Искусство в формах нового сезона – это красиво. «Юве» и «Интер», правда, ничего не объяснили – объясняем за них
Особенно хорош постмодернизм.
Межсезонье – время новых форм и перфомансов: «Арсенал» сделал ироничный ролик, где показал связь новой футболки с мраморными залами «Хайбери», ПСВ привлек местную рэп-звезду (получилось душевно: с видами Эндховена, стадионом и приятным нидерландским языком), а «Ростов» снял видео в духе «Джентльменов» Гая Ричи (и словами Карпина внутри «Че вы сделали? Так ###, ничего не трогайте, я буду скоро»).
Главный тренд этого лета – отсылки к архитектуре. Еще встречаются футболки, вдохновленные музыкой, апельсиновой индустрией и ночным городом (об этом дальше).
«Ювентус» и adidas представили три формы, вдохновленные искусством.
На домашнюю вернули черно-белые полосы. «Они представлены в новой, более современной форме. Это отсылка к современному искусству: полосы нарисованы будто одним мазком кисти», – сообщил «Юве» на сайте.
Выездной комплект представили как союз футбола и искусства: теперь мазком кисти нарисовали полосы на руках.
Третья форма выполнена в оранжевом цвете, а узор, кажется, напоминает лаву. Но «Юве» говорит, что футболка вдохновлена миром искусства.
«Мы хотели сделать три формы «Ювентуса» на сезон-2020/21 через призму искусства. Созданные продукты показывают, как миры дизайна и искусства могут слиться воедино», – сказала дизайнер adidas Франческа Вентурини.
Со всем новым всегда приятнее породниться, узнав больше деталей. Но комментарии Франчески не помогают стать ближе и соответственно быстрее потратиться на джерси. «Вдохновлен миром искусства» – какие ассоциации вызывает эта фраза? Ведь искусство – это живопись, архитектура, музыка, кино, скульптура, фотография, балет. Как читателю понять, о каком искусстве идет речь?
Можно было бы допустить, что мазки и капли лавы – отсылка к вратарю-художнику «Ювентуса» Доменико Дуранте, который помог выиграть команде первое чемпионство. Он выставлялся на Венецианском биеннале, а его работы покупал король Италии.
Но эта версия отпала, потому что домашняя форма вдохновлена современным искусством, а Дуранте любил Ренессанс и отвергал модные направления.
«Ювентус» зря дал такую неконкретную формулировку. Если дизайнера вдохновило искусство, из этого можно сделать крутую историю, написать небольшую лекцию и рассказать о процессе (= заставить аудиторию скорее расстаться с сотней евро ради новой футболки).
Речь ведь о том самом «Юве», который всегда делает красиво: участвует в коллабах с уличным брендом Palace и разрывает футуристичным логотипом.
В искусстве важен контекст
Презентация домашней формы «Юве» получилась скомканной и проигнорировала один из основных принципов современного искусства – контекст.
Из-за незнания контекста люди говорят, что сами могут нарисовать «Черный квадрат» Малевича и называют картины Баскии мазней.
Контекст важен и в классической живописи, но ее проще воспринимать из-за понятных сюжетов и реалистичной картинки.
Для понимания современного искусства нужно прилагать усилия: изучить биографии художников, читать интервью, комментарии критиков и искусствоведов. В какое время жил художник? В каких условиях? Какие переживания испытывал? Какие события происходили в то время? Какую идею вложил в работу?
«Ювентус» не дал никакой информации, поэтому идея непонятна.
Джерси «Валенсии» в честь искусства: третья форма вдохновлена художником-импрессионистом Сорольей
Третья форма «Валенсии» с отсылками к Средиземному морю и работам валенсийского художника Хоакина Сорольи. Мягкий принт сделан в сочетании серого, лавандового и небесно-голубого.
Соролья – главный испанский импрессионист. Он часто рисовал море, принт на форме «Валенсии» напоминает фон на его работе «Дети в море».
