11 мин.

Арсен Венгер дал три огромных интервью: не был на «Эмирейтс» после ухода, чуть не подписал Роналду, верит в нейробиологию, не пойдет в соцсети

Перед выходом автобиографии «Моя жизнь в красном и белом» Арсен Венгер дал обширные интервью The Guardian, The Times и L’Équipe.

Получилось как всегда интересно – мы вытащили главное.

В Лондоне ездил только на базу и стадион

Признаюсь, в театр я не ходил. Я вообще не специалист в этом. Я люблю музыку, но моя жизнь полностью посвящена спорту. Мне очень стыдно это говорить. Но через 20 лет, когда мои друзья приходили ко мне домой и спрашивали: «Что мне нужно посетить в Лондоне?», я всегда им говорил: «Я знаю дорогу только в тренировочный центр «Арсенала» и на «Эмирейтс». Я не знаю, что есть в Лондоне. По вечерам смотрю футбол.

Задумывался о роли топ-менеджера в клубе

Я бы подумал о том, чтобы войти в совет директоров «Арсенала» в качестве советника. Считаю, что в больших топ-клубах существует дефицит знаний. Недавно мы увидели, что есть много способов добиться успеха в футболе. Например, есть способ «Баварии», где весь успех и преемственность зависят от людей, которые знают ценности клуба и передают их из поколения в поколение: Беккенбауэр, Хенесс, Румменигге. Или в Англии есть модели быстрых денег и быстрого успеха. Оба варианта могут работать. Мне нравится, когда клуб – это в первую очередь личности и знания, которые передаются из поколения в поколение. 

Женщины смогут играть с мужчинами в одной команде, но только в редких случаях

Акцент последних 10 лет в АПЛ и в футболе в целом направлен на физическую подготовку. Значит, это должна быть женщина с исключительным физическим потенциалом. Например, это могла бы быть бегунья на 100 метров с исключительной техникой. Почему нет? Я не исключаю такой возможности, но такое будет возможно только в исключительных случаях, не на регулярной основе.

Работа в Японии и Англии сделала более терпимым, строгим и требовательным

Работа за границей была полезна, потому что сделала меня более открытым. Не будем забывать, что я приехал из Эльзаса и работал в Монако. Монако – это другая страна по сравнению с Эльзасом. После этого я работал в Японии, затем в Англии, что опять же сильно отличается. Подобные переживания делают вас более терпимыми, более склонными к пониманию других людей. Это то, чего я пытался достичь в Японии. Я пытался выучить язык. Я просил японского ассистента объяснить мне, как себя вести. И это было очень интересно и увлекательно. Я почти решил, что не вернусь в Европу – если бы не большая работа.

Когда я вернулся из Японии в Англию, я почувствовал себя как дома, потому что Япония – совсем другая страна. Даже если вам там нравятся многие аспекты, в Англии вы заметите, что ближе к этой культуре. Но я всегда говорю игрокам, что когда вы иностранец, вы должны думать: «Если я здесь, то должен дать больше, чем местные». Поэтому мне было приятно работать за границей, это помогло мне развить строгость, стать более требовательным. Я чувствовал, что если я здесь, то должен отдать больше, чем местные жители.

Любимый фильм – «Полуночный экспресс». Прямо сейчас читает «Краткую историю человечества» Харрари

В данный момент заканчиваю Sapiens [Юваль Ноа Харари]. Я стараюсь читать все, что помогает мне лучше понимать людей, как устроено общество и как сейчас может развиваться демократия. Потому что мне кажется, что мир немного в беде. В ФИФА мы сталкиваемся с этим. И Англия, особенно сейчас, сталкивается с множеством проблем по этому поводу.

Любимый фильм – «Полуночный экспресс», возможно. Я изучал эту тему, исследовал отношения между США и Турцией, когда был студентом. Недавно смотрел «Богемную рапсодию» и «Рокетмена» об Элтоне Джоне, потому что немного знаком с ним. Но мне нужно подумать еще. Может быть, какие-нибудь фильмы от Висконти.

Следующей революцией в футболе станет нейробиология

Улучшение физической скорости подошло к концу. Следующим шагом будет повышение скорости принятия решений. Скорость выполнения, скорость координации – вот тут-то и пригодится нейробиология. За последние 10 лет сила и скорость отдельных игроков улучшились, но теперь спринтеры есть повсюду. Следующим шагом, безусловно, будет повышение скорости нашего мозга.

Футбол может стать примером в борьбе против расизма

Я всегда чувствовал, что футбол может быть впереди и показывать примеры того, как может работать мир. Почему? Потому что в футболе не нужно общаться с помощью языка. Вы разделяете эмоции с тем, с кем играете. Вот почему вы можете собрать игроков из разных стран и показать, что вместе вы можете чего-то добиться.

Считаю, что футбол может опередить завтрашнее общество и быть примером. Никогда не чувствовал себя националистом. Я люблю свою страну, я уважаю свою страну, но я никогда не чувствовал, что поскольку я из этой страны, она превосходит другие страны.

Я всегда говорю, что спорт – это великая меритократия. Все основано на заслугах, на компетентности. Для меня в жизни важно то, насколько вы хороши и насколько хорошо вы ведете себя, цвет кожи не имеет значения.

Верит, что Артета выведет «Арсенал» в топ-4 и выше (команда не попадала в четверку с 2016 года)

Я надеюсь, что Тьерри Анри преуспеет в тренерской карьере, и если он добьется успеха как тренер, однажды он может вернуться в «Арсенал». Но мне особенно хочется, чтобы мы выиграли чемпионат до того, как это произойдет. Например, теперь у нас есть Микель Артета, почему бы нам это не сделать? Клуб – это идентичность. Идентичность – это ценности, а ценности – это люди, которые их несут. И поэтому для меня важно, чтобы здесь была преемственность.

