Куман – центр великой «Барсы» Кройффа. Защитник, который постоянно забивал и принес клубу первый Кубок чемпионов
Первый штрафной лупил в стенку – чтобы соперник боялся.
Несколько дней назад Роналд Куман пришел в «Барсу» и в первом разговоре сказал Месси: «Твоим привилегиям конец. Теперь ты работаешь на команду наравне с остальными». Еще раньше голландец сделал так же в «Валенсии».
Футболистом он был совсем другим. Роналд резался с тренером в карты, топил чипсы в запретном майонезе, а однажды, оставшись в запасе, сказал Кройффу: «Босс, это в первый раз. И в последний». Он совсем не стеснялся привилегированного положения.
Впрочем, он его заслужил.
Куман не был выдающимся защитником, но шикарно пасовал и играл решающую роль в системе Кройффа
Куман никогда не был классическим защитником. Его главным достоинством был пас, но Роналд опоздал к расцвету либеро и со своими нетипичными качествами не вписывался в эпоху. Неформат рисковал затеряться в новом футболе – и наверняка затерялся бы, сделай один карьерный шаг в любую другую сторону. Но Роналду повезло. Он начинал в тотальном голландском футболе, оставившем атакующему защитнику свободу подключений, а продолжил в авангардной системе Кройффа. И стал великим как раз потому, что грамотно выбрал клуб.
«После Евро-88 и победы в Кубке чемпионов с ПСВ я мог играть где угодно. «Милан», «Юве» – меня звали все, – рассказывал Куман. – Но моей страной была Испания. В то время в «Реале» был Бенхаккер, и они начали переговоры со мной – но этот вариант не показался мне правильным. Мы были не на одной волне. Моим клубом всегда была «Барса». Вице-президент позвонил мне после Евро, но они не знали, кто будет новым тренером, и ждали. А 31 декабря мне позвонил Йохан: «Хочу, чтобы ты был здесь в следующем сезоне». Я ответил «окей», предупредил ПСВ и за несколько недель завершил трансфер».
Йохан первым использовал распасовщика в линейной обороне. Его «Барселона» играла 3-4-3 и строила атаки через центральную ось, а главными элементами были Гвардиола и Куман. «Ни один из них не был хорош в защите, но я выпускал их вместе, потому что оборона – это вопрос позиционирования, скорости исполнения и качества атаки. Если в команде есть все три характеристики, незачем защищаться», – описывал Кройфф в автобиографии.
Куман и Гвардиола сполна соответствовали требованиям. Роналд играл в центре защиты, прикрытый двумя крайними центрбеками, а Пеп – в опорной зоне прямо над ним. Голландец отвечал за начало атак. Вертикальный пас в системе Кройффа почти всегда был диагональным, поэтому Куман двигал мяч через крайних центрбеков (они уходили широко, почти на фланг) либо полузащитников. Если их перекрывали, Роналд включал выдающийся длинный пас – очень быстрый, резаный и точный, сразу в штрафную. Когда вариантов впереди не было, он на дриблинге уничтожал первую линию прессинга – а Пеп в это время занимал его позицию в обороне.
Эпоха центрбеков, пасующих из линейной защиты, началась на двадцать лет позже, а Куман уже в 90-е отдавал больше 60 передач за матч. В классическом вертикальном олдскуле эта нагрузка казалась чудовищной, футбол не привык к такому – даже плеймейкеры редко набивали 30 пасов, – и сходил с ума от тоннажа и точности Роналда. В позиционных атаках он поднимался в опорную зону, прикрывал партнеров и распределял мячи.
«Когда я пришел в «Барсу», Кройфф попросил присмотреть за Пепом, – вспоминал Куман. – Мы поселились вместе. Гвардиола целыми сутками спрашивал о тактике, тренировках, и мы подружились. Я видел его чаще, чем жену! Даже сегодня мы общаемся хотя бы раз в неделю».
