Дедки за бабки
В блоге журнала Newsweek – о новом увлечении российских бизнесменов, заработке футболистов на пенсии, а также о приключениях Георгия Ярцева и других бывших спартаковцев в городе Лыткарино.
Бизнесмены из города Лыткарино привезли на местный стадион прославленных футболистов «Спартака» прошлых лет, чтобы сыграть с ними в футбол. Ветераны с трудом передвигались по полю, а после матча поспешили побыстрее покинуть газон, чтобы не раздавать автографы. «Георгий Иванович, Георгий Иванович», – кричали преданные лыткаринские болельщики вслед бывшему главному тренеру сборной России Георгию Ярцеву, стремительно покидавшему поле. Не дождавшись реакции, один из самых смелых схватил ветерана футбола за рукав. «Слушай, пацан, ты заколебал – выучи, как меня зовут сначала, а потом подходи. Александрович я!» – накричал на болельщика бывший тренер.
В России развивается новый вид корпоративного отдыха: бизнесмены выписывают на свой шашлык не эстрадных звезд, а известных в прошлом футболистов. Бизнесмены, выплатив гонорар футболистам, не просто играют с кумирами, но часто и побеждают их. Ветераны, в свою очередь, могут и благородно сыграть вничью: для них эти корпоративы – шанс заработать немного денег на жизнь.
«Зарядочку по утрам делаю»
В Лыткарино ветераны «Спартака» в прошлый четверг отправлялись организованной колонной от метро «Кузьминки». Одними из первых на место встречи приехали бывший тренер сборной России Георгий Ярцев и трехкратный чемпион СССР Федор Черенков. Ярцев курил, а Черенков с отсутствующим видом смотрел по сторонам. «Для меня такие матчи очень важны, – рассказывает Черенков корреспонденту Newsweek. – Я тут и с друзьями встречусь, и денег немного заработаю». Сейчас работы у одного из лучших бомбардиров в истории отечественного футбола (141 гол) нет, он получает пенсию «Спартака» и пособие по инвалидности – всего, по словам футболиста, выходит около 20 000 рублей в месяц. «Но мне хватает – и на себя, и на подарочек детям остается», – говорит Черенков. Но от игр против бизнесменов не отказывается. «Вот, зарядочку по утрам делаю», – рассказывает Федор Черенков: для коммерческих матчей надо держать себя в хорошей физической форме.
Движение ветеранов зародилось еще в 90-е годы, но только сейчас оно стало приносить бывшим футболистам хоть какие-то доходы. Бывшие игроки московских клубов в возрасте 40–50 лет, когда-то блиставшие в матчах на чемпионатах СССР и России, сейчас за корпоративы получают от 100 до 500 долларов каждому игроку за матч. Ветераны «Спартака» за неполный год (с апреля по октябрь) проводят больше матчей, чем в свою бытность профессиональными футболистами: минимум по 40–50 коммерческих игр за сезон.
Помимо коммерческих корпоративов ветераны футбола каждый месяц принимают участие в турнире «Негаснущие звезды» среди игроков старше 50 лет. В нем играют «Спартак», ЦСКА, «Торпедо», «Локомотив», «Динамо» и команда арбитров. Денег здесь не платят – поэтому и отношение к турниру соответствующее. «Один раз мы даже сняться хотели – ну нет у нас игроков старше 50 лет. Так в РФС такой кипеш подняли – говорят, мол, есть или нет, нас не волнует; идите играйте», – вспоминает гендиректор клуба ветеранов «Спартака» Вячеслав Егорович. В «Звездах» лидирует «Локомотив». «Они, когда молодые были, у нас никогда не выигрывали, а сейчас всех чешут – довольные! – говорит Егорович. – Над ними все смеются: люди теперь радуются всяким железякам [призам “Негаснущих звезд”. – Newsweek]».
Егорович прав: главная победа в ветеранском футболе – не на поле, а в борьбе за клиента. И тут спартаковцы вне конкуренции: они – самый завидный соперник для бизнесменов. Спартаковцы и самые активные на ветеранском рынке – многие из них нигде не работают, поэтому соглашаются на любые предложения богатых спонсоров. «Но за копейки мы никуда не поедем – марку «Спартак» держим», – объясняет корреспонденту Newsweek гендиректор клуба ветеранов.
