20 самых значимых легионеров чемпионата Узбекистана
«Узбекская кухня» - о самых значимых легионерах узбекского чемпионата
За всю историю узбекского чемпионата, в разных командах играло множество легионеров, разве что, из Антрактиды никого не было. Последним «непокоренным» редутом долгое время считался континент Северной и Центральной Америк, но и оттуда появились легионеры. Как например, канадец Милован Капор, вот-вот уехавший из «Бухары», или же представитель Никарагуа Ариагнер Смит Медина, который выступал за «Кызылкум» и «Локомотив». «Узбекская кухня» составила список из двадцати легионеров, сделавших первенство страны ярким, запоминающимся и непредсказуемым, чего не хватает в чемпионате ровно с 1993 года.
20. Эвертон Дос Чагос Кавальканте (Бразилия)
Клубы: «Локомотив», «Динамо», «Хорезм»
Этот низкорослый бразилец появился практически ниоткуда. На момент его перехода в узбекскую лигу, о нем знали лишь те, кто его и приглашал. По записям, а может и по чьей-то рекомендации. Но, это не так уж, и важно. Интересно, что и после его ухода из Узбекистана, про него ничего не слышно. Где он? Чем занимается? В каких клубах играл позже? А скупая статистика зарубежных сайтов, лишь говорит, о его выступлениях за клубы низших бразильских лиг, плюс за «Локомотив», «Динамо», «Хорезм». В ту пору, занимающие нишу команд андеуграунда. Факт в том, что он стал первым бразильцем-футболистом, приехавшим из ниоткуда, и уехавшим в неизвестность. На его игру было интересно посмотреть, просто потому, что он бразилец.
19. Эрен Дердийок (Швейцария)
Клуб: «Пахтакор» (настоящее время)
Шота Арвеладзе часто приглашал в свою команду проверенных легионеров, с которыми в той или иной степени сталкивался. Это и Тиаго Беззера, которого к слову, нет в этом списке. И Гиди Канюк, с которым Арвеладзе знаком по Израилю. В начале года и вовсе ходили различные слухи о переходе в «Пахтакор» Эммануэля Адебайора и Джона Оби Микела, что с нынешним бюджетом клуба, было весьма реальным.
Тем не менее, в клуб пришла другая угасающая звезда, пусть и опытная. Дердийок в свое время хорошо попылил в леверкузенском «Байере», «Хоффенхайме», а после того как в «Байере» начал терять свои позиции, уехал на историческую родину – Турцию, покуда не оказался в Узбекистане. Его приход многими воспринимался скептически. Хотя на самом деле, ташкентцы приобрели в экс игроке сборной Швейцарии боевую опцию, способную сыграть один-в-один и сделать разницу в индивидуальном классе более заметной, нежели есть по факту. Да, вначале он долго вкатывался. Но, сейчас, сложно представить команду без него, как и самого Дердийока без «Пахтакора». Не стоит забывать, что в этом сезоне плюс-минус, «Пахтакор» останется на первом месте, а качества швейцарца должны помочь клубу в Лиге Чемпионов. Пока коронавирус не разлучил всех снова.
18. Дэвид Карни (Австралия)
Клуб: «Бунедкор»
Австралиец стал первым представителем «Зеленого континента» в Узбекистане среди футболистов. В первую очередь запомнился двумя вещами, умной игрой на поле, а также инертностью, как это ни странно. Тот «Бунедкор» шел по второму кругу, покупая вместо именитых легионеров, игроков такого же уровня, но подешевле. Карни, впрочем, его умения не совсем помогли. Он частенько оставался в запасе, впоследствии полностью потеряв место в основе. Даже на важный матч плей-офф Лиги Чемпионов против австралийской «Аделаиды Юнайтед» его не выпустили на поле. И спустя непродолжительное время, он покинул Узбекистан.
