Питер Крауч. «Я, Робот: Как стать футболистом 2»: Схемы
***
В футболе постоянно ведутся дебаты вокруг схем построений команды. Не только то, какая из них работает лучше, или что за схема будет следующей, но и то, должны ли системы диктовать каких подписывать игроков, или же это игроки, которые у тебя есть, диктуют систему, и знает ли тренер на трибунах со своими записями, планами действий и статистикой Prozone лучше, чем ребята, которые на самом деле пытаются заставить теорию работать в реальном мире там, на поле.
К этому мы, вероятно, должны добавить мнение Тони Пулиса, одного из самых проницательных тренеров, с которыми я работал, и человека, чьей мечтой было три часа тренировки формирования команды с защитой и полузащитой, в то время как его нападающие отправлялись на другое поле, где они могли делать все, что хотели. В «Стоке» был момент, когда, несколько раз подряд финишировав в первой половине чемпионата, добравшись до европейских соревнований и начав привлекать игроков, которые традиционно не были заинтересованы проводить часть своей жизни в более широкой зоне Сток-он-Трента, некоторые футболисты в команде почувствовали, что мы готовы ослабить стилистическую смирительную рубашку и немного больше именно, что играть.
Была назначена встреча с тренером. Были высказаны аргументированные замечания. «Гаффер, мы готовы перейти на следующий уровень». «Босс, мы можем быть более изменчивыми. Теперь мы настоящая футбольная команда Премьер-лиги.»
Пулис оглянулся на нас, поправил свою кепку и тяжело вздохнул. «Не увлекайтесь, ребята. Вы просто средние игроки в отличной системе. Мы продолжаем играть так, как и играли.»
Подтекст был ясен: Моя схема на первом месте. Я сделал эту команду. И хотя это может показаться странным для человека, который обычно носит спортивные костюмы, кроссовки и бейсболку с логотипом клуба, Пулис понимал, что схемы подобны моде. Ты находишь то, что работает как можно лучше для той бугристой формы, которую природа тебе дала, и придерживаешься ее. Невысокий мужчина с обхватом ног Уилла Карлинга не должен пытаться носить узкие джинсы. Мужчина ростом свыше двух метров не должен носить короткие плавательные шорты, даже если он профессиональный футболист. Команда «Сток Сити», основанная на стандартных положениях, агрессии, дальних вбросах из-за боковой и хорошей оборонительной работе, не должна пытаться играть как «Барселона».
Но мода приходит и уходит, на поле и вне его. Фокус в том, чтобы не только понять, что тебе подходит, но и то, что может выйти с подиума в сегмент массового рынка в ближайшие недели. Долгое время британский футбол крутился только лишь вокруг схемы 4-4-2. Для нас все было понятно. Она работала. Ты смотрел на номер на футболке игрока и знал, где он будет располагаться на поле.
В детстве я знал, что континентальный футбол отличается. Я любил смотреть передачу Футбол Италия, и видел катеначчо в действии почти каждую вторую половину дня воскресенья. Первый Чемпионат мира, который меня поразил, был Италия 90, когда сборная Англии переключилась на пятерых игроков сзади с Полом Паркером и Стюартом Пирсом в качестве крайних защитников и внезапно начала летать на турбо-скорости там, где раньше застревала, переключаясь на вторую передачу. Но я не видел ничего радикального во плоти, пока однажды не поехал с отцом на Стэмфорд Бридж и не увидел там Глена Ходдла, играющего роль последнего защитника.
Это взорвало мой мозг. В то время, когда большинство ударов от ворот обычно пробивались как можно дальше в поле, Ходдл снял эту повинность со своего вратаря. Перед ним была стена из больших защитников, и с этой защитой он использовал время и пространство не для того, чтобы раздавать короткие пасы своим крайним защитникам или глубоко отходящим полузащитникам, как можно было бы делать это сейчас, а вместо этого раздавать великолепные пасы по всей ширине поля.
По правде говоря, целая схема была полностью основана на том, чтобы заставить Гленна Ходдла выглядеть хорошо, но мне все равно это нравилось. Даже в детстве я был настолько одержим футболом и тем, как он работает, что смотрел его более интенсивно, чем кто-либо рядом со мной. Мой отец спрашивал меня, как менялись схемы и кто где освобождался. Я просто следил за течением игры, за тактикой. И он считался с тем, что я ему рассказывал. Каждые две недели в течение девяноста минут я был боссом.
