8 мин.

Большой Сэм — новатор своего времени. В чем-то он действительно был на голову выше остальных 👀

Сэм Эллардайс. Я уверен, что имя этого человека знакомо каждому из вас. Вы могли видеть его у руля Эвертона, Кристал Пэлас, Сандерлэнда, Ньюкасла, либо Болтона. Не то, чтобы он достиг значимых высот с этими клубами, судя по выигранным трофеям (их, к сожалению, не наберется даже одного), но что точно, так это способность помочь клубу избежать вылета из Премьер-Лиги, и ему удалось продемонстрировать это с каждой из вышеперечисленных мной команд.

В начале своего существования АПЛ характеризовалась как соревнование с преобладающим физическим контактом и меньшим упором на тактические соображения. Также были уместны слова о неправильном питании, средневековых тренировках и чрезмерном употреблении алкоголя — все это представляло лигу с далеко не лучшей стороны. Как я полагаю, большинство из нас знакомы с таким термином как классический английский футбол, подразумевающий в большей степени прямолинейные забросы, жесткую игру защитников и таких же напористых форвардов. Эту эру так называемого пивного футбола сменили зарубежные специалисты с новыми идеями для игры в мяч, методиками тренировок и работы с общим режимом футболистов. Первым это преподнёс Арсен Венгер, единственный коуч кто смог преодолеть весь турнир не зная поражений; позднее свой вклад внёс Жозе Моуриньо, которому удалось выиграть чемпионат в своём дебютном сезоне на британском полуострове. Гораздо реже можно услышать имя Сэма Эллардайса в списке тренеров—революционеров в АПЛ, но сейчас мы разберём, почему он, безусловно, таковым является.

Наша история берет начало в восьмидесятых годах в США, то время, когда Сэм Эллардайс выступал за местный клуб Тампа Бэйл Роудс. Кто бы тогда мог подумать, что этот период времени станет переломным касательно его футбольных взглядов в дальнейшей карьере менеджера. Роудс делил свои тренировочные ресурсы с клубом из NFL, Тампа Бэй Баканиерс, и благодаря этому Сэм погрузился с головой в огромный мир спортивной науки. Вот как он вспоминает увиденное: «То, как они готовятся к матчу в течение недели открыло мои глаза и координально повлияло на всю мою жизнь. Они уделяли внимание гораздо большим моментам, чем мы в Англии, их детальное отношение к абсолютно каждому игроку меня поразило». Он также был удивлён мобильным сканером, который использовался для проверки на предмет травмы; наличием в клубе массажистов, диетологов и психиатров. Но самое большое впечатление оказал их акцент на анализ и статистику, что попусту было темным лесом для европейского футбола в целом. Его понимание пользы статистики со временем станет ключевым фактором к его тренерскому успеху в начальном этапе карьеры. 

По-настоящему применить все свои знания у него получится лишь двадцать лет спустя в Болтон Уондерерс, когда он получил роскошный десятилетний контракт, чтобы чувствовать себя свободно и строить развитие на годы вперед. Одним из его первых нововведений было привлечение гораздо большего числа персонала входившего в его штаб, чтобы сплоченно, организованно, выполнять поставленные задачи по достижению успеха. Более того, в один момент количество этого персонала , который трудится непосредственно в тренировочном комплексе, превысило показатель числа игроков первой команды.

Суть проекта Болтон Уандерс тех времён заключалась в том, чтобы «трудолюбивая команда трудилась над трудолюбивой командой» и это не осталось незамеченным в футбольном мире. Однажды Сэр Алекс, во время визита на Рибок Стэдиум, после матча распивал бутылочку вина с Сэмом, и параллельно наблюдал множество трудящихся перед компьютерами работников клуба. Цифры. Подготовка и профессионализм на высочайшем уровне. Вот что двигало большим Сэмом в реализации клубных целей. Ферги явно был заинтересован в новых технологиях и более глубоком анализе футбола, ведь не зря в 1999 году он назначит своим помощником другого английского специалиста, который также начал применять познания в этой дисциплине, Стива Макларена. 

