18 мин.

Анелька – синоним скандалов: на Netflix он объяснил войну с «Реалом», конфликты в сборной и сцену в раздевалке на ЧМ (он не называл Доменека сукиным сыном)

 

Пустыня. 

Анелька бежит по узкой дорожке, разделяющей две ее части.

«Не делай всего того, что сделал я – ты наживешь врагов. Преодолеешь ли ты испытания? Не знаю. Выдержишь ли психологически? Не знаю. Хочешь быть как я? Не выйдет. Ты не я», – говорит Николя за кадром. 

Так начинается фильм «Анелька: непонятый».  

Нико выиграл почти все: Лигу чемпионов, Евро, два раза АПЛ, Серию А, – но всю карьеру его сопровождали скандалы. Netflix выкладывает все в хронологическом порядке.

Анелька в основном рассказывает сам, но по ходу выступают Анри («Николя – один из величайших бомбардиров»), Погба («Нико как старший брат, он всегда направлял меня»), Эвра, друг детства и актер Омар Си, Венгер, Дрогба, журналисты и бывшие футболисты.

Главные сюжеты карьеры, которые сам Нико разбирает в фильме:

• в «Арсенале» собирал чемоданы и собирался уезжать, но его остановил Венгер;

• в «Реале» воевал с клубом, возненавидел популярность и конфликтовал с медиа;

• вернувшись в Англию, показывал антисемитский жест экс-тренеру при праздновании (но отрицает еврейский подтекст);

• скандалил в сборной Франции на ЧМ-2010, когда его выгнали из команды прямо по ходу турнира. 

В детстве Анелька дружил с актером из «1+1», а на вечеринки ходил в костюме футболиста 

Нико вырос в пригороде Парижа, коммуне Трапп. Его родители работали в сфере образования. «Мы не бедствовали, но и в роскоши не жили. Родители много работали. У меня было чудесное детство. Я горжусь тем, что вырос  в пригороде», – говорит Анелька.

Его лучший друг детства Омар Си – актер, известный по «1+1», «Шоколаду» и «Людям Икс: Дни минувшего будущего». «Мы все время проводили вместе: во дворе и дома школе тоже:фильмы, музыка, футбол», – вспоминает Омар.

В футбол парни гоняли на полоске газона.

Восьмилетний Анелька начал играть за «Трапп» и уже тогда говорил, что хочет стать звездой. Даже на вечеринки ходил в образе футболиста (жаль, не показывает и в деталях не описывает свой лук).

В 13 лет Николя поступил в Клерфонтен и уехал из дома. В документалке он, сидя на сундуке, рассказывает это сыновьям. «Тебе сейчас 10, скоро 11. Представь, что через два с половиной  года ты уедешь из дома, больше не будешь ночевать здесь», – говорит Анелька младшему в камуфляжной футболке. 

В Клерфонтене Нико познакомился с Анри и быстро прогрессировал. Еще в 16 он вовсю тренировался с основной «ПСЖ», пару раз выскакивал на замену в Лиге 1, а в том же 1996-м уже 17-летним Анелька забил первый мяч за парижан.

Клерфонтен сделал французский футбол великим. Здесь готовят суперзвезд (Анри, Анелька, Мбаппе) и талант ценят выше тактики 

Анелька послал «ПСЖ» и в 17 лет ушел в «Арсенал»

«ПСЖ» 90-х – мощнейшая команда, выигравшая Кубок обладателей кубков. В составе были Джоркаефф, Леонардо, Веа, Жинола и другие топы.

Вспоминая период в «ПСЖ», Анелька дает нестандартный совет: «Если хочешь преуспеть, нельзя думать, что кто-то лучше тебя. Иногда я слышу молодежь: «Да, он очень мощный, очень силен!». Они никогда не преуспеют, если будут так говорить. Я бы никогда не сказал: «Этот парень лучше меня». Даже если это правда. Это невозможно».

В 17 лет Николя решился на дерзость – уйти в «Арсенал». Венгер отправлял скаутов, а потом лично пообщался с парнем.