Когда Ходдл поднялся на ступень выше, став тренером, он пригласил Рууда Гуллита на ту же самую роль. Казалось, идеальный баланс между системой и персоналом. Чистильщик-распасовщик за работой. Гуллит умел пасовать как бог. И все же эта затея провалилась, потому что Рууд в роли защитника слишком уж инстинктивно стремился вперед. Он продолжал рваться вперед, что было вполне понятно, учитывая его бешеный успех на протяжении всей карьеры, но все это было бесполезно, когда Эрланду Йонсену и Фрэнку Синклеру постоянно приходилось оглядывались через плечо. Схема не работает без правильного игрока.
Инновации продолжают наступать. Я никогда не видел и не понимал полузащиту прямоугольником, пока Джо Аллен не объяснил мне, как это работает для него и его товарищей по сборной Уэльса. У Гарета Бэйла и Аарона Рэмси был чудесный дух свободы, который пропадал в обычной тройке или четверке футболистов. Но у них были Аллен и Джо Ледли, которые продолжали бегать за тобой день-деньской. Два атакующих индивидуалиста, два сдерживающих полузащитника. Форма прямоугольника позволяла Крису Коулмену максимально использовать имеющиеся в его распоряжении таланты.
Если схема работает, то она просачивается и в другие команды. Когда Терри Венейблс использовал схему в форме рождественской ели со сборной Англии перед Евро-96, это привело к тому, что ряд ведущих клубов Премьер-лиги использовали ту же схему, вовлекая все тех же игроков сборной у себя в команде. Схема с тремя защитниками выиграла чемпионский титул для «Челси» под руководством Антонио Конте в 2017 году и внезапно была замечена в «Стоке». Сборная Испании использовала ложную девятку, превратив свою переднюю линию в серию постоянно перемещающихся маленьких вингеров/атакующих полузащитников: «Ливерпуль» и «Манчестер Сити» доминировали в Премьер-лиге сезона 2018/19 годов с обновленной версией той же схемы.
Будучи футболистом, причем эгоистичным, твоя любимая схема — та, что ведет к наибольшему успеху лично тебя. Схема с ложной девяткой расстроила меня, потому что я был настоящей девяткой. Ложная девятка может быть радикальной, но она меня совсем не касается, поэтому я не могу притворяться, что чувствую что-то, кроме бурлящего негодования, когда вижу, что она так успешно работает на поле.
Поскольку я был эгоистичным футболистом, я бы обвинил схему, если не забивал. Мой отец, генетически предрасположенный смотреть футбол таким же образом, именно с моей точки зрения, поддержал бы меня. Вместе мы уезжаем с игры, в которой я изо всех сил старался произвести впечатление, яростно жалуясь на бессмысленную трату времени на то, чтобы получить все самое лучшее от трех других молодых атакующих талантливых игроков. Мне действительно требовались хорошие старомодные 4-4-2, что становилось все более серьезной проблемой в последние годы моей карьеры, когда тренеры так же неохотно играли таким же устаревшим способом, как если бы они стояли на боковой линии в клешах и вязаной кофте. Мне нужны были навесы. Футболист-бегунок передо мной и два крайних вингера, предоставляющие эти кроссы — все это прекрасно работало. Мой напарник по нападению мог набегать сзади или подкармливаться с моих сбросов грудью и головой. Я мог принять мяч внизу, отдать его на край, а затем храбро скакать в штрафную за обратным пасом. Когда подо мной в «Шпорах» играл Рафаэль ван дер Ваарт, с Гаретом Бэйлом и Аароном Ленноном, бегающими туда-сюда по флангам, да еще и бомбардирующими крайними защитниками — это был Краучбол в его чистом виде, и я наслаждался каждой секундой такой игры. Именно эта схема помогла нам в играх против миланского «Интера», а затем и «Милана» на Уайт Харт Лейн. Она работала.
Ее альтернатива — я сам по себе на острие, три полузащитника, вингеры, играющие не на своем фланге, так что они инстинктивно хотели смещаться в центр, чтобы пробить по воротам, а не подавать кроссы в касание — не работала. Я был слишком далеко от полузащиты и отрезан от основных источников навесов. То были тоскливые для меня дни, и если ты был бы одним из тех футбольных фанатов, который полагает, что нападающий должен продолжать бить, начиная в стартовом составе, ты бы предположил, что я потерял форму, что мой шарм пошел на убыль. Но это было не так. Я был тем же самым игроком. Я просто оказался в системе, которая нейтрализовала мои лучшие способности.
