9 мин.

С ареной у рта

Ведущие клубы российской премьер-лиги включились в гонку спортивных сооружений. ЦСКА и «Спартак» уже давно мыкаются по чужим полям, «Зенит» обязывает статус КЕУ, остальные бьются за престиж и иногда – за комфорт болельщиков. Особенности национального стадионостроения – в материале журнала Newsweek.

В марте 2009 г., в день открытия очередного футбольного чемпионата России на Крестовском острове в Санкт-Петербурге соберется более 60 000 человек. Они приложат к турникетам именные электронные карты и попадут внутрь нового стадиона. Этими же картами болельщики расплатятся за сувениры и хот-доги – и никаких наличных. Обычные для Питера погодные сюрпризы помехой не станут: арену с раздвижной крышей можно будет сделать полностью герметичной, а воздух нагреть до 18 градусов.

Но радость петербуржцев будет неполной: их стадион станет лучшим, но не единственным сооружением подобного класса в России. Современные стадионы строятся по всей стране, в том числе в Москве, вечно мешающей питерскому «Зениту». Через несколько лет уже большинство команд премьер-лиги будут играть на современных и комфортных аренах. Менеджеры футбольных клубов, не стесняясь, рассуждают о том, что вот тогда-то наш футбол достигнет европейского уровня. Есть, правда, один нехороший симптом: в Европе собственная арена клуба считается основой футбольного бизнеса – она позволяет собирать неплохие прибыли в день матча, проводить дополнительные денежные мероприятия и т. д. В России же о прибыли от самого стадиона никто не думает: ни один из заявленных объектов не окупится даже через 10 лет. В России бизнесмены строят стадионы не для выгоды, а из соображений моды и престижа. И еще для того, чтобы угодить властям.

«ХОРОШО, ЧТО НЕ АМПИР»

Владелец московского «Спартака» Леонид Федун будет строить арену в Тушине на 42 000 зрителей (именно столько значится в документах, хотя периодически откуда-то всплывает старая цифра вместимости на 10 000 меньше). Заявленный бюджет – $150 млн. Эксперты, правда, только усмехаются: столько же стоил 30-тысячник «Локомотив», а строили-то его уже 9 лет назад. По словам Дмитрия Буша, занимающегося спортивными проектами в компании «Моспроект-4», реально «смета будет как минимум раза в два больше заявленной».

Порог в $200 млн наверняка перейдет и ЦСКА. Клубный стадион на Ходынке – в новом элитном районе столицы – хоть и рассчитан всего на 30 000 мест, но зато будет центром целого комплекса, в который войдут отели, офисные здания и даже жилые дома. Президент ЦСКА Евгений Гинер планирует, что в итоге «доходной» станет площадь в 70 000 м². А это, по расчетам Дмитрия Буша, значит, что стоимость проекта увеличится примерно на $70 млн. Рядом со стадионом построят 45-этажную офисную башню – она будет органично смотреться среди соседских высоток «Гранд-парка», а чтобы случайно не забыть о первоначальном предназначении объекта, на крыше установят огромный памятник футбольному мячу.

Масштабную стройку затевает и самый малопопулярный столичный клуб – ФК «Москва». Амбициозный план реконструкции легендарного «торпедовского» стадиона на Восточной улице разрабатывается уже несколько лет. «Норильский никель», инвестор клуба и будущего строительства, хочет сделать современный стадион на 15 000 зрителей, но с тем, чтобы в перспективе его можно было увеличить до 25 000 – если у команды появится столько болельщиков.

Но самый сложный проект – у московского «Динамо»: нынешним летом инвесторы наконец взялись за реконструкцию всего Петровского парка, принадлежащего клубу. Клуб взял,по информации Newsweek, кредит у ВТБ и теперь собирается обновить стадион, а также возвести «коммерческие объекты» общей площадью 500 000 м². С самим стадионом, правда, придется повозиться: к несчастью для владельцев клуба, архаичная арена 30-х годов считается памятником архитектуры. Ее нельзя сносить – поэтому в старые фасады динамовцы встроят новую 30-тысячную арену. «Реконструкция всегда дороже, – поясняет Буш. – Если с нуля современная арена на 30 000 мест стоит около $150 млн, то в режиме реставрации эту сумму надо умножать на коэффициент 1,3. Хорошо, что старый стадион – это [шедевр утилитарного русского] конструктивизма. Был бы ампир, с лепниной, со скульптурами и вазами, – вышло бы еще дороже».