По значению и задачам Куман и Гвардиола напоминали связку Бонуччи – Пирло. Их взаимопонимание определяло игру «Барсы». Понятно, что очень скоро соперники просекли влияние Роналда и начали поиски антидота. Но прессинг против него не работал. Куман точно был одним из лучших дриблеров-центрбеков в истории. Возможно, вообще лучшим. Однажды «Трабзонспор» попытался накрыть его вшестером – голландец черпачком убрал всех и вторым касанием забросил в ворота.
Когда «Барса» теряла мяч, Куман превращался в генерала защиты. Индивидуально он был совсем не гением, часто проигрывал в отборе и всегда – на скорости, но классно читал пространство и управлял командным прессингом. Его перехваты и подстраховка идеально вписывались в атакующий контроль. В системе «Барсы» защитники играли высоко и активно, быстро возвращали владение вместо того, чтобы держать линию, и редко защищались позиционно – подход Кройффа этого просто не предусматривал. Куману подходило все это. Он был лидером первой великой «Барселоны».
«Когда Ромарио пришел в «Барсу», лучшими были Стоичков, Лаудруп и я, – рассказывал Роналд. – Но нельзя было выпустить четырех легионеров. Пресса была в восторге. Постоянно обсуждалось, кто попадет в запас. Каждый день появлялись большие истории, опросы, анализ и мнения. Мое имя не упомянули ни разу».
У Кумана был невероятный удар. Он становился лучшим бомбардиром ЛЧ и принес «Барсе» первый Кубок чемпионов
Описывая величие дрим-тим, Куман сказал: «Мы играли на фантастическом уровне. Когда в «Барсу» приходили новички, им сразу давали почувствовать, куда они попали. Мы играли в квадрат шириной от углового флажка до штрафной – четыре пасующих и четыре новичка в отборе. Разрешались два касания. И эти новые парни бегали в квадрате 20 минут, ни разу не зацепив мяч, пока Кройфф насмехался: «Добро пожаловать в «Барсу». Если ты попадал в отбирающие, то уже не выбирался».
Стиль тысячи передач сделал «Барсу» лучшей командой мира. Соперники носились за мячом, как собаки за фрисби, выбивались из сил в беспомощной беготне и в концовках играли уже не против «Барсы», а против молочной кислоты в забитых мышцах. Куман воплощал этот стиль. Пас определял его. Выдающихся передач хватило бы, чтобы войти в историю – но голландец запомнился совсем не лонгболами.
Удар затмил все. Весь мир стрелял резиновыми пулями, а Куман бил бронебойными. С 40 метров он укладывал так же опасно и точно, как другие с 20, прошивал штрафными во вратарские углы – и каждый год заканчивал в списке лучших бомбардиров клуба. В ПСВ он забил 26 голов за сезон. В «Барсе» каждый сезон заканчивал с двузначными цифрами.
Сезон-93/94 схватил это качество лучше всего. Каталонцы выиграли 8 трофеев за 3 сезона и начинали год лучшей командой мира. Их считали фаворитами Лиги чемпионов. «Барса» и впрямь прошла все раунды и только в финале влетела «Милану» – в матче, в котором дрим-тим умерла, – но столкнулась с проблемами намного раньше встречи с железными дровосеками Капелло.
В первом раунде каталонцев едва не вынесло «Динамо». После провала в Киеве (1:3) дома каталонцы пропустили еще в первом тайме, все-таки ответили тремя мячами, но нуждались в еще одном – и за дело взялся Куман. На 67-й минуте голландец обвел стенку со штрафного и вывел «Барсу» во второй раунд. «Камп Ноу» взорвался, комментаторы посадили голоса от восторга, а Кройфф не шелохнулся. Его давно не удивляло качество Кумана – он видел его на тренировках.
«На тренировках мы с Куманом и Стоичковым целились не в ворота – это было слишком легко, – а в перекладину или штангу. Так мы развивали точность, – вспоминал тренер. – Куман был невероятным. Он прекрасно видел поле, но прежде всего был одним из лучших исполнителей штрафных. Первый штрафной в матче он специально бил в стенку со всей дури. В следующий раз игрокам в стенке уже хватало ума не выбегать под удар».