17. Игорь Голбан (Россия)
Клубы: «Коканд-1912», «Насаф», «Навбахор»
Игорь уже без пяти минут игрок сборной Узбекистана. Возможно, первый иностранец, который может открыть вторую волну натурализованных футболистов в национальной сборной Узбекистана. Воспитанник сочинской школы футбола, в свое время, успел поиграть за легендарную «Жемчужину», которая славилась пиаром, а не футболом. Затем, его двадцатилетнего паренька переманил московский «Локомотив», за основной состав которого, он не сыграл ни матча. Зато поездил по арендам: Чехия, ряд клубов второго российского эшелона, а в конце арендной эпопеи оказался «Коканд-1912». Тогда Голбан не знал, что он надолго останется в Узбекистане.
В итоге, его игра понравилась футбольным селекционерам «Навбахора», а затем и каршинского «Насафа», где российский защитник вышел на новый уровень, став одним из лучших специалистов чемпионата по игре в единоборствах, активному прессингу и защите, в целом. В 2018 году, он вернулся в «Навбахор», где под крылом Андрея Канчельскиса стал лидером клуба, опеспечив вокруг своей персоны активные разговоры о получении узбекского гражданства. Благо, по всем правилам, он может перейти в стан узбекской сборной, этой весной он уже получил «зелёный паспорт», а неделю назад – получил официальный вызов в сборную страны на учебно-тренировочный сбор.
16. Эдсон Рамос (Бразилия)
Клуб: «Бунедкор»
Эдсон Рамос да Сильва, он же «Крысёныш» («Rathinho»), как ласково его прозвал кто-то, чье имя для автора блога остается втайне по сей день. Его прозвище вполне вписывается с тем, каким он был в Узбекистане, а именно его грубый стиль игры в единоборствах, на который узбекские арбитры закрывали глаза. В то же время, в Азиатской Лиге Чемпионов, бразилец был одним из лидеров по показателям: «нарушение правил», «желтые карточки».
В целом, не стоит недооценивать его фигуру для самого клуба. С Рамосом в составе, «Бунедкор» особо не переживал, что происходит на его фланге. Бразилец выполнял значительную часть черновой работы, совершая минимальное количество ошибок.
15. Александр Филимонов (Россия)
Клуб: «Локомотив»
Филимонов оказался в «Локомотиве» в тот период, когда команда и не мечтала ни о каких чемпионских амбициях, ни о Лиге Чемпионов. Российский кипер на ту пору был, не имел огромного влияния в игре «железнодорожников». При нем, клуб и вовсе вылетел в первую лигу. Однако, он был медийной личностью, его приглашали на телепередачи, журналисты пытались взять у него интервью после матча, своей персоной он привнес интерес к чемпионату. Для болещиков «Локо», он и вовсе стал своей легендой.
Но и та украинская история дотянулась и до Узбекистана: в Ташкенте, Филимонов снял себе квартиру, а риэлтор уже на месте у него спросил: «Что вы чувствовали после пропущенного гола в том матче?». Что было бы, если бы он задержался в Узбекистане на больший срок? Неизвестно. Известно то, что Александр после Узбекистана стал чемпионом мира по пляжному футболу и давно забыл об этой истории, оставшись для поклонников «Локомотива» своим.
14. Дарко Маркович (Черногория)
Клуб: «Пахтакор»
Дарко Маркович перешел в «Пахтакор» в 2008 году. На тот момент, это была самая дорогая покупка футболиста в истории клуба. За черногорца было выложено порядка семиста тысяч евро. Тем не менее, эта покупка полностью оправдалась. После успешной игры в Лиге Чемпионов, его стоимость возросла в три раза. В Лиге Чемпионов, он чуть ли не стал лучшим распасовщиком, но «Пахтакор» не смог выйти из группы лишь засчет разницы забитых и пропущенных мячей. После трех с половины лет выступлений за ташкентский клуб, он внезапно возвращается на Родину. И за исключением, венгерского «Уйпешта», в его карьере были исключительно местные клубы.
