8 мин.

Частности футбола

Об английских «народных командах», коллективном управлении клубами и проекте MyFootballClub.ru – в репортаже журнала Newsweek.

Нортфлит – совсем небольшой город в часе езды от Лондона, окруженный полями с пасущимися овечками. Местный футбольный клуб «Эббсфлит» – безусловно, главная достопримечательность, хоть и играет лишь в третьем английском дивизионе, Conference. В местной газете часто можно встретить объявления, где предлагается проспонсировать понравившегося игрока бутсами или формой. В самом клубе все по-домашнему: корреспондента Newsweek угощали чаем и печеньем, а президент клуба совсем по-семейному шутил со своими сотрудниками: «Я эту дверь закрою, чтоб вы не слышали, что я говорю этой русской леди». Офис руководства помещается в трех смежных комнатках одноэтажного коттеджа. Но в эти комнатушки наведывается много гостей: сразу после корреспондента Newsweek секретарь и директор клуба Роли Эдвардс ожидал «нескольких американцев». Дело в том, что «Эббсфлит» может стать главным событием 2008 г. в мире футбола.

В декабре клуб выкупил британский сайт MyFootballClub.co.uk. На нем 50 000 простых болельщиков, всю жизнь мечтавших «порулить» в футболе, скинулись по £35. Денег хватило на «Эббсфлит» – на покупку и годовой бюджет клуба. За эти £35 каждому болельщику дадут возможность управлять командой: теперь все ключевые решения (вплоть до определения стартового состава на игру) будут приниматься интернет-голосованием.

Англичане собирали деньги и участников проекта почти весь прошлый год, а в ближайшие недели уже закончат юридическое оформление сделки. Опыт заинтересовал многих – только за последний месяц подобные проекты появились в Испании, Дании, Америке, России и на Украине.

«Я ВЕРЮ В ТОЛПУ»

В Англии на самом деле простой человек и до появления этого сайта мог поуправлять футболом. Многие английские клубы котируются на бирже, а болельщики-акционеры часто кооперируются, чтобы иметь возможность принимать ключевые решения.

Получается не всегда. Самая громкая – история «Манчестер Юнайтед». Болельщики-акционеры, владевшие три года назад чуть более 10% акций самого богатого клуба мира, протестовали против предполагаемой покупки команды американцем Малкольмом Глейзером. Но мало чего добились – в позапрошлом году контрольный пакет акций все-таки был продан. Манчестерцы создали свой альтернативный клуб – «Юнайтед оф Манчестер» – и начали путь к вершинам британского футбола с самых низов, седьмой английской лиги. Сейчас, во втором сезоне, клуб уже в шестой.

Но есть и другие примеры: фанаты двух клубов – «Энфилд Тауна» и «Честерфилда» – из низших английских лиг уже 5 лет владеют контрольными пакетами акций.

«Новизна интернет-проекта для Англии не в том, что болельщики владеют клубом, а в том, что владельцы легко и оперативно будут принимать самые мелкие решения, вплоть до определения стартового состава», – рассуждает Дмитрий Марков, руководитель российского проекта MyFootballClub.ru, аналогичного английскому.

«Команда играет каждую субботу, – Уильям Брукс, глава MyFootballClub.co.uk, объясняет Newsweek детали. – К концу недели тренер будет выставлять список игроков для следующей игры, а владельцы будут голосовать на сайте. Таким образом будут выбраны игроки на субботнюю игру».

Брукс пригласил корреспондента Newsweek в лондонский паб «Пеликан», который фактически и является офисом их компании. Перед интервью руководитель принимал в «офисе» программиста – тот отчитывался о работе страницы онлайн-трансляций матча.

«Я верю в толпу, – патетично рассуждает Брукс. – Ребята наверняка примут правильное решение. Вы же не думаете, что 50 000 человек примут решение хуже, чем если бы решение принимал кто-то один?»

«НЕ ПУТАЙТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОЙ»

Серьезные сомнения на этот счет появились в часе езды от паба – на тренировке купленного интернет-болельщиками клуба. В «Эббсфлите» почти все – от управленцев до игроков и тренеров – рассказывали корреспонденту Newsweek о самой большой своей надежде: что «эти интернет-ребята», купившие клуб, все-таки ограничатся «какими-то глобальными менеджерскими решениями». Пусть клуб выступает в низшей лиге, но структура у него серьезная: есть свой стадион, свои молодежная и женская команды, футбольная школа. Игроки – профессионалы (в российской третьей лиге, например, большинство футболистов работают где-то еще и лишь в свободное время играют и тренируются).

Директор «Эббсфлита» Роланд Эдвардс признался Newsweek, что клуб сам попросил, чтобы его купили: новые владельцы сулили инвестиции, а шум вокруг проекта обещал сделать ничем не примечательную команду популярной. «Конечно, если бы пришли русские покупатели, было бы еще лучше», – улыбается Эдвардс.

Сейчас в клубе никто не понимает, что получится из этой затеи – новые владельцы начнут «рулить» клубом, только когда сделка будет завершена. Главный тренер Лайам Дэйш в беседе с корреспондентом Newsweek пытался выглядеть уверенным. Он громко декларировал, что именно под его руководством три последних года клуб растет, а «лучшей игры, чем сейчас, у команды не было никогда в истории».

