Нокдаун от Клоппа, встреча с 600 фанатами и уроки «Майнца»: путеводитель по карьере Сандро Шварца
Новый главный тренер бело-голубых — из смешанной семьи. Отец — итальянец, мать — немка. Детство Шварца семья провела в небольшом городе Гинсхайм. Поиграв в двух локальных командах, в 17 лет Сандро перебрался через реку — в соседний Майнц, где присоединился к местному клубу и попал под руководство Вольфганга Франка, одного из культовых героев немецкой тренерской школы.
— Я тогда был совсем молод, — вспоминает Сандро. — Но Вольфганг оказал на меня ключевое влияние и как на человека, и как на футболиста, а позднее и как на тренера. Он во всех смыслах был мне как отец и вложил в голову тот факт, что даже с откровенно средним составом можно побеждать за счёт «умной тактики».
Умная тактика заключалась в том, что Франк первым предложил отказаться от либеро, то есть от позиции, которую в Германии и придумали, и довели до совершенства. Тренер считал, что команды с либеро оставляли слишком много пространства между обороной и полузащитой, поэтому требовал от своих игроков двигаться так, чтобы при отборе мяча получить численное преимущество. Без последнего защитника у команды появился дополнительный игрок в центре, а жёсткий прессинг на чужой половине вынуждал соперника играть длинными передачами, которые без проблем снимали высокорослые защитники.
— Каким бы гениальным ни был противник, ему не пройти вас, если вы вчетвером слаженно наброситесь на него в первые секунды владения мячом, — говорил Франк игрокам. — Он должен захотеть сбежать от вас в подтрибунное помещение и запереться в душе, только там я разрешаю вам не прессинговать наших оппонентов!
— Мы смотрели видео с игрой Барези и Мальдини до тошноты, — рассказывал Шварц. — Франк часами крутил эту пленку. Никакого монтажа не было. Он просто нажимал на «паузу», перематывал, еще раз показывал и еще раз перематывал. Он сходил с ума от тактики Арриго Сакки, ему дико нравилась игра амстердамского «Аякса». Под конец занятия мне казалось, что если я закрою глаза, то видео продолжит воспроизводиться у меня в голове.
Тактика сработала: «Майнц» с Франком совершил мощнейший рывок, одержав в последних 7 турах 6 побед, а игроки команды, пропитавшиеся его идеями, впоследствии превратились в успешных тренеров: Юрген Клопп выиграл все, что можно, Торстен Либеркнехт поднял «Брауншвайг» из третьей бундеслиги в первую, а Марк Розе, лучший друг Шварца, успешно работает в Мёнхенгладбахе.
Сам Сандро, игравший на позиции опорного полузащитника, отличался трудолюбием, но не высокой скоростью. Возможно, поэтому больших успехов на футбольном поле он не добился — за «Майнц» поиграл только во второй Бундеслиге, а когда команда прорвалась наверх, главный тренер объявил ему, что уровень выше он не потянет. Этим тренером был Юрген Клопп.
На самом деле у них всегда были отличные отношения. И даже когда в конце 90-х в двусторонке Клопп акцентированным ударом лбом в голову отправил Шварца в нокдаун («молодые» обыгрывали «стариков» 7:1), на их общении это никак не сказалось. Хотя швы наложить пришлось.
— Поначалу я не отвечал на его звонки, — смеясь вспоминает Сандро. — Нужно было, что называется, истечь кровью, сидя дома. Но на следующий день мы встретились, поговорили, и через час уже смеялись над этим. А через три дня «молодые» опять выиграли.
В ситуации с уходом Шварца Клопп действовал в интересах команды. Впрочем, Сандро быстро нашёл себе новый клуб — «Рот-Вайсс Эссен» только вышел из третьей лиги во вторую. Но в новом дивизионе клуб освоиться не успел и вылетел обратно, а Шварц отправился в «Веен» из Висбадена, выступавший еще ниже — в региональной лиге.
