«Дело Бахрейна». Как судейская ошибка отняла у Узбекистана чемпионат мира
Евдоким Раимов - о 15тилетней годовщине скандального матча с Бахрейном
О ты моя Азия, из зноя фантазия! А ты из реальности, из лютой зимы. Такая иллюзия, что тайными узами, Случайными узами повенчаны мы. текст из песни Михаила Шуфутинского «Иллюзия»
Третье сентября болельщики сборной Узбекистана помнят далеко не по песням Михаила Шуфутинского, а по самому резонансному поражению сборной страны. Даже провал на Кубке Азии-2000 в хит-листе фанатов вспоминается редко, в отличии от того что происходило в противостоянии 2005 года между Узбекистаном и Бахрейном. На стадионе «Пахтакор» состоялась первая встреча двух сборных за право побороться с четвертой командой зоны КОНКАКАФ. Перед матчем, сборная Узбекистана, которую возглавлял британец Боб Хоугтон, по разным причинам не могла воспользоваться рядом футболистов. Если Николай Ширшов был дисквалифицирован, то ряд футболистов не смогли принять участие по причине травм, как например, Бахтиёр Ашурматов, Леонид Кошелев, Александр Гейнрих и Ильяс Зейтуллаев. В противовес этому, бахрейнцы, не выступали в своем чемпионате из-за перерыва. Однако, команда нацеленно готовилась к этим матчам, организовав тренировочный сбор. Единственной потерей того Бахрейна стал травма ключевого футболиста сборной Аалы Хубайла. Узбекистан вышел на поле в следующем составе: Евгений Сафонов, Владимир Радкевич, Андрей Фёдоров, Асрор Аликулов, Алексей Николаев, Миржалол Касымов, Виктор Карпенко, Тимур Кападзе, Сервер Джепаров, Анвар Солиев, Максим Шацких
Возвращаемся к матчу. С первых минут узбекская сборная захватила территориальное преимущество, пытаясь организовать быстрый гол. Но каждый раз, футболисты сталкивались с организованной обороной гостей, не давая поводов для пожара у своих ворот. Хотя, сами имели опасный момент, который парировал Евгений Сафонов. Голкипер ярославского «Шинника» прыжком дотянулся до мяча. На 12-минуте в дело вступила магия Миржалола Касымова. Получив пас от Анвара Солиева, Касымов продвинулся к воротам соперника и точно пробил в дальний от вратаря угол. 1:0! Далее, узбекская сборная пыталась удвоить преимущество, засчет создания массовости своих моментов и превосходства на чужой половине поля. Тот же Касымов имел опасный момент, на который с трудом отреагировал голкипер Бахрейна Али Хусейн. Максим Шацких и Виктор Карпенко разыграли стеночку, но вот в самом завершении Виктору не хватило скорости.
Что стало причиной скандала? На 38-минуте матча сборная Узбекистана провела контратаку, после которой Али Хусейн ошибся на выходе из ворот и не смог поймать мяч. Забежавший с левого фланга Максим Шацких ударил головой по пустым воротам, но защитник соперника Мухаммед Джума в прыжке отбил мяч рукой. Японский арбитр Тосимицу Ёсида назначил пенальти. Хотя формально, он имел право еще, и удалить Джуму за «фол последней надежды». Пенальти реализовал Сервер Джепаров, но в момент празднования гола арбитр неожиданно поднял руку вверх, встав на линию штрафной площади. В тоже время, ассистент главного арбитра стоял с поднятым флажком вверх, что означало назначение свободного удара. Игроки сборной Узбекистана бросились к арбитру, но японец был непреклонен. В тоже время, футболисты Бахрейнца активно жестикулировали японскому судье, оказывая на него давление. В результате всей суматохи Али Хусейн быстро ввел мяч в игру, дав старт началу матча. После остановки игры последовал телевизионный повтор момента с забитым пенальти. Он показал, что нарушением в этом эпизоде могло быть только то, что футболист сборной Узбекистана вошёл в штрафную площадку до нанесения удара по воротам. В таком случае следовало перебить пенальти заново. Других нарушений в этом эпизоде не было.