Жесткий рынок
Спартаковцы берут около 500 долларов на человека за один матч (на игру, как правило, приезжает полноценная команда: 11 полевых игроков плюс несколько запасных). Помимо этого принимающая сторона должна взять на себя все транспортные расходы, арендовать поле, а после матча накрыть стол. «У нас есть шкала: один регион – одна цена, другой – другая. Еще важно, с кем играем: мы сначала узнаем все о сопернике, а потом говорим, сколько стоит», – раскрывает нехитрый секрет бизнес-успеха Вячеслав Егорович.
Деловая хватка генерального директора «Спартака» заметна во всем. Во время беседы с корреспондентом Newsweek он даже поинтересовался: «А у вас там, среди читателей, как – много бизнесменов? Мне сказали, журнал у вас козырный. В футбол наверняка хочет поиграть кто-нибудь? Все-таки чемпионат Европы скоро…»
Генеральный директор строго следит за коммерческими матчами своей команды: он аккуратно вписывает в толстый красный ежедневник составы и результаты всех игр, начиная с 1996 года. Документ этот почти секретный – в нем же хранится и финансовая отчетность по всем сыгранным матчам с точным указанием гонораров. Одно из любимых мест, согласно этой книге и воспоминаниям Вячеслава Егоровича, – Казахстан. «В Караганде приемы – просто обалдеть! – хвалит гостеприимных казахов Егорович. – Представь, садится самолет в пять утра. До города 200 километров. Половину проезжаем – видим домик какой-то, гостиница. Смотрим, дети стоят в футбольной форме, женщины с хлебом-солью – и все в национальных костюмах. Потом на завтрак повели. Там и баранов жарят, и песни поют, и подарки дарят. Молодцы!»
Но бывали и обратные примеры – однажды, вспоминает один из ветеранов, Александр Кокорев, пригласили в Петербург сыграть с ветеранами «Зенита». «А на самом деле пришлось играть против дубля «Зенита», молодых пацанов, для которых наша красная майка – как для быков, – рассказывает Кокорев. – Они такую рубку на поле устроили – чуть ноги не поломали. Еле-еле нас 1:0 обыграли. Уже в Москве мы узнали, что руководство «Зенита» пообещало им большие премиальные, если они нас обыграют».
Впрочем, как и артисты, футболисты не жалуются на корпоративных клиентов. Те, если спартаковцы будут чересчур требовательны, могут пригласить и других ветеранов. На скромном рынке корпоративного футбола с ветеранами жесткая конкуренция.
В молодости спартаковцы конкурировали с киевским «Динамо», а сейчас их главный раздражитель – сборная московских ветеранов «Столица». Егорович называет их «аферистами». «Они на своих афишах и программках писали фамилии наших футболистов, а играли, естественно, без нас, – жалуется Кокорев. – Иногда им клиенты даже денег из-за этого не платили. Что это за бизнес? Они так только клиентов отпугивают».
На официальном сайте «Столицы» всеми цветами радуги переливается реклама: «Спешите! Спонсорские контракты свободны. Пока еще свободны!» Матч с ветеранами «Столицы» (выходцами из разных московских команд) стоит примерно столько же, сколько со спартаковцами – за 5000 долларов корреспонденту Newsweek пообещали привезти «12–13 достаточно известных футболистов». Обвинения в использовании чужих имен «Столица» не комментирует.
«Зато поржать можно»
Когда все ветераны «Спартака» у метро «Кузьминки» были в сборе, из большого торгового центра «Мираж» вышел Виталий, один из бизнесменов-организаторов матча. Он весело поздоровался с футболистами, поинтересовался здоровьем и рассказал корреспонденту Newsweek о том, что очень ценит это поколение «Спартака» за преданность клубу. «У меня сын такой же, только за «Челси» болеет, – хвастается Виталий. – Недавно в Лондоне в одном из магазинов встретили Карлоса Тевеса, так он даже не захотел у него автограф брать. Вот какой преданный!» Ветераны «Спартака», выслушав историю, хвалят мальчика, колонна трогается в Лыткарино.