В следующем раунде Куман дважды забил «Аустрии» – с пенальти и со штрафного. «Барса» вышла в группу и в первых 3 турах набрала 4 очка. Соперники поджимали, но во втором круге каталонцы не ошиблись ни разу – забили 9 голов в 3 матчах. Куман дублем со штрафного добил «Спартак» и реализовал пенальти с «Галатасараем». А в полуфинале забил один из лучших голов в карьере – ускорился со своей половины и метров с 35 расстрелял девятку «Порту».
Куман забил 8 мячей в 12 матчах и стал лучшим бомбардиром турнира. Но свой главный гол забил на два года раньше – в финале последнего Кубка чемпионов.
Это был третий финал «Барсы»; в двух предыдущих она проиграла «Стяуа» и «Бенфике». Соперником была симпатичная «Сампдория» Бошкова – очень дисциплинированная, строгая, с неприятным персональным прессингом в обороне и элитарным качеством Виалли и Манчини в атаке. «Это было событие, – оживлял эмоции Куман, – В 86-м «Барса» проиграла Дукадаму. Этот сумасшедший вратарь взял четыре пенальти. Для каталонцев севильский финал – психологическая травма. Его призрак парил над нашими головами».
Сценарий лондонского финала напоминал севильский. Как и со «Стяуа», «Барса» не забила в основное время и безнадежно шла к пенальти, в которых было бы сложно – в итальянских воротах божил Пальюка. «Сампдория» не дотянула 8 минут. На 112-й Куман вонзил штрафной во вратарский угол – и выиграл первый КЧ для «Барсы». Мяч летел со скоростью 188 км/ч. Этот удар до сих пор считается одним из самых сильных в истории замеров – но вы уже в курсе, что Роналд умел и сильнее.
***
Прошло 23 года, а Куман до сих пор считается самым результативным защитником в истории. Он забил 253 гола в 763 матчах. Ему же принадлежит рекорд Ла Лиги по точным пенальти подряд – 25.
Его пушка наводила почти мистический ужас, к ней готовились как к неизбежной проблеме, но Роналд никогда не был бездумным артиллеристом. Репутацию своего удара он использовал так же часто, как и сам удар, и забивал очень элегантно – обводил стенки, забрасывал за шиворот и аккуратно раскладывал по углам, пока вратари настраивались на бомбардировку. Он разводил Симэна задолго до Роналдиньо. Другим вратарям доставалось не меньше.
Куман провел в «Барсе» шесть лет, и клуб ни разу не закончил год без трофея. Не факт, что он продлит эту серию теперь, когда больше не выходит на поле, но по крайней мере снова начал с нокаутирующих ударов.
«Привилегии заканчиваются». Возможно, Куман жестко поговорил с Месси о роли в команде
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: REUTERS/Albert Gea; globallookpress.com/STUDIO FOTOGRAFICO BUZZI SRL via imago-images.de, imago sportfotodienst
Дай Бог, чтоб все получилось у него.
Наконец нашелся человек наглее Месси и Суареса. Я уверен, у него все получится. Его Саутгемптон солидное впечатление оставлял. И возможно выглядил бы еще лучше, если бы не продажи.
P.S. В моменте с уничтожением первой линии прессинга ощутил дежавю: светлая прическа, широкий шаг и элегантные движения... Точно, вылитый де Йонг!
Если такой разговор между ним и Месси действительно был, то не вижу в этом ничего ужасного. Когда-то у Пепа, когда его назначили тренером Барсы, был такой же разговор с Роналдиньо и Роналдиньо принял решение уйти.
Если Куман добьется успеха, как когда-то Гвардиола, никто его в уходе Месси не обвинит.
А не добьется...... В общем, многим рискует Куман, но ему нужны те игроки, которые будут в полной мере соответствовать его философии игры.
А перестройку команды в любом случае надо было проводить, и время для этого, похоже, настало. Другой вопрос, Куман ли нужен был для этого или нет, покажет только время.