Проблема в том, что по французским законам 17-летний воспитанник должен подписать контракт с родным клубом, то есть с «ПСЖ». Представители Анелька ссылались на правило Босмана и свободный трансфер игроков в Европе. С делом разбирались Лига 1 и УЕФА. 

«ПСЖ» не дал бы ему играть. Он сказал: «Я заслуживаю большего. У меня есть мастерство». Он был первым игроком, который сумел послать к чертям «ПСЖ», – считает тунисец Селим Бенашур, с Николя они вместе играли в академии.

Бывший директор Canal+ Карим Неджари увидел в поступке Анелька нечто большее: «Только гении по-настоящему верят в себя. Это как Ван Гог в живописи: если гений не верит в себя, он не выразит себя в искусстве. Очевидно, такое отношение может показаться высокомерным, поскольку ты насаждаешь свое искусство».

В «Арсенале» Николя собирал чемоданы и отказывался ехать на игру. Венгер убедил остаться 

Анелька признается: переезд в Англию дался ему с трудом, но отступать он не собирался.

«Поначалу ему пришлось нелегко. Он был настоящим парижским пацаном, который за один день погрузился в английскую среду», – вспоминает Арсен Венгер, который тогда тренировал «Арсенал».

Новая страна, клуб, язык: адаптироваться помогал Патрик Виейра, с которым они вместе ездили на тренировки на машине – у самого Нико еще не было водительских прав. Первый месяц Анелька вообще не играл, потом Венгер давал ему по чуть-чуть времени, выпуская на замену.

«Он приехал, считая себя  великим игроком. Так часто бывает у молодых. Но, насколько я видел, ему не хватало зрелости и мощи: Николя часто терял мяч, был немного беспечен на поле», – объясняет Венгер.  

Анелька такой расклад не устраивал. Парень сомневался, правильно ли поступил, перейдя в «Арсенал». Терпение лопнуло перед последним матчем чемпионата с «Дерби».

В автобус сели все игроки, кроме Анелька. Венгер пошел за ним в комнату и увидел, как Нико собирает чемоданы: «Что ты делаешь?». Анелька ответил, что не хочет ехать на матч.

Венгеру хватило 20-30 минут, чтобы убедить его остаться: «Тренер сказал: «Старайся, и это принесет плоды», – вспоминает Анелька. В игре с «Дерби» Анелька на 9-й минуте заменил травмированного Мерсона и отдал два ассиста. 

Тот матч все изменил: француз почувствовал поддержку тренера, в следующем сезоне закрепился в основе, а «Арсенал», отстававший от «МЮ» на 13 очков, взял золото АПЛ и Кубок Англии.

В Испании Анелька возненавидел популярность. Его плохо приняли, а Marca стебала

После двух с половиной лет в Лондоне Анелька решился уйти в «Реал». «Арсенал» отпускать не хотел, но желание «Мадрида» перевесило,  хотя «Ювентус» и «Лацио» тоже предлагали большие деньги.

Раскручивая историю с переходом в медиа жестко критиковали окружение игрока за жадность, называли его семью кланом: писали, что все решают двое его братьев.

«Реал» – один из лучших клубов мира, и когда тебя туда приглашают, ты соглашаешься не из-за денег. А потому, что они семь или восемь раз выигрывали Лигу чемпионов. Это клуб номер один», – объясняет Нико.

Мадрид встретил Анелька шумно: с аномальным вниманием, кучей камер и журналистами. «Я понял, что значит быть звездой, когда перешел в «Реал». И возненавидел это».

Все пошло не так с первой тренировки. После пресс-конференции он зашел в раздевалку, сел. Но сначала один игрок объяснил: «Это мое место». Когда Николя  пересел, другой сказал то же самое. И так раз двадцать. Журналист Неджари говорит, что Нико с трудом получил форму на первой тренировке.

«Подумал: «Что я здесь делаю? Тут примут враждебно». Пережитое в тот день стало началом кошмара. На меня  давили с самого начала. Я это знал, потому что в испанской прессе, в Marca, каждый день видел свое имя или фото», – вспоминает Анелька.

Дебют не получился, а голов не было почти полгода: «Игра не клеилась. Отчасти потому, что у меня не было личной жизни. Я ничего не мог. Тебе 20, а тебе даже на улицу не выйти: любое действие комментируют. Все твои покупки на следующий день в газетах».

