момент. В прошлом сезоне «Шахтер» чуть не выбил из кубка УЕФА главного фаворита турнира «Севилью», но пропустил гол на последней минуте – причем забил его вратарь соперника.

В этом году команда по игре была лучшей в Восточной Европе и была в одной победе от выхода в четвертьфинал Лиги чемпионов – чтобы добиться этой победы, у нее было 4 матча, но в результате не попала даже в кубок УЕФА, заняв последнее место в своей группе.

Зато «Шахтер» согревает сердца российских клубовладельцев: где-то прямо под боком есть клуб, который тратит еще больше денег, а радости хозяину приносит еще меньше. Но есть и другой взгляд на мир: «Шахтер», слегка опережающий богатейшие российские клубы по уровню развития, наглядно показывает, что одними лишь деньгами и копированием европейского опыта постсоветский футбол поднять до высшего уровня не получится.

«НЕ МОГ ЖЕ Я СТАТЬ ПЛОХИМ?»

В нынешнем сезоне «Шахтер» был ближе, чем когда-либо раньше, к заветному выходу из лигочемпионской группы. Первые два матча горняки уверенно выиграли – у «Селтика» дома и в гостях у «Бенфики». Тем трагичней была развязка: следующие четыре матча «Шахтер» проиграл. В последнем, на прошлой неделе, горняки должны были побеждать и надеяться на победу «Милана» над «Селтиком».

В Донецке в такой успех, казалось, никто и не верил – итальянцы уже добились необходимого результата и по сути играли товарищеский матч. Правда, даже ничья с «Бенфикой» позволяла «Шахтеру» сыграть весной в кубке УЕФА, но это было бы слабым утешением.

За полчаса до матча площадь перед стадионом была тиха, как украинская ночь. Спекулянты, рассчитывавшие на ажиотаж перед ключевой игрой, попрыгивая на холоде, предлагали билеты по стоимости в два раза ниже номинала. Стадион так и не заполнился, и большую часть матча болельщики либо молчали, либо свистели: «Шахтер» быстро пропустил два мяча, весь матч владел территориальным преимуществом, но перед штрафной соперника, казалось, просто не знал, что делать с мячом. В Италии в это время произошло столь распространенное в последнее время чудо: немотивированный «Милан» взял и победил. Но «Шахтер» сумел отыграть только один гол.

После матча разгневанные болельщики остались у стадиона, чтобы закончить сезон дружным освистыванием любимой команды. Футболисты с понурыми головами проходили мимо них в автобус. «Козлы!» – надрывался вслед им разгневанный болельщик.

Трижды за последние годы «Шахтер» кардинально менял свой состав: массово продавал игроков, делал закупку новых и «начинал новую жизнь». Но накануне презентации нового логотипа болельщики вновь развернули плакат: «К новой эмблеме – новую команду».

Тренер «Шахтера» Мирча Луческу сказал в интервью Newsweek, что не заметил этого плаката, хотя его-то он как раз и касался в первую очередь. Каждый второй в Донецке на прошлой неделе хотел хотя бы на секунду стать Ахметовым, чтобы уволить из команды главного тренера. «Но ведь мы выиграли две стартовые игры, и про меня говорили, что я хороший тренер. Не мог же я стать плохим за один месяц?» – оправдывался Луческу. И с надеждой добавил: «Ринат Ахметов, думаю, это понимает».

Ахметов Луческу действительно не уволил, а в интервью Newsweek отметил, что не сомневается в квалификации тренера. И особо подчеркнул, что его поразили слезы румына: тот заплакал прямо на стадионе после поражения. Но главное, за 12 лет работы с клубом Ахметов получил бесценный опыт, позволяющий ему сдерживать гнев на подчиненных: тренеров он менял много раз – и всё без толку.

ТРЕНИРУЙ ГОЛОВУ

Владелец «Шахтера» вообще, кажется, запасся терпением на долгие годы. Он строит новый стадион – в Европе именно комфортная домашняя арена является залогом стабильности клуба. Донецкий 50-тысячник, который откроют в следующем году, как и положено, будет одним из лучших. «Задачу строителям стадиона Ахметов объяснил коротко: сделать уникальную арену, которой нет нигде в Европе», – подтверждает Сергей Палкин, гендиректор клуба. Стоимость строительства – около $250 млн.