13. Жоао Виктор (Бразилия)
Клуб: «Бунедкор»
Жоао Виктор пришел в команду, практически одновременно с Эдсоном Рамосом, но в отличии от своего напарника, Жоао, выделялся своей спокойностью и хладнокровием. Бразильский опорник стал одним из ключевых игроков «бразильского Бунедкора». После того, как проект «Бунедкора» стал дышать на ладан, он вместе с Рамосом ушел в «Мальорку». Вот только достойная карьера при большом уровне сопротивления получилась как раз у Виктора, который задержался в команде Валеры Карпина на долгий срок, а оттуда окочевал на Кипр, где и играет до сих пор.
12. Драган Черан (Сербия)
Клубы: «Насаф», «Пахтакор»
#прямосейчас – это самый яркий нападающий нашего чемпионата. Черан обладает хорошим чутьем на мячи, умеет грамотно располагаться на поле, часто оказывается в нужном месте и при всем при этом, не брезгует опускаться вниз, помогая команде в отборе.
Сербский нападающий довольно неплохо смотрелся в «Насафе», где наколотил 34 мяча в 48 играх, на него началась охота, между ташкентскими «Локомотивом» и «Пахтакором», в которой победу одержали «львы». После перехода в «Пахтакор», Черан заиграл более эффективно, показывая свои лучшие навыки не только в голах, но и в большом объеме работы. Про него также ходят различные слухи, о возможности привлечения в национальную сборную. И если это окажется реальностью, то на пару лет узбекская сборная получит форварда, способного стать идеальным напарником для Элдора Шомуродова.
11. Дэвид Ония (Нигерия)
Клубы: «Динамо», «Бунедкор», «Согдиана», «Бухара», «Нефтчи»
Нигериец стал своим в Самарканде, где провел пять лет своей карьеры. В Самарканде он дорос до капитана, выучил русский язык, женился и стал любимым футболистом местной торсиды. Он часто получал желтые карточки, однако, в большинстве случаев не давал повода вступать в игру своему вратарю. Уже будучи игроком «Бухары», он однажды приехал на матч «Динамо» просто посмотреть игру, сел в один из крайних секторов поодаль от остальных. И когда самаркандцы горели, то фанаты сразу его заметили, начав кричать: «Дэвид, давай выходи на поле. Без тебя эти д******* (дураки) не могут». Такой хлесткой любви узбекского фаната к футболисту редко увидешь.
После «Динамо», Ония оказался в «Бухаре», а вот дальше начались проблемы. В «Бунедкоре» он не заиграл из-за разногласий с руководством (ноль официальных матчей), в «Согдиане» и «Нефтчи» он чуть не попал в бан, из-за его проблем с сердцем. Хотя медицинские тесты он проваливал два раза. В итоге он уехал играть в Малайзию, где умер от остановки сердца во время товарищеского матча.
10. Хосе-Луис Вильянуэва (Чили)
Клуб: «Бунедкор»
Один из самых результативных и ярких нападающих «ласточек». Его ажурная игра полюбилась болельщикам, а по популярности он ничем не уступал именитым бразильцам. Прежде всего, его помнят по хет-трику в ворота иранской «Сайпы», который помог «Бунедкору», впервые в своей истории выйти в полуфинал Лиги Чемпионов.
9. Луизао (Бразилия)
Клуб: «Бунедкор»
Один из столпов обороны ташкентцев конца нулевых. Когда Луизао просто оказывался на поле в матчах «Бунедкора», соперники уже заранее подступались к воротам, как можно дальше от бразильца. Просто потому, что не стоит с ним связываться. Луизао выполнял колоссальный объем работы, который в большинстве случаев позволял сохранять нули в графе «пропущенные мячи». Именно про таких говорят: «Он уже давно в раздевалке, а его ноги продолжают отбирать мяч у нападающих «Кызылкума».