После матча, сборная Узбекистана потеряла нить игры, а Бахрейн на какое-то время отвел угрозу от своих ворот. В концовке команды перешли в контратаки, но забитых мячей больше не было. Альтернативная линия события
Доподлинно это неизвестно, но говорят, что ассистент арбитра (тот самый, кто поднял флажок) спустя годы дал интервью об этом событий. В нем он сказал, что поднял флаг, не из-за вбегания игрока узбекской сборной в штрафную, в по причине активного движения вратаря до момента удара
Ключевой момент
Уже во время матча в офисе Федерации футбола Узбекистана на Узбекистанской 98А произошел раскол. Часть людей во главе с тогдашним менеджером сборной Самвелом Бабаяном и футбольным агентом Марко Трабукки были за подачу протеста в FIFA. В то же время, другая часть коалиции выступила за проведение ответной игры без каких-либо вмешательств. Представитель Федерации Алишер Никимбаев в интервью «Узбекской кухне» рассказал об этом следующее:
После матча в федерации все собрались, нас было немного. Кто-то занимался своим делом. Была бухгалтерия, подсчитывающая доходы от продажи билетов. Были мы, отдел сборных. Оформляли кое-какие документы после матча. Международный отдел, который решал свои вопросы. Было руководство. Появились люди. Это менеджер сборной, а также агенты главного тренера и Ильяса Зейтуллаева. Это были Марко Трабукки и Саймон Томпсон – агент Боба Хоугтона. Один из тех, кто был в кабинете у руководства предложил, давайте напишем письмо в FIFA. Трабукки сказал, что знаком с бывшим генсоком FIFA Мишелем Зен-Руффиненом и предложил позвонить ему за консультацией. Зен-Руффинен буквально продиктовал ему, как нужно писать.
Я пытался переубедить, считая, что не нужно подавать протест. Я позвонил своим коллегам в РФС, попросил узнать мнение Колоскова. В это время у них был свой матч, сейчас не помню, но соперником был Лихтенштейн или Люксембург (сборная России в этот день играла против Лихтенштейна, победив со счетом 2:0, благодаря «дублю» Кержакова – Е.Р.), с кем-то из них они играли отборочный матч в день FIFA. Они мне ответили, чтобы я им перезвонил, т.к. у них только начался второй тайм. Я перезвонил через час, мне ответили: «Колосков сказал: никаких протестов не надо писать». На тот момент он еще входил в исполком FIFA. Узнав мнение Колоскова, я сказал: «Если вы не ходите слушать моё мнение, я предоставляю мнение другого человека». Мнение Колоскова против их мнения оказалось менее авторитетным, и его не приняли. Думаю, что люди хотели обезопасить себя от любых возможных последствий». Тогдашний вице-премьер УФФ Батыр Рахимов был более лаконичным: «Вердикт ФИФА стал для нас полным сюрпризом. Судья действительно отменил взятие ворот и показал, что пенальти нужно перебить. Но в этот момент к нему подошли несколько футболистов сборной Бахрейна и что-то активно стали доказывать. Йошида отменил и взятие ворот, и пенальти... Узбекистан такое решение ФИФА не устраивает. Будем добиваться, чтобы переигровка в Ташкенте начиналась с 39-й минуты и с пробития пенальти». В то же время в Бахрейне это решение вызвало противоположную реакцию, ведь команда, проигравшая в первом матче, получила шанс начать все с чистого листа. Президент Футбольной ассоциации Бахрейна Шейх Салман бин Ибрахим Аль-Халифа заявил: «Некоторые наши футболисты вернутся в строй после травм, и у нас будет больше времени на подготовку»
Тот самый пенальти Решение FIFA Как бы то ни было, а на протест Узбекской федерации футбола, оргкомитет Чемпионата мира-2006 собрал комиссию, в которую входил швед Леннарт Юханссон, аргентинец Хулио Грондона, кореец Чонг Монг Джун и генсек FIFA Урс Линси. Шестого сентября, за день до ответного матча стыковых игр, данная комиссия приняла следующее решение: - Матч должен быть переигран. Переигровка должна пройти 8-го октября, а ответный поединок двенадцатого. Протест сборной Узбекистана с требованием технического поражения команде Бахрейна отвергается. Сборная Узбекистана в этот момент находилась в Бахрейне, и о самом протесте узнала довольно поздно. Как поговаривают, Максим Шацких и компания была максимально настроена победить Бахрейн.