Так появился проект стадиона со стеклянной крышей и стеклянными же стенами, «который на солнце будет блестеть подобно бриллианту». Придумала его компания «АрупСпорт». Ахметов согласился выбрать ее после того, как увидел проект нового стадиона для испанской «Валенсии» – на презентации просто вырезали очертания Валенсии по карте, потом сложили неровную бумагу пополам и сказали, что так и будет выглядеть арена.

Сейчас «бриллиант» еще ожидает огранки: каркас уже построен, но стеклом его пока что не обнесли. «Все равно теперь солнце тут раньше весны не появится», – улыбается Андрей, один из тысячи строителей. Одно понятно: в отличие от Европы стадион не станет эффективным экономическим инструментом, приносящим стабильную прибыль, – руководство за счет продажи билетов планирует лишь отбивать расходы на содержание самой арены. А Палкин вменяет чудо-стадиону социальную задачу: «Он станет главной городской достопримечательностью, куда вечером не страшно семьей пойти».

Два года назад Ахметов – тоже очень по-европейски – инвестировал в создание детской футбольной академии по голландскому, то есть самому лучшему, образцу. Ее возглавляет голландец же Хенк фон Стей, воспитавший, к примеру, игрока «Арсенала» Робина ван Перси. «Здесь тоже будет такой результат, – обещает фон Стей корреспонденту Newsweek. – Лет через пять мои воспитанники будут играть за “Шахтер” в Лиге чемпионов и выведут команду в плей-офф».

Фон Стей охотно объяснил Newsweek, как совершить волшебство с украинскими мальчишками, – надо изменить всю стратегию подготовки молодых игроков. «В ваших странах она изначально неправильная: вы пытаетесь превратить мальчика в футбольного киборга, сделав упор на физику. Поэтому за счет физической мощи ваши команды выигрывают в турнирах 12–17-летних. Зато когда футболисту исполняется 18–20, выясняется, что думать на поле он не умеет – все силы ушли в ноги. Поэтому первым делом надо тренировать голову», – рассказывает фон Стей.

Сейчас на тренировки юных голов по голландской методике тратится, по словам Палкина, $5–6 млн в год. И тратящий эти деньги Ахметов шутит: дай бог, чтобы выросшие в этой академии игроки выиграли что-нибудь при моей жизни.

СВЕТ И МРАК

Мирча Луческу в интервью Newsweek на следующий после поражения день очень тепло отзывался об Ахметове – как о самом терпеливом из известных ему футбольных инвесторов. Луческу есть с кем сравнивать: до Донецка он работал в Турции, где в 90-е годы, как и сейчас в России и на Украине, крупный бизнес тратил на футбольные клубы очень большие деньги. В Турции затраты были, правда, чуть эффективнее: «Галатасарай» не только взял Кубок УЕФА, но и несколько сезонов подряд вполне успешно играл в Лиге чемпионов, а турецкая сборная взяла «бронзу» чемпионата мира.

Но психология клубовладельцев в Турции была совсем иная, отмечает Луческу: «Президент вкладывал свои деньги в клуб года два-три, потом видел, что это ни к чему не приводит, прекращал инвестиции, а клуб становился банкротом. Так было с “Галатасараем”, который за несколько сезонов накупил игроков на $150 млн, а потом просто развалился». В случае с Ахметовым такого не произойдет, убежден румын.

Обстоятельность владельца не пропадает даже в дни катастрофических поражений. Запланированный «праздник ребрэндинга» под лозунгом «Добро пожаловать в новую эру», по задумке руководства, должен был символически закрепить позитивные процессы в клубе. Позитива, как выяснилось, немного, но сценарий менять не стали.

Руководство «Шахтера» терпеливо объясняло значение каждого элемента нового логотипа. Черный фон, говорилось в презентации, «это наши корни, они глубоко, в самом сердце земли». Центральный символ сочетает трезубец (госсимвол Украины), букву «Ш» и огонь («который горит в наших глазах»). От символа также исходит «свет будущих побед». «Только тот, кому хорошо знаком мрак угольной шахты, может понять истинный цвет солнца», – патетично заключают в клубе.

Главные герои – Луческу и Ахметов – сидели на соседних креслах и, кажется, соревновались, кто может сделать более печальное лицо. Ахметов грустно шутил: моим, мол, лицом, можно украсить любые похороны.

Освистанные прошлым вечером футболисты выглядели поживей. Они с удовольствием позировали фотографам. Нападающий Брандао среди игроков был безусловным авторитетом – все восхищенно разглядывали его украшения: часы с бриллиантами, браслеты, кольца и серьги.

Александр БЕЛЯЕВ