Высококлассный защитник, ставший, одним из ключевых футболистов команды. Как жаль, что у него совсем не выдалась карьера на богатые события. Почти все время он выступал на Родине, хотя мог выступать и за хороший азиатский или европейский клуб. Как до, так и после «Бунедкора».
8. Андрей Переплеткин (Латвия)
Клуб: «Насаф»
Уроженец Харькова в свое время занимался футболом в командах разного уровня. Был в его жизни «Металлист», «Фили» из низов российского футбола, а затем внезапно оказались «Андерлехт» и «Саутгемптон». Дальше он осел в Ирландии, а транзитом через «Дерби Каунти» оказался в «Сконто», откуда и перешел в «Насаф» Анатолия Демьяненко. Тогда каршинцы провели хорошую селекционную работу, пригласив ряд качественных легионеров, само руководство хотело сделать из «Насафа» чемпионскую команду.
В итоге, «Насаф» в этом же сезоне раздавил катком всех соперников на групповом этапе Кубка АФК (азиатский аналог Лиги Европы – Е.Р.), а в конце сезона и вовсе, узбекский футбол получил свою первую в истории клубную победу на континентальном турнире. Переплеткин стал важной фигурой для «Насафа», его точные передачи и активные подключения в атаку наводили шорох по всей Азии. Однако, на следующий сезон, его эффективность была не самой лучшей, и латыш покинул клуб. Но все же, его вклад в узбекский футбол является куда большим, чем мы с вами об этом думаем.
7. Мухсин Мухаммадиев (Таджикистан/Россия)
Клубы: «Бухара», «Самарканд-Динамо»
В своем единственном матче за сборную Таджикистана он забил два мяча. И те, в ворота узбекской сборной. Несмотря на свой богатый опыт выступлений в России, Турции и Австрии, его карьера продолжала пересекаться с Узбекистаном. В 1999 году он провел полсезона за «Бухару», где забил семь мячей в семи матчах, а на стыке веков легенда таджикского футбола перешла в стан «динамовцев» из Самарканда, где собиралась сильная банда. При нем, клуб установил свои наивысшие достижения в истории (4 место в чемпионате и финал Кубка), при этом оба сезона Мухаммадиев был главным голеадором клуба, сменив Джафара Ирисметова, ушедшего покорять сперва «Дустлик», а затем «Спартак» и Оливера Кана. В 2000 году, он стал первым иностранцем, который вошел в топ-3 голосования за «Игрока года в Узбекистане»
6. Артур Геворкян (Туркменистан)
Клубы: «Шуртан», «Пахтакор», «Насаф», «Локомотив», «Кызылкум»
«Король Артур» стал легендой узбекского чемпионата. Еще в «Шуртане» он запомнился своей креативной игрой, благодаря которой, его приметили скауты «Пахтакора». Там он провел 1,5 неплохих сезона, которые все равно дали повод обоюдно расстаться. И тут оказался «Насаф», где Геворкян стал лидером команды, одним из соавторов той победы в Кубке АФК, вдобавок получив награду: «Самый ценный игрок Кубка АФК».
В 2013 году он забил 18 мячей, став вторым бомбардиром, признан самым лучшим легионером и самым ценным футболистом чемпионата Узбекистана. А в следующем году, он смог стать и лучшим бомбардиром, забив те же 18 мячей. Затем он оказался в ташкентском «Локомотиве», завоевав Суперкубок страны. Ну а, в составе «Кызылкума» он стал забил свой 125-й гол в международной карьере.
5. Кахи Махарадзе (Грузия)
Клубы: «Локомотив», «Пахтакор», «Согдиана»
Приехав в 2009 году в Узбекистан, Махарадзе и не думал, что станет в Узбекистане своим. Свыше трёхсот матчей за узбекские клубы. И это только лишь матчи чемпионата. В первенстве Узбекистана Махарадзе стал синонином «качественного легионера». Перейдя из «Локомотива» в «Пахтакор», он и вовсе стал вызываться в сборную Грузии.
