В Бундеслиге появился форвард, который забивает больше Левандовского. В 00-х его сравнивали с Шукером, но раскрылся он только сейчас
Хорват очень любит поговорить о тактике.
Новый немецкий сезон стартовал с аномалии – гонку бомбардиров возглавил не Роберт Левандовски. Вероятно, очень скоро поляк пофиксит этот баг, поэтому самое время побольше узнать о нападающем, который его обошел.
29-летний форвард «Хоффенхайма» Андрей Крамарич забивает в каждом матче (6 мячей в трех турах), ругается с тренерами (считает, что его команда должна играть еще лучше) и проживает сейчас лучшее время в карьере.
Забил 452 гола за юношеские команды загребского «Динамо» – и ушел, не согласившись на откаты для президента
Хорватские фанаты называли Крамарича новым Давором Шукером – лучший бомбардир ЧМ-98 тоже был выпускником академии «Динамо». Несмотря на мощный старт (дубль во второй игре за главную команду в матче против «Меджимурье» в августе 2009-го) и футболку с 9-м номером (под ним играл Шукер), Андрей не смог закрепиться в основе и был вторым-третьим выбором для тренера Крунослава Юрчича. Не раскиснуть помогла поддержка отца. «После моих первых мячей он прислал мне сообщение: «Поздравляю с 453-м и 454-м голами за «Динамо», – вспоминал хорват. – Он всегда верил в меня».
Крамарич проиграл конкуренцию почти всем форвардам, которые в разное время приходили в «Динамо» – Манджукичу, Рукавине, Пападопулосу, Копу, не хотел быть запасным и искал другие варианты.
Возможно, карьера в родном клубе не сложилась из-за того, что Крамарич был единственным молодым игроком, кто отказался сотрудничать с президентом клуба Здравко Мамичем. Мамич заключал с игроками персональные контракты, и те в ответ на разные льготы и промоушен в первую команду должны были перечислять ему часть своей зарплаты и процент от последующих сделок. Родители Крамарича сказали, что их сын в этом участвовать не будет. Два года назад функционера приговорили к 6 годам тюрьмы за получение незаконной выгоды от трансферных сделок в загребском «Динамо». Согласно материалам дела, половина суммы, уплаченной в свое время за Модрича и Ловрена, осела на счетах Мамича.
В 2011-м на Андрея неожиданно вышла «Црвена Звезда». Клуб из Белграда тогда возглавляла легенда хорватского футбола Роберт Просинечки, чья карьера началась как раз после того, как он в 18 лет рискнул перейти из «Динамо» в «Звезду» (фанаты клубов люто враждуют, считается, что побоище на «Максимире» в 1990 году приблизило начало гражданской войны на Балканах). Просинечки был уверен, что Крамарич раскроется в его команде и лично уговаривал его по телефону. Если бы трансфер состоялся, Андрей стал бы первым хорватом, прошедшим по этому опасному маршруту после распада Югославии, но на руководство «Црвены Звезды» надавили представители «Делие» (главной фан-группировки), которые заявили, что не допустят, чтобы хорват играл за их команду.
В 2013-м Андрея продали в «Риеку», где произошел первый карьерный прорыв. О Крамариче снова заговорили все в Хорватии после того, как он забил 8 голов в кубковом матче против «Змай Блато». Словенский тренер Матьяж Кек построил игру вокруг 23-летнего нападающего, и тот закончил сезон-13/14 с 16 мячами, а еще помог команде выиграть Кубок. Через год Андрей стал в составе «Риеки» лучшим бомбардиром чемпионата Хорватии. Причем все голы (21) он забил в первом круге, а зимой перебрался в «Лестер» (9 млн евро). На игрока также претендовали «Челси», «Вест Хэм», «Вольфсбург» и «Фиорентина».
Потерянный год в «Лестере»: оказался забракован из-за слабой физической готовности, крайне мало играл и остался без чемпионской медали
Он ехал в «Лестер» игроком старта, но ни при Найджеле Пирсоне, ни при Клаудио Раньери им так и не стал. Пирсон считал, что Андрей физически не готов к английскому футболу, а Раньери аргументированно предпочитал других нападающих: Варди («Джейми – наш главный нападающий, и его игра меня полностью устраивает»), Окадзаки («Никогда не устает и безостановочно может прессинговать соперника на любом участке») и Ульоа («Настоящий боец и отлично укрывает мяч корпусом»).
2 мая 2016 года одноклубники Крамарича собрались дома у Варди, чтобы вместе посмотреть матч «Челси» – «Тоттенхэм», ничья в котором сделала «Лестер» чемпионом. Андрей тоже мог быть в той компании, но он тогда боролся за выживание с «Хоффенхаймом», куда перешел в зимнее трансферное окно на правах аренды (ему хотелось больше играть, чтобы попасть в заявку сборной на Евро-2016).