Во время моего золотого периода в сборной Англии, когда я забил одиннадцать голов и чувствовал, что мог бы забить и больше, вся схема была заточена под меня. У меня была прекрасная комбинация из Дэвида Бекхэма и Гэри Невилла справа, Гэри хлестал кроссами на бегу, Бекс либо вбивал мячи прямиком мне на грудь, либо закручивал их своей великолепной правой ногой. Я знал, что Джо Коул на левом фланге подстроится, спустившись чуть ниже, выкинет трюк и закрутит мяч в касание своей правой, что означало, что у меня все еще было время для своего забега и я все еще могу опередить центрального защитника. То же самое было и с «Ливерпулем», когда мы выходили в финал Кубка Англии и Лиги чемпионов в последующие годы — Стиви Джеррард пасовал мне мяч отовсюду, Харри Кьюэлл и Стив Финнан с быстрыми кроссами с обоих флангов очень много меня поддерживали.
Как я уже говорил, это эгоистично. Но когда это срабатывает для человека, забивающего голы, это обычно работает и для команды. А когда это не работает для команды, высочайшие принципы и общепризнанная методология тренера никогда не длится особо долго. Ты можешь всю предсезонку провести по одной схеме. Ты обкатываешь ее на тренировках и используешь в разминочных матчах. Тренер неоднократно повторяет: это наша модель игры. Продолжайте над этим работать, и результаты придут. Сейчас мы играем только так. Начинается сезон, ты проигрываешь свои первые три игры, и все это выбрасывается за борт. Никому и дела нет до великих идей, когда команда находится в зоне вылета. Никто из твоих болельщиков не звонит на радио/телефонные шоу и не объявляет, как они счастливы по поводу домашнего поражения, потому что на его взгляд мы при очередной капитуляции классно играли. Я видел, как это было крупным шрифтом выведено в моем последнем сезоне в «Стоке»: Натан Джонс пришел в качестве тренера, имея большой успех в «Лутоне» со схемой в форме ромба в полузащите, и сказал нам всем, что ромб был единственным способом, который он исповедовал в своих играх. Мы проиграли, проиграли снова и еще раз проиграли, и ромб исчез. Натан со временем снова его введет, но тебе нужно выигрывать игры, чтобы получить это время.
Когда ты спрашиваешь, что первично: схема или игроки, просто посмотрите на положение команды в таблице. Может ты захочешь играть с опорным полузащитником, но если у тебя нет хорошего исполнителя, у тебя ничего не получится. Если у тебя нет такого многогранного игрока, который может действовать позади основного нападающего, то тебе придется рассмотреть возможность играть двумя или тремя игроками спереди. Можно быть упрямым, как Маурицио Сарри, заигрывая Н'Голо Канте, опорного полузащитника мирового уровня на позиции, отличной от позиции опорного полузащитника, но исказить реальность не получится. В «Стоке» мы могли играть с Джоном Уолтерсом позади меня, потому что он обладал физической подготовкой, заставляющей его работать, толкаться рядом со мной, когда у нас был мяч, и опускаться в центр поля, когда у нас его не было. Но в нашей команде это мог делать только Джон. Если он получал травму, то схема должна была меняться, равно как и состав.
Бороться с полицией моды трудно. Сенсационная миланская команда Арриго Сакки конца 1980-х и начала 1990-х годов выстраивалась из 4-4-2. Многим способным командам за эти годы удалось сделать это. Если играть таким образом сейчас, в гораздо более нестандартную эпоху, то это будет воспринимается как звездочка против твоего имени. «Он хороший тренер, но ...» Eще труднее помнить, что мода приходит и уходит. Когда я учился для получения своей тренерской лицензии, я смотрел на исследования, которые показали, что 90 процентов команд на крупных турнирах — Чемпионатах мира, Чемпионатах Европы — играют одинаково. Схема может выглядеть несколько иначе, но она распадается на те же самые рисунки. Даже когда думаешь, что радикален, зачастую ты просто перекраиваешь то, что было раньше.