В шоке были даже родители: журналисты дежурили у дома Анелька, внутри приходилось закрывать окна шторами. Мама Нико впервые в жизни испытала паническую атаку, а папа думал, что сын вообще уйдет из футбола. 

Анелька никак не мог наладить контакт с медиа и только больше закрывался. Однажды его пригласили в офис Marca, Нико согласился и шел с настроем пообщаться. Для фото журналист попросил сыграть матч в FIFA, Анелька забил «Атлетико» в виртуальной игре.

На следующий день газета вышла с заголовком «Первое дерби, он забивает первый гол» – имели в виду, что у Анелька получается только на приставке. Николя не ожидал такой подставы. «Да, я провалился. Но не думал, что они окажутся такими злобными. После этого я подумал: «Вот так значит. Я хотел что-то рассказать, но теперь вы ничего не получите. Сделал шаг на встречу, а получил пощечину».

Нико взбесился из-за поведения «Реала» и объявил клубу войну: полтора месяца был отстранен, но вернулся и помог взять ЛЧ

С «Реалом» у Анелька было и хорошее: Нико выстрелил на клубном чемпионате мира в Бразилии, когда команда уехала подальше от Испании и давления медиа. На турнире он забил три гола в трех матчах.

В феврале Николя сыграл против «Барсы» с первых минут и забил, следующий матч провел средне, а потом вернулся на лавку. На следующую тренировку он пришел с простым желанием: нужно поговорить. Ему ответили, что сначала занятие, и даже после дополнительной просьбы работники  «Реала» настаивали на своем.

Анелька это не понравилось: «Я подумал: «Вы ко мне плохо относитесь. Тогда и я буду к вам плохо относиться. Я пошел на конфликт, хотя всего лишь хотел поговорить. У меня был характер парня с улицы, далеко не смирный. Война так война».

Николя отказался тренироваться, «Реал» влепил 350 тысяч евро штрафа и отстранил игрока на 45 дней – а Нико на эти полтора месяца умчал домой в Трапп.

«Анелька прямой парень. Честный, верный. В нем есть настоящая преданность. Иногда он перегибает палку из-за импульсивности. Он закрывается от того, что досаждает ему. А когда выходит из себя, часто говорит не то, что думает. И его обвиняют в скандальности», – так трактует характер игрока Венгер.

В итоге Анелька извинился и вернулся к тренировкам, хотя партнеры были настроены против него. Со временем все наладилось: в полуфинале Лиги чемпионов-99/00 он дважды забил «Баварии», а «Реал» выиграл турнир.

Анализируя тот период, Николя признает: время от времени стоило помолчать и не поступать так резко.

Отказался от вызова в сборную. Говорил, что вернется, только если тренер станет на колени  

После года в «Реале» игрока вернул «ПСЖ», а в 2002-м арендовал «Ливерпуль». 

Нико ожил в Англии, все было супер. Но тренер Жерар Улье не оставил форварда: объяснил решение тем, что братья игрока общались с другими клубами, пока тот был в «Ливерпуле». 

В итоге нападающий оказался в «Манчестер Сити». На ЧМ-2002 Николя не попал. Через несколько месяцев к нему в Манчестер приехал новый тренер сборной Франции Жак Сантини.

«Сантини приехал посмотреть на меня в дерби против «Юнайтед». Я провел отличный матч, забил – мы выиграли 3:1, кажется. Сантини подошел ко мне в раздевалке: «Если я не возьму тебя в сборную, это потому, что я не знаю тебя». Так не приезжай смотреть на меня. 

Я играл за «ПСЖ», «Арсенал», «Реал» и «Ливерпуль», а ты говоришь, что не знаешь меня? У тебя нет права говорить мне такое. Я воспринял это плохо. Когда он позвонил, я четко дал понять: оставь меня в покое», – объясняет Анелька.

Николя отклонил вызов в сборную и бросил жесткую фразу в адрес Сантини: «Он должен встать на колени, чтобы я снова играл за Францию».

Конфликт с тренером «Вест Бромвича» и антисемитский жест

В 2013-м Анелька оказался в «Вест Бромвиче» у Стива Кларка.