«Парни присылали мне сообщения и фото, как они веселятся и празднуют победу, и было ощущение, что я тоже рядом с ними, несмотря на то, что нахожусь в другой стране», – вспоминал хорват.
Полугодичная аренда закончилась, Крамарич не получил медаль чемпиона АПЛ (сыграл только в двух матчах вместо необходимых пяти), но в «Хоффенхайме» нашел для себя идеальные условия: молодой тренер с интересными идеями (Нагельсманн), гарантированное место в основе и чемпионат с упором на атаку. «Мне нравится, что в Бундеслиге даже слабая команда всегда играет на победу, – говорил Крамарич в интервью bundesliga.de. – Плюс все, что касается организации, здесь на высшем уровне».
В первый полноценный сезон в «Хоффенхайме» Крамарич стал лучшим бомбардиром клуба и прорвался с ним в четверку лучших (впервые в истории)
Крамарич восхищался работой Нагельсманна и часто задерживался после тактических разборов, чтобы обсудить с тренером его новую задумку, в то время как для остальных игроков теоретические занятия были мукой.
Нагельсманн увидел в Крамариче разностороннего нападающего и расширил его функционал. Андрей стал больше перемещаться по полю, опускаться за мячом к центральному кругу, смещаться на фланги (преимущественно на левый) и искать там свободные зоны.
Если в «Лестере» от него требовали не сбавлять темп на протяжении всего матча, то в «Хоффенхайме» Крамарич мог периодически ненадолго выпадать из игры, брать паузу, восстанавливать силы и вновь включаться в атаку. Команда сразу почувствовала эффективность такого использования нападающего. Крамарич стал главным героем сезона-2016/17, когда «Хоффенхайм» заскочил на рекордное на тот момент четвертое место в чемпионате (15+8).
Несмотря на то, что в стартовой формации хорват играл сдвоенным центром вместе с Вагнером или Утом, при Нагельсманне он действовал скорее как 10-й номер: шел в дриблинг, отдавал проникающие передачи, а когда его команда не владела мячом, отходил глубже в полузащиту, чтобы навязать сопернику борьбу. «Хоффенхайм» быстро выходил из обороны, а чтобы защитникам было проще доставлять мяч вперед на нападающих, Андрей сбрасывал с себя опекунов, опускаясь ниже в поисках пространства для нормального приема мяча. При этом в быстрых прорывах у него всегда была подмога в лице как минимум четырех партнеров, плюс возможность обыграться через фланговых защитников. Особенно полезным для Крамарича было присутствие рядом Сандро Вагнера, который здорово цеплялся за мяч и концентрировал на себе внимание защитников.
Классическая контратакующая комбинация «Хоффе» на примере матча против «Баварии» в 2017-м. Крамарич в ней связующее звено между сохранившим мяч Вагнером и набирающим скорость Амири.
Когда Нагельсманну нужно было забрать контроль в середине поля, Крамарич становился частью ромба в центре поля и играл 8-ку.
Расстановка в домашней игре против «Шальке» в сезоне-2017/18.
Со временем качества, которые нравились Крамаричу в Нагельсманне-тренере (в частности, умение выстроить тактически гибкую систему), по мнению Андрея, стали вредить команде. В конце сезона-2018/19 форвард признался, что далеко не все его партнеры готовы сходу перестраиваться и адаптироваться под новое задание тренера, из-за чего клуб потерял много очков (если точно, то 29) в матчах, в которых лидировал в счете. Для Нагельсманна действительно в то время перебрать три формации за тайм было обычным делом, хотя его команда могла в этот момент доминировать и контролировать игру.
«Кто-то из парней не понимает, как именно нужно играть, кто-то просто не слышит указаний из-за крика болельщиков или медленно реагирует, – жаловался Крамарич. – Мы люди, а не роботы. Мы не готовы к таким частым переменам». Руководству не понравилась эта реплика, и хорвату посоветовали быть сдержаннее.
В декабре 2019-го история повторилась – но слегка развернувшись. На этот раз Крамарич был недоволен Алфредом Схройдером: «Я, конечно, не тренер, но, по-моему, мы недостаточно времени уделяем тактике». Схройдер позаимствовал у Нагельсманна много упражнений, но давал игрокам атаки больше свободы и спокойно относился к ошибкам. При голландце роль Крамарича изменилась не сильно. Он действовал по всему фронту в атаке в разных схемах (3-4-3, 4-3-3, 4-2-3-1).
В сентябре этого года Андрей косвенно задел и нынешнего коуча «Хоффе» Себастиана Хенесса. После трудной победы над «Кельном» в первом туре (3:2) Крамарич сказал, что это не тот «Хоффенхайм», который он хотел бы видеть: «Мы должны лучше играть и тренироваться, иначе в этом сезоне нам будет очень трудно».
