«Ливерпуль» ведет своих выпускников по жизни. Не получилась карьера – помогут с образованием, причем не только футбольным
You’ll Never Walk Alone в действии.
В этом сезоне был хорош и «Ливерпуль» в целом, и молодые воспитанники клуба: Трент Александр-Арнольд – один из лидеров основной команды, Неко Уильямс, Харви Эллиот и Кертис Джонс часто выходят на замену – последний даже забил первый гол в АПЛ.
Выпускники клубной академии получили максимум шансов в кубковых соревнованиях. Клопп следит за всеми, планомерно подключает и, возможно, «Ливерпуль» летом обойдется без больших покупок – настолько Юрген верит в прогресс молодых футболистов (к тому же к решению подталкивает кризис).
«Мы стараемся выпускать их максимально часто. Потому что наша мечта – чтобы вся команда состояла из выпускников академии, – говорит Юрген (интересно, он когда-нибудь слышал про Сергея Галицкого?). – Мы хотим, чтобы основной состав состоял из скаузеров – они трудолюбивые и борются как сумасшедшие. Мы понимаем, что в ближайшие 5 лет этого не случится, но через 10 лет – почему нет?»
У «Ливерпуля» действительно хорошая футбольная школа: из нее вышли Джеррард, Каррагер, Оуэн, Фаулер и еще очень много хороших игроков. В Премьер-лиге и чемпионшипе сейчас играет как минимум 15 выпускников академии «Ливерпуля».
Академия «Ливерпуля» выпускает звезд, но в основу пробиваются единицы
Но, конечно же, большинство воспитанников не сделали впечатляющей карьеры, а многие вообще закончили с футболом, не дождавшись успехов.
Например, Джордана Росситера считали «новым Джеррардом» (одним из многих), но пробиться во взрослый футбол помешали травмы. 1 июля Джордан стал свободным агентом – у него закончился контракт с «Рейнджерс».
Этот сезон Росситер провел в аренде в Первой Лиге (третий по силе дивизион Англии), где играл за «Флитвуд». Зимой 23-летний полузащитник порвал кресты и надолго вылетел. Теперь надеется, что в августе получится вернуться на поле и убедить «Флитвуд» в том, что он достоин контракта.
Росситер – самый выпуклый пример. Кто-то идет на уровень ниже, как играющий за «Оксфорд» Кэмерон Браннаган, кто-то едет в другой чемпионат (Райан Кент), кто-то сидит под основой и до последнего ждет шанса (например, Коннор Рэндалл). Многие просто сразу уходят из футбола, потому что реальность не сходится с ожиданиями.
В интервью The Athletic Росситер рассказал, что клубная академия «Ливерпуля» до сих пор выходит с ним на связь и помогает в жизни. Сейчас, когда Джордан сидит без клуба, родной клуб предложила пройти тренерские курсы или поступить в университет – «Ливерпуль» во всем поможет.
Как работает программа поддержки: подсмотрели в США, сейчас ей уже пользуются некоторые игроки
«Ливерпуль» помогает не только Росситеру, но и другим выпускникам, у которых сложилось не все. Полгода назад клуб запустил специальный проект – теперь там следят за карьерой всех бывших игроков академии.
Руководит всем Фил Роско: он – начальник отдела нефутбольного развития молодых игроков. Следит, чтобы ребята хорошо учились, общается с родителями.
«Рано или поздно каждый футболист покинет академию, – говорит Роско. – Неважно, уйдет он в основу «Ливерпуля» или куда-то еще. Мы многое прошли вместе. Если мы сопровождали ребенка на всем пути его становления, почему бы не продолжить помогать?»
В клубе создали базу выпускников академии: в нее вошли не только ребята из последних наборов, но и те, кто ушел из «Ливерпуля» 10-15-20 лет назад. Для начала их опросили: впечатления от академии, пожелания, идеи о новых направлениях работы. Всем выпускникам разослали детали о программе и рассказали, как выйти на связь и какую помощь предлагают – воспользоваться ею можно в любой момент.
Для тех, кто покидает «Ливерпуль» сейчас, специалисты приготовили специальную «стратегию отхода»: многие понимают, что для профессиональной футбольной карьеры недостаточно хороши, поэтому им сразу предлагают варианты – можно получить тренерское образование или поступить в университет. С игроками беседуют о возможных путях развития карьеры.
Роско дал интервью клубному сайту в мае 2020-го. По словам Фила, в то время программой воспользовались минимум два выпускника: один из них ушел из академии пять лет назад, но сейчас захотел начать тренерскую карьеру – он вот-вот получит лицензию УЕФА категории B. Второй перешел из «Ливерпуля» в команду Лиги 1, но там не получилось – сейчас родной клуб помогает ему поступить в один из английских университетов.
Методику работы с выпускниками подсмотрели в американских университетах и колледжах: там тоже следят за успехами выпускников, потому что понимают: они – лицо учебного заведения. Когда абитуриенты выбирают, где учиться, карьеры выпускников для них – важный ориентир. Точно так же имидж футбольной академии формирует не только топ-молодежь, но и траектории других футболистов. Когда кто-то из них после не самой удачной игровой карьеры вместо депрессии обнаружит себя важным тренером в клубной системе, это тоже сработает в плюс всему клубу и его привлекательности.
Идея системно работать с выпускниками принадлежит директору академии Алексу Инглторпу. Он рассказал об этой инициативе в большом интервью The Athletic, посвященном работе футбольной школы «Ливерпуля».
«Я очень рад, что мы запустили этот проект. Если ты всю молодость учишься играть в футбол в «Ливерпуле», поступить в университет гораздо сложнее. В 18 лет многие не понимают ценности образования. Но если им не повезет, и к 24 годам они вылетят из футбольного мира, они осознают, насколько это важно. Мне кажется, именно в этот момент мы должны помогать людям и направлять их.
Кто-то получает тренерские лицензии. Но это только некоторые: кто-то учится в университете, идет в бизнес или просто работает в футболе в другом качестве. Нам важно оставаться на связи с этими игроками, даже если прямо сейчас у них все хорошо. Мы должны всегда быть рядом, если им понадобится помощь.
Мы в ответе за этих ребят. Нельзя просто так спеть You’ll Never Walk Alone (Ты никогда не будешь один – Sports.ru). Надо жить этим девизом».
Еще один пример того, что «Ливерпуль» действительно так и делает.
Фото: globallookpress.com/COLORSPORT/TERRY DONNELLY, Wasawat Lukharang, Marvin Ibo; Gettyimages.ru/Alex Livesey