«Возможно, конечно, эти ребята считают, что лучше меня разбираются в футболе – о’кей, – заранее обижается тренер. – Пусть тогда сами определяют состав на игру». Впрочем, тренер уверен, что такого не произойдет – «у английских болельщиков есть здравый смысл». «Мне бы очень хотелось, чтобы болельщики все-таки не путали нас с компьютерной игрой, – говорит Дэйш. – Мы не цифровые персонажи: у меня и у игроков есть семьи, мы здесь на полноценной работе и так далее».

Но путаница, видимо, уже произошла. Главным партнером английского проекта стала компания EASports, крупнейший производитель компьютерных спортивных симуляторов.

ПЯТЬ МИНУТ НА ПОЛЕ

По схеме MyFootball развиваются уже семь проектов. Появился сайт-конкурент даже в родной Англии. В Peoples’sclub дифференцированная система взносов; есть три степени членства: «золотая» (£49), «платиновая» (£69) и «бриллиантовая» (£89). Первым 5000 членам – скидка £10 на любой тариф. «Платиновым» предлагается экскурсия в раздевалку сразу после матча и в кабинет с «будущими трофеями», а их детям позволяют выводить команду на поле. «Бриллиантовым» же можно появиться на поле в составе команды на пять минут в товарищеском матче.

Каждый новый проект и правда становится все более развлекательным, но, скажем, американцы с сайта MySoccerClubUSA.com вовсе этого не стесняются. Они собирают 50-долларовый взнос под лозунгом «Эти же деньги вы заплатите, чтобы стать менеджером клуба в компьютерной игре – зачем, когда вы можете реально управлять?».

В Израиле уже управляют. Владельцы сайта Web2Sport.com начали свой проект позже англичан, но не стали собирать с болельщиков деньги, а взяли €350 000, необходимых на покупку тель-авивского клуба «Хапоэль Кирьят-Шалом», у титульного спонсора – игрового сайта Play65.com. Благодаря этому скромный клуб третьей лиги уже с осени управляется через интернет-портал. Болельщики не только называют стартовый состав, но и могут вносить изменения по ходу игры. Тренер сидит на скамейке с ноутбуком и получает требования о заменах от болельщиков. Больших спортивных успехов это пока не приносит, зато болельщиков у клуба за несколько месяцев стало в 30 раз больше (с 200 до 6000), хвастаются создатели сайта. В ноябре, правда, вышел конфуз: сайт взломали фанаты команды-соперника и дали указание тренеру заменить лучшего форварда «Хапоэля» Зохара Камински. «Тренер был очень расстроен, но не мог не подчиниться своему ноутбуку», – драматично описывают ситуацию на сайте.

НАРОДНАЯ КОМАНДА

Российский проект MyFootballClub.ru открылся под впечатлением от английского. «Я долго ждал, что же получится у англичан, – вспоминает Дмитрий Марков. – И когда в декабре они объявили, что почти все деньги собраны и выбран клуб для покупки, понял: пора и нам».У российского проекта тоже нет офиса – есть только сайт, три сотрудника и руководитель, работающий в основное время консультантом в аудиторской компании. Наш проект, очевидно, будет совсем не развлекательным; например, россияне не будут определять стартовый состав через Интернет, им доверят лишь ключевые решения: назначение тренера, руководителей, определение маркетинговой стратегии и так далее. Но Марков уверен, что интерес к подобному проекту в России будет выше, чем в Англии. «В отличие от Англии у нас вообще болельщики никогда не имели возможность управлять командами – ни один из клубов никогда не котировался на бирже. Поэтому, по сути, мы создаем первую в России по-настоящему народную команду», – говорит Марков. Российские футбольные клубы – это или государственные, или олигархические, добавляет Марков, поэтому желание создать свой клуб в России намного острее.

Есть, правда, и свои особенные национальные сложности. В Англии команды имеют четкую бизнес-ориентацию, и каждая из них более-менее исправно сводит баланс по окончанию сезона. «В России на большинстве команд в конце года висят долги, которые потом либо списываются на убыток, либо становятся скелетами в шкафу для следующего состава управленцев».

Первой идеей российских интернет-болельщиков была покупка волгоградского «Ротора» – некогда грозного клуба, даже выступавшего в Кубке УЕФА, а сейчас еле сводящего концы с концами в любительской лиге. Но нашелся подводный камень – «Ротор» в свое время обвиняли в нецелевом использовании бюджетных денег, а «эта история всегда может всплыть».

Россияне, вероятно, будут создавать свой клуб и начинать выступления с третьей, любительской лиги. Но для этого нужно набрать 20 000 участников (сейчас – где-то десятая часть) и получить с каждого как минимум по 1500 руб. «Но, думаю, сдавать будут и побольше, – говорит Марков. – К первому сезону я рассчитываю, что клуб сможет собрать бюджет около $3 млн».

Он идеалист. Например, убежден, что примерно 10% от этого бюджета в первый же год удастся заработать на реализации коммерческих прав: будут организованы интернет-трансляции матчей, каждый владелец клуба несомненно захочет купить себе атрибутику. «Возможно, удастся привлечь и спонсоров – наверняка кто-то захочет поддержать проект первой в России народной команды», – мечтает Марков.

Александр БЕЛЯЕВ, Елена ОСИПОВА