Крамарич – лучший бомбардир в истории «Хоффенхайма». Из игроков Бундеслиги с сезона-2016/17 больше него забил только Левандовски
«Безусловно, в сильной команде с сильными партнерами играть гораздо проще, но я из тех, кто рассчитывает в первую очередь на себя. Мне кажется, мои сильные качества – это умение открываться вовремя в нужную зону и просчитывать комбинации в голове. Я за то, чтобы в игре мозг приходилось включать чаще, чем ноги», – рассказал Крамарич в интервью сайту Бундеслиги.
Андрей на данный момент идет на втором месте в рейтинге самых скорострельных форвардов, сыгравших 100+ матчей в Бундеслиге. Он забивает каждые 144 минуты. Лидер, разумеется, все тот же – Левандовски (в среднем 107 минут на гол).
В нынешнем «Хоффенхайме» Крамаричу одинаково удобно действовать и в паре с Даббуром сдвоенным центром, и в роли десятки, блуждая между линиями нападения и полузащиты.
Из того, что удалось улучшить по сравнению с предыдущими сезонами – Крамарич стал еще полезнее в прессинге. Располагаясь, за парой форвардов, создающих давление, Андрей предугадывает направление передачи и заставляет соперника ошибиться.
Матч против «Кельна» в первом туре этого сезона. Баумгартнер и Даббур вытесняют защитников на фланги и перекрывают направление паса для вратаря, а Крамарич прессингует Хектора, что приводит к результативной ошибке..
Если раньше к Крамаричу были вопросы касательно реализации моментов, то сейчас с этим полный порядок.
«Этим летом впервые за долгое время я смог как следует подготовиться к сезону. Меня не беспокоили травмы, и я не участвовал в турнире сборных, – объясняет Крамарич причину своего удачного старта. – Тренировочный лагерь проходил в Тегернзее (курорт на юге Баварии – Sports.ru), и это была одна из лучших предсезонок в моей жизни. Помимо усердной работы на тренировках, я подпитывался энергией этого фантастически красивого места. После сборов я даже задержался там еще на день с подругой, чтобы подольше насладиться природой».
***
В этом сезоне Андрей забил уже в 5 играх подряд (всего 9 мячей во всех турнирах). Помимо шикарных перформансов в Бундеслиге (дубль в ворота «Баварии»), он спас «Хоффенхайм» от позорного вылета уже в первом раунде Кубка от «Хемницера» (забил два с игры и один в серии пенальти) и помог сборной Хорватии дожать шведов в Лиге наций (2:1, победный гол на 84-й минуте).
Крамарич – первый хорват с покером в топ-5 европейских лигах. В конце прошлого сезона от него пострадала «Боруссия». Один из голов Крамарич забил с пенальти не глядя. После матча он сказал, что вдохновлялся Фирмино. Бразилец отреагировал одобрительными эмоджи в инстаграме. «Я не видел, чтобы кто-нибудь так исполнял пенальти, и решил попробовать, тем более к тому моменту счет был уже 3:0 в нашу пользу, – сказал Андрей. – Удар получился не самым эффектным, на тренировке у меня выходило лучше».
За 4 года в клубе Крамарич стал лучшим бомбардиром в истории «Хоффенхайма» (68 голов) в Бундеслиге. Хорват обошел Сеяда Салиховича (46), и среди текущих резидентов Бундеслиги это лишь третий случай, когда действующий игрок становится рекордсменом клуба по забитым голам в чемпионате (двое других – Альфред Финнбогасон из «Аугсбурга» и Нильс Петерсен из «Фрайбурга»). «Бавария» хотела приобрести Крамарича в минувшее трансферное окно (после дубля в ворота Нойера), но «Хоффенхайм» запросил 40 млн евро и мюнхенцы посчитали, что это слишком большая сумма в условиях коронакризиса, особенно с учетом того, что клуб уже потратил 45 млн за Сане.
Половина сборной Хорватии прошла одну академию. «Динамо» Загреб – это топ
Фото: globallookpress.com/Ralf Poller/Avanti; Gettyimages.ru/Michael Regan, Miguel Riopa/EuroFootball
Крамарич в сборной запомнился, настырный, подвижный, с техникой и ударом.
Что за последний непонятный мне абзац!!
Хорват обошел Сеяда Салиховича (46), и среди текущих резидентов Бундеслиги это лишь третий случай, когда действующий игрок становится рекордсменом клуба по забитым голам в чемпионате (двое других – Альфред Финнбогасон из «Аугсбурга» и Нильс Петерсен из «Фрайбурга»).
Оказывается и в жизни неплох вовсе. Удачи, хорватам нужны новые звёзды.