Леннарт Юханссон Последствия этого решения Президент Азиатской футбольной конфедерации Мохаммед бин Хаммам проллобировал назначение европейских судей на оба матча. Ташкентскую игру обслуживал Массимо Буззака, а ответный матч в Манаме – англичанин Грэм Полл. Но в итоге, после переигровки, было совсем другое время. Пропали эмоции, а у соперника восстановились травмированные игроки. Переигранный матч в Ташкенте завершился со счётом 1:1. Второй матч – нулевой ничьей. И по правилу забитого гола на выезде Бахрейн прошел дальше Как сложилась судьба главных лиц: Боб Хоугтон – главный тренер сборной Узбекистана отказался тренировать сборную, несмотря на новое предложение от УФФ. После этого он поработал в китайском чемпионате и вывел сборную Индии на Кубок Азии Алишер Никимбаев – спустя какое-то время он покинул Узбекистан, и больше не работал в узбекском футболе, занимая посты в Азиатской конфедерации футбола, а затем и в ассоциации футбола ОАЭ, а затем и Катара Тосимицу Ёсида – японский арбитр был исключен из элитного списка арбитров АФК. Также Японская футбольная ассоциация приняло решение отстранить его от работы на матчах высшего дивизиона Японии, отправив во второй дивизион. В 2008 году он восстановил репутацию, вернувшись в «вышку» и даже стал лучшим арбитром Джей-Лиги Марко Трабукки и Самвел Бабаян – у каждого из них судьба сложилась по своему. Итальянский казах продолжает свою агентскую деятельность, появляется на российском ТВ в качестве эксперта и стал владельцем юрмальского «Спартака», где работал главным тренером… Самвел Бабаян. Сам Бабаян после работы менеджером сборной и в «Пахтакоре», переквалицифицировался в тренера, дорос до поста главного тренера сборной, но также не смог вывести её на ЧМ-2018 Леннарт Юханссон – глава той комиссии, которая и определила дальнейшую судьбу противостояния Узбекистана с Бахрейном. Швед на тот момент занимал, ни много ни мало, пост президента UEFA. В 2007 году уступил эту должность в результате голосования Мишелю Платини. Скончался в июле прошлого года после продолжительной болезни Сборная Бахрейна – команда не смогла преодолеть последний барьер перед чемпионатом мира, уступив в очных встречах сборной Тринидада и Тобаго. Больше никогда так близко к мундиалю бахрейнцев не было Миржалол Касымов – пожалуй, лучший футболист Узбекистана за всю историю независимости страны. Матч с Бахрейном стал для него последним за сборную. Не попав на чемпионат мира в очередной раз, Касымов завершил карьеру в сборной. Прошло время, и он стал еще и выдающимся тренером
Миржалол Касымов «Невероятно, сколько всего ты не знаешь об игру, в которую играешь всю жизнь» Х/ф «Человек, который изменил всё», 2011 год, реж. Беннетт Миллер Таких ситуаций в футболе было не очень много. Согласно официальным данным, был еще один такой случай. В женском футболе. Еще два схожих случая (грубое нарушение с отменой пенальти) было в чемпионшипе и матче второй украинской лиги. Судьи ошибаются, они такие же люди. Вообще, человеческий фактор может повлиять из ниоткуда. Женщина, оказавшаяся в самолете футбольной команды – «к неудаче», боллбой, который затягивает вбрасывание мяча. Прожектор, который вдруг погас на стадионе, когда твоя команда побеждает или сильно настроена сравнять счёт. Все не вечно. И эта ситуация для кого-то будет уроком. Для кого-то фальшем и ложью. А для кого-то плохим воспоминанием, и неважно кто ты: арбитр, завершивший карьеру, или житель Сырдарьинской области, который приехал в столицу, только чтобы, сходить на матч любимой команды. Суть бытия узбекского футбола такая же простая, как попытка пройти по минному полю. Чтобы стать сборной, попадающей на чемпионат мира, не обязательно иметь топ-игроков, великолепную инфраструктуру или менталитет победителя. Просто важно сесть и понять. Прошло 15 лет, многое сменилось. А национальная сборная пока так и не вышла на чемпионат мира по футболу. ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ В БЛОГЕ: 20 самых значимых легионеров чемпионата Узбекистана «Мне осталось 11 месяцев до пенсии. Это интервью в моей жизни первое» История футбольного массажиста Остон нашего времени. Реплика «Узбекской кухни» по Урунову и не только