В окрестностях стадиона развешаны небольшие афиши, анонсирующие игру. Сам стадион, правда, скромный: с двух сторон поля – по три ряда лавок, которые образуют подобие трибун: кажется, что поместиться на них может максимум человек 200. Рядом большое табло с результатами матчей чемпионата города Лыткарино.
Спартаковские футболисты готовились к игре в советской полуразрушенной качалке, находящейся на территории лыткаринского стекольного завода чуть в стороне от стадиона. Стены были украшены плакатами с изображением бодибилдеров, на полу – гантели и блины для штанг. «Это еще ничего, иногда на бетоне играть приходится и с воротами без сетки», – рассказывает Вячеслав Егорович.
Одним из первых из раздевалки выходит Георгий Ярцев. Он уверенно направляется к автомобилю корреспондента Newsweek. «У тебя тут свободно?» – строго спрашивает бывший наставник сборной России. Ярцев садится на заднее сиденье и тяжело вздыхает – до центрального поля города, на котором проводится матч, еще нужно доехать. За время пути бывший футболист рассказывает о том, что играет в каждом матче, когда его приглашают, а в большой футбол возвращаться пока не планирует. «Те предложения, которые у меня есть, меня не устраивают», – выдает классическую для безработного тренера фразу Георгий Ярцев.
На стадионе зрители встречают ветеранов футбола выкриками и похлопываниями по плечу – Георгий Ярцев от такого панибратства поскорее убегает в центр поля. На кромке за своих товарищей отдуваются Юрий Гаврилов, пришедший на игру вместе с дочкой и сыном, и Федор Черенков. Они подписывают бесконечные листочки и мячи. Кто-то из болельщиков даже принес пожелтевшую вырезку из газеты «Правда» и попросил футболистов расписаться на ней.
Игра проходила в равной борьбе: ветераны с трудом бегали по полю и смешили собравшихся своими неудачными финтами. «Эх, левой ногой Гаврилов вовсе не может, совсем старый стал», – с досадой говорит отец-болельщик сыну. «Зато поржать можно», – замечает тот. Местная команда чаще била по воротам, но мячи постоянно ловил Андрей Сметанин, недавно закончивший профессиональную карьеру. Он проводил свой первый матч за ветеранов «Спартака» и действовал примерно так же, как в официальных играх, – прыгал за всеми мячами, огорчая пригласивших его бизнесменов. «Больше не позовем его играть», – то ли в шутку, то ли всерьез резюмировал после матча лыткаринский бизнесмен Геннадий Садкин.
«Спартак» играл преимущественно в пас и практически без движения. Единственным, кто хотел показать фирменные спартаковские забегания, был Георгий Ярцев. Но всякий раз мяч летел быстрее форварда. «Я же не могу как ветер бегать», – сердился на партнеров по команде тренер.
Матч в итоге закончился победой «Спартака» со счетом 2:1 – оба мяча забил Федор Черенков. Но особой радости они ему не принесли – быстро раздав автографы, он переоделся и уехал домой. Примерно так же повел себя и Георгий Ярцев. Услышав финальный свисток, он подбежал к корреспонденту Newsweek и с нескрываемым раздражением сказал: «Ну где ты ходишь? Где машина? Поехали отсюда скорее!» В машине, выкурив сигарету, тренер немного успокоился.
От спорта к делу
Остаться к середине жизни без работы – такая перспектива маячит перед каждым спортсменом. Многие из них эту проблему успешно решают
Земля Карпина
Футболист Валерий Карпин – один из крупнейших девелоперов испанского Виго, города, где он выступал в составе «Сельты». Карпин был кумиром местных болельщиков, и это, по его словам, помогло компании Valery Karpin, S.L. купить большой участок земли под застройку в центре города. Компания уже построила один бизнес-центр в Виго и реконструировала другой (все помещения проданы). Доходов Карпина хватает на спортивные проекты: он спонсирует местную волейбольную команду и является владельцем собственной велосипедной команды «Карпин-Галисия».