Советую Микелю до конца верить в свои убеждения. Сейчас у них хороший командный дух и хорошие шансы преуспеть. Считаю, что набрать очки, заработанные в прошлом сезоне, не составит большого труда. Но я убежден, что «Арсенал» может быть в четверке, если не выше. Почему нет? Они могут преподнести сюрприз в этом году: хорошие трансферы, хорошо укрепили защиту. Сохранили уже имеющихся игроков. В последний год я купил Обамеянга, они оставили его. У них есть все ингредиенты для успеха и нет серьезных слабостей.

Понимает 6 языков, свободно говорит на трех. Не хочет идти в соцсети

Предпочитаю говорить и читать на французском. Я хорошо говорю по-немецки и по-английски. Понимаю итальянский, испанский, немного японский, но говорю на них хуже. Но если я поживу там какое-то время, то не проблема.

Соблазна появиться в соцсетях никогда не было. Я хотел остаться невосприимчивым к этому. Когда я был ребенком, нам приходилось бороться за информацию. Когда я находил нужную вещь в библиотеке, то был очень счастлив. Теперь у нас слишком много информации. Так что это больше о выборе правильной. Я не против социальных сетей, но многое – пустая трата времени. И они слишком черные или белые. Жизнь немного сложнее.

Ради «Арсенала» отказывал сборной Англии и топ-клубам

Много раз ко мне обращались с предложением тренировать сборную Англии. Я отказывался по двум причинам. Во-первых, чувствовал, что для этой работы лучше подходит англичанин. А во-вторых, был счастлив там, где находился. Я работал в клубе, в котором любил то, чем занимался.

«Бавария», «Ювентус», «Барселона» – очень многие клубы обращались ко мне. И сегодня я горжусь тем, как прожил жизнь. Я служил этому клубу в сложный период, чтобы вернуть затраты на стадион. Речь шла не только о победе в чемпионате, но и о том, чтобы провести клуб через очень сложное время и полностью довести его до конца. И я пытался это сделать. Потом люди говорили: «Ты задержался». Может быть, но я этого не чувствовал!

После ухода из «Арсенала» ни разу не посещал «Эмирейтс»

Однажды я обязательно вернусь. Я получал приглашения, но сейчас лучше не мешать своим присутствием. Конечно, было очень тяжело, но я решил, что необходимо соблюдать дистанцию. Я всегда говорил, что буду играть какую-нибудь роль в клубе, но в то же время я понимал, что в начале нужно будет побыть отдельно.

Сожалеет, что не подписал многих игроков. Особенно Роналду

Уф! Я бы сказал, что нет одного игрока, их 50! Возможно, наиболее близким был Криштиану Роналду, когда он подписал контракт с «МЮ». У нас было соглашение со «Спортингом». «Манчестер Юнайтед» взял Карлуша Кейруша в качестве помощника тренера, и они просто быстро перебили нашу ставку и взяли Роналду. В целом у нас была договоренность. У него была футболка «Арсенала», я обедал с ним и его мамой на тренировочной базе. Это один пример, но их было так много. История большого клуба полна упущенных великих игроков.

Если вернется к тренерской работе, то это будет сборная

Я не оставил футбол, но я больше не в центре внимания. Если вернусь на поле, думаю, это будет сборная. Для меня это больше не навязчивая идея. Теперь я живу футболом по-другому, не готовясь к бою каждую субботу. Если желание приведет меня туда, самый короткий и разумный путь будет со сборной. Поскольку я занимаюсь долгосрочными проектами, мне будет все труднее и труднее на клубном уровне. Следующие 22 года будут самыми трудными (Венгер 22 года возглавлял «Арсенал»).

Близок к религии и любит ходить в церковь

Церковь – место, где можно сосредоточиться. Иногда я смотрю мессу по телевизору. Я до сих пор близок к религии, но не могу сказать, что я практикующий католик. У Бога огромная сила – вы не можете доказать, что его не существует. С другой стороны, вы не можете доказать и обратного. Религия порождается нами. Это способ быть счастливым в жизни. Бог прощает нам наши грехи, в будущем мы отправимся в рай. И это позволяет сконцентрироваться на настоящем.

36 лет работал тренером. Если бы была возможность начать все заново, то делал бы то же самое

Мне очень нравилось заниматься этой работой. Но моменты сильной радости составляют от 2 до 3 процентов. Эти вспышки случаются редко. Вы счастливы вечером, когда выигрываете. Если счастье – это любовь к жизни, которую мы ведем, я был счастлив. 

Моменты радости – это совсем другое. Я был на тренировках, на которых команда показывала невероятный уровень. Я бы платил, чтобы увидеть это. Познакомившись сейчас с жизнью вне футбола, понял, что если бы завтра мог начать жизнь заново, то снова стал бы тренером и делал бы то же самое в течение 40 лет.

Венгер хочет сделать футбол зрелищнее: предлагает смягчить правило офсайда и разыгрывать ауты ногами

Потолок зарплат, отмена зимнего окна, гибкий фэйр-плей: Венгер ответил на 10 вопросов о будущем футбола

Фото: Gettyimages.ru/Henry Browne, Glyn Kirk/Pool, Clive Mason, Ian Walton, Shaun Botterill; globallookpress.com/Katsuro Okazawa/AFLO