Английский американский футбол
Главное английское футбольное противостояние, «Ливерпуль» – «Манчестер Юнайтед», 3 марта впервые пройдет под звездно-полосатым флагом. В середине февраля «Ливерпуль» стал третьей командой премьер-лиги, приобретенной американцами, и явно не последней. В ФИФА давно пытались увлечь США футболом, и это, наконец, произошло. Только увлекли американцев немного не тем, чем планировалось изначально, не какой-то абстрактной красотой игры – а ее инвестиционным потенциалом.
«Манчестер Юнайтед» принадлежит американскому миллиардеру Малкольму Глэйзеру более полутора лет, и за это время мне довелось побывать на матчах «красных дьяволов» четырежды. Всякий раз повторялась одна и та же история: в разгар фанатской песенной пикировки поклонники клубов, оппонировавших «МЮ», начинали скандировать «USA, USA», а кто-то даже издевательски потряхивал американским флагом. Это было жесточайшей формой садизма: неприятие фанатами «Юнайтед» нового владельца клуба с самого начала имело форму аллергии. В отличие от «Челси», спасенного Абрамовичем от банкротства, у «МЮ» и без Глэйзера все с деньгами было в порядке. А известный циничной бизнес-стратегией Глэйзер пришел в «Манчестер Юнайтед», по общему разумению, лишь для того, чтобы выкачать из клуба и его поклонников максимум прибыли.
Больше всего манчестерских фанатов раздражала даже не эта потенциальная эксплуатация их светлых чувств «каким-то янки» – а отсутствие у него самого каких-либо чувств к футболу. Малкольм Глэйзер до приобретения «Манчестер Юнайтед» не побывал на матчах команды ни разу. Для принятия решения о покупке ему этого не потребовалось: слишком уж хороши были финансовые показатели клуба. Слишком уж велик потенциал дальнейшего их роста.
«МЮ» обошелся Глэйзеру почти в 800 миллионов фунтов (более полутора миллиардов долларов). Решительность, с какой владелец команды по американскому футболу «Тампа Бэй Букканирс» пошел на рекордные траты, выглядела удивительной лишь на первый, очень поверхностный взгляд. Соккеру, конечно, никогда не превзойти американский футбол по популярности в Штатах; зато эта игра завоевала почти весь остальной мир, где к американскому футболу всегда будут индифферентны. «Официальная» цифра фанатов «МЮ» на планете – 55 миллионов человек (больше половины живет в Юго-Восточной Азии), и она постоянно растет. Обладая многократно большей аудиторией, нежели «Тампа», «Манчестер Юнайтед» уступал этому клубу в размерах прибыли, принося своим акционерам «жалкие» 25-35 миллионов фунтов в год. И Глэйзер, похоже, знает, как эту цифру увеличить.
Прошлым летом «МЮ» заключил рекламный контракт с американской страховой компанией AIG – значительно более выгодный, чем прежний, с британским Vodafone. Тогда же, летом 2006-го, вместимость «Олд Траффорд» была увеличена до 76 000, благодаря чему сборы «красных дьяволов» от каждого матча выросли почти до 4 млн евро. Тогда же английская премьер-лига перезаключила телевизионный контракт, подняв и без того рекордную стоимость телеправ на 67 процентов, до 1,2 млрд евро в год. Тогда же в английский футбол вслед за Глэйзером хлынули новые американские инвестиции. Рэнди Лернер, владелец клуба по американскому футболу «Кливленд Браунс», приобрел «Астон Виллу». Том Хикс и Дэвид Мурс, на пару владеющие двумя хоккейными и одним бейсбольным клубом, скинулись на «Ливерпуль». Американский хедж-фонд «Белгравиа» вступил в переговоры о приобретении «Ньюкасла».
Пересуды о скупке английских клубов русскими (Абрамович владеет «Челси», Гайдамак – «Портсмутом», Потанину приписывали интерес к «Манчестер Сити», Березовскому – к «Вест Хэму», Дерипаске – к «Арсеналу») на Туманном альбионе как-то разом стихли, уступив место дебатам о пользе/вреде прихода американцев. С русскими, при всех почерпнутых из бондианы стереотипах, все было как-то понятней. Своими повадками они походили на прежних хозяев клубов премьер-лиги, почтенных британских индустриалистов, не на шутку увлеченных игрой и заботящихся о спортивных показателях больше, чем о финансовых. Американцев в Англию привела совсем другая мотивация: заработать, а не потратить. Окончательно и бесповоротно превратить футбол в индустрию. Адаптировать к футболу бизнес-модель американских лиг, пусть даже та не по душе многим «настоящим болельщикам».
Часть фанатов «МЮ», настроенных по отношению к коммерциализации футбола и лично Глэйзеру наиболее радикально, даже учредила собственный клуб в десятой английской лиге – «Юнайтед оф Манчестер». В этом, «настоящем» «Юнайтед» поклялись делать ставку на местных футболистов, устанавливать умеренные цены на билеты, не размещать на футболках рекламу и никогда никому не продаваться – «как в старые добрые времена». Которые, похоже, никогда уже не вернутся.
Английский футбол необратимо меняется – и вслед за ним, повинуясь задаваемым в Англии трендам, изменится и мировой. А дразнить манчестерских фанатов выкриками «USA, USA» 3 марта в Ливерпуле уже точно никто не будет.