В «Ливерпуле» я иногда чувствовал, что Рафа Бенитес — человек, который мог бы провести тактическое сражение с Пулисом и выйти пусть и окровавленным, но победителем — иногда уж слишком одержим схемами. Харри Реднапп считал, что игроки в первую очередь. Игры пять-на-пять на тренировке, одна короткая фраза, когда ты выбегаешь на поле для большого матча: «Выходи и будь там великолепен.» Это придавало тебе уверенности. Там была система, но если Лука Модрич хотел пойти в обводку на двух человек, кто-то должен был его прикрывать. В «Ливерпуле» у нас были Джеррард и Хаби Алонсо в полузащите, надежная защита из Сами Хююпя, Джейми Каррагера и Пепе Рейны, но мы играли дома против «Вулвз» с двумя опорными полузащитниками. Мы потратили бы неделю, работая над тем, в чем Волки были хороши, а не думая, что мы «Ливерпуль», давайте просто выйдем и переиграем их. Мы сыграли вничью в нескольких матчах, где должны были выигрывать.
Есть огромное количество того, чем можно любоваться в Рафе. И все же мне иногда казалось, что он воспринимает футболистов как статичные фигуры на доске. Мы трехмерные персонажи, которые не всегда будут делать то, что ты ожидаешь, и эти навыки нужно развивать. Если ты запираешь великих игроков в жесткие схемы, ты их сковываешь. Ты наблюдаешь за «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы и в нескольких моментах игры теряешь всякое представление о том, по какой схеме они должны играть. Они настолько подвижны, что любой игрок в центре поля или в атаке может занять любую позицию другого игрока и полностью ей соответствовать. Есть схема на старте матча, и есть ограниченное время до финального свистка, когда ты мог бы искренне сказать, что они удерживали эту форму.
Это не счастливый случай. Все они точно знают, чего хочет от них Гвардиола и где кто должен находиться, чтобы все получилось. Ты бы только видел его возбуждение на боковой линии, когда он чувствует, что один из его игроков не выполняет генеральный план. Но также нельзя отрицать, насколько эффективными были и методы Рафы. В частности, в еврокубках он взял от своей команды абсолютный максимум. Двухматчевое противостояние в Лиге чемпионов — это примерно такой же тактический повод, в какой только сам футбол может тебя окунуть: как ты уравновешиваешь атаку и оборону дома и на выезде, учитывая правило выездных голов; новые игроки для борьбы; справляешься с атмосферой на стадионе соперника, которая далека от норм Премьер-лиги. Рафа неизменно оказывался прав. Люди в клубе в частном порядке признают, что команда, которая выиграла Лигу Чемпионов в 2005 году, взяла слишком уж высокую планку, но кого это волновало после Стамбула?
Рафа будет продолжать и продолжать тебя обучать. Каждому игроку в команде будет сказано, куда передать мяч при самых разных сценариях. Отдай сюда, отдай туда, отдай обратно, отдай на край. Все это было спланировано заранее. Он даже заставлял нас практиковаться в в ситуации, если план рухнет. Но это все трудно принять, потому что обучение стало монотонным. По дороге часть удовольствия терялось.
На выездной игре в Уотфорде Рафа сильно оттянул меня влево. Я вообще ни разу не вингер. Я понимаю какие к ним требования, но не обладаю необходимыми навыками. Я никак не мог понять, зачем я здесь. Я был раздражен с первого свистка. И все же я забил два гола, и мы выиграли со счетом 3:0. Тренер видел, что их правый защитник и правый центральный защитник были размера меньше среднего. Он заставил Джеррарда и Финнана снабжать меня диагональными пасами, чтобы я играл головой и делал скидки партнерам. Я возненавидел это и ушел с поля, думая, что у меня был провальный матч, думая, что, возможно, если бы мы просто играли обычным способом, то могли бы выиграть 5:0. Эгоистичный и неблагодарный. Футболист.
Тренеры наслаждаются интеллектуальной стимуляцией, которую приносят броские схемы. У них есть два великих оружия, которые они используют: тактика и управление игроками. Если игрок бросает вызов выбранной им схеме, если он не вольется в их систему, то игрок проиграет. Такие игроки будут выведены из состава или проданы. Если тренер делает все правильно, особенно с незаурядными игроками, то это почти их звездный час. Я помню, как Рафа снял Джеррарда в мерсисайдском дерби в октябре 2007 года и вместо него за команду дебютировал Лукас Лейва. Неопытный опорный полузащитник вместо нашего лучшего игрока. В добавленное время Лукас пробил по воротам и этот удар Фил Невилл сумел отбить только руками с линии ворот. Мы забили пенальти и выиграли матч со счетом 2:1. Рафа на это просто мудро кивнул.
