Как «банда психов» Кубок Англии выиграла
Английский футбол 80-х утончёнными манерами не отличался. Болельщики были головной болью для организаторов матчей и турниров. УЕФА отлучила клубы от еврокубков на пять лет. Большинство команд играло в примитивной манере «проход по флангу-навес». И конечно только тогда могло появиться такое явление, как «банда психов». Так называли «Уимблдон», который даже в такой атмосфере выделялся своим антифутболом.
«Во второй половине 80-х все знали, что пересекаться с «Уимблдоном» чревато большими неприятностями. Они ломали челюсти, выбивали зубы, дрались с журналистами, громили гостиницы и публично снимали трусы. Их не могли испугать ни количество показанных карточек, ни угрозы чиновников, ни тем более другие «крутые парни» оказавшиеся у них на пути», — писал известный журналист Мэтт Аллен.
Основной тактикой клуба была «грузи вон ту хрень(мяч) в грёбаный миксер(борьбу в штрафной площади соперника)». И такая игра приносила успех. За 9 лет «Уимблдон» поднялся из любителей в элитный дивизион и выиграл Кубок Англии — беспрецедентное достижение.
Путь к победному финалу на «Уэмбли» начался с побед над «Вест Бромом» 4:1 и скромным «Мэнсфилдом» 2:1. Дальше «психов» ожидал «Ньюкасл» ведомый молодым Полом Гаскойном. Незадолго до кубковой игры, команды встретились в чемпионате, и главный хулиган того «Уимблдона» Винни Джонс всю игру удерживал Гаскойна как мог. Весь мир облетели кадры, как Джонс прихватывал за яйца молодую звезду «Ньюкасла». Тот матч закончился нулевой ничьёй.
Но кубок есть кубок. Ничьи тут быть не могло. Противостояние началось еще до стартового свистка. Гаскойн послал Джонсу букет роз. «Секира» никогда за ответом в карман не лез, и в обратном направлении проследовал туалетный ёршик. «Передайте толстячку мою благодарность», — напутствовал Джонс курьера. Выиграв психологическую подготовку к игре, «донз» без особого труда взяли и сам матч 3:1.
В четвертьфинале и полуфинале были повержены «заклятые друзья» «Уотфорд» и «Лутон» с одинаковым счётом 2:1. Оставалась сущая ерунда — победить в финале «Ливерпуль» Кенни Далглиша оформивший к тому времени чемпионский титул.
«Скаузеры» вели себя так, будто уже выиграли финал — раздавали интервью и охотно позировали фотографам. Лидер «Ливерпуля» и английской сборной Стив Макмахон заявлял: «Я тебе не тот толстячок из «Ньюкасла», Винни, со мной такие номера не пройдут». Джонс в ответ лишь молча ухмылялся.
Где провели вечер перед финалом игроки «Уимблдона»? Правильно — в пабе. На это их благословил главный тренер Гулд, выделив 50 фунтов из клубной кассы. Но нельзя сказать, что игроки «донз» совсем беспечно относились к подготовке. Просто они тренировались как будто им предстоял рядовой матч. И только вратарь Дэйв Бизант как-то попросил побить ему одиннадцатиметровые в стиле пенальтиста «Ливерпуля» Джона Олдриджа.
Матч начался с того, что Джонс протаранил Макмахона. Нарушение тянуло на удаление, но реф не стал ломать игру и ограничился предупреждением. А Макмахон всё оставшееся время вёл себя тише «того толстячка». «Именно тогда мы и выиграли. Он так и не сумел войти в игру и доставить мне проблем, как обещал», — вспоминал Джонс.
За десять минут до конца первого тайма «Уимблдон» получил право на штрафной. Уайз подал в штрафную а Лори Санчес головой переправил мяч под дальнюю штангу.
В середине второго тайма «Ливерпуль» должен был сравнивать счёт. В ворота «Уимблдона» был назначен пенальти, но Бизант не зря просил партнёров побить ему в стиле Олдриджа. Впервые в финале Кубка Англии не был забит пенальти. А ещё через несколько минут Бизант стал первым вратарём, который поднял кубок в качестве капитана. Для него, родившегося рядом с «Уэмбли», это был особенный момент.
Их боялись и ненавидели все, но им было плевать. Некогда рассуждать, что о нас подумают другие, грузи эту хрень в грёбаный миксер. Именно такой подход и позволил им стать культовым явлением на все времена.