Поначалу Сандро проводил матчи на скамейке запасных, но постепенно заработал место в составе, стал одним из ключевых игроков команды, а затем и капитаном. Его позиции в «Веене» усилились ещё больше после того, как клуб возглавил все тот же Вольфганг Франк. Но после революции в «Майнце» тренер уже долгое время не мог найти себя, переезжая с места на место, и в «Веене» у него тоже не получилось — отставка последовала после восьмого поражения подряд. В клубе остро встал вопрос с главным тренером. Это было 23 марта 2009 года.
Сандро за полгода до этого исполнилось 30. И то, что именно его руководство «Веена» выбрало исполняющим обязанности главного, выглядело по меньшей мере удивительно, а на самом деле шокировало всех. Шварцу потребовалось даже получать от Немецкого футбольного союза специальное разрешение на право работать с командой, однако руководство клуба не сомневалось и видело в рассудительном игроке с отличными лидерскими качествами задатки большого специалиста.
— Я никогда не скрывал, что однажды хочу стать тренером, — говорит Сандро. — Но никак не ожидал, что всё произойдёт так быстро. Своей задачей я видел возвращение в команду раскованности и пробуждение радости от футбола, которая была утрачена. Я рассматривал последние девять игр сезона как возможность.
Начало получилось успешным —дома переиграли «Санкт-Паули», а в следующем туре взяли очко в Ингольштадте. Но глобального чуда не произошло — две победы при четырёх ничьих в девяти играх, итоговое 18-е место и вылет в третью лигу.
Тем не менее, Шварц остался, но уже в новой роли — закончил играть и стал помощником Ханса Вернера Мозера, который до того сам ассистировал Сандро. Тандем проработал недолго: 9 февраля Мозера отправили в отставку, а ровно через месяц ушёл и Шварц. Теперь Сандро мог посвятить себя полноценной учёбе на тренерских курсах.
Применить полученные знания на практике тренер смог примерно через год, когда ему доверили «Эшборн» из пятого дивизиона. Шварц сходу выиграл со своей новой командой лигу и лишь из-за разницы мячей не удержал клуб в четвертой лиге на следующий год. Тем не менее, на специалиста обратили внимание, и он получил предложение поработать с «Майнцем»-U19. С этого момента в жизни Шварца начался новый важный этап.
— Мне очень нравится быть тренером, — признавался Сандро. — А если вы родились здесь, в области Майнца, и потом вам предлагают тут работу, которая вам очень нравится, то вы однозначно счастливчик. Так что я с удовольствием согласился!
С юношеской командой Шварц занял второе место в профильном первенстве, а с дублёрами (в Германии это игроки не старше 23 лет) смог сохранить за командой место в региональной лиге. В это же время Сандро встретился с Томасом Тухелем, который сегодня руководит ПСЖ.
— Я многое взял от трёх тренеров, — рассказывает Сандро. — Вольфганг Франк показал мне, как надо выстраивать отношения в коллективе и руководить командой. Юрген Клопп — как организовывать высокий прессинг, который начинается с нападающего. Также я извлёк массу полезного от взаимодействия с Тухелем.
Качественная работа Шварца в структуре «Майнца» позволила ему войти в списки потенциальных тренеров первой команды в полном соответствии с идеологией клуба. Так, сначала Сандро поменял U19 на U23 после того, как тренер дубля Мартин Шмидт был назначен в основу, а затем сменил его и в главной команде.
— Это очень эмоциональный для меня момент, — признавался Сандро. — Стать тренером Бундеслиги в моём почти родном городе. Основой нашей игры будет прессинг, мы хотим быть чрезвычайно активными и смелыми в борьбе за мяч. Плюс — умелое переключение фаз игры в тот момент, когда нам это нужно. Мы хотим подходить ко всем этапам игры с ориентацией на быстрые решения.
После порой утомительного перекатывания мяча при Шмидте этот план выглядел прорывом. К тому же Шварц быстро нашёл общий язык со спортивным директором «Майнца» Рувеном Шрёдером. Финансовые возможности клуба не впечатляли, поэтому клуб сделал ставку на амбициозных иностранцев, которые были готовы доказывать. Первым делом «Майнц» оформил трансфер Абду Диалло — капитана молодёжной сборной Франции, сидевшего в запасе в «Монако». Тот провёл шикарный сезон, был признан одним из лучших защитников Бундеслиги и за 28 миллионов евро переехал в Дортмунд.