Всегда найдется один игрок, который либо не понимает систему, либо предпочитает не понимать ее. Когда Джердан Шакири играл за в «Сток», ему, вероятно, просто необходимо было дать совершенно свободную роль. Это дало бы ему возможность проявить большую часть его талантов и спасло бы всех нас от большого горя. Вместо этого его попросили играть на правом фланге полузащиты, что приносит больше необычных ожиданий в «Сток Сити», нежели в миланском «Интере» и мюнхенской «Баварии». Ты должен помогать крайнему защитнику, играющему позади тебя. Ты должен как прикрывать, так и блистать. Если ты позволишь Эдену Азару свободно пробежаться по твоей защите, то найдутся товарищи по команде, которые захотят с тобой серьезно поговорить. Шакири мог блистать. Он рванул вперед, проскочил мимо двух человек, оказался на левом фланге — и остался на левом фланге. В этой ситуации мы совершенно теряли формацию. Джо Аллен бросался на помощь крайнему защитнику, что невольно оставляло нас без нужного игрока в центре поля. По крайней мере, опуститься на позицию левого полузащитника, чтобы мы все могли перетасоваться. Вместо этого Шакири требовалась целая вечность, чтобы вернуться на позицию. В конце концов мы выбивали мяч, и он оказывался в офсайде рядом с левой бровкой, будучи правым вингером.
Существует тонкая грань между тем, чтобы быть непредсказуемым и просто делать то, что ты хочешь. Болельщики любят смотреть, как игрок переигрывает своего соперника, но если из-за этого ты оголяешь свои тылы, если это скорее приведет к тому, что твоя команда пропустит гол, нежели сама забьет, то это неправильный вариант. Люди справедливо заметят, что Шакири забил восемь голов и отдал семь голевых передач в сезоне 2017/18 за команду, которая вылетела из Премьер-лиги. Но в течение восьмидесяти пяти минут каждый уик-энд он будет немного усложнять работу всем остальным. В команде росла обида, обида росла и у руководства. Ни система, ни игрок не могли скоординироваться.
Поскольку схемы имеют значение, поскольку каждый нюанс игры теперь тщательно прорабатывается, чтобы получить преимущества, тренеры переносят обучение с полей в аудиторию. Каждую пятницу тебе будут демонстрироваться нарезки с играми соперника перед выходными — их общая формация и предпочитаемые схемы игры, специфика соперника, с которым ты будешь иметь дело. Этот вингер предпочитает выкинуть такой-то трюк в первую очередь, этот полузащитник по умолчанию пасует под давлением этому товарищу по команде.
В большинстве случаев это слегка стимулирует, даже если футболисты ненавидят сидеть неподвижно в помещении. Это те же самые ракурсы и моменты, которые ты мог бы посмотреть дома, просто нарезанные и обозначенные. Когда Фабио Капелло возглавлял сборную Англии, его любимым ракурсом был вид с вертолета, снятый с камеры, которую он установил на верхней части трибуны над Уэмбли. Идея заключалась в том, что можно было видеть перемещение всей команды, видеть абсолютно все, что происходит на поле. Реальность была такова, что едва-ли, что можно было бы разобрать. Ты сидел там в тишине, наблюдая за девяностоминутной игрой, слегка отредактированной, чтобы сократить ее до часа, и часто просто терял след того, где был мяч. Ты не видел голов. Ты забывал, что это сборная Англии, потому что это мог быть кто угодно. Вдруг ты видишь, как одна команда медленно возвращается на свою половину поля, и думаешь: «О, кажется, я только что забил».
Это был, пожалуй, самый скучный из когда-либо изобретенных способов просмотра футбола. Капелло даже ничего не говорил, пока мы смотрели матч — не останавливал видео, чтобы обратить на что-то особое внимание, и не вставал, чтобы жестами показать, где он хотел бы, чтобы тот или иной игрок находился. Мы все сидели на стульях в аудитории, обычно после напряженной утренней беготни и хорошего обеда, отчаянно пытаясь не задремать. Капелло сумел взять то, что каждый из нас любил — смотреть футбол, наблюдать за собой — и превратить это в то, чего мы ужасались. «О, смотри», - лениво задумывался ты, закрывая один глаз, чтобы дать ему отдых. «Это же я разминаюсь на боковой линии. Выгляжу как длинноногий муравей.»