В первом официальном матче при счете 0:0 тренер поменял  форварда на 70-й минуте – игрок взбесился.

«Я был звездой в команде. Забил все голы на предсезонке. Убирая меня с поля, он показывал зрителям, что счет 0:0 из-за того, что нападающий ничего не делает. Это проявление неуважения и недостатка доверия: тебе 34, а тренер так поступает с тобой в первой же игре. 

Я перестал с ним разговаривать. Подумал: «Раз ты играешь в такую игру, без проблем». Меня не ставили в состав. Случилось то, что случалось всегда. Ты разыгрываешь умника, но однажды проваливаешься. Пять игр, пять поражений. Чао», – вспоминает француз. 

Анелька вернули в состав сразу же после отставки Кларка, он забил и показал жест кнель, адресованный экс-тренеру: «Ты не выпускал меня на матчи. Как только ты ушел, смотри: я сыграл и забил. Вот тебе. Засунь это (кнель) сам знаешь куда».

У жеста скандальная история. Кнель придумал французский комик Дьедонне Мбала в 2005-м. По его версии, жест с сексуальным подтекстом направлен против господствующего класса, но его рассматривают как антисемитский, потому что Дьедонне как-то сказал, что его цель – «засунуть кнель в зад сионизма».

«Когда меня обвинили в антисемитском жесте, я отрицал это, ведь все было не так.  Я не подразумевал антисемитизм и был очень удивлен. Обвинять людей вообще очень легко», – говорит Николя, оштрафованный тогда  на 100 тысяч евро и забаненный на пять матчей.

«Слушания длились два дня. Вердикт: я не антисемит, а жест – антисемитский. Но на самом деле я был невиновен. У меня не было раньше инцидентов с еврейской нацией. С чего бы я думал про евреев, забив гол? Почему? Они сами говорили, что я не антисемит. А если я не антисемит – все, конец истории».

«Нам устроили ад. Дурдом». Кажется, Анелька не называл Доменека сукиным сыном на ЧМ, хотя его выгнали из сборной за это 

Анелька пропускал все чемпионаты мира (в 1998-м был очень близок и входил в лонг-лист), пока в 2010-м не поехал со сборной Францией в ЮАР. После ЧМ-2010 футболист планировал завершить карьеру в сборной. 

На турнир Франция пробилась со скандалом. В решающей игре против Ирландии Анри подыграл рукой перед голом. Ополчились все: Тьерри казнили даже французские медиа. 

«Понятно, что другие страны распинали его в прессе. Но Франция? Мы ждали поддержки, а вышло наоборот. Проклятия сыпались ото всех. Анри пожертвовал собой для своей страны, для народа – чтобы команда вышла на чемпионат мира, а в него плевали», – недоумевает Анелька. 

За две недели до турнира Нико предчувствовал нехорошее и даже думал об отъезде. «Мы играли товарищеские матчи, а я даже не получал мяч. Вообще. Между нами не было автоматизма, все шло отвратительно. Я знал: мы едем на чемпионат мира, хотя в команде нет доверия, мы не забиваем и вообще ничего не показываем на поле. Это было неправильно», – переносится Анелька на десять лет в прошлое.

Футболисты пытались наладить диалог с тренером Раймоном Доменеком, но он остался верен своей системе.

Первый матч на чемпионате мира: Франция расписывает нулевую ничью с Уругваем. Были тактические проблемы: Анелька играл центрфорварда, но играл слишком глубоко. 

В перерыве второй игры, с Мексикой, катастрофа в раздевалке: конфликт Анелька и Доменеком. Возможно, самый громкий в истории сборной Франции. Который подло перекрутили в медиа. 

«Я шел расстроенный в раздевалку. Думал: «У меня нет мяча, я не нахожу решения». У нас не клеится игра, счет 0:0. Внезапно заходит тренер и называет мое имя, именно мое 

И тут все разочарование выплеснулось.Я не мог этого вынести: он произнес мое имя, как будто я был в чем-то виновен. Как будто я – враг номер один. Я ощутил агрессию, это была большая ошибка. Но тренер должен был знать о моей досаде. Должен был знать, что во мне бушует вулкан», – реконструирует те минуты Николя.