Помимо клубных стадионов в Москве будет и специальная арена для сборной России – ее вот-вот начнет возводить на пустыре между Свибловом и Отрадным Роман Абрамович. Впрочем, Абрамович тоже позаботился об «инвестиционной составляющей»: вокруг стадиона кольцом сомкнутся гостиницы, торговый центр, офисные здания и спорткомплекс. Социальная ответственность обойдется олигарху примерно в $200 млн.

Но это все – перспективы. А ближе всех к реализации 16-тысячная арена в Химках – уже следующей весной с ее трибун болельщики смогут наблюдать не только за игрой, но и за пробками на МКАД.

СТАДИОН ВМЕСТО РЫНКА

Владельцы клубов, затеявших стадионное строительство, все как один говорят о европейском опыте: там футбольный стадион – основа бизнеса, затраты на его строительство окупаются в течение 7–10 лет. Но в России так не выйдет – по оценке Буша, ежегодные затраты только на эксплуатацию в 5 раз превысят годовую выручку. «Соотношение должно быть таким: 10 коммерческих использований (концертов и прочих представлений. – Newsweek) на 2–3 спортивных. Так работают катки в Швеции и Финляндии, так работает футбольная “Амстердам-арена”. Но при нашем уровне цен на билеты и такое соотношение ничего не даст», – говорит Буш. Ему вторит гендиректор ООО «Стадион “Спартак”» Андрей Козырев: «Затраты на обслуживание спортивного объекта еще можно окупить, но вернуть деньги, потраченные на строительство, не получится».

Все это понимают, но упорно строят. По словам Буша, причина в том, что это лучший способ эффектно заявить о себе: «Можно реставрировать музеи, например, но не будет отдачи. Если я поддерживаю “Спартак” – на это реагирует 90% людей, а если ГМИИ имени Пушкина – 0,9%». И главное, есть шанс, что заметит «простой болельщик», как называет себя Владимир Путин. Оздоровление нации и спортивные победы хоть и не объявлены нацпроектом официально, но де-факто таковыми являются.

В ногу со временем стараются идти не только владельцы клубов. Вот, например, со дня на день закроют Черкизовский рынок, но владелец огромных территорий не волнуется о своем будущем: на месте палаток возведут несколько огромных торговых центров. А для верности в центре построят легкоатлетический стадион «Измайлово» на 15 000 зрителей.

Точнее, не построят, а реконструируют. Стадион на этом месте начали возводить еще в конце 30-х годов по поручению Сталина. Берлинская Олимпиада 1936 года задела честолюбие вождя – в Черкизове должен был появиться стадион на 120 000 зрителей, в пику берлинскому «Олимпиаштадион» (тот вмещал только 100 000). Назвать гиганта планировали Центральным стадионом Советского Союза. Как и на «Олимпиа», у ЦССС в одной из трибун была предусмотрена ниша: у Гитлера через нее внутрь стадиона входили колонны с факелами – у Сталина должны были въезжать танки во время парадов. Но успели сделать только первый ярус трибун – началась финская война, и стройку отложили.

Сейчас на месте стадиона – складские помещения рынка, а построенные трибуны так искусно замаскированы палатками, что разглядеть в них спортивное сооружение можно «только на аэрофотосъемке».

Владельцы рынка уже обратились в «Моспроект» с просьбой разрешить им реконструировать стадион. «В Москве нет ни одной современной легкоатлетической арены, – говорит директор физкультурно-оздоровительного предприятия «Измайлово» Сергей Барчугов. – Заодно будут построены развлекательный комплекс, гостиница, ну и так далее». При скромных размерах этого спортивного сооружения «инвестиционная составляющая» – весьма внушительная.

Такое же соотношение и у динамовского проекта. Поэтому за право перестроить «Динамо» в последние годы боролись несколько бизнесменов: для них стадион был лишь «нагрузкой» к застройке огромной территории в центре Москвы. «Памятник архитектуры» не пугал Алексея Федорычева, который три года назад купил футбольный клуб. Бизнесмен тогда удивлял всех заявлениями о том, что «Динамо» – это «сокровища, из которых можно извлекать прибыль». Многие даже подумали, что речь идет об извлечении прибыли из спортивных побед. Начал Федорычев эффектно: в первый год он потратил около $50 млн только на покупку игроков для футбольной команды. Но коммерческий проект потерпел фиаско, равно как и спортивный: команда проиграла все что можно, а владелец за два года так и не добился разрешений на начало застройки парка и уступил права на клуб и землю.