А ведь это могло быть сделано так хорошо. Игроки могут быть эгоистичными, но они очарованы всем, что может заставить их выглядеть лучше. Ты показываешь команде, играющей 4-4-2, что они играют против команды с тремя игроками в центре поля, и они поймут, что им нужно перевести туда дополнительного человека, чтобы избежать того, что их будут переигрывать там, когда у них нет мяча, потому что полузащита — это то, где выигрываются или проигрываются матчи. Нападающие других клубов Премьер-лиги ревниво смотрели на своих коллег из «Ливерпуля», когда Энди Робертсон и Трент Александер-Арнолд отдавали двузначное количество голевых передач в сезоне 2018/19. Я смотрю на проблемы Фернандо Льоренте в «Шпорах» в том сезоне и чувствую огромную волну сочувствия, потому что он был прекрасной мишенью для игры в системе, которая делает его похожим на «Харри Кейна» бедняка. Кристиан Эриксен и Деле Алли сенсационно играют, но они совершенно не про совершение широких и размашистых навесов.
Игроки будут придумывать свои собственные формы. Иногда они намеренно игнорируют тщательные инструкции, которые им даны, потому что не видят, как они могут работать. Это похоже на безобидный мятеж — вы матросы, захватывающие корабль, но вы и спасаете его от рифов. Иногда ты чувствуешь, что это неправильно, но ничего не можешь с этим поделать. В «Стоке» Гэри Роуэтт хотел, чтобы мы подлаживались под команду соперника, играя дома, чтобы сломить их. Концепция была прекрасной, но окружающая обстановка — нет. Болельщики «Стока» привыкли к манере игры Пулиса. Они хотели, чтобы мы бегали аккурат перед игроками соперника, преследовали их, цеплялись за них. Они могли принять тот факт, что нам не хватало навыков. Но то что нас превосходили в борьбе — нет. Такая же схема с похожими игроками, возможно, сработала бы в другом клубе. Но на стадионе bet365 нам это никогда не удавалось.
Игроки видят небольшие закономерности и уловки, которые даже преданные фанаты не всегда замечают. Все схемы в основном сводятся к одной ключевой цели: вытянуть другую команду со своей позиции, чтобы ты мог воспользоваться освободившимся пространством. Вот и все. Именно поэтому сейчас команды стараются давать пас от голкипера до крайних защитников; если каждый раз бить далеко с удара от ворот, то соперник всегда будет в оптимальном положении. Если ты можешь заставить их надавить на тебя и все же пройти через них, они не смогут вернуться в оптимальную позицию так же быстро и эффективно, как им хотелось бы.
Вот почему Пеп Гвардиола пел дифирамбы Джонни Эвансу, защитнику, которого некоторые наоборот сочли бы слишком скромным, чтобы привлечь его внимание. Гвардиола видел, что Эванс не только хорошо выводит мяч из обороны, но и пытается вывести на себя пару игроков соперника, прежде чем избавиться от мяча. Он создает пространство. Он заманивает тебя. Вот почему гол Наби Кейта за «Ливерпуль» через пятнадцать секунд после начала матча против «Хаддерсфилда» в апреле 2018 года выглядел как ошибка полузащитника Йона Горенца-Станковича, но на самом деле был красиво расставленной ловушкой. Нападающие отрезали мяч от центральных защитников, которые широко разошлись для передачи. Вратарь хотел выбить мяч. Станкович был оставлен соблазнительно свободным — до того момента, пока Йонас Лессль не отпасовал ему, после чего Кейта вышел из тени другого игрока «Хаддерсфилда» на скорости, чтобы накрыть Станковича во время приема мяча. Касание, ответный пас от Мо Салаха, завершение — все это было спланировано Юргеном Клоппом, все это было направлено на то, чтобы заманить «Хаддерсфилд» в ловушку.