«Интер» сделал крутую форму с отсылками к постмодернизму
«Интер» представил форму с важнейшей культурологической отсылкой. Домашний (зигзагообразные полосы) и выездной (черно-синяя решетка и белые клетки) комплекты вдохновлены «миланским постмодернистским движением, сделавшим вклад в искусство 80-х». В пресс-релизах «нерадзурри» нет ничего про движение – Sports.ru исправляет ситуацию.
По всем входящим параметрам понятно, что речь про дизайнерскую и архитектурную группу Memphis Milano, которую в 1981 году создал дизайнер Этторе Соттсасс.
Представители Memphis Milano делали постмодернистскую мебель, светильники, ткани, ковры, керамику, стекло и металлические предметы. Они отвергали культ потребления. Парадоксально смешивали формы, цвета и материалы. Создавали причудливые узоры, делали эпатажные дизайны.
Мемфис-дизайн вдохновил модный бренд Dior на коллекцию осень-зима-2011/2012. Вещи, сделанные Memphis Milano, коллекционировали модельер Карл Лагерфельд и музыкант Дэвид Боуи.
Другие странности: форма «Барсы» вдохновлена ночным городом, Puma по-разному объяснила один шаблон для «Валенсии» с ПСВ – апельсинами и фестивалем
«Барса» в новом сезоне будет играть в черной форме с золотой окантовкой. На сайте клуб не объяснил отсылок, пробел потом восполнил Nike. Оказывается, дизайнера вдохновила атмосфера ночной Барселоны: «Когда солнце садится, проспекты каталонской столицы оживают, наполняя темные городские кварталы энергией и светом».
Очень жаль, что Nike не рассказал подробнее, потому что сейчас непонятно, чем ночная Барселона отличается от ночных Мадрида или Севильи.
Бренды традиционно используют шаблоны в дизайне форм (в прошлом сезоне одинаковый дизайн был у «Зенита» и японской «Уравы»). У Puma получилось по-разному объяснить один и тот же шаблон, но в разном цвете.
Форма «Валенсии» вдохновлена апельсиновой отраслью города. Дело в том, что Валенсия производит 70 процентов испанских апельсинов на экспорт. Так что это важный символ города.
Форма ПСВ – фестивалем света GLOW, который проводят в Эйндховене.
***
Отлично справились клубы, внедрившие архитектуру в дизайн. «Ман Сити» и Puma клево обыграли манчестерскую мозаику, а узор на полосах «Милана» вдохновлен Галереей Виктора Эммануила II, то есть неоренессансом. Иногда форму представляют красиво!
Больше стильных историй – в телеграм-канале автора
Фото: juventus.com ; tretyakovgallery.ru ; artefootball.com ; valenciacf.com ; psv.nl ; inter.it ; fcbarcelona.com
Хотя вроде у многих клубов есть уже фирменный стиль формы. И вот, видите ли, сидят и пыхтят дабы сделать так же как было но не так.
Ну естественно, все это необходимо для того чтобы продавать новую модель.
Вот у Интера синяя в черную полоску. А вот сейчас синяя в черную зиг-загообразную полоску.
Извольте купить сударь. Это не одно и тоже. Тут отсылка к пост-модернизму. Приобщайся к культуре. Сюда вложен огромный художественный смысл поэтому изволь купить.
У Ювентуса белая форма в черную полоску. А в этом году... Вы поняли, изволь купить. Форму надо менять. Потребитель, не будь лохом. Купи.
P.S. Ребят. Чуть не забыл. Купить не забудьте.
P.P.S. Да купи, будь человеком. Че жалко что ли?
P.P.P.S. Прояви ты блин пост-модернистское презрение к культуре потребления. И купи эту гребаную, мать её, футболку наконец. И пройди по моей ссылке, там кешбек 1.5%.
В тексте есть примеры «Интера» и «Валенсии». Первые очень абстрактно сформулировали идею, но дали достаточно параметров, чтобы мы сами изучили контекст и рассказали. «Валенсия» тоже дала ключевой параметр - имя художника, благодаря чему можно изучить его работы, биографию, развитие импрессионизма в Испании.
Мне кажется, клубу пойдет в плюс, если он придаст дизайну футболки новые смыслы и хорошо представит ее. И ведь есть же такие примеры: «Арсенал», «Милан», «Манчестер Сити».