Вино Ларионова
Игорь Ларионов в 1992 году, во время локаута в НХЛ, на один сезон оказался в Швейцарии. Там он выступал в скромном клубе «Лугано», и после каждого матча, по словам хоккеиста, восхищенные игрой болельщики приносили ему в подарок по 2-3 бутылки вина. С тех пор, признается Игорь, спагетти он стал запивать не пивом, а вином. По окончании карьеры Ларионов создал компанию Triple Overtime Wine, вложил в нее миллион долларов и заказал австралийской Kilikanoon производство вина под характерными марками – «Щелчок», «Овертайм» и «Хет-трик». Первая партия из 2000 бутылок разошлась за несколько дней. Вина Ларионова большей частью продаются в Штатах, совсем недавно они появились и в России. Доходы небольшие. «Денег хватает гасить долги и содержать семью, это же не нефть», – признался Ларионов Newsweek.
Водка Назарова
Андрей Назаров, как и большинство энхаэловцев, еще играя, решил «продавать свое имя». Первый опыт был неудачным: он вложился в строительство отеля, но дело не пошло. Потом Назаров вкладывал деньги в акции американских компаний и мелкий бизнес в родном Челябинске. По окончании спортивной карьеры и вовсе вернулся на Урал. Дядя Назарова был одним из совладельцев водочного завода в Челябинске – так появилась водка «Назаров». Продавали ее, правда, только в Америке и недолго. Бизнесменом Андрей прожил лишь пару лет – ему предложили стать тренером челябинского «Трактора». Назаров с радостью вернулся из бизнеса в спорт.
Квартиры Корнеева
Игорь Корнеев в начале 90-х играл в основном составе «Барселоны», завершал карьеру в Голландии, там же стал тренером. Параллельно скупал пришедшую в упадок недвижимость, реконструировал ее и сдавал в аренду. Если вам нужна 60-метровая меблированная квартира в центре Роттердама – через сайт Корнеева ее можно арендовать за 1100 евро в месяц. В последние два года Игорь работает тренером сборной России – бизнес, по признанию бывшего футболиста, существует автономно.
Банк Бубки
Легендарный легкоатлет Сергей Бубка о бизнесе начал думать еще в начале 90-х – готовился к уходу из спорта. Он организовывал коммерческие соревнования «Звезды шеста», является неофициальным менеджером Елены Исинбаевой. На паях с братом Василием владеет сетью автозаправок и хлебопекарен на Украине. В 2004 году чемпион мира по прыжкам с шестом стал президентом и совладельцем украинского банка «Родовид». Сергей Бубка, по оценкам украинского журнала «Фокус», входит в число самых богатых украинцев: капитал братьев Бубка журналисты оценили в 370 миллионов долларов.
Вообще, ничего удивительного в статье нет. Я примерно так себе это и представлял. Действительно, чем еще зарабатывать людям, которые оказались непригодны ни к какой другой работе, кроме футбола. Включая, по всей видимости, тренерскую и административную. Черенков - да, отдельная история, но остальные-то... Не все там и особенно стары, как я понимаю. Гаврилов вот тренировал что-то не так давно, не говоря уже об Ярцеве. Не вызывает это особенного сочувствия у меня, в общем - люди зарабатывают на жизнь любимым делом, в конце концов. По меркам современного большого футбола - мало, но в России очень немного людей, которые получают 500 долларов в день - да что там, даже в неделю.
Кстати, ветеранов Великой Отечественной в России около миллиона, как это ни удивительно. И кроме надбавки к пенсиям, я слышал еще и о машинах, чуть ли не каждому. Понятно, что все эти начинания обернулись не тем, чем должны были в идеале, но все-таки что-то делают. У меня вот нет морального права никого в этом упрекать, я лично на ветеранов ни рубля не потратил.
Ну а жить то им на что? Вернее выживать? С нашими пенсиями то...
А еще , например, прочитал перед 9 мая, что все участники ВОВ получат праздничную надбывку к пенсии в размере.... внимание... 800 рублей!!! Я в ауте был... Это же надо так своих дедов не уважать! Не ужели мы так мало платим налогов, что даже на несколько тысяч ветеранов не наскребсти?!
во главе с ж яйцевым
истеричкой