Это не просто гегенпрессинг Клоппа. Когда я был нападающим в «Бернли» мне сказали, что при ударах от ворот я должен закрыть одного из крайних защитников, а один из наших полузащитников сделает то же самое с центральным защитником, который наиболее комфортно чувствует себя на мяче. Когда мяч передавался другому центр-хаву, располагающегося близко к флангу, мы загоняли его в угол — я закрывал ответный пас вратарю, другой нападающий накрывал футболиста с мячом. Вся наша команда была теперь на одной стороне поля, и хотя это выглядит странно с трибун — Ребятушки! Вон там вингер совершенно без опеки! — это не имеет значения, и тебе все равно, потому что единственная возможность вывести мяч — это диагональный пас на 55 метров. Не многие паникующие под давлением центральные защитники могут сделать такой — и даже если они его сделают, мяч будет висеть в воздухе три секунды и еще пара секунд потребуется, чтобы взять под контроль, к этому времени ты можете подбежать и закрыть и это пространство тоже. В матче так много ударов от ворот, что это стало большой частью игры. Допустим, ты играешь с «Лестером» в сезоне 2018/19 годов. Харри Магуайр и Джонни Эванс любят возиться с мячом, поэтому ты закрываешь их обоих и оставляешь наиболее слабого крайнего защитника открытым, приглашая отпасовать ему, как бы убегая от него. Он получает мяч, вингер на него наседает, ему приходится длинно пасовать, и, ты надеешься, что вам удастся вернуть мяч себе.
У каждой схемы есть обратная сторона. При равном количестве игроков в каждой команде любая попытка перегрузить одну область, сторону или игрока неизбежно создаст нехватку в другом месте. Если ты играешь с тремя центральными защитниками, а у соперника впереди один человек, один из трех защитников либо лишний, либо ему должно быть удобно подниматься играть в центр поля. Игроки, находящиеся и слева и справа должны чувствовать себя комфортно на мяче, потому что им придется разделяться, чтобы принять пас от вратаря, почти как если бы они были крайними защитниками при схеме 4-4-2. Мы попробовали это в «Стоке», и только у Курта Зума, привыкшего к специфическим требованиям в «Челси» получилось это делать. А у нас не получилось. В любом случае твои атакующие крайние защитники должны быть потрясающими, способными бомбардировать мячами штрафную в течение всей игры. Если ты играешь с одним игроком впереди, тебе нужна большая поддержка, прорывающаяся из центра поля, иначе ты изолирован и недееспособен.
Заглядывая вперед, я вижу только, что тактика становится все более изменчивой, и становится все труднее разрабатывать схемы в реальном времени. Бернардо Сильва, Кевин Де Брюйне, Давид Сильва, Рахим Стерлинг, Лерой Сане — это не полузащитники, не вингеры и не нападающие, а просто игроки следующего поколения. Серхио Агуэро — единственный незащищающийся игрок в «Манчестер Сити», которого можно назвать традиционным нападающим. Сане и Стерлинг могут иметь предпочтительный фланг, у Сане он ярче выражен, чем у Рахима, но им удобно играть на любой из этих позиций. И это признак самых лучших команд. Ты смотришь на них и не знаешь, кто где находится.
Это так хорошо работает, потому что ты не можешь следить за игроком, у которого нет позиции. Раньше левый защитник опекал правого вингера и думал: «это мой». Давид Сильва не имеет своей конкретной позиции. Кто отвечает за него: опорный полузащитник, правый защитник или центральный защитник? Никто из них и одновременно все они. Он — кошмар, точно так же, как ложная девятка наводит ужас на традиционных защитников. Они будут одновременно думать: «Я же ничего не делаю» и «О боже, на меня набегают отовсюду.»
Если бы мне снова было восемнадцать сейчас , а не в 1999 году, то я не мог бы играть так, как играл двадцать лет назад. Может быть, я больше не смогу вписаться в систему «Ливерпуля» и «Шпор», как это было раньше. Мне нравится думать, что я мог бы приспособиться к чистым пасовым командам, но постепенное исчезновение кроссов заставляет меня задуматься. Я смотрю на рост нынешних нападающих — Стерлинг 170 см., Агуэро 173 см., Садио Мане и Мо Салах по 175 см. Это как мои ноги. Мое имя должно было стать инструкцией.
А я смотрю на английскую сборную, так долго остававшуюся одним из последних бастионов схемы 4-4-2, и вижу только восторг. Тренер, который прошел квалификацию с одним составом, перешел на другой непосредственно перед своим первым крупным турниром, а затем снова сменил его, несмотря на то, что вышел в полуфинал Чемпионата мира. У Гарета Саутгейта есть молодые игроки, которые с удовольствием играют свободно и плавно, игроки с технической способностью играть в любой формации, которую они выберут. Мы могли бы выиграть большой турнир. Мы правда могли бы. Если только у нас будет правильная схема.