Однажды и вовсе он сыграл свой дежурный матч чемпионата, а через несколько дней в майке сборной вышел на поле против Бастиана Швайнштайгера и Ко. В период с 2013 и 2015 годы, он стал капитаном «Пахтакора», сыграл ряд важных матчей в Лиге Чемпионов Азии, вернулся в «Локомотив» и продолжил завоевывать узбекскую публику и трофеи для клуба.
4. Акмал Холматов (Таджикистан)
Клубы: «Нефтчи», «Пахтакор», «Локомотив», «Шуртан»
«Гений узбекской провинции». Холматов стал своего рода легендой для местного чемпионата. А в ферганском «Нефтчи», он и вовсе стал одним из основных гвардейцев в истории ферганского футбола. В конце 90-х, начале нулевых, Холматов был главным оружием Юрия Саркисяна в битве против «Пахтакора».
Но вот с титулами, в последнее время все не ладилось, и Холматов ушел к главному конкуренту. После вояжа в Иран, Холматов оказался в ташкентском «Локомотиве», где помог «железнодорожникам» выйти в лидеры узбекского футбола. Но и оттуда он вернулся в родную Фергану, и позже еще раз. Один из легионеров, кто всегда верой и правдой служил местному чемпионату.
3. Ривалдо (Бразилия)
Клуб: «Бунедкор»
Футбольные сводки новостей взорвались от новостей связанных с переходом бразильца в чемпионат Узбекистана. Вместе с Луисом Фелипе Сколари Ривалдо собрался выиграть Азиатскую Лигу Чемпионов. По крайней мере, таковы амбиции были у тогдашнего руководства клуба. После первого полного сезона в команде, он был выбран «Игроком года» в стране. Выиграть Лигу Чемпионов в итоге не получилось, однако, Ривалдо действительно является самой яркой звездой не только среди легионеров, а вообще среди всех.
2. Боян Миладинович (Сербия)
Клуб: «Пахтакор»
За семь лет пребывания в узбекском футболе Миладинович стал эталоном игры в обороне ташкентцев. Миладиновичу не повезло, что он оказался в эпоху доминирования «Бунедкора», и на первый взгляд цифра в два завоеванных чемпионских титула смотрится весьма скромной. Также как и в случае с Игорем Голбаном, ходили слухи о натурализации серба, что давало бы возможность получить сильного центрдефа для сборной страны. Но в итоге, он уехал играть в Малайзию. Несмотря на это, Бояна часто можно встретить на матчах ташкентского клуба, а болельщики вспоминая его, делают это с большой теплотой.
1.Гочкули Гочкулиев (Туркменистан)
Клубы: «Пахтакор», «Бунедкор»
Семикратный чемпион Узбекистана. Человек, ковавший первый успех в Лиге Чемпионов, когда «Пахтакор» дошел до полуфинала турнира. В том же 2002 году, он занял второе место в голосовании за «Футболиста года», уступив лишь Александру Гейнриху. Гочкулиев редко был заметен на каких либо светских тусовках, зато он выполнял свою работу на все 100%. И не один человек не скажет, что у туркмена было что-то подобие «звездной болезни». Легенда узбекского чемпионата, не иначе
Фото: , телеграм-канал ПФК «Локомотив»/Khayrulla Halikov, olamsport.com, Stadion.uz, /Nadirkhuja Yuldashev UzDaily, , страница Дэвида Онии в «Одноклассниках», cooperativa.cl, gazeta.uz, Sport.ua/Виктор Хохлюк, EG.ru/Михаил Солдатов, Lgt.su, championat.asia
СВЕЖИЕ ЗАПИСИ В БЛОГЕ
Остон нашего времени. Реплика «Узбекской кухни» по Урунову и не только
«В бой идет одна молодежь». Кто такой Жасур Жалоллидинов?