ФОТО ЭЛЛАРДАЙСЯ ЭМОЦИИ

Сэм Эллардайс первым в АПЛ стал использовать программное обеспечение для аналитики, под названием Prozone. Оно помогало ему глубже изучать такие аспекты игры, как постановка предсезонных целей, количество забитых голов, пропущенных, клиншитов, выигранных единоборств и пр. Для того, чтобы расположить всех сотрудников штаба, менеджер создал так называемую “War Room” на территории тренировочного комплекса. В этих четырех стенах ключевым элементом интерьера являлась ТВ-плазма, на которой отображалось вся информация, начиная от уровня физической подготовки, заканчивая КПД футболистов. Отношение к деталям со стороны Эллардайса было максимально дотошным. Когда Премьер-Лига начала осваивать прелести статистики и цифр в более масштабном объеме, Большой Сэм говорил, что у него была самая продвинутая система во всей Европе. И он не пускал слов на ветер – в его штабе были высочайшие специалисты вроде Майка Форда, который сейчас трудится аналитиком эффективности в NFL, либо Гэвина Флэйга, кто ныне занимает пост глобального менеджера по работе с молодежью в Манчестер Сити. Именно Флэйг позднее разъяснил всю простоту красоты стратегии Болтона, в частности касательно аналитики и ее роли в постановке клубных целей.  Сэм ввел такое понятие как ПМВ, что означало Позиция Максимальной Возможности, и с помощью компьютера аналитики демонстрировали, к примеру, участок поля, куда более вероятно попадет мяч, отскочив от защитника при стандартных положениях. Процент реализации подобных моментов был высок и составлял около сорока-пятидесяти процентов. Методика Эллардайса и усердная работа каждого звена коллектива дали возможность дважды финишировать на седьмом месте в АПЛ, сыграть с Баварией 2:2 на Альянс Арене в 2007 году и проиграть в финале Кубка Лиги своему протеже из Мидлсбро, Стиву Макларену.

Трансферная политика клуба также предполагала нестандартный подход и отличалась своей простотой. Цифры цифрами, но в плане трансферов Сэм также доверялся своему чутью и покупал топовых футболистов, которые на тот период времени были недооценены по каким-либо причинам. Что-то вроде трансфера Хамеса Родригеса в Эвертон этим летом. Примером из Болтона являются Юрий Джоркаефф(чемпион мира и Европы) и Эль Хаджи Диуф, которые имели проблемы в раздевалке Кайзерслаутерна и Ливерпуля, соответственно. Также, несмотря на свой статус, Фернандо Йерро был списан мадридским Реалом в силу своего возраста, ровно как и Иван Кампо. Также стоит упомянуть Николя Анелька, который не задерживался по долгу ни в одном клубе где бы не выступал, но обожал делать это в английском чемпионате, имея за спиной опыт выступлений в стане Арсенала, Манчестер Сити, Болтона и Челси, в котором он задержится больше чем в любом другом клубе, аж на три сезона.

Jay-Jay – so good they named him twice

Главным трансфером эпохи Эллардайса в клубе можно смело считать перешедшего после ЧМ-2002 из ПСЖ Джей-Джей Окочу. До этого, оказавшись в парижском клубе, он стал самым дорогим африканским футболистом в мире (14 млн евро), после зажигал и был наставником для молодого Роналдиньо, приехал в Англию и вписал свое имя в историю Болтона. Окоча был украшением и для всей лиги в целом, стал капитаном команды; своим дриблингом и неординарностью он сразу влюбил в себя болельщиков даже других клубов чемпионата. 

Большой Сэм безоговорочно является уважаемым человеком в британском футболе. Он выводил свои команды пятьсот двенадцать раз на матчи английской премьер-лиги и находится на пятом месте по этому показателю среди всех менеджеров в современной истории. В 2017 году он достиг своей заветной мечты - тренировать сборную Англии по футболу. Он никогда не скрывал своей тяготы к этой должности. Все сложилось удручающим образом для английского специалиста: проведя в роли менеджера главной сборной страны шестьдесят три дня он был вынужден покинуть команду в следствие скандала со ставками. Тем не менее, для Сэма эта галочка исполнена, и он может быть доволен своей единственной победой у руля команды, какой реализованной жизненной целью. В это трудно поверить, но он действительно не выигрывал никаких значимых командных трофеев помимо промоушенов в дивизион выше. Игроки по-разному относятся к его тренерским способностям. Допустим Майкл Оуэн, за время выступлений в Ньюкасле, так и не смог найти контакт с Сэмом, считая, что очень много работы коуч делал не сам, разделяя со своим огромным штабом, в чем и был его главный талант. С другой стороны, нападающий Джейрмейн Дефо был восхищен лидерскими качествами тренера, его способностью грамотно настроить на матч и сплотить коллектив.

Тем не менее, тогда на рубеже веков, Сэм Эллардайс был увлеченным сорока-пятилетним образованным специалистом, кто обладал своим видением и целями в футболе. Я считаю, возможно и он сам тоже, что ему не удалось реализовать полностью все свои персональные цели, но и без этого он смог оставить достаточно яркий след в истории АПЛ.

А чем вам запомнился Большой Сэм и какой из его команд вы больше всего симпатизировали?

PS: Всем спасибо за то, что интересуетесь моим блогом и решили ознакомиться с очередной статьей. Каждый плюс даёт мне дополнительную мотивацию представлять вам новых героев для обсуждения, и я с нетерпением хочу приступить к написанию очередного выпуска.

Илья Буравов для "Диванная Семиотика"