Анелька не вышел на второй тайм, а Франция проиграла 0:2. Но самая жара была впереди: конфликт между тренером и футболистом просочился в медиа. 

На следующий день L’Équipe вышла с Анелька на обложке и его цитатой в адрес Доменека: «Пошел ты к черту, грязный сукин сын». Их версия звучала так: тренер попросил Николя поменять позицию на поле и меньше обороняться – футболист в ответ послал Раймона. 

На конфликт отреагировал даже президент Франции Николя Саркози: «Если события, изложенные в прессе, правда – это неприемлемо».

Токсичная атмосфера добила сборную. 

«Не каждый день выходит обложка, где ты якобы оскорбляешь мать тренера.  Аони смаковали это – просто сумасшествие. А пострадали все.  Я был первой жертвой, но и другие игроки оказались в заложниках. Они спрашивали: «Что происходит?». Все им звонили. Люди хотели знать, правда ли такое произошло. Нам устроили ад. Дурдом», – вспоминает Анелька.

Эвра и Абидаль позвали тренера на беседу с Анелька, тот согласился, но в итоге не пришел, а просто спрятался в отеле. Федерация футбола Франции исключила Николя из состава и отправила домой за «серьезное оскорбление тренера и отказ извиниться».

«Знающие меня люди подтвердят: если я что-то говорю, и это появляется в прессе, я это всегда признаю и всегда отвечаю за то, что сказал и сделал», – уверяет Нико.

Заметку L’Équipe опроверг и Вильям Галлас: «Я был рядом в раздевалке: никогда он не говорил того, что написано в этой газете. Но заинтересованное лицо ничего не  опровергло», – подчеркнул защитник с намеком на самого Доменека.

На следующий день после отъезда Анелька игроки сборной Франции объявили бойкот прессе и в знак протеста пропустили тренировку. Доменек перед камерами зачитал с листка обращение футболистов, гендиректор сборной Франции подал в отставку, а тренер по физподготовке так взбесился неявкой игроков, что вышвырнул свисток.

Франция проиграла ЮАР третий матч на турнире и вылетела.

Анелька подал в суд на L’Équipe за клевету: «Обложка шокирующая. Я хотел судиться из-за этого. Меня спросили, так ли я сказал. Я ответил: «Нет, это не мои слова. Пусть будет суд за этот заголовок и эти слова».

Постановление суда выглядело так: «Редакторский заголовок обложки, безусловно, красноречив для привлечения внимания, но обусловлен журналистской свободой слова. В нем может присутствовать доля преувеличения или даже провокации». 

Адвокат Анелька говорит, что после такого  прецедента любому в цитату можно приписать оскорбления без страха быть осужденным – достаточно узнать, что люди чуть поссорились.

Через восемь лет после инцидента Доменек признал: Анелька не говорил того, что написали в газетах. «В перерыве я сказал ему: «Нико, я хочу, чтобы ты шел вглубь поля. Он держал в руке бутсы и повернулся. Он бросил их на пол и произнес: «Разберись со своей дрянной командой!».

***

От таких документалок обычно веет банальностью или попыткой обелить главного героя. Но история Анелька – не такой случай. 

Здесь не покидает другое чувство чувство: Анелька хочется верить, хоть столькими деталями и подчеркнут его безумно сложный характер. 

Некоторые поступки Николя почти невозможно понять. Кажется, любой нормальный человек на его месте был бы более рассудительным и не таким дерзким.

Но главное –  теперь мы знаем настоящего Николя Анелька.

Телеграм-канал автора – о стиле, моде и культуре 

Кантона классно сыграл обезумевшего безработного в сериале Netflix. Режиссер даже не знал, кто такой Эрик

Документалку про Рамоса назвали банальной и неискренней. Мы посмотрели и, в общем, согласны

Фото: Gettyimages.ru/Ben Radford/Allsport, Clive Brunskill/Allsport, Stu Forster/Allsport Allsport UK, Gary M. Prior; East News/CHRISTOPHE SIMON, IAN KINGTON, AFP PHOTO / FRANCK FIFE, AFP/FRANCK FIFE