Евгений Гинер тоже неслучайно строит высотку рядом со стадионом: для него это единственная возможность вернуть вложенные в стадион средства. «Ему, в отличие от Федуна, нужно “отбивать” деньги», – сказал источник Newsweek.

СТАДИОН НЕОБЛАСТНОЙ СУДЬБЫ

На массовую стадионную застройку Москвы Петербург отвечает всего одним проектом – но новый 60-тысячник на Никольском холме затмит, по мнению питерцев, все столичные стройки. Его заявленная стоимость – $250 млн. На деле, по мнению экспертов, «Газпром», владелец питерского «Зенита», потратит чуть ли не вдвое больше. Москвичи лишь завистливо называют проект «не соответствующим соображениям разумной достаточности».

Сейчас на месте будущего спортивного сооружения гигантская стройплощадка. Трибуны уже снесенного стадиона имени Кирова убрали и почти полностью срыли искусственный холм, по периметру которого они располагались. Теперь по территории в 12 га туда-сюда снуют бетономешалки, четыре голландские машины бурят скважины и забивают в них сваи. Чуть в стороне – деревянные катушки с кабелем и надписью «Не класть плашмя».

Пока нет даже приблизительных очертаний новой арены, но Григорий Фельдман, гендиректор компании «Авант», выигравшей подряд на проектировку и строительство, знает: закончить стройку он должен в ноябре 2008 г. «В этом случае губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко наградит меня орденом, по крайней мере обещала», – вполне серьезно объясняет строитель.

Фельдман выиграл конкурс на строительный подряд стоимостью 6,6 млрд руб. 400 млн из них, правда, должны уйти японскому архитектору Кисе Курокаве. На оставшиеся деньги Фельдману нужно как-то воплотить вдохновенный рисунок японца в камне, стекле и стали – когда Курокава делал свой проект, он меньше всего думал о ГОСТах и СНИПах, дав волю фантазии. «У него крепления для крыши очень интересно придуманы. Пилоны и ванты. Красиво, но не держит, – улыбается Фельдман. – И нам надо было сделать что-то такое, чтобы держало, но при этом рисунок японца не изменился».

Еще японец придумал, что у верхних ярусов трибун будет изменяющийся угол наклона – чтобы были разные варианты обзора. Зачем это нужно, никто толком объяснить не может, зато подобные опции есть лишь на нескольких стадионах мира – и уж точно их нет в Москве.

В Москве не будет и выдвижного поля стоимостью €23 млн. Фельдман говорит о нем как об одушевленном предмете: «Поле будет жить снаружи, на берегу Финского залива, а приезжать внутрь будет только на футбол». Выдвижная конструкция делается для того, чтобы поле постоянно находилось под прямыми солнечными лучами. Москвичи, правда, и здесь придираются: по подсчетам Буша, «пять раз ее выдвинуть и задвинуть – по цене все равно что газон полностью поменять, это же очень тяжелая рама, энергетические затраты запредельные».

К выдвижному газону в Питере добавят еще и раздвижную крышу. Конструкция заказана в Германии, и, поскольку доставить ее можно только по воде, рядом со стадионом вовсю строится грузовой морской причал. В столице морского причала при стадионе точно не будет. «Фраза Пастернака “великий город с областной судьбой” утратит для Петербурга свою актуальность, – надеется Фельдман. – Конечно, строительство такого сложного и дорогого объекта – это в том числе попытка сократить отставание от Москвы».

На питерском стадионе помимо футбола будут проходить концерты и все главные городские мероприятия, но даже с их учетом ни о какой окупаемости и речи не идет. «Газпром» об этом не сильно и переживает. Заказчик дал архитектору очень простое задание. Фельдман в беседе с Newsweek его озвучил: «Арена элит-премиум-супер-мега-гала уровня, равных которой нет не только в России, но и во всех северных широтах».

Чермен ДЗГОЕВ