Шварц и Шрёдер завозили в Майнц новые таланты: Пьер Кунде, Жан-Филипп Матета, Мусса Ниакате, Аарон Мартин — все они составляют костяк клуба до сих пор и регулярно попадают в трансферные слухи.
— Я немногое взял из того, что было у меня самого на тренировках в бытность игроком, — объясняет Сандро. — Футбол изменился. Тренеры больше не думают категориями 11 против 11, нет. Теперь мы мыслим, как создать условия для противостояния 2 против 1, 3 против 2, 4 против 3. Речь идёт не только о прессинге и извлекаемой из этого пользы в контратаках, но и создании ситуаций с численным превосходством при собственном контроле мяча.
Шварц настолько увлечённо говорит о схемах, тактике и собственно футболе, что однажды признался, что на пресс-конференциях ему задают откровенно неинтересные и поверхностные вопросы.
— Я считаю, — пояснял Сандро, — что на игру я вывожу не только команду из 11 единомышленников, но и журналистов, которые понимают, почему я выбрал на данный матч такой состав, такую тактическую расстановку и какого плана я буду придерживаться. Это не значит, что я раскрою все нюансы подготовки. Но журналисты должны понимать наши намерения и видеть по окончании матча, где мы оказались правы, а где допустили ошибки. В конце концов, именно пресса формирует имидж тренера.
В середине сезона-2018/19 «Майнц» после успешного старта подпирал в таблице первую пятёрку. Но вместо долгожданной борьбы за место в еврокубках команда вдруг повалилась. Причём так сильно, что после разгромных поражений от «Байера» и «Баварии» фанаты вызвали тренера на разговор. Тот смело встретился с шестьюстами болельщиками и настолько эмоционально отстаивал свою позицию, что со встречи почти все вышли с абсолютной верой в главного тренера.
Шварц удержал ситуацию под контролем, вывел команду на безопасное 12-е место и перед началом третьего сезона в клубе запланировал тактическую революцию.
— Мы больше не будем играть в футбол аутсайдеров! — заявил Сандро прессе. — Мы хотим реализовать все фазы, которые происходят в игре, в соответствии с нашими принципами. Отныне «Майнц» будет играть в атаку, навязывая свой футбол любому оппоненту.
Возможно, перестройка оказалась слишком резкой. Возможно, команде не хватило качества. Возможно, глубины скамейки. Сандро в интервью «Кикеру» летом 2020-го объяснил ситуацию так:
— Конечно, я мог бы пойти по лёгкому пути, сказать, что в ходе перестройки игры мы потеряли из-за травмы ведущего форварда Матута, вынужденно привлекли много молодёжи из академии. Но я не хочу искать причины на стороне. Я смотрю на свои ошибки. Какова была кадровая ситуация и правильно ли я распорядился имевшимися ресурсами? Как сделать тренировочный процесс более акцентированным? Как можно было оценивать различные ситуации и по-другому реагировать на них?
Спустя два года и одиннадцать дней пути Шварца и первой команды «Майнца» разошлись. Впервые в своей тренерской карьере Сандро оказался в вынужденном отпуске.
— Это был еще один очень эмоциональный момент для меня. Я ощущал отставку как своё личное поражение. Понадобилось время, чтобы я закрыл для себя эту страницу. Мне нужно было все обдумать. Я сознательно отказался от футбола и публичности. Только после того, как я перевернул все камни, обдумывая два с половиной прошедших сезона, я принял этот исход. Сейчас у меня есть драгоценная возможность посмотреть на всё под другим углом. Потому что когда ты день за днём, год за годом работаешь в команде, то не замечаешь, как идёшь по накатанной. А сейчас я критически посмотрел на все аспекты — идею игры, идею тренировочного процесса, стиль руководства, оценку ситуации, тренерский штаб, персонал, публичность, отношения с фанатами. Посмотрел, проанализировал и сделал выводы. Теперь я открыт к новым вызовам.
Новым вызовом для Сандро Шварца стало приглашение в футбольный клуб «Динамо» Москва. 14 октября 47-й тренер в истории бело-голубых подписал контракт на 2 года.